Развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством здоровье сберегающих технологий
статья (подготовительная группа) на тему

Белова Ирина Валерьевна

Представляю вашему вниманию методическую разработку, которая поможет систематизировать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укреплению психологичкского и физического здоровья. В работе вы познакомитесь с характеристикой разных видов здоровьесберегающих технологий (валеологические распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, пальчиковые игры и.т.д.), позволяющие формировать и развивать певческие навыки у детей 5-7 лет. Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevcheskikh_navykov.docx51.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования города Екатеринбурга

Отдел образования Администрации Верх – Исетского района

Тема:

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

                                                                                                   Выполнила:

музыкальный руководитель

                                                                               МБДОУ - детский сад  № 9

                                                                              Белова Ирина Валерьевна

г. Екатеринбург 2014 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

1 Особенности развития певческих навыков у детей подготовительной к школе группы……………………………………………………………………….

2 Целесообразность использования здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей подготовительной к школе группы……………………………………………………………………………….

3 Работа по развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством  здоровьесберегающих технологий……………….............

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………….

Введение

Дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, дающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога – развить музыкальные способности ребенка, познакомить его с музыкой.

Еще в младенчестве, мы можем увидеть, что одним из первых источников  радости детей является песня матери. Младенец в колыбели, не понимающий слов успокаивается под пение матери, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребенка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности.

 Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение должно присутствовать в жизни ребенка, заполняя его досуг, помогая организовать творческие, сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Занятия пением являются важным средством музыкального воспитания и играют существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. 

Работая с детьми 6-7 лет, я столкнулась с проблемой – большинство детей поют крикливо, резко, напряженно, не чисто интонируют мелодию, часто их пение сводится к пению «говорком».  Поэтому  в своей работе я  акцентировала внимание на данной проблеме и определила тему аналитического отчета: «Развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством здоровьесберегающих технологий».

Для развития певческих навыков детей 6-7 лет считаю необходимым использовать  в своей работе здоровьесберегающие технологии так как:

- они помогут выявить и развить певческие способности и творческий потенциал каждого ребенка;

  - обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников.

Раскрытие этой темы очень актуально и своевременно, т.к. на сегодняшний день она пока не оформлена в систему теоретических и методических разработок и опровергает существующее мнение, что детский голос должен развиваться с 7 лет. Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют.  Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, т.к. в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимого объема памяти, развития восприятия, воображения, речевых функций.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

1. между потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и сложностью их реализации на практике;

2. между большим развивающим потенциалом здоровьесберегающих технологий  и ограниченным использованием в практике работы с детьми.

Цель. Основной целью моей деятельности явилось развитие певческих навыков детей подготовительной к школе группы посредством использования  здоровьесберегающих технологий. 

Объект исследования: процесс формирования  певческих способностей у детей подготовительной к школе группы.

Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии и их влияние на певческие способности детей подготовительной группы.

В соответствии с поставленной  целью, выделенным предметом и объектом определились следующие задачи исследовательской деятельности.

Задачи:

- развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма),  используя здоровьесберегающие технологии;

- развивать певческие навыки, укреплять и расширять диапазон певческого голоса   детей подготовительной к школе группы с помощью здоровьесберегающих технологий;

- повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям) с помощью здоровьесберегающих технологий;

- разработать систему специальных упражнений по развитию певческих навыков у детей подготовительной к школе группы, средствами здоровьесберегающие технологии

 - составить картотеку пальчиковых игр для детей подготовительной к школе группы;

        - систематизировать картотеку дыхательных и артикуляционных упражнений  для детей подготовительной к школе группы.

- разработать систему консультаций для воспитателей и родителей  по развитию певческих способностей у детей подготовительной группы используя здоровьесберегающие технологии;

- разработать проект « Музыкальная гостиная» с целью привлечения родителей к развитию музыкальных способностей детей подготовительной группы;

В соответствии с задачами, объектом и предметом исследования можно выдвинуть следующую гипотезу: если  использовать здоровьесберегающие технологии, то развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы будет более эффективным и приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будут совершенствоваться основные певческие навыки.

1 Особенности развития певческих навыков у детей подготовительной к школе группы

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

 Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

В  дошкольном  детстве голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки дошкольника еще недостаточно развиты, связки короткие и тонкие, небо малоподвижное. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем голосовой (верхний), поэтому голоса детей не сильные, хотя порой и звонкие, требуют к себе бережного отношения. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми дошкольного возраста надо использовать песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие звуки должны быть проходящими. Лишь к 7 годам голосовой аппарат ребенка в целом формируется - голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Удобными (примарными) звуками для дошкольников являются «ми» - «си» первой октавы, именно в этом диапазоне звучание детских голосов более легкое, естественное. Всё более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинство детей 6-7 лет уже может воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса, улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый ребенком уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Для успешного обучения дошкольников пению необходимо сформировать у детей навыки и умения, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть (стоять) прямо, не поднимая плеч, стул должен соответствовать  росту ребенка. Певческая установка способствует формированию правильной осанки у ребенка и влияет на его физическое развитие.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для дошкольного возраста не характерно певческое диафрагмальное дыхание. Во время пения он дышит поверхностно, рефлекторно.  Вдох должен быть быстрым, глубоким, бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом нужно следить за положением языка, губ, свободным движением нижней челюсти. Пение помогает сформировать правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Занятия пением значительно сокращают заболевания дыхательной системы, носоглотки. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики и является одним из средств укрепления организма дошкольников.  

 Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности. Для детей дошкольного возраста воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона детских песен.                Правильно  поставленное пение организует деятельность голосового аппарата,  развивает приятный тембр голоса. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Еще одним важным моментом в процессе обучения пению является работа над дикцией.

Плохая дикция оказывает негативное влияние на звукообразование и интонацию, а хорошее произношение создает предпосылки для выразительного исполнения, что помогает процессу пения. Добиваться этого следует раскрепощением артикуляционного аппарата. Поэтому, велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.

Хоровые навыки – это взаимодействия ансамбля и строя.  Ансамбль (фр.) – слитность, т.е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное, чистое певческое интонирование.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Таким образом, все вышесказанное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным.

2 Целесообразность использования здоровьесбрегающих технологий в развитии певческих навыков у детей подготовительной к школе группы

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. В последние десятилетия  наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей в повседневных заботах, ежедневной суете не заботятся в должной мере о своем здоровье и здоровье своего ребенка. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Понимание проблемы привело меня к необходимому поиску инновационных методов и приемов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Изучив литературу по данной тематике, я пришла к выводу, что музыкальные занятия для дошкольников должны быть направлены не только на формирование основ музыкальной культуры, развитие эстетических и нравственных качеств личности, но и способствовать укреплению здоровья ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения .

Музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания

 Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Так, Пифагор, Аристотель считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле.  В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.  Музыкально-ритмические упражнения улучшают осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития  детей.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  здоровьесберегающих технологий.

         Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностного - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно - коммуникативные и другие. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся.

         Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие. Среди которых:  валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательной области «Музыка» при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности  детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребенка.

3 Работа по развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством  здоровьесберегающих технологий

В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки:  звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Я, как педагог стараюсь следить за своей речью, избегая повышения голоса. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. При работе с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Я не поощряю пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.

         В непосредственно образовательной деятельности перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности, используя для этого здоровьесберегающие технологии.  На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия.

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи:  предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. (Приложение)

В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывает «Музыкальный букварь» и «Музыка в детском саду» Н.Ветлугиной, «Учите детей петь» Т.М. Орловой , «Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайловой  и «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской.

Все эти песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же на занятиях я  использую упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков – “Потешки” (Приложение)

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей.  Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике. 

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.  Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);
  • формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох);
  • тренировать силу вдоха и выдоха;
  • развивать продолжительный вдох.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка.

В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

В своей работе я  использую несложные упражнения дыхательной гимнастики  А. Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. (Приложение)

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • формировать артикуляцию различных звуков;
  • закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
  • увеличить объем слуховой памяти и внимания;
  • учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
  • развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
  • совершенствовать дикцию;
  • развивать чувство ритма;
  • совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусывать кончик языка, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку);
  • работа с губами (покусывать зубами верхнюю и нижнюю губу, оттопыривать нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу)

На музыкальных занятиях я провожу артикуляционную гимнастику  в игровой форме, что усиливает интерес к упражнениям. В основе артикуляционных упражнений лежит система В.Емельянова. 

Регулярное использование артикуляционных упражнений  улучшает качество речи детей и,  соответственно, качество пения. В результате этой работы повысились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшилась музыкальная память, внимание. 

Важное  место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры.  Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

 Я использую  в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку.  Они развивают двигательные качества, развивают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Одной из форм творческой работы с детьми на музыкальных занятиях являются речевые игры. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

    Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.  

В непосредственно образовательной деятельности я использую речевые игры Т. Тютюнниковой. Использование  речевых игр  эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Таким образом, описанные выше здоровьесберегающие технологии позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Развитие певческих навыков дошкольников происходит не только в легких и удобных попевках, играх и упражнениях, но и в песнях. Разучивание песни происходит не только традиционным способом – сидя на стульчиках, но и нетрадиционно – стоя, сидя на ковре или в форме круга.

Круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребенок ощущает свою значимость для других детей, чувствует их поддержку и защиту. Для возникновения у воспитанников интереса необходимо сделать показ песни и её разучивание игровым.

Игровые варианты показа песни.

1.Показ песни с движениями - паузами.

2.Показ песни «с превращениями»

3.Показ песни во время релаксации детей.

4.Показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки).

5.Показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.

Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из её содержания, с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.

Для возникновения интереса к разучиванию песни на занятии использую игровые приемы, например:

Педагог ходит внутри круга и поет песню. Как только песня перестала звучать, педагог останавливается. Ребенок, напротив которого он встал, берет из рук педагога цветок или шумовой инструмент и продолжает ходить под пение педагога по кругу. Теперь он ведущий. На следующую паузу в пении ребенок останавливается и отдает предмет тому, перед кем он остановился и т.д.

«Превращаем» детей в птиц, лошадок, медведей зайцев и т.д. Условно птицы летают по всему залу, но как только услышат раскаты грома (звуки барабана), сразу собираются на своем дереве и затихают. В это время педагог поет новую песню или ее часть. Как только пение прекращается, птицы снова летают по всему залу.

После того, как «превращенные» в зайцев дети вдоволь порезвятся, по сигналу они, уставшие, ложатся на пол отдохнуть (своего рода релаксация – расслабление) и слушают пение педагога.

Под пение педагога дети отмечают метр песни хлопками, шлепками.

Во всех вариантах показы песен делаются без музыкального сопровождения, т.к. слух детей должен постоянно слышать образец точного пения, которому можно подражать. Дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, начинают сами подпевать.

Разный уровень певческих способностей у детей создает большие трудности в разучивании песен. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание, создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. Для того чтобы неточное пение по возможности не звучало на занятии, использую следующий прием: делю всех детей на «птичек» - правильно поющих и «рыбок» - с неустойчивой интонацией. Первые поют все, а вторые поют вслух то, что у них получается правильно. То, что у них не получается, они поют как «рыбки», т.е. открывают рот, артикулируют точно, ритмично, но поют про себя, без звука.

Для начала можно всей группой попеть «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе «птичками» и «рыбками».

Этот прием очень эффективен, главное - не спешить, не ждать быстрых изменений. В результате дети станут чисто интонировать, но каждый, в силу своих возможностей, научится этому в разные сроки.

Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.

Надо отметить, что успех проводимой  музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

 В детском саду осуществляется активное сотрудничество с родителями, проводится анкетирование, например, анкета по теме «Воспитываем музыкального ребенка». Родители получают информацию по музыкальному воспитанию через консультации, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.  

Они могут наглядно убедиться в успехах своих детей на музыкальных занятиях в дни открытых дверей в ДОУ. Проводятся совместные музыкально-спортивные праздники, развлечения, конкурсы родителей с детьми (например «А ну-ка, мамочки»; «Мой папа самый сильный»; «Сделай музыкальный инструмент своими руками») и другие. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях.  

Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому рекомендую родителям чаще читать с детьми, сопровождая чтение спокойной музыкой, советую посещать музыкальные театры, спектакли, концерты, праздники с участием взрослых и детей.

Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребенка людьми. Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор, который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребенка к музыкальному творчеству.

Совместная работа музыкального руководителя и педагогов ДОУ способствует успешной работе коллектива и положительной динамике показателей музыкально-эстетического развития детей.

В проведении занятий активно помогают воспитатели. Они часто выступают перед детьми и как исполнители поют песню, играют на музыкальных инструментах, танцуют, демонстрируют художественную игрушку, персонажей кукольного и других театров.

Особо важную роль играет воспитатель, при руководстве художественной, музыкальной самостоятельной деятельностью детей в их повседневной жизни. Здесь необходим тонкий подход к оценке деятельности детей, применение косвенных методов, побуждения их к самостоятельной деятельности. Воспитатель осуществляет психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность и требовательность, уважение к правилам, которые «любит музыка» (например, музыка «любит» тишину). Воспитатель знакомит детей с художественной литературой, с композиторами, играет в дидактические игры, разучивает песни, не требующие привлечения музыкального руководителя.

С целью широкого распространения опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности  с детьми используются различные формы работы с педагогическим коллективом:

- консультации для воспитателей: «Музыкально-дидактические игры для развития певческих способностей», «Как организовать свободный досуг детей», «Музыкальные инструменты своими руками», «Значение музыкально-ритмических и пальчиковых игр в развитии певческих способностей детей» (Приложение);

- практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание песенного репертуара, используя здоровьесберегающие технологии;

Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.

Заключение

Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос.

О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях). Его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.  

И задача музыкального руководителя – помочь ребенку научиться правильно владеть этим прекрасным инструментом – голосом. Следует обратить внимание на особенности внедрения нетрадиционных методов  и способов развития певческого голоса детей в детском саду:

  • все занятия необходимо организовывать только в игровой форме.
  • вся работа построена на принципе индивидуального подхода, то есть «глаза в глаза»
  • необходимо диагностировать уровень развития певческого голоса каждого ребёнка для определения положительной динамики и эффективности проведённой работы.
  • важно внимательно подбирать песенный репертуар и уметь транспонировать его в фальцетный или грудной режим в зависимости от естественного диапазона каждого ребёнка.
  • следует тщательно  отслеживать состояние здоровья верхних дыхательных путей ребёнка, не допускать к занятиям пением во время инфекций голосового аппарата.
  • важно вести разъяснительную работу среди родителей, воспитателей и руководителей дошкольного учреждения, доказывая, что развитие певческого голоса – это монотонный длительный процесс, а не скоропостижное выучивание песенок для пения их на концерте.
  • следует донести до родителей и воспитателей важность бережного отношения к голосу ребёнка как к растущему, формирующемуся организму, развитие которого требует грамотного тактичного руководства со стороны взрослых.

В завершение следует отметить, что систематическое использование   здоровьесберегающих технологий    создает благоприятные условия для развития певческого голоса дошкольников на более высоком уровне, позитивно влияет на уменьшение различных недостатков в пении детей, играет важную роль в охране детского голоса, способствует самореализации личности ребёнка.

Список использованной литературы:

О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград: «Учитель», 2013 г.

Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 1989г.

Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса», 1999 г.

Метлов Н.А. «Музыка детям», М., «Просвещение», 1985 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет», М., «Просвещение», 1987 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет» М., 1988 г.

«ФиС»: «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» № 11` 2003 г.