Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.
проект по окружающему миру

Степаненко Лариса Петровна

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, представленные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают развитие у детей: «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, самостоятельности и инициативы...». Достижение этих ориентиров невозможно без главного стимула деятельности– познавательного интереса детей. Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.  

Таким образом, для того чтобы познавательный интерес ребенка постоянно подкреплялся и возрастал, получал импульсы для развития, необходимо создавать соответствующие условия. Исследования в области дошкольного образования, показали, что развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством: использования современных информационных технологий, экспериментирования, методов ТРИЗ, игровой деятельности.

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является–игра, то можно предположить, что эффективным средством развития познавательного интереса детей будут игры-экспериментирования. К играм– экспериментированиям относятся: игры с игрушками, оптимизирующими эксперимент; игры с природным материалом; игры-экспериментирования с животными; особые игры, в которых ребенок экспериментирует на материале общения со взрослыми и с другими детьми; современные игры- экспериментирования на основе компьютерных программ для детей.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.)

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т. к. она:

- Личностно ориентирована;

- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Детско-взрослый проект «Весна пришла» в старшем дошкольном возрасте.

Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта. Сформировать чувство гордости за родную природу. Вызвать желание и интерес у детей знакомится с картинами русских художников.

Задачи:

- расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего сна, увеличился световой день, появление первой травы, цветов, прилет птиц, о труде людей весной;

- расширять и углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;

- продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;

- воспитывать любовь к природе;

- развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию, познакомить детей с весенними приметами, загадками, пословицами, поговорками;

- чтение и разучивание стихов русских поэтов о весне;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных.

Предполагаемый результат:

Расширение представлений детей о живой и неживой природе, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников. Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе совместной деятельности. Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях. Расширятся знания детей о весне, ее признаках.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Подбор методического материала.

2. Подбор материала для чтения детям, наглядно-иллюстративного материала.

3. Поиск необходимой информации в интернете.

4. Составление бесед о весне и весенних признаках с определением темы и даты бесед.

Основной этап:

1. Чтение с детьми литературы о весне.

4. Просмотр познавательных видео фильмов

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Беседа "Признаки весны"

Работа по картинке

Составление повествовательных рассказов о времени года весна

Чтение художественной литературы «Сказка о весне

Чтение художественной литературы "Как весна зиму поборола"

Чтение художественной литературы

«Разговор птиц весной»

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация для родителей

2. Изготовление своими руками поделок на тему: "Птицы нашего края"

Заключительный этап:

1. Оформление творческих работ детей

2. Оформление выставки "Птицы нашего края"

Таким образом, в рамках проекта работа получилась познавательной и творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью воспитателей и родителей. У детей расширился кругозор и представления об окружающем мире. В результате чего дети овладели конкретными знаниями, научились делать выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. В результате проекта дети увидели, как серьезно оценивают их творчество и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.

В результате проведения проекта дети научились работать в коллективе, прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познавать мир. А также совместно с родителями дети изготавливали поделки по теме «Птицы нашего края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Самообразование. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...