Главные вкладки

    Консультация по математике (подготовительная группа) по теме:
    Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

    Пушкарева Оксана Юрьевна

    Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_imeet_ogromnoe_znachenie_v_zhizni_doshkolnika.docx15.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра имеет огромное значение в жизни дошкольника. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать  и направить в целях решения определенных учебных задач. Наиболее трудным предметом дошкольного возраста является математика.

    Игры, которые можно использовать для формирования математических представлений у детей.

    Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой детям предлагаются такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и 1 раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Можно использовать такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравится игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравится писать на спине друг у друга или на ладошке.

    Можно использовать дидактический материал под названием «Игры Воскобовича». Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр и цветов.

    При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру «Пара слов» (например, мы говорим детям «круг» - дети называют предмет, похожий на круг – «руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: мы называем предмет, а дети – форму). Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит. (Например, три объемные фигуры, а одна плоскостная). Также используются такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьеныша».  Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используют игры: «Геометрическое лото», «Кодирование фигур». Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

    Можно использовать игры с палочками. Сначала давать простые задания. Например, выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предложить составить 2 разных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек (используя угол стола).

    В подготовительной группе можно знакомить детей с различными линиями. Учим детей различать жесткие и гибкие линии, например, палка – веревка. После того, как дети познакомятся с понятием «отрезок», можно провести игру «Сколько отрезков» - начертить отрезок, обозначить его буквами АБ, затем разделить отрезок точкой В и предложить детям сосчитать сколько получилось отрезков.

    Работая по разделу «Измерение величины» кроме обычных, всем известных методов используются такие игры: измерить шагами, пальцами условной меркой. Помогите найти ответ на нестандартные вопросы:

    • Как измерить длину ядовитой змеи?
    • Чем можно измерить силу человека?
    • Чем измерить шум дождя? Его силу?

    По разделу «Количество и счет» также используются дидактические игры. Например, «Чет-нечет», «Назови число на единицу больше меньше». Интересно проходят игры «Сколько нас без одного» (обратный счет), «Какое число я задумала».

    При изучении чисел второго десятка можно использовать игры: «Кто знает, пусть дальше считает», «Какие числа пропущены»,  «Назови соседей». Чтобы детям было интересней выполнять задание, можно превратить сухое решение примеров в развивающую игру «Оживи картинку». Детям дается картинка с написанными примерами и предлагается раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету. Это задание дети любят и выполняют с особым удовольствием.

    При формировании циклических представлений можно предложить такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней».

    Очень часто используются задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать какобычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся знания. Такие задачи-шутки используются в проведении математических досугов. Например, «Сколько орехов в пустом стакане?», «Сколько лап у двух медвежат?».

    В заключении хочется сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    \'Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным в отношении становления музыкальности. Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребе...

    Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

    Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра...

    Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

    Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно пе...

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

    В дошкольном возрасте развитию математических способностей должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышени...

    Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

    Современное состояние детской игровой культуры : проблемы и решения....

    Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются: • формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме; • научить разбираться в соотношении звуков по высоте...