Главные вкладки

    Статья по математике (средняя группа) на тему:
    Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

    Короткина Лариса Ивановна

    Современное состояние детской игровой культуры : проблемы и решения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Короткина Л.И., воспитатель

    ГБДОУ детский сад №40 Приморского района

    г.Санкт-Петербурга

    Роль игры в развитии математических способностей

    детей дошкольного возраста

       Математика (от греческого mathema – знание, учение, наука) наука о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира. Математика – мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей . Самое главное - это привить интерес ребенка к познанию, развить способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

      Развитие интереса к математике начинается с самого раннего возраста, обучение сопровождается использованием занимательных игр, упражнений, развлечений. Роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлечь и развлечь детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

      В процессе математических игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, разнообразие геометрических форм. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, видоизменить, смоделировать, сгруппировать, обобщить, осваивают элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

      Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем и самым тесным образом связаны с образовательным процессом. Разнообразие дидактических игр и упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный  материал. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание, создают предпосылку к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыкам. Вначале увлекает игровое действие, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому  предмету обучения.

      В процессе игр происходит развитие познавательных процессов восприятия: память, внимание, воображение, развиваются творческие способности, приобщение его к сложному интеллектуальному труду (моделирование, конструирование).

         В своей работе с детьми второй младшей группы я использую множество развивающих игр,  как на занятиях , так и в повседневной жизни. Ведь игра это – основная деятельность детей особенно в этом возрасте.

         На  занятиях по пониманию количественных отношений я использую множество  дидактических игр с игрушками, а также с картинками, изображающими  предметы. В процессе не сложных игр с этим материалом у детей закрепляется понятие « много и один», они  составляют группы из однородных предметов, выделяют из них отдельные предметы. Например, понятие « один- много» можно обыграть в игре «Угости игрушки». Можно предложить детям покормить зайку и куклу. Зайка голоден, он ест много морковок. А кукла только одну.

        Величина. При сравнении предметов можно также  использовать разнообразные игры. Например, соизмерение двух лент по длине в игре «Домики и дорожки». Для этой игры понадобиться три кубика -домика и три маленькие игрушки , игрушки ставятся на кубики, которые  располагаются на разном расстоянии друг от друга, а также ленты-дорожки  разной длины  от одного кубика к другому. Можно рассказать детям историю о том, что эти звери друзья, они  ходят  друг к другу в гости. Предложить детям узнать,  какая дорожка от домика зайки длиннее, какая короче : дорожка к домику ежика или к домику мишки.

         Также эффективны игры «Что делают матрешки», «Разберем и соберем», целью проведения всех этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.

         Собираясь с детьми на прогулку можно предложить детям сравнить свои шарфы по длине и ширине; на прогулке можно сравнить по высоте деревья и по длине скакалки и т.п.

         По ознакомлению детей  с формой на занятиях можно использовать разнообразные  дидактические игры : «Назови, что в руке», «Покажи мишке красный круг» и т.д. можно также выполнить разные поделки из бумаги, например, флажки квадратной и треугольной формы; закладки с геометрическими фигурами. Также очень способствуют ознакомлению детей с геометрическими фигурами такие игры как «Закрой окошко», «Где твой дом?», «Принеси и покажи», «Украсим коврик», «Геометрическое лото», «Найди заплатку», «Соберем бусы». В этих играх создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму. Такая ситуация возникает благодаря тому, что рассматривание становится условием игрового общения детей друг с другом и с воспитателем или успешного решения интересной для детей игровой задачи. Дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы. Предлагая ребенку рассматривать предмет со всех сторон, взрослый побуждает его к согласованному движению глаз и руки по контуру формы. Своеобразие этого приема заключается в том, что рука ребенка, обводя контур предмета, как бы ведет за собой его взор.

        В повседневной жизни можно рассматривать с детьми посуду, мебель, находить в них знакомые детям геометрические фигуры, игра «На что похоже».

         Ориентировка в пространстве. Развиваем умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные  направления от себя : лево, право, впереди, сзади, сверху, снизу. Это происходит в режимных моментах: умывание, одевание, утренняя и бодрящая гимнастики. Дидактические игры с игрушками также способствуют ориентировки в пространстве (куда пошла кукла, куда поехала машина, где сидит белка, куда спрятался котик и т.п.)

        Ориентировка во времени. Дидактические игры на формирование понятий «день-ночь, утро-вечер»-  Наш день», «День-ночь».

       Применение дидактических игр математической направленности повышает эффективность педагогического процесса, они способствуют развитию памяти, внимания, мышления, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

    Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

    \'Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным в отношении становления музыкальности. Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребе...

    Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

    Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра...

    Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

    Каждый из нас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно пе...

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

    В дошкольном возрасте развитию математических способностей должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышени...

    Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются: • формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме; • научить разбираться в соотношении звуков по высоте...