Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Сходство и различие прямоугольника и квадрата"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Морозова Татьяна Викторовна

Конспект занятия по ФЭМП для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skhodstvo_i_razlichie_pryamougolnika_i_kvadrata.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП "Сходства и различия"

(средний дошкольный возраст)

Программное содержание: формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, обучать детей счёту на слух, по осязанию.

Учить детей различать квадрат и прямоугольник, познакомить с некоторыми характерными признаками этих фигур: наличием углов, сторон, их количеством, соотношением сторон по размеру (у квадрата все стороны равны, у прямоугольника только противоположные стороны равны). Закреплять навыки порядкового счёта, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: "сколько?", "какой по счёту".

Различать понятия "вчера", "сегодня", "завтра". Правильно пользоваться этими понятиями.

Демонстрационный материал: модели прямоугольника и квадрата из картона. Персонажи сказки "Репка".

Раздаточный материал: мешочки с камешками, модели прямоугольника и квадрата, карточки с двумя свободными полосками.

Предварительная работа: заучивания стихотворения, разгадывание загадок, узнавание детьми прямоугольника и квадрата.

Ход занятия

Ребята, как вы думаете какое сейчас будет занятие? Сегодня на занятие к нам пришла гостья. Кто не скажу, а загадку расскажу.

С хозяином дружит

Дом сторожит

Спит под крылечком

Хвостик колечком.

Правильно это собака. А зовут её Жучка. Она хочет посмотреть как вы занимаетесь. Ребята, сейчас мы будем считать звуки и отсчитывать камешки.

Надо будет одновременно считать звуки и подвигать к себе камушки по одному. А затем сказать сколько раз ударил молоточек и сколько камешков вы положили на верхнюю полоску.

1 удар молоточком, 3раза, 4раза, 2раза.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья.

стих

Можно всё пересчитать

Сосчитать, измерить, взвесить

Сколько в комнате углов?

Сколько ног у воробьёв?

Сколько пальцев на руках?

Сколько пальцев на ногах?

Сколько в садике скамеек?

Сколько в пяточке копеек?

Ребята, как называются эти фигуры? Вы уже научились узнавать прямоугольник и квадрат. Сегодня мы выясним, чем они похожи и чем отличаются.

Положите слева перед собой прямоугольник, а справа квадрат.

Что есть у прямоугольника? (углы и стороны)

Как узнать сколько сторон у прямоугольника? Сосчитать. Сосчитайте.

Спросить 1-3 ребят. Итак, у прямоугольника 4 стороны и 4 угла. Посчитайте каждый у своего прямоугольника сколько углов и сторон.

Обведите рукой квадрат. Что есть у квадрата? Стороны и углы. Сколько сторон и углов?

Чем похожи прямоугольник и квадрат? У квадрата и прямоугольника по 4 угла и по 4 стороны. Этим они и похожи.

Посмотрите, одинакового ли размера стороны прямоугольника?

Есть ли у него равные стороны? Сколько их? Как доказать, что противоположные стороны равны?

Можно согнуть прямоугольник по противоположным сторонам. Совпали.

Да, стороны совпали, значит они равны.

Покажите две другие противоположные стороны. Докажите, что они равны.

А смежные стороны прямоугольника равны?

Как проверить? Правильно, прямоугольник надо согнуть, чтобы эти   смежные стороны приложить друг  к другу.

Равны ли эти стороны между собой? (они не равны)

Итак, сколько -же равных сторон у прямоугольника. (по две равные стороны)

Как расположены эти стороны? Друг против друга.

Что можно сказать о размере сторон квадрата? Как проверить, все ли стороны квадрата равны?  Верно, можно сгибать квадрат прикладывая одну сторону, к другой и увидеть равны ли они.

Проверьте, равны ли стороны квадрата.

Вызвать 1-3 детей, затем спросить:"Чем отличается прямоугольник от квадрата?"

Итак, мы узнали с вами, что у квадрата и прямоугольника есть сходство и различия.

У квадрата все стороны равны а у прямоугольника противоположные стороны равны.

Физкультминутка

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём

А сейчас нашей гостье расскажем сказку "Репка".

Ребёнок начинает рассказывать

Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая.

Кто пришёл первым тянуть репку?

Какой по счёту пришла бабка?

Кто пришёл по счёту третий?

Какой по счёту пришла Жучка?

Какой по счёту пришла кошка?

Какой по счёту пришла мышка?

А теперь поиграем как будто - бы плёнка пошла крутиться назад. ( как в филимоскопе)

Итак, первым должен уйти, тот кто пришёл последним.

Мышка.

Вторая по счёту уйдёт (кошка)

Третья по счёту уйдёт (Жучка)

Четвёртая (внучка)

Пятая по счёту (бабка)

Последним уйдёт дед.

Ребята, Жучка хочет поиграть с вами в игру "Закончи предложение"

Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

Днём мы обедаем, а завтракаем (утром)

Солнце светит днём, а луна (ночью)

Ужинаем мы вечером, а обедаем (днём)

Игра "Что сначала, что потом"

Что вы делали вчера?

Что вы будете делать сегодня?

Чем вы будете заниматься завтра?

Итак, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?

Жучке понравилось как вы занимаетесь и она решила остаться у нас в гостях до вечера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»Цель:- упражнять в умении называть и разли...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Квадрат»

На занятии в увлекательной форме дети знакомятся с некоторыми свойствами квадрата, упражняются в узнавании квадрата в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. Работа на занятии строится...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в 1 младшей группе. Тема: Геометрические фигуры: круг и квадрат

Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о геометрических фигурах – круге и квадрате.Задачи:Образовательные:- учить узнавать, различать и находить геометрические фигуры: ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Ознакомление детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом.

Возраст воспитанников: младший дошкольный. Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Знакомство детей...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: «Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник»

Данный материал содержит в себе конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: "Геометрические формы: кр...