«Увеличение — уменьшение»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Никитина Светлана Игоревна

Конспект занятия по математике с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Занятия по математике с элементами ТРИЗ

в старшей группе.

       

Воспитатель: Никитина С.И.

«Увеличение — уменьшение»

Цели: познакомить с приемом «увеличение - уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: мяч.

1.        Знакомство с волшебником.

В.: Сегодня к нам пришел еще один волшебник, он тоже невидимка, но он очень много чего умеет делать. Он умеет все превращать в большое или маленькое. Это он сделал так, чтобы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Его зовут Великан Крошка, потому что он сам тоже может быть громадным великаном ростом с...

(Воспитатель предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все их предположения отвечает: «Нет, еще больше!», пока не назовут «до космоса».)

Еще он может уменьшаться и становиться таким крошечным, как...

Аналогично воспитатель предлагает назвать детям различные степени уменьшения (можно в форме игры с мячом), контрольный ответ — «маленькие человечки» (молекулы).

2.        Решение проблемных ситуаций.

И.: Я тоже хочу изменять свой рост, как этот великан!

В.: Для чего тебе это нужно?

И.: Так интереснее, много можно сделать и успеть.

В.: Ребята, а вы бы хотели уметь изменять свой рост, как Великан Крошка? Когда бы хотели быть большого роста, когда маленького?

В.: А представьте, что Волшебник взял и выполнил ваши желания, — и вы все превратились в великанов, а вот это (воспитатель показывает на столики) -- крыши ваших домов. А как теперь вам попасть домой, где вы будете жить?

В.: Хорошо ли быть великаном, почему?

В.: Тогда Великан Крошка превращает вас в маленьких, крошечных человечков, меньше муравья. Вот вечером за вами в садик придет ваша мама, но ведь вас даже не увидит и не услышит, чтобы забрать домой. Что вы будете делать?

В.: Нравится ли быть крошками?

И.: А на самом деле вы и так и большие и маленькие, и великаны и крошки. Большие вы для кого? А маленькие по сравнению с чем?

3.        Физкультминутка «Великаны -- Крошки».

По команде «Великаны!» дети идут на носочках с поднятыми руками, по команде «Крошки!» — передвигаются на корточках, руки на коленях.

Воспитатель дополнительно использует слова, показывающие сравнение (типа «для слона», «для мухи» и др.), и названия сказочных героев (мальчик-с-пальчик, Бармалей и др.).

4.        Обсуждение сказки-задачи.

Жил-был мальчик. Было ему 5 лет. Звали его Кузя. Он был веселый, любил бегать, прыгать, рисовать, играть в разные игры, но был у него недостаток: он все время всех дразнил. Одному мальчику он говорил, что у него короткий нос, другому -- что у него большие уши, девочке -- что у нее толстые Щеки... И поэтому с Кузей никто не хотел водиться.

И вот однажды вечером, когда мальчик ложился спать, он разозлился, что с ним никто не дружит, и решил, что назавтра он будет не просто дразнить ребят, но и нарисует их портреты с короткими носами, длинными зубами, толстыми щеками, большущими ушами... И довольный сам собой, уснул...

Но его мысли подслушал Великан Крошка и превратил его в мальчика, которого никто никогда не видел: уши у него стали даже больше, чем у слона, они были до самой земли и еще немножко больше...

Когда Кузя проснулся, он вначале даже не понял, что с ним -случилось, что это за такие громадные подушки рядом с ним лежат, но когда подошел к зеркалу, то увидел, что это у него стали такие уши...

Кузя горько заплакал, но слезами горю не поможешь: уши меньше не становились. И надо умываться, завтракать, идти в детский сад...

Обсуждение: как «обращаться» с ушами в этих ситуациях: могут уши как-то помочь или только мешают, как их можно использовать? (Вместо полотенца — салфетки; как быть, если шапка на уши не надевается, а без шапки идти холодно; как идти по улице, если уши «подметают» землю и др.)

Наконец-то Кузя добрался в детский сад, его сразу же ок-
ружили ребята: ведь такого они никогда не видели... Кузя приготовился заплакать, думая, что ребята начнут его дразнить, но никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но тут пришла воспитательница и сказала:

Кузя, какие у тебя замечательные уши! Как тебе повезло!

А что хорошего в таких громадных ушах, одни неприят-
ности...

-        Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе приду
мать, чем такие уши могут быть полезными, что в них может быть хорошего?

Вопрос переадресовывается детям.

В этот день в садике было интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и как горку; в бассейне на них плавала вся группа; когда играли в футбол, Кузя отбивал мячи ушами и они летели прямо в ворота; когда стало жарко, Кузя замахал ушами так, что ветром нескольких маленьких ребят подняло на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благополучно спустились...

Вечером Кузя лег спать без одеяла: зачем, ведь можно и ушами укрываться...

-        Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Больше никогда никого не буду дразнить, — подумал Кузя, засыпая.

Воспитатель предлагает детям придумать окончание сказки.

5.        Практическая работа.

Нарисовать портрет волшебника Великана Крошки (великан должен быть сразу и большим и маленьким).

6.        Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение состояния предматематических представлений, преобразование множества путем увеличения и уменьшения на 1

Конспект совместного (педагог – ребенок – родитель) коррекционного занятия по ФЭМП (фрагмент), 7 лет, диагноз F71. ...

Тема: Уменьшение и увеличение количества предметов

Конспект занятия для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста...

Фантастические преобразования объектов с помощью волшебника Увеличения-Уменьшения.

Учить детей выделять в сказках приемы фантастических преобразований....

Подготовительная группа. Тема: «Увеличение и уменьшение числа на 1» Лексическая тема «Зимующие птицы»

Конспект НОД по математике на зимнюю тему для детей подготовительной к школе группы «Увеличение и уменьшение числа на 1»...

Осуществление вычислительных действий, связанных с увеличением и уменьшением на 1.

Осуществление вычислительных действий, связанных с увеличением и уменьшением на 1....

Домашнее задание. Соедини по точкам, Увеличение(уменьшение) числа на 1, Штриховка. Счёт

Материал распечатывается на листе А4 с двух сторон и складывается пополам. Задание можно предложить родителям выполнить дома совместно с детьми. Материал включает в себя 4 задания на разные темы по ра...