"Значение развивающих игр в развитии элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
статья по математике (старшая группа) по теме

Клыкова Ирина Васильевна

О развивающих играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: « Значение  развивающих игр в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

                                                                                                                                                                                  Без игры нет и не может быть

                                                                                                                                                                   полноценного умственного развития.

                                                                                                                                                                   Игра-это огромное светлое окно, через

                                                                                                                                                                   которое в духовный мир  ребёнка

                                                                                                                                                                   вливается живительный поток

                                                                                                                                                                   представлений, понятий.

                                                                                                                                                                   Игра-это  искра, зажигающая огонёк

                                                                                                                                                                   пытливости и любознательности.

                                                                                                                                                                                                               В.А. Сухомлинский

Актуальность.  В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. В играх нет реальной обусловленнности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в играх каких-либо целей, чем играть.

  «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, гибче глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала Н.К. Крупская.

Игра даёт возможность расширения впечатлений, представлений, вхождение детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

  Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.

  Работая воспитателем в детском саду на протяжении 15 лет, я большое значение в работе уделяю развивающим играм, которые имеют важную роль в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Что же такое развивающие игры? Мы знакомы с тем, что дети быстро теряют интерес к игрушке и игре. Это происходит из-за того, что дети маленькие и способности их ограниченны. Не происходит побуждения к усиленной умственной деятельности, не требуется значительного напряжения; дети удовлетворяют лишь сиюминутные потребности. Но этого очень мало для успешного  развития творческих способностей. Необходимы игры, моделирующие творческий процесс, создающие условия для развития интеллекта.

Такими играми являются развивающие игры. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, фигурок из картона, деталей конструктора. В развивающих играх развитие идёт от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Содержание игр определяет развитие различных интеллектуальных сторон ребёнка. Развивается внимание ,память(особенно зрительная), пространственное воображение, умение находить зависимость и закономерность, способность систематизировать.

   Исходя из вышесказанного и отводя развивающим играм важное значение в РЭМП детей дошкольного возраста, я могу прогнозировать результат – планомерное, последовательное ( от простого к сложному) применение развивающих игр в разных формах деятельности с дошкольниками от младшего возраста до подготовительной выпускной группы, приведут к количественным и качественным изменениям, которые произойдут в умственном развитии детей.

   Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воспитатели воздействуем на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

   Цель – дать детям знания в РЭМП посредством развивающих игр.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

Развивающие задачи.  Эти задачи направлены на становлении  психических процессов ребёнка: ощущении, восприятии, внимания, памяти, мышлении, речи воображении:

-развивать у детей образную память;

-развивать и совершенствовать сенсорные процессы ребёнка, используя игры на развитие ощущений и восприятия;

- способствовать развитию речи, как основы познавательной деятельности;

- развивать слуховое внимание;

- развивать у детей дисциплинированность.

Обучающие задачи.  Эти задачи направлены на формирование у детей деятельной способности и умений выполнения разнообразной деятельности ( изобразительной, вычислительной, речевой, театрализованной, конструктивной):

- развивать у детей навыки прямого и обратного счёта в пределах десятка;

- учить составлять целое из частей;

- развивать способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов;

- группировать предметы по форме, цвету, размеру;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- учить детей измерять длину разными мерками ( линейка, шаблон);

- научить обозначать пространственные отношения во времени(неделя, месяц).

Воспитательные задачи. Эти задачи направлены на становление и развитие у детей разнообразных личностных качеств и совершенствование на их основе, формирование культуры личности (культуры поведения, общения, познания, движения, творчества):

-воспитание культуры речевого общения;

-воспитывать у детей умение слышать друг друга;

-воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому;

-воспитывать в детях любознательность, активность, самостоятельность;

-воспитание волевых качеств.

   Насколько успешно будет развитие ребёнка в процессе обучения, зависит выбор методов работы – системы последовательных способов, направленных на достижение поставленных задач. Готовясь к занятию или другой работе по РЭМП (наблюдению, Д/и, индивидуальной работе, вечеру досуга) воспитатель подбирает методы работы. Их три:

1.Наглядный. Познание идёт через ощущение, восприятие, потому что познание дошкольника идёт через мир образов, предметов, звуков. Наглядный метод – это наблюдение. Я.А. Каменский называл наглядность «Золотым правилом дидактики».

Натуральная наглядность помогает познать окружающую действительность – игрушки, предметы быта, а так же звуки, движения, всё, что можно считать. В младшем возрасте натуральная наглядность используется чаще.

   В старшем возрасте используются более трудные наглядности – изобразительная наглядность. Это предметы нарисованные на карточках, таблицах. Так же используется схематическая наглядность – схемы, чертежи, планы. Это трудная для понимания детей наглядность и даём её, когда научим детей понимать простейшие чертежи, планы, когда идёт переход к логическому мышлению.

2.Словесный метод – способствует развитию логического мышления. Используется:

- при объяснении во время показа, когда нужно выполнить задание. При этом объяснение должно быть логическим, убедительным, немногословным. Выполнение действий при этом  должно быть эмоционально ярким;

- при беседе на занятии;

- при задании вопросов репродуктивного характера, поискового, обобщающего характера. При этом вопросы должен задавать не только воспитатель, но и дети;

- при указании- по ходу действия работы ребёнку напоминаем , например, посмотри внимательно или обрати внимание;

- при педагогической оценке. Словесное поощрение всегда радует детей, способствует активности, положительному результату, Причём в младшем и среднем возрасте она должна быть только позитивной, а в старшем возрасте оценка может быть и критической.

3. Игровой метод – вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, делает её интересной, и вызывает у ребёнка её решить с минимальными волевыми усилиями. Этот метод способствует развитию умственной активности детей, а так же моторной  активности, которая способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно.

  Особенностью игрового метода является то, что от ребёнка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Воспитатель следовательно так же играть с детьми и не применять никакого другого воздействия ( н-р, делать замечания).

Чтобы педагогический процесс являлся целостным, я использую следующие формы работы:

1. Регламентированная деятельность – специально организованное обучение. Проводиться с детьми в первой половине дня. Вечером индивидуально.

2. Совместная деятельность взрослого с детьми. Проводиться в течении всего дня. В младшем возрасте воспитатель сам вызывает активность детей, вовлекая в ту или иную деятельность. При этом необходима словесная положительная оценка. При этом организовывать совместную деятельность надо так, чтобы она не заканчивалась, а плавно перетекала в самостоятельную деятельность.

3. Самостоятельная деятельность детей. Эта деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребёнка. Для того, чтобы ребёнок самостоятельно организовывал свою игровую деятельность необходимо, чтобы была создана предметно-развивающая среда.

Самостоятельная деятельность возникает по инициативе ребёнка. Здесь задача педагога заключается в том, чтобы поставить ребёнка в ситуацию выбора в соответствии с его интересами, особенно в старшем возрасте. Ребёнок самостоятельно находит себе занятие.

Вывод: весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребёнка.

  Рассмотрим подробнее, какое влияние оказывают развивающие игры на РЭМП у детей у детей дошкольного возраста.

  Все развивающие игры я для себя разделила на  группы (см.приложение – таблица №1).

ПРИМЕРЫ ИГР Я ПРИВЕДУ:

1. «Сложи квадрат» Б.П. Никитин

Данная игра развивает у детей цветоощущение, помогает усвоить соотношение целого и части, формирует логическое мышление.

2. «Кубики для всех» Б.П. Никитин.

Игра развивает у детей пространственное воображение, учит умению комбинировать; она значительно сложнее, чем игры с обычными кубиками.

3. «Счётные палочки. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей преобразовывать фигуры из одной в другую, упражняют детей в умении выполнять целенаправленные поисковые действия.

4. «Цветные палочки Кюизинера». С их помощью идёт закрепление состава числа: дети строят сериационный ряд в порядке возрастания и убывания. Это и работа с цветом, и закрепление таких понятий, как высокий, низкий, длинный, короткий. Задания можно давать различные и по-разному их решать.

5. «Логические блоки Дьенеша». С помощью  блоков тоже можно решать различные задачи. Это форма, цвет, размер, толщина. Всё происходит в процессе различных предметно-игровых действий. Дети, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, размере, толщине блоков, упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, они рассказывают обо всех свойствах блока. Карточки-свойства помогают перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств ведут к словесно-логическому мышлению.

При помощи блоков Дьенеша решается множество задач. Это и развитие  умения  выявлять цвет, форму, размер, толщину . Например, игры: «На свою веточку», « Кто хозяин?»

В младшем и среднем возрасте дети указывают одно, два свойства, то в старшем возрасте указывают  три, четыре свойства блоков.

   

  В работе я использую следующие педагогические технологии, которые указаны в таблице №2.

  Для более эффективного применения развивающих игр в РЭМП я использую перспективное годовое планирование (таблица №3).

                                                                                                                                                                                                                      ТАБЛИЦА № 1

                                               Перечень  развивающих  игр  по  РЭМП

                                       в  дошкольном  возрасте  по  группам

                             

ИГРЫ С ЦИФРАМИ

ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ

ИГРЫ НА ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

- «Весёлый счёт»

- «Есть контакт»

- «Кубики – цифры»

- «Подарок       дошкольнику»

- «Счётовозик»

- «Я умею чтитать»

- «Мои первые цифры»

- «Арифметические весы»

- «Детям о времени»

- «Есть контакт»

- «Мои первые часы»

- «Часы и Белочка»

- «Неделя, стройся»

- «Время»

- «Кубики для всех»

- «Квадрат Воскобовича»

- «Трансформер- клубок»

- «Уникуб»

- «Логические блоки Дьенеша»

- «Цветные счётные палочки Кюизинера»

- «Лабиринт»

- «Части и целое»

- «Цветное панно»

- «Логические цепочки»

- «Сложи узор»

- «Контуры»

- «Геометрические фигуры»

- «Геометрическое лото»

- «На что похоже»

- «Геометрические формы»

- «Составь фигуру»

- «Магнитная мозаика»

                Перспективное  годовое планирование  использования развивающих игр

                                        В РЭМП  детей подготовительной группы.          

                                                                                                                                                                       ТАБЛИЦА  № 3

                                                                                                                                                     

       Месяц

                 Задачи  по  РЭМП

   Развивающие  игры

           Усложнения

   СЕНТЯБРЬ

1.Зрительное  распознавание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию;

2. Обозначение пространственных отношений на листе бумаги условными знаками, отношение во времени.

  1. «Геометрические

     формы»

  1.  «Путешествие  по стране Геометрии»

Найти геометрические фигуры в « шуме».

    ОКТЯБРЬ

1. Сравнение групп предметов, чисел на наглядной основе;

2. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке, место числа среди других чисел ряда.

  1. «Контуры»
  2. «Арифметические весы»
  3. «Я умею считать»

Составь и реши равенство

(сложение и вычитание)

    НОЯБРЬ

1.Самостоятельное придумывание задач, головоломок, загадок;

2.Развитие умения ориентироваться в двух и трёхмерном пространстве, в упражнениях на нахождения кубика, идентичного образцу.

  1. «Составь и реши задачу»
  2. «Весёлый счёт»
  3. «Кубики для всех»
  4. «Уникуб»

Придумывание задач в несколько действий.

   ДЕКАБРЬ

1.Самостоятельное составление планов, схем. Определение и условное обозначение временных отношений: сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год.

  1. Лабиринты, игры на нахождения предметов в окружающем пространстве, ребусы.
  2. «Детям о времени»

   ЯНВАРЬ

1. Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию свойств (н-р, треугольные, небольшие, красные);

2. Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур. Проявление самостоятельности и творчества в играх-головоломках.

     1. «Логические блоки Дьенеша» с использованием пособий: «На свою веточку», «Кто хозяин?».

     2. «Танграм».

     3. «Колумбово яйцо».

     4. «Квадрат Воскобовича».

     5. «Цветное панно»

Классификация геметрических фигур по наличию или отсутствию четырёх свойств блоков.

    ФЕВРАЛЬ

1.Сравнимость и относительность величин. Зависимость перехода: если первая величина сравнима со второй, а вторая с третьей, то первая сравнима  с третьей.

2.Определение зависимостей при делении целого на части.

  1. «Цветные палочки Кюизинера»
  2. «Части и целое».
  3. «Счётные палочки»

       МАРТ

1.Сложение и вычитание, прибавление и вычитание по единице при решении арифметических задач, примеров. Формулировка арифметического действия и способа его выполнения.

  1. «Составь и реши задачу»
  2. «Весёлый счёт»
  3. «Есть контакт»

Решить равенство в несколько действи, используя числовой отрезок.

     АПРЕЛЬ

1.Использование слов: «величина», «форма», «размер», «толщина», «геометрическая фигура», «Цвет» - для определения характеристики свойств объектов.

  1. «Логические блоки Дьенеша»
  2. «Геометрические формы»
  3. «Геометрические фигуры»
  4. «На что похоже?»
  5. «Геометрическое лото»

     МАЙ

1.Обозначение пространственных отношений во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год).

2.Состав числа из нескольких меньших чисел, Сложение и вычитание чисел при решении арифметических задач, находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 1 до 10

  1. «Неделя»
  2.  «Песочные часы»
  3. «Детям о времени»
  4. «Весёлый счёт»

Находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 10 до 20.


                        Педагогические   технологии

Логические блоки Дьенеша

Цветные счётные палочки Кюизинера

Развивающие игры Воскобовича

Развивающие  игры Никитина Б.П

- позволяет моделировать важные понятия не только в математике, но и в информатике;

-  способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений;

-  позволяет успешно в дальнейшем овладевать основами математики и информатики.

- позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения;

- подводит к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на…;

- позволяет научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками;

- дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «быть одного и того же цвета» и другие.

-  развивают познавательно – творческие способности

(игры с буквами, цифрами, знаками).

-  развивают способность детей к анализу и синтезу;

-  развивают способность комбинировать.

                                                                                                                                                                                                                 ТАБЛИЦА №2

   Список  используемой литературы:

  
 
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Ерофеева Т.И.  В кругу друзей математики. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.  23 – 26.
3. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.– М.: Просвещение, 1988. – 145 с.
4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.
5. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: Аркти, 2008.- 72 с.
6. Стожарова М.Ю. Математика – учимся играя. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – С. 77 – 86.
7. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 256 с.
8. Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. - М: Академия, 2002. – 208с.

 9.Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

План самообразования: Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимани...

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...

Консультация для педагогов «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему: «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»....

«Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр»

Рекомендации по развитию математических навыков у детей дошкольного возраста....