Консультация для педагогов «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Степанова Людмила Андреевна

Консультация для педагогов на тему: «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.75 КБ
Файл konsultatsiya.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства (наглядный и раздаточный материал) являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.


В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
— сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников.

Основным средством обучения является комплект наглядного  дидактического материала для занятий. В него входит следующее:   

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде;

- разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;
- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.


При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.


Дидактические средства должны меняться не только с учетом  возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они, в, свою  очередь, цифрами и т. п.


Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это — комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях. Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Дидактический материал используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.


Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.
К демонстрационным материалам относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;— мольберт для рисования;
— магнитная   доска   с   комплектом   геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
— карточки и таблицы;
— модели («числовая лесенка», календарь и др.);
— панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
— оборудование для проведения дидактических игр;
— приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).


Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, счеты, настенные часы и т. д.
К раздаточным материалам относятся:
— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;
— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;
— наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
— таблицы и модели;
— счетные палочки и т. д.


Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.


Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Раздаточный  материал  требуется  в больших  количествах в  расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей.

Тот и другой материал должен быть художественно оформлен:  привлекательность имеет большое значение в обучении малышей — с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка  от главного — познания количественных, пространственных и временных отношений.

Итак, каким же требованиям должен соответствовать наглядный материал?

-предметы для счета и их изображения должны быть известны детям;

 -наглядный материал должен быть разнообразным на одном занятии;

 -наглядный материал должен действовать на разные органы чувств (на слух, зрение, осязания) ;

 -наглядный материал должен быть динамичным, удобным,

 в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Особые требования предъявляются по методике использования наглядного материала.

При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал.

Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.

Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания.

Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал.

 Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП:

 -Многословие, неточность в постановке вопросов;

 -однообразие наглядного материала, заданий;

 -неверное расположение материала;

 -использование не эстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста» Подготовила: Степанова Л.А.

Слайд 2

Комплекты наглядного дидактического материала для занятий

Слайд 3

Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей

Слайд 4

Дидактические игры и упражнения для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников

Слайд 5

Разнообразные предметы быта

Слайд 6

Изображения предметов

Слайд 7

Требования к наглядному материалу по развитию ФЭМП детей дошкольного возраста П редметы для счета и их изображения должны быть известны детям; Н аглядный материал должен быть разнообразным на одном занятии; Н аглядный материал должен действовать на разные органы чувств (на слух, зрение, осязания ); Н аглядный материал должен быть динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...

«Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

   Чтобы воспитатели могли подготовить наглядный материал по формированию элементарных математических представлений  с учетом требований, они должны понимать, какими доступн...

Консультация для педагогов «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста».

Математическое развитие дошкольника – это те количественные и качественные изменения в познавательной деятельности детей, которые происходят в результате формирования элементарных математических...

«Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

laquo;Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»      Формирование элементарных ма...

Консультация для педагогов «Демонстрационные и раздаточные материалы по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежден...

Консультация для воспитателей «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста».

Математическое развитие дошкольника – это те количественные и качественные изменения в познавательной деятельности детей, которые происходят в результате формирования элементарных математических...

2022.Консультация для педагога по теме «Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

Роль демонстрационного и раздаточного материала по развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...