Главные вкладки

    Приключение в шахматном королевстве
    методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

    Формирова умение решать простые шахматные задачи

    Активизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priklyuchenie_v_shakhmatnom_korolevstve.doc116.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №34

     С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

    КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Интерактивная игра

    Приключение в Шахматном королевстве

     

             Выполнила

    воспитатель ГБДОУ детский сад №34

    Красногвардейского района  

      Исакова Наталия Владимировна

    Санкт-Петербург

    2014

    Приключение в Шахматном королевстве

         Задачи

    1. Формировать умение решать простые шахматные задачи
    2. Развивать внимания, память, воображение, логическое мышление, речь.
    3. Активизировать мышление за счет загадок, разгадывания кроссвордов

    Материалы

    - маски-шапочки шахматных фигур

    - макет ворот

    - кроссворд на листе ватмана

    - три письма

    - напольная шахматная доска

    - настенная шахматная доска

    - плоскостные шахматные фигуры

    - напольная шахматная фигура коня

    - настольные шахматные доски

    - карточки с адресами

    - ключ

    Ход занятия

    Дети в группе и занимаются своими делами. Вдруг раздается телефонный звонок.

    Голос: - Беда,  беда, в нашем королевстве беда. Украли принцессу, и наш король безутешно горюет.

    Воспитатель: - А какое это королевство?

    Голос: - Это очень интересное королевство и называется оно Шахматным. Наш Король со своей армией собирался в поход и вдруг такая беда. Помогите!!

    Воспитатель: - А как мы к вам доберемся?

    Голос: - Мы отправили к вам посланника, который поможет вам добраться до нашего королевства.

    Воспитатель: - Кто это? Алло, алло!! Связь оборвалась. Кого же нам ждать? Ребята, а где находится шахматное королевство? Кто там живет? Как называются шахматные фигуры? (ответы детей)

    Голос: - Я посланник шахматного короля. Я пришел показать вам дорогу в шахматное королевство.

    Воспитатель: - Кто это, ребята?

    Голос:  - Я загадаю про себя загадку, а вы отгадайте. Передвигается не косо и не прямо, а буквой Г – так шахматисты говорят.  (Конь)

    Воспитатель: - Мы должны пройти с конем по шахматному лабиринту. А где может быть шахматный лабиринт ( на напольной шахматной доске) Как ходит конь? Давайте превратимся с вами в коней и пройдем по шахматному лабиринту (Одеваем на голову шапочки-маски коней) Ребята, только будьте внимательны, не ошибитесь, а то мы не найдем послание.

    1. Коневой лабиринт - упражнение на развитие внимания и ориентировки на плоскости.

    Задача (коневой лабиринт)

        В конце шахматного лабиринта стоит напольная шахматная фигура с письмом на шее.

    Воспитатель: - А что у коня на шее висит? ( Письмо) Оно зашифровано. Давайте прочитаем.

    Письмо-задание: «Чтобы прочитать зашифрованное письмо, нужно разгадать кроссворд»

    1. Как называется шахматное сражение между двумя соперниками? (Партия)
    2. Кто ходит как слон и как ладья?                                                          (Ферзь)
    3. Как называется угроза королю?                                                           (Шах)
    4. Гладкий люблю я расчищенный путь,

    На шаг в любую сторону могу шагнуть.                                            (Король)

    1. Стою на самом краю,

    Путь откроют, пойду.

    Только прямо хожу,

    Как зовут не скажу.                                                                           (Ладья)

    Надо прочитать слово в желтых клетках                                              (Пешка)

    П

    А

    Р

    Т

    И

    Я

    Ф

    Е

    Р

    З

    Ь

    Ш

    А

    Х

    К

    О

    Р

    О

    Л

    Ь

    Л

    А

    Д

    Ь

    Я

    Письмо:  - Славная, маленькая пешка может спасти принцессу, если дойдет до неприятельского лагеря.

    Воспитатель: - Нам это письмо нужно отнести в шахматное королевство. Пусть наш посланник показывает дорогу. А дорога наша лежит через болото ( болото на шахматной доске). Смотрите у посланника записка, как нам лучше через болото пройти. Запоминайте дорогу.

    Упражнение на развитие слуховой памяти и ориентировке на плоскости.

    1. Идем от поля Е1 – 3 поля вперед, 3 поля вправо, 3 поля вперед, 2 поля влево, 1 поле вперед
    2. Идем от поля Е1 – 2 поля вперед, 3 поля влево, 3 поля вперед, 2 поля вправо, 2 поля вперед (задание дети выполняют на напольной шахматной доске)

    Воспитатель: - Ворота закрыты. Как же нам попасть в шахматный город?

    Голос: - Разнесите письма по адресам и узнаете чем открыть дверь.

          Воспитатель: - Давайте поможем жителям шахматного города, превратимся в почтальонов и разнесем письма по адресам.

     Упражнение на развитие устойчивости внимания. (Ребенок вслух читает адрес на конверте и кладет письмо на соответствующее поле. Карточки-адреса: A3, A4, B4, C3, C4, D4, E4, F4, C5, H3, H4, H5)

        Воспитатель: - Ребята, смотрите, что получилось? (ключ) Вот этим ключом мы и откроем ворота. Теперь новая трудность, никого нет. Как же нам передать послание королю?

       Голос: - Чтобы передать послание королю, надо выполнить задание на настенной шахматной доске.

         Упражнение  на развитие зрительного внимания.

    1. Игра  «Чего не стало?» - на настенной шахматной доске на разных полях находятся        7 плоскостных шахматных фигур. Дети закрывают глаза. Убираем одну фигуру, а 3-4 фигуры меняем местами. Дети должны угадать, какую шахматную фигуру убрали. (игра повторяется 3-4 раза)
    2. Игра «Поставь фигуру в свой домик» - на настольной шахматной доске стоят шахматные фигуры в начальном положении. Дети закрывают глаз все фигуры меняем местами. Надо поставить каждую шахматную фигуру на свое место.

       Воспитатель: - ребята, как вы думаете, какой шахматной фигуре мы должны отдать наше письмо, если на не пропускают к королю? (Ферзю) Почему? (Ферзь вторая по значимости шахматная фигура) Теперь наше послание дойдет до короля, и смелая пешка спасет принцессу. И это все благодаря вам. А теперь нам пора возвращаться в группу. И в этом нам помогут королевские слоны.

      Упражнение на развитие внимания и ориентировки на плоскости – на напольной шахматной доске построен слоновый лабиринт. Дети проходят лабиринт обходя все препятствия – задание меняется 4 раза.

    Воспитатель: Давайте с вами превратимся в шахматных слонов и в путь

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"

    Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?  Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...

    Собственная методическая разработка "В Шахматном королевстве".

    Данная презентация поможет детям закрепить основные правила игры в шахматы....

    Конспект занятия по изодеятельности для подготовительной группы: Шахматное королевство

    Дать детям представление о шахматах (об игре и ее атрибутах — фигурах. доске). Продолжать знакомить с жанром портрета (характер и настроение изображенных людей, их одежда, интерьер и пейзаж на заднем ...

    Сценарий деловой игры для педагогов «Путешествие в шахматное королевство»

    Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности знакомства детей с шахматной игрой, методов, приемов и форм педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представлени...

    Шахматное королевство.

    Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур....

    Конспект НОД «Приключения в шахматном королевстве»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен для детей дошкольного возрата подготовительной группы для обучения игре - шахматы с использованием интерактивной доски....

    Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

    Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....