Приключение в шахматном королевстве
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Исакова Наталия Владимировна

Формирова умение решать простые шахматные задачи

Активизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priklyuchenie_v_shakhmatnom_korolevstve.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №34

 С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Интерактивная игра

Приключение в Шахматном королевстве

 

         Выполнила

воспитатель ГБДОУ детский сад №34

Красногвардейского района  

  Исакова Наталия Владимировна

Санкт-Петербург

2014

Приключение в Шахматном королевстве

     Задачи

  1. Формировать умение решать простые шахматные задачи
  2. Развивать внимания, память, воображение, логическое мышление, речь.
  3. Активизировать мышление за счет загадок, разгадывания кроссвордов

Материалы

- маски-шапочки шахматных фигур

- макет ворот

- кроссворд на листе ватмана

- три письма

- напольная шахматная доска

- настенная шахматная доска

- плоскостные шахматные фигуры

- напольная шахматная фигура коня

- настольные шахматные доски

- карточки с адресами

- ключ

Ход занятия

Дети в группе и занимаются своими делами. Вдруг раздается телефонный звонок.

Голос: - Беда,  беда, в нашем королевстве беда. Украли принцессу, и наш король безутешно горюет.

Воспитатель: - А какое это королевство?

Голос: - Это очень интересное королевство и называется оно Шахматным. Наш Король со своей армией собирался в поход и вдруг такая беда. Помогите!!

Воспитатель: - А как мы к вам доберемся?

Голос: - Мы отправили к вам посланника, который поможет вам добраться до нашего королевства.

Воспитатель: - Кто это? Алло, алло!! Связь оборвалась. Кого же нам ждать? Ребята, а где находится шахматное королевство? Кто там живет? Как называются шахматные фигуры? (ответы детей)

Голос: - Я посланник шахматного короля. Я пришел показать вам дорогу в шахматное королевство.

Воспитатель: - Кто это, ребята?

Голос:  - Я загадаю про себя загадку, а вы отгадайте. Передвигается не косо и не прямо, а буквой Г – так шахматисты говорят.  (Конь)

Воспитатель: - Мы должны пройти с конем по шахматному лабиринту. А где может быть шахматный лабиринт ( на напольной шахматной доске) Как ходит конь? Давайте превратимся с вами в коней и пройдем по шахматному лабиринту (Одеваем на голову шапочки-маски коней) Ребята, только будьте внимательны, не ошибитесь, а то мы не найдем послание.

  1. Коневой лабиринт - упражнение на развитие внимания и ориентировки на плоскости.

Задача (коневой лабиринт)

    В конце шахматного лабиринта стоит напольная шахматная фигура с письмом на шее.

Воспитатель: - А что у коня на шее висит? ( Письмо) Оно зашифровано. Давайте прочитаем.

Письмо-задание: «Чтобы прочитать зашифрованное письмо, нужно разгадать кроссворд»

  1. Как называется шахматное сражение между двумя соперниками? (Партия)
  2. Кто ходит как слон и как ладья?                                                          (Ферзь)
  3. Как называется угроза королю?                                                           (Шах)
  4. Гладкий люблю я расчищенный путь,

На шаг в любую сторону могу шагнуть.                                            (Король)

  1. Стою на самом краю,

Путь откроют, пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут не скажу.                                                                           (Ладья)

Надо прочитать слово в желтых клетках                                              (Пешка)

П

А

Р

Т

И

Я

Ф

Е

Р

З

Ь

Ш

А

Х

К

О

Р

О

Л

Ь

Л

А

Д

Ь

Я

Письмо:  - Славная, маленькая пешка может спасти принцессу, если дойдет до неприятельского лагеря.

Воспитатель: - Нам это письмо нужно отнести в шахматное королевство. Пусть наш посланник показывает дорогу. А дорога наша лежит через болото ( болото на шахматной доске). Смотрите у посланника записка, как нам лучше через болото пройти. Запоминайте дорогу.

Упражнение на развитие слуховой памяти и ориентировке на плоскости.

  1. Идем от поля Е1 – 3 поля вперед, 3 поля вправо, 3 поля вперед, 2 поля влево, 1 поле вперед
  2. Идем от поля Е1 – 2 поля вперед, 3 поля влево, 3 поля вперед, 2 поля вправо, 2 поля вперед (задание дети выполняют на напольной шахматной доске)

Воспитатель: - Ворота закрыты. Как же нам попасть в шахматный город?

Голос: - Разнесите письма по адресам и узнаете чем открыть дверь.

      Воспитатель: - Давайте поможем жителям шахматного города, превратимся в почтальонов и разнесем письма по адресам.

 Упражнение на развитие устойчивости внимания. (Ребенок вслух читает адрес на конверте и кладет письмо на соответствующее поле. Карточки-адреса: A3, A4, B4, C3, C4, D4, E4, F4, C5, H3, H4, H5)

    Воспитатель: - Ребята, смотрите, что получилось? (ключ) Вот этим ключом мы и откроем ворота. Теперь новая трудность, никого нет. Как же нам передать послание королю?

   Голос: - Чтобы передать послание королю, надо выполнить задание на настенной шахматной доске.

     Упражнение  на развитие зрительного внимания.

  1. Игра  «Чего не стало?» - на настенной шахматной доске на разных полях находятся        7 плоскостных шахматных фигур. Дети закрывают глаза. Убираем одну фигуру, а 3-4 фигуры меняем местами. Дети должны угадать, какую шахматную фигуру убрали. (игра повторяется 3-4 раза)
  2. Игра «Поставь фигуру в свой домик» - на настольной шахматной доске стоят шахматные фигуры в начальном положении. Дети закрывают глаз все фигуры меняем местами. Надо поставить каждую шахматную фигуру на свое место.

   Воспитатель: - ребята, как вы думаете, какой шахматной фигуре мы должны отдать наше письмо, если на не пропускают к королю? (Ферзю) Почему? (Ферзь вторая по значимости шахматная фигура) Теперь наше послание дойдет до короля, и смелая пешка спасет принцессу. И это все благодаря вам. А теперь нам пора возвращаться в группу. И в этом нам помогут королевские слоны.

  Упражнение на развитие внимания и ориентировки на плоскости – на напольной шахматной доске построен слоновый лабиринт. Дети проходят лабиринт обходя все препятствия – задание меняется 4 раза.

Воспитатель: Давайте с вами превратимся в шахматных слонов и в путь

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Приключения в шахматном королевстве»

Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен для детей дошкольного возрата подготовительной группы для обучения игре - шахматы с использованием интерактивной доски....

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....

Шахматный кружок в старшей группе «Шахматное королевство»

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. В детском саду дл...