Главные вкладки

    Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
    консультация по математике (младшая группа) по теме

    В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является большой помощью для родителей в закреплении сенсорных эталонов  у детей дома.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry.docx29.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка №20 «Дружный хоровод»                                                                                                                                                        

    Тема:«Дидактические игры, как средство формирования  сенсорных эталонов  у детей раннего  возраста»

    Из опыта работы                                                                                                                                           воспитателя

    Земцовской  И.П.

    Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

    Задачи:                                                                                

    -Формировать у детей представления о простейших перцептивных действий с предметами.

    -Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу.

    -Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и свойствами.

            Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

            Изучив теоретическую сторону вопроса, я убедилась, что сенсорному развитию в младшем дошкольном возрасте отводится важнейшее место, однако практический опыт применения дидактических игр, как эффективный метод сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста предоставлен недостаточно и нуждается в дальнейшей разработке с учетом новейших психолого-педагогических исследований, что подтверждает актуальность выбранной темы.

            Основная задача в моей работе по ознакомлению малышей со свойствами предметов – это обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу.

            Проводимая мной работа готовит почву для последующего усвоения сенсорных эталонов, она строится таким образом, чтобы дети имели четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, умели пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов.

            При анализе диагностик проводимых раннее, мною было отмечено, что накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3 – 4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомство с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, т. к. в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.

            С восприятия предметов и явлений окружающей действительности начинается познание мира. Наиболее доступным, а на определенном этапе единственным, способом познания окружающих предметов и явлений в раннем возрасте становится их обследование с помощью различных органов чувств, развитие которых является одной из важных задач сенсорного развития детей.

    Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятия, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие ребенка можно назвать основой его интеллектуального развития, так как на восприятии предметов и явлений строится познание всех сторон окружающей действительности. В то же время оно имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие окружающего мира необходимо для многих различных видов деятельности, и от того, насколько полно и качественно происходит сенсорное развитие ребенка, зависит его всестороннее и гармоничное развитие в целом.

    В раннем возрасте сенсорное развитие приобретает неоценимое значение, так как оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение; дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

    Важной составляющей сенсорного развития в условиях ДОУ является усвоение детьми сенсорных эталонов - исторически сложившихся, общепринятых образцов внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов в раннем возрасте, несомненно, имеет важное значение, так как они отражают внешние свойства и признаки предметов, а дети раннего возраста как раз активно познают предметный мир. А умение выделять внешние признаки предметов, в свою очередь, позволяет определить и способы действий с ними.

     В системе своей работы в условиях ДОУ по сенсорному развитию детей раннего возраста среди прочих я уделяю наибольшее внимание усвоению детьми таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина. Это наиболее доступные для усвоения в раннем возрасте внешние признаки предметов, представляющих собой основу дальнейшего познания окружающей действительности.

     Также представляется возможным дать некоторые рекомендации из  моей работы, касающиеся усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста. Итак, при знакомстве детей с цветами предметов, не следует изначально добиваться их словесного обозначения, главное, чтобы дети научились соотносить слово с самим цветом; работу нужно проводить по принципу «от простого к сложному», то есть на начальных этапах предоставить детям ассоциативный эталон («красный, как помидор»), на основе которого происходит дальнейшее знакомство с цветом, а затем переходить к более сложным заданиям; также рекомендую использовать лишь чистые цвета с введением оттенков к трем годам. При ознакомлении детей раннего возраста с формой и величиной предметов я также придерживаюсь определенных правил, учет которых позволяет мне повысить эффективность работы в данном направлении. Начинать следует с простых, наиболее доступных пониманию детей фигур: квадрат, круг, треугольник; безусловно необходимо наглядно демонстрировать детям различие в величине и форме предметов и лучше для этого использовать реальные объекты и предметы, а игрушки для этой цели лучше оставить для более позднего периода, когда основные характеристики предметов уже будут усвоены детьми. Что касается величины, то знакомство детей с ней следует начинать после усвоения формы и цвета, а в раннем возрасте лучше использовать только предметы двух контрастных размеров (большой-маленький), без промежуточных значений, которые дети могут различать только в сравнении.

    Для ознакомления детей раннего возраста с такими характеристиками предметов, как цвет, форма и величина, я эффективно использую различные виды деятельности (экспериментирование, конструирование, изобразительную деятельность, игры с сенсорным материалом (шнуровки, прищепки, застежки, мозаика и другое), игры с песком и прочим природным материалом (листьями, шишками, цветами, глиной) и так далее), но наибольшее внимание уделяется мной дидактическим играм, организованным взрослым, так как они предоставляют широкие возможности для реализации всего круга задач данного направления.

    Работая с детьми, я увидела, что у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительной трудностью протекает различие и название цветов. Здесь я предоставила по несколько дидактических игр для каждого направления.

    Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет».

    1. «Накормим птичек»

    Материал: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение педагога), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий.

    Ход игры: педагог демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает детям покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Дети заполняют емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.

    2. «Спрячь мышку»

    Материал: домики, вырезанные из картона, с прорезями для окон и изображением мышек, цветные вкладыши-окна: красные, желтые, зеленые, синие.

    Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики с изображением мышек в окошках и просит спрятать мышек, то есть закрыть окошки вкладышами соответствующих цветов.

    3. «Бабочки»

    Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек (по количеству детей).

    Ход игры: педагог показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают.

    4. «Дорожка»

    Материал: разноцветные камушки (красные, желтые, зеленые, синие), пластилиновые основы по количеству детей с изображением домика.

    Ход игры: педагог предлагает вниманию детей пластилиновые основы и предлагает детям придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотрите, ребята, к вашим домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давайте мы вами сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Дети выкладывают камушки на основу, чередуя их по цветам.

    Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Форма».

    1. «Дополни картинку»

    Материал: картинки с изображением различных предметов на усмотрение педагога (машина, игрушки, посуда и другое), вкладыши различной формы, вырезанные из бумаги (круг, квадрат, треугольник).

    Ход игры: педагог демонстрирует детям картинки и просит подобрать детали соответствующей формы для наложения там, где это необходимо (колеса для машины и так далее).

    2. «Пуговицы на платье».

    Материал: пуговицы различной формы (квадрат, круг, треугольник), куклы.

    Ход игры: детям демонстрируются куклы с пришитыми на платья пуговицами определенной формы. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам! У них оторвались пуговки с платьев и все перемешались. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные пуговицы». Дети сортируют пуговицы по форме.

    3. «Что лишнее?»

    Материал: предметы различной формы (по несколько штук каждой). Предметы можно заменить картинками.

    Ход игры: вниманию детей предлагается ряд предметов (картинок), одинаковых по форме (например: мяч, диск, пуговица, колесо) и один предмет другой формы. Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, проговаривает их названия, назначение и, главное, форму. Затем просит детей внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний и почему. Дети, возможно с помощью педагога, выбирают предмет, форма которого отличается от формы других предметов.

    4. «Найди такой же»

    Материал: картинки с изображением геометрических форм: круга, квадрата, треугольника.

    Ход игры: педагог показывает детям картинку с изображением какой-либо геометрической формы и просит найти в помещении предмет такой же формы. Например, педагог показывает круг. Дети находят в группе мяч, тарелку, барабан, муляжи овощей и другое.

    Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина».

    1. «Уложим куклу спать»

    Материал: две куклы (большая и маленькая), две кроватки (большая и маленькая).

    Ход игры: в гости к ребятам приходят две куклы - большая и маленькая.

    Дети дают куклам имена, играют с ними. Затем педагог говорит, что куклы устали и хотят спать. Дети должны уложить кукол спать на кровати, но нужно внимательно посмотреть, какой кукле какая кровать подойдет. Педагог добивается от детей словесного обозначения величин (большой кукле - большая кровать, маленькой - маленькая).

    Данная игра научит деток соотносить предметы по величине, учитывая ее в практических действиях.

    2. «Спрячем шарики в ладошках»

    Материал: массажные шарики (большие и маленькие).

    Ход игры: педагог предлагает детям разнос с массажными шариками разной величины. Берет маленький шарик и просит детей взять в руки такие же, а затем спрятать их в ладошках. Далее берется большой шарик,и педагог просит спрятать его в ладошках. Дети убеждаются, что большой шарик спрятать невозможно. Все действия проговариваются педагогом и детьми с обязательным словесным обозначением величин.

    3. «Бусы»

    Материал: набор деревянных бусин по количеству детей (большие и маленькие поровну), нити либо шнуры для нанизывания.

    Ход игры: в гости к детям приходит кукла Маша и приносит с собой корзиночку, в которой лежат бусины. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, у куклы Маши были очень красивые бусы, но они порвались и все бусины перемешались. Давайте поможем Машеньке и соберем бусы». Педагог показывает детям образец чередования маленьких и больших бусин.

    4. «Домик для зайчика»

    Материал: домики разной величины (большие и маленькие) и цветов с изображением зайчиков, выглядывающих из двери; «двери» соответствующих величин и цветов.

    Ход игры: педагог предлагает вниманию детей домики для зайчат и предлагает им подобрать двери к каждому домику, подходящие не только по величине, но и по цвету.

    Предложенная картотека дидактических игр позволяет мне существенно разнообразить данный вид деятельности и сделать усвоение сенсорных эталонов более доступным для детей, а также повысить эффективность решения задач сенсорного развития в целом в работе с детьми раннего возраста. Данные дидактические игры используются мной в системе работы по усвоению сенсорных эталонов детьми раннего возраста с сентября 2012 года. За этот период картотека существенно пополнилась, благодаря чему дети приобрели практические представления о сенсорных эталонах, что позволяет продолжить работу в данном направлении в следующем учебном году. Наряду с этим родители имеют возможность пользоваться разработанной картотекой дидактических игр, направленных  на усвоение сенсорных эталонов, что позволяет сделать работу с детьми в данном направлении систематической и непрерывной.

    Список литературы:

    1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада /Венгер Л. А.,Пилюгина Е. Г. – М.: Просвещение, 1998.
    2. Венгер Л. А.,  Мухина В. С.  Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - №13. – с. 14.
    3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.
    4. Гербова В. В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Гербова В. В., Р. Г. Казакова, И. М.  Кононова и др. / Под редакцией Г. М. Ляминой. – М.:  Просвещение, 2000.
    5. Глушкова  Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, - 2008.-№12.-с.29-34.
    6. Гризик Т. И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 2007.
    7. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
    8. Кичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание.  2002. - №4. - с 2-6.
    9. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.
    10. Пилюгина Е. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1996.
    11. Поддъяков  Н.Н.  Сенсорное воспитание в детском саду//  Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков  Н.Н., Аванесова В.Н.  – М.: Просвещение, 2001.
    12. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 2007.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

    Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

    Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

    Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

    Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....

    Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

    Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

    Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

    Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....