Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Сафонова Евгения Васильевна

Опыт работы воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад № 200»

Тема: «Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»

Краснодар 2013г.

Оглавление

Введение.....…………………………………………………………….…………4

  1. Исследовательская деятельность по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр…………………………………………………………………………..7
  1. Приемы и методы руководства дидактическими играми…………………………………………….………………….8
  2. Первый этап исследования………………………………………...11
  3. Второй этап исследования………………………………………...18
  4. Контрольный этап исследования………………………………….20
  1. Заключение............................................................................................21
  2. Литература……………….………………………………………………  24
  3. Приложения
  1.  Приложение 1 «Игры для второго этапа исследования»……….  26
  2.  Приложение 2 «Игры с предметами»……………………………..  30
  3.  Приложение 3 «Настольно-печатные игры»……………………..  33
  4. Приложение 4 «Словесные игры»………………………………….  39
  5. Приложение 5 «Рекомендации родителям»……………………….  43
  6. Приложение 6 «Анкета для родителей»…………………………… 44
  7. Приложение 7 «Рекомендации воспитателей ДОУ»……………… 45

Введение

Актуальность. Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования педагогов в течение многих лет. Сегодняшние дети умнее своих предшественников. Это связано в первую очередь с средствами массовой информации. Становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются уже  в 3 - 4 года.

        Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Один из видов игры является дидактическая.  Она направлена на активизацию умственной деятельности детей.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

        Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается в дошкольном детстве.

        На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга.

        Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды М.М. Бахтина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, А.Н. Леонтьева, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконина. В работе отечественных педагогов и психологов серьезно разрабатывали теорию игры.

        В связи с этим мною была выбрана следующая тема работы: «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Новизна исследования заключается в том, что:

1.    Определены  важнейшие  педагогические условия  продуктивности дидактических игр в работе с дошкольниками (интегрированность компонентов,      разнообразие      видов      и      форм      организации; учет особенностей дидактических игр).

2.    Наряду    с    традиционными    общепедагогическими  принципами (такими, как систематичность, учет возрастных и индивидуальных особенностей)   рассмотрен   также   такой   инновационный   принцип проведения   игр   с   дошкольниками,   как   повторность,   сущность которого   определяется   процессом   погружения   ребят   в   игровую деятельность.

Цель работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

3. Исследовать на практике возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы исследования, методы статистической обработки информации.

Гипотеза: Педагогическая деятельность с использованием дидактических игр будет способствовать развитию мышления детей старшего дошкольного возраста.

        Апробация проходила в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка» структурное подразделение №154.

  1. Исследовательская деятельность по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

        Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность.

             Дидактические игры широко используются мною как средство воспитания и обучения детей в группе. Это способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

              Содержание дидактических игр определяю программой воспитания в детском саду в разделе «Ознакомление с окружающим» и в других разделах:

- знания о предметах, их назначении и качествах;

- знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;

- знания о природных предметах и явлениях, временах года;

- пространственные ориентировки.

            Существенной стороной является игровой замысел. Он вызывает живой интерес у детей, возбуждая их активность и желание играть. Игровой замысел часто выражается в самом названии игры и составляет ее начало.  Например, в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою игрушки, находящиеся в цветном мешочке, ребенок назвал их.

В каждую дидактическую игру вставляю правила, которые выполняют очень большую роль - они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Игровые действия, выполняемые мной, позволяют руководить игрой через роль и направлять игру непосредственно в ходе ее. В организации дидактических игр  осуществляю  в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовительный этап к проведению дидактических игр входят:

  • отбор игр в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  • установление  соответствия  отобранных  игр  программным требованиям воспитания и обучения детей возрастной группы;
  • определение  времени  проведения дидактической игры;
  • подбор места для игр;
  • определение   количество   игроков;
  • подготовка необходимых дидактических материалов.

Проведение дидактических игр включает:

  • знакомство детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок,   краткая беседа, в ходе которой уточняю  знания и представления детей о них);
  •  объяснение хода и правила  игры. Обращение  внимания на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают и разрешают);
  •  в показе  игровых действий, учить детей правильно их выполнять, в противном случае игра не приведет к нужному результату;
  •  При подведении итогов игры выделять, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры  проводить рефлексию.

        Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не получилось и почему. Это совершенствует подготовку и сам процесс проведения игры, чтобы впоследствии избежать ошибок. Результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности.

  1. Приемы и методы руководства дидактическими играми.

        Если в игре четко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра становится методом обучения и принимает форму дидактической. В такой игре воспитателю необходимо познакомить детей с правилами, игровыми действиями, научить, как их надо выполнять.

С помощью дидактической игры дети приобретают новые знания, получают много информации. И это очень важно для их развития.

        Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса.  Секрет успешной организации игры заключается в том, что обучая детей, сохраняется игра как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы "разыгрываются", усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

        С самого начала и до конца игры необходимо воспитателю активно вмешиваться в ее ход: отмечать  удачные решения ребят, поддерживать шутки, подбадривать  застенчивых, вселять  в них уверенность в себе.

        Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, можно использовать  фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения.         Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

        Планируя работу с детьми, надо подбирать те дидактические игры, которые можно применить в непосредственно образовательной деятельности, для закрепления нужного материала. Также продумывать и определять место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей.

По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:

- действовать по очереди,

- отвечать, когда спрашивают,

- слушать товарища,

- не мешать другим в игре,

- выполнять правила,

- честно признаваться в ошибке и др.

        При проведении дидактической игры учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому - легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.

        Сообщая  правила игры,  формулировать  их кратко и четко. В ходе игры выступать в роли участника игры, направляя игру репликами, вопросами, незаметно поддерживая инициативу детей, усиливать более слабых и поощряет их успехи, создавать  условия для проявления самостоятельности.

        Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер. В конце игр воспитателю необходимо поддерживать  интерес к дальнейшей игре, так как каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач.

        Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Среди таких игр математические, лингвистические, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами.

        В исследовании развития мышления детей с использованием дидактических игр принимало участие 16 детей старшей группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 8 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1).

                                                 Список детей                                      Таблица 1

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1

Ф.И ребенка

возраст

Ф.И ребенка

возраст

2

Ростик Н.

5 лет 4 мес.

Ваня Д.

5 лет 8 мес.

3

София А.

5 лет 6 мес.

Давид Н.

5 лет 4 мес.

4

Лиза П.

5 лет 8 мес.

Славик Г.

5 лет 3 мес.

5

Саша С.

5 лет 3 мес.

Катя К.

5 лет 2 мес.

6

София Б.

5 лет 2 мес.

Полина Г.

5 лет 8 мес.

7

Саша М.

5 лет 7 мес.

Лиза К.

5 лет 3 мес.

8

Андрей И.

5 лет 3 мес.

Миша К.

5лет 7 мес.

Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый.

  1. Первый этап исследования.

        Исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Применилось три методики для выявления уровня развития связной монологической речи.

Методика 1. Составление рассказа по картинке (Р.Р.Калинина).

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.

Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.

Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

Анализ результатов.

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:

1 балл - ребенок составляет 2 - 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).

2 балла - ребенок составляет рассказ из 4 - 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).

3 балла - ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

        Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 2 и 3.

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы

Таблица 2

Имя ребенка

Баллы

Уровень развития

1.

Ростик Н.

1

низкий

2.

София А.

2

средний

3.

Лиза П.

3

высокий

4.

Саша С.

2

средний

5.

София Б.

2

средний

6.

Саша М.

1

низкий

7.

Андрей И.

1

низкий

8.

Артур С.

2

средний

Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать выводы:

1. высокий уровень показали 2 ребенка;

2. средний уровень - 4 ребенка;

3. низкий уровень - 4 ребенка.

Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты, учитывая, что до поступления в школу им остался год.

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми экспериментальной группы

Таблица 3

Имя ребенка

Баллы

Уровень развития

1.

Ваня Д.

3

высокий

2.

Давид Н.

2

средний

3.

Славик Г.

2

средний

4.

Катя К.

2

средний

5.

Полина Г.

1

низкий

6.

Лиза К.

1

низкий

7.

Миша К.

1

низкий

8.

Семен С.

1

низкий

        Данные, представленные в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы:

- высокий уровень получил 1 ребенок;

- средний уровень - 5 детей;

- низкий уровень - 4 ребенка.

        Также как и у детей контрольной группы, в среднем, уровень развития словесно-логического мышления при составлении рассказа по картинке довольно низкий.

Методика 2. Последовательные картинки (Р.Р.Калинина).

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления с использованием серии сюжетных картинок.

Материалы: наборы последовательных картинок.

Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.

Анализ результатов.

1 балл - рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;

2 балл - рассказ составлен правильно, состоит из 3 - 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;

3 балла - рассказ составлен правильно, состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы отвечает.

Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 4 и 5.

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы 

Таблица 4

Имя ребенка

Баллы

Уровень развития

1.

Ростик Н.

1

низкий

2.

София А.

2

средний

3.

Лиза П.

3

высокий

4.

Саша С.

1

низкий

5.

София Б.

2

средний

6.

Саша М.

2

средний

7.

Андрей И.

2

средний

8.

Артур С.

2

средний

Как видно, из таблицы 4, дети контрольной группы имеют следующие показатели:

высокий уровень получил только 1 ребенок;

средний уровень - 6 детей;

низкий уровень - 3 ребенка.

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы

Таблица 5

Имя ребенка

Баллы

Уровень развития

1.

Ваня Д.

3

высокий

2.

Давид Н.

1

низкий

3.

Славик Г.

1

низкий

4.

Катя К.

2

средний

5.

Полина Г.

2

средний

6.

Лиза К.

1

низкий

7.

Миша К.

1

низкий

8.

Семен С.

2

средний

По результатам, представленным в таблице 5, можно сделать выводы:

- высокий уровень получил 1 ребенок;

- средний уровень - 4 ребенка;

- низкий уровень - 5 детей.

Методика 3. Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова).

Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.

Методика проведения. Детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.

Выполнение задания оценивается по следующим показателям:

1 - выраженность сказочного содержания;

2 - соответствие названия содержанию;

3 - логичность, законченность построения;

4 - грамматическая правильность речи;

5 - использование языковых выразительных средств.

Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов.

Результаты обследования детей представлены в таблицы 6 и 7.

Определение уровня построения связного высказывания

(контрольная группа)

Таблица 6

Ф.И. ребенка

Показатели

Баллы

Уровень развития

1

2

3

4

5

1.

Ростик Н.

1

1

3

2

2

9

средний

2.

София А.

2

2

1

1

1

7

низкий

3.

Лиза П.

3

3

2

3

2

13

высокий

4.

Саша С.

2

1

3

2

2

10

высокий

5.

София Б.

2

1

1

2

3

9

средний

6.

Саша М.

1

1

2

2

2

8

низкий

7.

Андрей И.

1

2

2

2

1

8

низкий

8.

Артур С.

2

2

1

2

1

8

низкий

Результаты обследования детей контрольной группы, как видно из таблицы 6, следующие:

- высокий уровень - 2 ребенка;

- средний уровень - 2 детей;

- низкий уровень - 4 ребенка.

Определение уровня построения связного высказывания (экспериментальная группа)

Таблица 7

Ф.И. ребенка

Показатели

Баллы

Уровень развития

1

2

3

4

5

1.

Ваня Д.

3

3

3

2

3

14

высокий

2.

Давид Н.

1

1

1

1

1

5

низкий

3.

Славик Г.

1

1

1

2

2

7

низкий

4.

Катя К.

2

1

1

2

2

8

средний

5.

Полина Г.

2

1

1

3

2

9

средний

6.

Лиза К.

1

1

1

1

2

6

низкий

7.

Миша К.

1

2

1

2

1

7

низкий

8.

Семен С.

2

2

2

1

1

9

средний

        Результаты диагностики детей экспериментальной группы, представленные в таблице 7, позволяют сделать вывод, что уровень построения связного высказывания следующий:

- высокий уровень показал 1 ребенок;

- средний уровень - 4 человека;

- низкий уровень - 5 детей.

        После диагностики детей по всем трем методикам, можно сделать выводы о развитии словесно-логического мышления дошкольников.

Анализ результатов.

- высокий уровень - 18 - 21 балл;

- средний уровень - 11 - 17 баллов;

- низкий уровень - 7 - 10 баллов.

Результаты представлены в таблицах 8 и 9.

Уровень развития словесно-логического мышления

детей контрольной группы

Таблица 8

Имя ребенка

Методики

Общий балл

Уровень развития

1

2

3

1.

Ростик Н.

1

1

7

9

низкий

2.

София А.

2

2

8

12

средний

3.

Лиза П.

3

3

14

20

высокий

4.

Саша С.

2

1

8

11

средний

5.

София Б.

2

2

10

14

средний

6.

Саша М.

1

2

8

11

средний

7.

Андрей И.

1

2

7

10

низкий

8.

Артур С.

2

2

9

13

средний

Из таблицы 8 видно:

2 ребенка показали высокий уровень развития словесно-логического мышления;

5 детей - средний уровень;

3 детей - низкий уровень.

Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы

Таблица 9

Имя ребенка

Методики

Общий балл

Уровень развития

1

2

3

1.

Ваня Д.

3

3

14

20

высокий

2.

Давид Н.

2

1

5

8

низкий

3.

Славик Г.

2

1

7

10

низкий

4.

Катя К.

2

2

8

12

средний

5.

Полина Г.

1

2

9

12

средний

6.

Лиза К.

1

1

6

8

низкий

7.

Миша К.

1

1

7

9

низкий

8.

Семен С.

1

2

9

12

средний

Данные результаты  в таблице 9, показывают:

1 ребенок имеет высокий уровень развития словесно-логического мышления;

4 детей - средний уровень;

5 детей - низкий уровень.

        Как показывают результаты обследования детей, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый, но у экспериментальной группы ниже.

        По итогам данного этапа была разработана программа обучения детей. Далее работа проводилась только с детьми экспериментальной группы.

  1. Второй этап исследования

        После проведения обследования детей, была проведена работа с экспериментальной группой.

        Первый этап исследования проводился в течение четырех месяцев в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитывались следующие моменты:

- возрастные особенности детей при отборе материала;

- активное участие детей в работе на занятиях;

- максимальное использование развивающего потенциала сказок в создании благоприятной речевой среды.

        На втором этапе исследования были использованы игры, в которых были:

- знания о предметах, их назначении и качествах;

- знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;

- знания о природных предметах и явлениях, временах года;

- пространственные ориентировки.

        В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

        Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

        Организуя индивидуальную дидактическую игру, создавались благоприятные условия индивидуального общения, выяснялись причины отставания, многократно упражняли детей, поднимая уровень их развития.

        Правила игры для детей старших групп носят уже более обобщенный характер, но и они должны быть четко сформулированы, и ясно раскрывать заключенное в них содержание. Если в младшей группе правило непосредственно связано с показом действия, то для старших детей это необязательно, потому что дети способны запомнить правило и перспективно представить его роль в игре. Дети старшей группы способны к торможению непосредственного интереса, поэтому им можно одновременно сообщать ряд взаимно связанных правил. Если в младшей группе одно правило регулирует поведение и способ действия всех детей, то в старших группах в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Например, в играх типа загадок одни правила для детей, загадывающих загадки, и другие для детей, отгадывающих их. Но те и другие, вместе взятые, организуют поведение всех детей в игре.

По содержанию наиболее частыми являлись правила, обязывающие детей:

- действовать по очереди,

- отвечать, когда спрашивают,

- слушать товарища,

- не мешать другим в игре,

- выполнять правила,

- честно признаваться в ошибке и др.

        В ходе игры воспитатель, выступая в роли участника игры, не перестает быть педагогом: он направляет игру репликами, вопросами, незаметно поддерживает инициативу детей, усилия более слабых и поощряет их успехи, создает условия для проявления самостоятельности. Своими действиями, выполнением правил он подает пример детям, дает оценку неправильным поступкам и предупреждает их. Однако не каждая игра требует оценки, так как она заключена в самом результате. Анализ же игры, ее хода может разрушить настроение детей, снять игровой интерес. Дети играют ради игры. Особенно нужно быть осторожным в оценке игры, если она имеет сюжетный характер и дети выступают в какой-то роли. В оценке игры воспитатель поддерживает радость от игры всем коллективом или группой детей.

        Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер или похожа на такие игры, как «шашки», «гуськи». Воспитатель, заканчивая игру, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующий раз будем играть еще интереснее...». Каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач. Игры, которые использовались на втором этапе выведены в приложении №1.

        На этом второй этап исследования был закончен.

1.4. Контрольный этап исследования

        После проведения занятий была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на первом этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 10 и 11.

Уровень развития мышления детей контрольной группы

Таблица 10

Имя ребенка

Методики

Общий балл

Уровень развития

1

2

3

1.

Ростик Н.

2

1

7

10

Низкий

2.

София А.

3

2

9

14

Средний

3.

Лиза П.

3

3

14

20

Высокий

4.

Саша С.

2

2

9

13

Средний

5.

София Б.

3

2

11

16

Средний

6.

Саша М.

2

2

8

12

Средний

7.

Андрей И.

2

2

8

12

Средний

8.

Артур С.

2

2

9

13

Средний

        Как мы можем увидеть из таблицы 10, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы повысился:

высокий уровень - 1ребенок;

средний уровень - 6 детей;

низкий уровень - 1 ребенок.

Уровень развития мышления детей экспериментальной группы

Таблица 11

Имя ребенка

Методики

Общий балл

Уровень развития

1

2

3

1.

Ваня Д.

3

3

14

20

Высокий

2.

Давид Н.

2

2

7

11

Средний

3.

Славик Г.

2

2

9

13

Средний

4.

Катя К.

3

2

9

14

Средний

5.

Полина Г.

2

2

10

14

Средний

6.

Лиза К.

3

2

8

13

Средний

7.

Миша К.

2

2

9

13

Средний

8.

Семен С.

3

2

12

18

Высокий

        Из таблицы 11 видно, что уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы значительно повысился:

высокий уровень - 2 детей;

средний уровень - 6 детей.

Выводы

            Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

            В дидактической игре обязательно наличие всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

  1. Заключение

        Все дидактические игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием.

            Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры.

           В любой игре содержатся два типа правил - правила действия и правила общения с партнерами.

           Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.).

            Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных полей, последовательность действий детей, их согласованность).

            Эти два вида правил в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

            Но все это становится возможным только в том случае, если дидактическая игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательством того, что игра принята, являются просьбы детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий и обучающий потенциал.

            Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке  воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослыми, его внимании, поощрении.

            Анализ проведенного исследования подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать выводы, что использование дидактических игр в работе с дошкольниками дает более высокие результаты при соблюдении следующих условий:

   1. Грамотное оснащение педагогического процесса;

   2. Учет особенностей дидактических игр;

   3. Интегрирование структуры, вида, форм дидактических игр;

   4. Компетентность педагогов;

   5.  Связь дошкольного учреждения с семьей.

            Также были разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников (см. приложение).

Литература

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М., 1982.

2. Амонашвили Ш.А. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, И.А.Матусик. - М., 1983.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: Просвещение, 1992.

4. Богуславская З.М. Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

5. Вершинина П., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - С. 42-54.

6. Воронова В.Я. Дидактические игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1986.

7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Педагогика, 1991.

8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - М.: Наука, 1976.

9. Гербова В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада. - М., 1985.

10. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями //Дошкольное воспитание. - 2004. - №  1. - С. 60-69.

11. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М.: Педагогика, 1987.

12. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-24.

13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.

14. 3ворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М.: Педагогика, 1988.

15. 3ябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.-С. 124-126.

16. Иванова Н. Детский сад и семья // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 16-19.

17. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: Просвещение, 1970.

18. Крюкова   Л.А.   Дидактические   игры   в   детском   саду   // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - С. 43-57.

19. Менеджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М: Педагогика, 1982.

20. Миленко В. Нужно ли учить детей играть // Дошкольное воспитание. -

      2005.-№4.-С. 119-123.

21. Новоселова С. Игры-занятия с предметами-орудиями для дошкольников //

      Дошкольное воспитание. — 2004. - № 8. — С. 95-99.

22. Павлова   Л.   Игры   как   средство   эколого-эстетического   воспитания   // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 60-66.

23. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

24. Придумай слово. Дидактические игры и упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1989.

25. Смирнова Е.,  Гударева О. Современные пятилетние дети:  особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. - С. 63-72.

26. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

Приложение

Приложение 1

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. С Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Слушай команду

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагается:

- рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

- картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

- рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

- «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

- «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания, логического мышления.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

- серия картинок по две картинки на каждой карточке; надо найти пять отличий;

- карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, логического и наглядного мышления, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Смешанный лес

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание развитие мышления.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».

Воспроизведение геометрических фигур

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13х10 см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

Приложение 2

Игры с предметами

1. "Чудесный мешочек"

   Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по   характерным признакам.

   Игровые  правила.   Отгадывать  знакомый  предмет  на  ощупь.   Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет на узнан по описанию, неправильно назван.

   Игровые действия. Ощупывание предмета; загадывание загадок о предмете.

   Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям.

    Посадив  ребят  полукругом,  чтобы  все  предметы  были  видны  детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

    Воспитатель говорит:

   - Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек. Руслан, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила (кладет предмет в мешочек). Русик, опусти руку в мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Руслан выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек.

    Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы. В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игрушки лежат на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроем вызванного ребенка видят, какой предмет воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать, а этого делать нельзя.

    В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

2. "Кто скорее соберет" (для детей 5 - 6 лет)

        Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

            Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка "яблоко", на другой -"огурец"). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

           Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

           Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

- А сейчас будем соревноваться - чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку "яблоко") надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) - овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так корзину. Все мы потом проверили, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.

            Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2-3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Указывают команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.

3. "Для чего нужен предмет?" (для детей 5 -6  лет)

        Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении предметов обихода; инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.

           Игровые правила. Рассказы детей о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета, и получает фишку.

           Игровые действия. Поиск предметов, соревнование.

           Ход игры. Воспитатель начинает игру с краткой вступительной беседы о предметах, как человек ими пользуется, как они помогают людям в жизни, труде, как надо бережно к ним относиться.

            - Сейчас мы поиграли в такую игру, где вам надо будет найти в нашей комнате различные предметы и рассказать, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по-разному (предметы, инструменты, орудия труда-игрушки раскладываются в разных местах комнаты так, чтобы хорошо было видно).

           Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову воспитателя ребенок называет предмет, рассказывает, как чем пользуются, припоминает, что еще можно с его помощью делать. Все дети слушают и дополняют ответ. Например, ребенок взял ведерко. Он может рассказать так: "Это ведро. Оно нужно для того, чтобы в нем носить воду, поливать огород, в ведре можно переносить и песок, а доярки в ведре носят молоко. Или: "Это шланг. Из него поливают цветы, огород, дорожки. Через шланг можно перепрыгнуть, как через веревочку". Или: "Это веревка. Она нужна, чтобы ею привязывать, связывать что-то, на ней можно повесить качели, белье. Через веревочку можно скакать, делать круг и делать всем вместе упражнения". Безусловно, не все эти возможности использования предметов дети сразу вспоминают. Но данная игра приучает их припоминать, извлекать из своего прошлого опыта необходимые знания, активно мыслить.

4. Вершки и корешки   (для детей 5-6 лет)

        Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

           Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

           Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

           Ход игры.

          Вариант № 1. После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды -вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки, и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:

           - Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется - "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы разделимся на две группы: одна группа будет называть вершки, а другая -корешки (Дети делятся на две группы). Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе по вершку, а дети второй - по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По участку бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: "Вершки, найдите свои корешки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое. Правильность выполнения задания могут проверить "волшебные ворота" (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. В старшей группе следует брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например, петрушка и морковь, репа и редька.

Приложение 3

Настолько-печатные игры

1. Лото (для детей 5 – 6  лет)

           Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.

           Игровое правило. Закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи — на карте, где нарисован огород, фрукты - на цветнике и клумбе.

           Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображением овощей, цветов и фруктов и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование - кто первый закроет все клеточки.

           Ход игры. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматривают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках.

- А где растет вишня? - спрашивает воспитатель ребенка, который держит в руках картинку с вишней.

- На дереве.

- А дерево вишня где растет?

- В саду, - отвечают ребята.

- А огурец где растет?

- На грядке, на огороде.

- Где растут цветы?

- В лесу, на лугу, на клумбе.

- Вот, посмотрите, дети, на эти большие картинки. Что здесь вы видите?

- Огород.

- А на этой картинке?

- Клумба.

- Сейчас будете играть так, чтобы все, что растет в огороде, появилось в огороде, что в цветнике - попало в цветник, что в саду - в сад, и все встали бы на свои карточки (показывает клеточки на карте). Кто первый закроет все клеточки, тот и выигрывает.

            Дети обмениваются карточками, и игра продолжается. Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви. Усвоив правила, дети используют их в самостоятельных играх.

2. Когда это бывает (для детей 5 – 6 лет)

        Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.

           Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

          Игровое действие. Поиск нужной картинки.

         Ход игры. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка игровой комнаты, катание на санках, приход родителей и т.д. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, посему он думает, I что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. "Вечер", - говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.

    - Почему   ты   показал   эту   карточку?   —   спрашивает   воспитатель вызванного ребенка.

    - Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.

    - Ночь,   -   говорит   воспитатель,   и   дети   поднимают   карточки   с изображением спящих ребят.

            Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка - утро, голубая - день, серая -вечер, черная - ночь. Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т.е. тем  самым усиливает внимание к словесному сигналу.

3. Собери картинку   (для детей 5-6 лет)

        Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда в колхозе; воспитывать интерес к хлеборобам, овощеводам, животноводам.

           Игровое правило. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

        Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

          Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением разных видов сельскохозяйственного труда (например, сев, жатва хлеба, посадка рассады, сбор овощей, заготовка сена, уход за телятами). Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку.

    - Но сейчас у нас еще одно правило: сложить надо быстро. Начнете складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу,

    - уточняет правила игры воспитатель. Раздав картинки по числу играющих, воспитатель говорит: "Начали!" и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картинки. Кто первым сложил картину, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Воспитатель обращает внимание на тех, кто не может еще быстро выполнять правила игры, подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

    Для этой игры необходимо иметь два комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

4. От зернышка до булочки (для детей 5 – 6  лет)

            Дидактическая задача. Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают хлеб и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн.

           Игровые правила. Отбирать маленькие карточки и закрывать ими клеточки можно только после сигнала водящего.

            Игровые действия. Разделение играющих на три бригады: "зернышко", "колосок" и "Булочка". Соревнование - кто быстрее отберет нужные карточки с изображением машин, помогающих хлеборобам в их работе, и закроет ими пустые клетки на своем поле.

          Ход игры. До начала игры дети рассматривают хлеб на поле. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегозадержатель, валкоподборщик, борона.

   - Сейчас мы поиграем так, чтобы вы вспомнили, как называются машины, когда, какие машины работают. Посмотрите   на эти картины.

    Воспитатель показывает три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Дети объясняют, почему они считают, что на картине такие времена года.

    - У нас будет три бригады: "зернышко", "колосок" и "булочка" (в каждой бригаде 2-3 человека). Картина, на которой изображено поле весной, выдается бригаде "зернышко", поле летом - бригаде "колосок", поле осенью - бригаде "булочка". На столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Вам нужно отобрать те, которые нужны в это время года. Начинайте! - объясняет правила воспитатель. -Выигрывает та бригада, которая правильно отберет, назовет машины и закроет ими пустые клетки.

            После обмена картинами можно ввести элемент соревнования — кто скорее отберет нужные картинки. Для того, чтобы усложнить задание, при перемешивании картинок можно подложить такие, на которых изображены машины в данном виде труда, например, каток, бульдозер, подъемный кран.

            Выигравшая команда поучает фишку. В конце игры подсчитывает фишки и объявляют победителей.

Приложение 4

Словесные игры

1. Коза рогатая (для детей 3-4 лет)

           Дидактическая задача. Учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово-сигнал воспитателя; воспитывать внимание детей, быстроту реакции.

           Игровые правила. Убегать только после слова "забодает", возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: "Бегите ко мне!".

           Игровое действие. Имитация движений.

        Ход игры. После того, как дети выполнят сказку "Волк и семеро козлят" и рассмотрит иллюстрации к ней (увидят рожки на голове козы), воспитатель предлагает им поиграть.

            Дети стоят лицом к воспитателю. Педагог говорит им:

   - Сейчас мы поиграем в козу рогатую. Я буду коза, а вы - козлятки. Когда я скажу слово "забодает", вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.

    Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:

          Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет -

Забодает, забодает, забодает.

            При слове "забодает" дети убегают от козы, а коза их догоняет. В следующий раз на роль козы можно выбрать кого-либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка-маска козы. Это вызовет большой интерес к игре, желание быть в ней водящим.

 2. Гуси-гуси   (для детей 4-5 лет)

           Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

            Игровое правило. Убегать от волка только после слов: "Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!".

            Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

            Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

Слова хозяйки гусей:                         Ответы гусей

Гуси! Гуси!                                         га-га-га!

Есть хотите!                                 да-да-да!

Ну, летите!                                 Нам нельзя!

Почему?                                         Серый волк, под горой 

Не пускает нас домой.

Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

            Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

4. Летает — не летает   (для детей 5-6 лет)

            Дидактическая задача. Развивает у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

            Игровое правило. Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

            Игровые действия. Похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

            Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры:

    - Я буду называть предметы и спрашивать: "Летает?", например: "Голубь летает? Самолет летает?" и т.д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

            Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: "Поехали-поехали"; затем воспитатель начинает игру: "Галка летает?" - и поднимает руки. Дети отвечают: "Летает", - и тоже поднимают руки. Дом летает?", -спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

            У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

5. Отвечай быстро (для детей 6-7 лет)

           Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

           Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

            Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

            Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

    - Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующем. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т.д.

            "Зеленый", - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Ане. "Лист", - отвечает Аня и, сказав "голубой", бросает мяч Радмиру. "Небо", - отвечает Радмир и говорит "желтый"; бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

            Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например, начинающий говорит: "Деревянный", - и бросает мяч. "Стол", - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: "Каменный". - "Дом", - отвечает следующий играющий и говорит: "Стальной". - "Ложка" и т.д.

            В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово "Круглый" и бросает мяч любому играющему. "Солнце", -отвечает тот и называет другую форму, например, "квадратный", бросая мяч следующему игроку. При повторении игру можно усложнить, предложив назвать не один, а два-три предмета.

Приложение 5

Рекомендации родителям

    1. Правильно     оборудовать    дома    уголок    игрушек    для    выявления индивидуального интереса ребенка.

    2. Знать  какие игрушки подходят для каждого  возраста и  как с ними знакомить детей. Что дарить ребенку и как это делать.

    3. Уметь правильно расставить и хранить игрушки.

    4. Учить детей бережно относится к любому предмету.

    5. Обсуждать   с   воспитателями   ДОУ   наиболее   сложные   для   практики вопросы по воспитанию дошкольника в игре.

   6. Оказывать   более   эффективную    помощь    воспитателям    в    создании комфортных условий для игр в группе.

   7. Учиться у педагогов ДОУ планированию, наблюдению и анализу игры.

Приложение 6

Анкета для родителей

1. Имеется ли у ребенка место для игры?

2. Какие игры предпочитает ребенок?

3. Назовите наличие игрового материала, атрибуты для игр,

    имеющиеся в семье.

4. Соответствуют    ли    игрушки,     имеющиеся    в     семье,

    возрастным особенностям ребенка?

5. Умеете ли педагогически правильно размещать игровой материал?

6. Используете ли атрибуты к игре на прогулке в соответствии с

    сезоном?

7. Имеется ли в семье место для хранения игрового материала?

8. Играете ли вы с детьми?

9. Руководите ли детскими играми?

10. Имеется ли в семье игрушка, сделанная руками родителей?

11. Умеете ли делать игрушки из природного материала, ткани, драпа?

12. Назовите несколько разнообразных образцов дидактических

      игрушек.

13. При  покупке  игрушки  учитываете  ли  вы  возраст  и  интерес

      вашего ребенка?

14. Сколько времени проводит ребенок за игрой дома?

15. Умеют ли дети обращаться с игрушками?

16. Убирают ли их после игры на место?

Приложение 7

Рекомендации для воспитателей ДОУ

1.  Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогический процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2.  Соблюдать время, отведенное для игры в режиме дня, способствовать тому,    чтобы    их    организация    обеспечила    детям    интересную, содержательную жизнь.

3.  Развивать    содержание    детских    игр,    расширять    представление дошкольников об окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни).

4.  Систематически       формировать      у      детей       игровые      умения, предусмотренные  "Программой  воспитания  и  обучения  в  детском саду".   Способствовать   превращению   игры   в   их   самостоятельную деятельность.      Развивать     любознательность      и      познавательные способности у детей, активизировать их двигательную деятельность. Во   всех   видах   игр   создавать   активное   речевое   общение   детей, расширять словарный запас, развивать связную, выразительную речь. Поощрять  проявления воображения,  инициативы  в  выборе игры и развитии ее замысла, в подборе материалов. В процессе совместной игровой     деятельности     воспитывать     настойчивость,     выдержку, формировать    положительные    взаимоотношения    между    детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.

5.  Обеспечить   квалифицированное   педагогическое   управление   игрой, учитывая специфический характер этой деятельности, уровень ее развития и возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте в качестве основных приемов руководства использовать совместные игры воспитателя со всей группой, с небольшими подгруппами и с отдельными детьми. Важно при этом, чтобы отношения в процессе игры между взрослым и ребенком были равными, создавалась особая, доверительная форма, игра не носила характер обучающего занятия. Обучение способами игровой деятельности должно носить ярко выраженный эмоциональный характер. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать косвенные приемы педагогического воздействия: организацию предметно-игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры. Учитывать интересы детей.

6.  Совершенствовать планирование игровой деятельности, отражая в плане воспитательной работы приемы руководства, направленные на формирование игры как деятельности и использования ее как средства всестороннего воспитания детей.

7. Систематически целенаправленно оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей. Работу с ними строить дифференцированно, учитывая их образовательный уровень и условия жизни семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....

"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

   Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчи...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дидактическая игры предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью обучения последовательных действий. Для развития инициативы и самостоятельности детей....

«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры как средство развития речи старшего дошкольного возраста....

«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

     Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчинено определенны...

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...


 

Комментарии

Ильина Анна Николаевна

Спасибо, что делитесь своими наработками! Очень интересный, полноценный материал, много полезной информации почерпнула для себя.

Серегина Татьяна Сергеевна

Большая была проведена работа, спасибо!

Евгения, нет даже доли сомнения в актуальности Вашего труда!!! Дидактическая игра-явление многоплановое, которая может быть методом обучения,формой обучения. Они позволяют ребёнку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов. И всё это Вы подробно и доступно описываете в своей работе!Огромное спасибо!