Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Мухлаева Наталья Ляляевна

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.75 МБ
Файл Доклад к презентации24.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Мухлаева Н.Л.

Слайд 2

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Именно в процессе игры малыши всесторонне развиваются. Главной особенностью является то, что в дидактических играх все задания предлагаются в игровом виде. Играя, дети усваивают знания, учатся культуре общения. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Слайд 3

Задачи дидактических игр Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; - Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; - Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; - Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; - По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное содержание слов; Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; - Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач.

Слайд 5

Д.и . «Составь рассказ по картинке»

Слайд 6

Словесная игра « Добрые слова»

Слайд 7

Дидактическая игра « Волшебные сундучки»

Слайд 8

Дидактическая игра «Что делает?»

Слайд 9

Дидактическая игра « Времена года»

Слайд 10

Дидактическая игра « Назови слово»

Слайд 11

Дидактическая игра « Назови одним словом»

Слайд 12

Дидактическая игра « Подними нужную карточку»

Слайд 13

Дидактическая игра «Он, она , они, оно»

Слайд 14

Дидактическая игра «Они, оно»

Слайд 15

Дидактическая игра « ОНА, ОН»



Предварительный просмотр:

Слайд 1.Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2.Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Именно в процессе игры малыши всесторонне развиваются. Главной особенностью является то, что в дидактических играх все задания предлагаются в игровом виде. Играя, дети усваивают знания, учатся культуре общения. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Задачи дидактических игр:

Слайд 3.Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; - Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; - Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;  Дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное содержание слов  , обогащают словарь дошкольника в занимательной игровой форме.

Слайд 4. Виды дидактических игр

( игры с предметами, словесные, настольно- печатные)

Игры с предметами  направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры.  Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для  умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные.  Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Слайд 5. Для активизации речевого развития детей я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач.

5. Д.и. « Составь рассказ по картинке». Увлечь детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам. Упражнять в правильном подборе слов. Развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.

6. Словесная игра «Добрые слова»

При словесной игре «Добрые слова»  я говорю прилагательные с отрицательным значением, а дети заменяют их положительными словами. Например:

  • сердитый – радостный;
  • грустный – веселый;
  • шумный – тихий;
  • трусливый – смелый;
  • грубый – нежный;

7. Дидактическая игра « Волшебные сундучки»

Цель: развитие фонематического слуха звукового анализа в начале слова

В красный сундучок собираем те предметные картинки, которые начинаются с гласного звука, в зеленый сундучок согласные звуки мягкие, в синий сундучок, которые начинаются с согласного твердого звука

8. Дидактическая игра «Что делает?»

Цель игры: учить подбирать глаголы в соответствие с выполняемыми действиями , активизировать словарь.

9. Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой  работы с дошкольниками.

Игре обязательно должна предшествовать беседа о времени года например о зиме

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Дети находят соответствующие карточки

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник - это 8 марта

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

10. Д.игра «Назови слово»

Дети составляют слово по первым буквам». Обучать дошкольников звукобуквенному анализу слова, развивать память ,внимание, логическое мышление

11. Дидактическая игра  развивающий куб «Назови одним словом» 

даёт возможность ребёнку думать, размышлять, обосновывать, классифицировать. С помощью этой игры ребёнок расширяет свой кругозор, пополняет словарный запас, формирует способность логически мыслить.

На каждой грани куба подобраны картинки на классификацию предметов  Ребенок бросает куб, затем называет все изображенные предметы, которые находятся на выпавшей стороне и объединяет их одним понятием.

12. Дид. игра «Подними нужную карточку»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Я называю звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.

13. Дидактическая игра «ОНА».

Многофункциональное пособие «солнышко-речистое , при помощи этого пособия можно поиграть в разные игры Например , игра   

«Он, она, оно, они»

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они

Слайд 14

Слайд 15

можно расположить разные  предметные картинки для игры; картинки:  овощи ( со звуком «А» : репка, картофель, кабачки, капуста);  картинки с изображением обитателей леса, картинки игрушек со звуком «А» : (машина,, самолёт, кукла и др.).

Дети достигают  хорошего результата в речевом развитии при использовании дидактических игр.

Слайд 16,17  По развитию речи я изготовила ЛЭПБУК, Папку с загадками, и игровые упражнения  для развития связной речи

Дети достигают  хорошего результата в речевом развитии при использовании дидактических игр

Веду работу с родителями

В дальнейшем планирую:
разнообразить базу предметных картинок по лексическим темам; по использованию предлогов в речи детей, по правильному использованию родовых окончаний прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

   Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчи...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...

«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры как средство развития речи старшего дошкольного возраста....

«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

     Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчинено определенны...

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Речь ребёнка – это показатель его развития. Она развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит в...