«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Дидактические игры как средство развития речи старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.

2. Рассказать участникам мастер – класса, как познакомить детей с новой дидактической игрой.

3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.

Предлагаемые результаты для воспитателей:

1. Овладение некоторыми приёмами использования в работе дидактических игр.

2. Умение замечать и принимать индивидуальные особенности детей.

3. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

4. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

5. Умение педагога применять партнёрскую позицию в игровой деятельности ребёнка.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- презентация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры и игровых приёмов.»

- Дидактическая игра «Речевой тренажёр»

Цель игры: Пополнить словарный запас ребёнка, научить согласовывать слова по родам, падежам, числам, перейти от умения составлять словосочетание к умению строить целое предложение.

Сценарий проведения мастер – класса.

Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Сегодня я проведу для вас мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов.

(1 слайд) – заставка.

(2 слайд) – цитата П. Ф. Каптерева.

Хочу процитировать известного русского педагога – психолога

 П. Ф. Каптерева.

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которыми сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга.»

(3слайд) – фото самостоятельная деятельность детей.

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

(4 слайд) – фото таблицы.

Основополагающий принцип развития современного дошкольника, предложенный ФГОС – принцип интеграции образовательных областей. Принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования. Вот например в каких областях можно использовать словесные дидактические игры и игровые приёмы.

(5 слайд) – фото 1 ребёнка и группы детей.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использовании при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.

(6 слайд) – фото игр на столах.

Дидактические игры и игровые приёмы, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.

2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.

3. Пособия должны быть внешне привлекательными.

Требования к дидактическим играм:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр и игровых приёмов:

(7 слайд) – фото игр с мячом.

Дидактические игры и приёмы на развитие речи с мячом:

1. «Мяч бросай и животных, растения, овощи, фрукты, фигуры, месяцы, дни недели, цифры, дорожные знаки и т. д. – называй»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые понятия.

2. «Я знаю 5 названий городов, посуды, одежды, мебели т. д.»

Цель: расширение словарного запаса детей за счёт употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

3. «Поговорим о предмете»

Цель: активизация и пополнение словаря ребёнка.

«Назови правильно»

Цель: правильно поставить ударение.

(8 слайд)

Дидактические игры и приёмы на развитие речи сердцем.

1. «Расскажи об этих вещах»

Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания.

2. «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

3. «Укрась слово»

Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.

(9 слайд)

Дидактические игры и приёмы с клубком.

1. «Скажи наоборот».

Цель: расширение словаря запаса.

2. «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

3. «Закончи фразу»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение.

Игровые упражнения с часами.

Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребёнка.

(10 слайд)

Настольно дидактические игры: лото, домино, пазлы.

(11 слайд)

«Спасибо за внимание!»

Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.

1. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

2. Обеспечивается психический комфорт;

3. Дети запоминают большое количество речевого материала;

4. Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

А теперь, я предлагаю вам стать на некоторое время детьми и поиграть в очень интересную игру. Мы не разу не играли в эту игру. Она недавно оказалась у нас в группе.

ИГРА «Речевой тренажер»

Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я предлагаю вам уважаемые коллеги, поделиться своими впечатлениями.

РЕФЛЕКИЯ: у вас на столах лежат сердечки. Если вам было всё понятно и интересно дорисуйте на сердечке улыбку и опустите в корзиночку «Зайки». Если же было что – то не понятно и не интересно дорисуйте грустное сердечко и опустите его в корзиночку «Мишки».

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнением содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Желаю успехов в работе. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.

2. Рассказать участникам мастер – класса, как познакомить детей с новой дидактической игрой.

3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.

Предлагаемые результаты для воспитателей:

1. Овладение некоторыми приёмами использования в работе дидактических игр.

2. Умение замечать и принимать индивидуальные особенности детей.

3. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.

4. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.

5. Умение педагога применять партнёрскую позицию в игровой деятельности ребёнка.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- презентация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры и игровых приёмов.»

- Дидактическая игра «Речевой тренажёр»

Цель игры: Пополнить словарный запас ребёнка, научить согласовывать слова по родам, падежам, числам, перейти от умения составлять словосочетание к умению строить целое предложение.

Сценарий проведения мастер – класса.

Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Сегодня я проведу для вас мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов.

(1 слайд) – заставка.

(2 слайд) – цитата П. Ф. Каптерева.

Хочу процитировать известного русского педагога – психолога

 П. Ф. Каптерева.

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которыми сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга.»

(3слайд) – фото самостоятельная деятельность детей.

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.

(4 слайд) – фото таблицы.

Основополагающий принцип развития современного дошкольника, предложенный ФГОС – принцип интеграции образовательных областей. Принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования. Вот например в каких областях можно использовать словесные дидактические игры и игровые приёмы.

(5 слайд) – фото 1 ребёнка и группы детей.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использовании при усвоении любого материала и проводиться, как с группой детей, так и индивидуально.

(6 слайд) – фото игр на столах.

Дидактические игры и игровые приёмы, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

1. Дидактическая игра должна опираться на программный материал.

2. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.

3. Пособия должны быть внешне привлекательными.

Требования к дидактическим играм:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр и игровых приёмов:

(7 слайд) – фото игр с мячом.

Дидактические игры и приёмы на развитие речи с мячом:

1. «Мяч бросай и животных, растения, овощи, фрукты, фигуры, месяцы, дни недели, цифры, дорожные знаки и т. д. – называй»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые понятия.

2. «Я знаю 5 названий городов, посуды, одежды, мебели т. д.»

Цель: расширение словарного запаса детей за счёт употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

3. «Поговорим о предмете»

Цель: активизация и пополнение словаря ребёнка.

«Назови правильно»

Цель: правильно поставить ударение.

(8 слайд)

Дидактические игры и приёмы на развитие речи сердцем.

1. «Расскажи об этих вещах»

Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания.

2. «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

3. «Укрась слово»

Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.

(9 слайд)

Дидактические игры и приёмы с клубком.

1. «Скажи наоборот».

Цель: расширение словаря запаса.

2. «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

3. «Закончи фразу»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение.

Игровые упражнения с часами.

Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребёнка.

(10 слайд)

Настольно дидактические игры: лото, домино, пазлы.

(11 слайд)

«Спасибо за внимание!»

Таким образом, использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста.

1. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

2. Обеспечивается психический комфорт;

3. Дети запоминают большое количество речевого материала;

4. Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

А теперь, я предлагаю вам стать на некоторое время детьми и поиграть в очень интересную игру. Мы не разу не играли в эту игру. Она недавно оказалась у нас в группе.

ИГРА «Речевой тренажер»

Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я предлагаю вам уважаемые коллеги, поделиться своими впечатлениями.

РЕФЛЕКИЯ: у вас на столах лежат сердечки. Если вам было всё понятно и интересно дорисуйте на сердечке улыбку и опустите в корзиночку «Зайки». Если же было что – то не понятно и не интересно дорисуйте грустное сердечко и опустите его в корзиночку «Мишки».

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнением содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Желаю успехов в работе. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

   Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчи...

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Возраст ребенка до 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Ценность раннего обучающего...

«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

     Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчинено определенны...

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Речь ребёнка – это показатель его развития. Она развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит в...