Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

  1. Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недели. Познакомить с названиями дней недели их последовательностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_word_2.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 12

 УО администрации МО Каневской район

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности
в старшей группе

« Формирование у дошкольников временных

                              представлений и их последовательности».

                                               

                                      Воспитатель: Резник Елена Николаевна

ст. Каневская

2013 год

 « ВОЛШЕБНЫЕ КИРПИЧИКИ»

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недели. Познакомить с названиями дней недели их последовательностью.
  2. Закрепить умения определять дни недели по признаку деятельности человека, по порядку, по расписанию непосредственной образовательной деятельности, традициям (если такие есть), календарю, пользоваться и понимать знаки и символы, выразительные средства искусства.
  3. Продолжать учить пользоваться календарём. Объяснить значимость дней недели для жизни человека.
  4. Развивать логику, образное мышление, воображение, творчество.
  5. Воспитывать интерес  к математике.

Предварительная работа:

          Работа по модели календаря, ознакомление с цветами радуги и их последовательностью.

Демонстрационный материал:

          Модель замка  Год, четыре принцессы, символы  непосредственной образовательной деятельности, традиций, цифровые карточки, математическое табло, расписание недели, семь «кирпичей» цветов радуги.

Раздаточный материал:

         Карта-лото: на первом ряду изображены символы НОД соответственно дням недели, второй ряд – пустой, кружочки семи цветов радуги.

Литературный ряд:

         С.Маршак «Хороший день», загадки.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

  В:  -  Мы снова отправляемся в замечательную страну Времени, где живут четыре принцессы. Кто помнит, как их зовут?

  Р:  - Утро, день, вечер, ночь.

  В:  - Ребята, вы помните, что случается, когда все сестрёнки - принцессы по очереди заканчивают свою работу.

  Р:   -Образуется кирпичик и из него строится замок. Этот кирпичик называется Сутки.

  В:   -Каждый раз, ровно в двенадцать часов, когда на земле наступает царство Ночи, кончаются одни сутки и начинаются другие. И так без остановки, бесконечно. Всего их семь и в каждом ряду наших башенок их всего по семь. Ни больше, ни меньше. А каждый ряд таких кирпичей называется неделей. В неделе семь дней, семь суток. Все кирпичики получаются разными и чтобы их как-нибудь различать принцессы придумали им имена.

         -Как вы думаете, как называется первый красный кирпичик?

  Р:   -Понедельник. (выкладывает на фланелеграф). Этот день начинает неделю ПОНЕДЕЛЬНИК.

  В:   -Второй день недели называется…?

  Р:   -Вторник.
 В:   -Вторник, второй. Это оранжевый кирпичик.

         -Третий день недели – он ровно посредине ряда, посреди недели. Это среда – жёлтый кирпичик. Четвёртый так и называется – четверг – зелёный кирпич, пятый – пятница – голубой кирпич. А вот шестой называется суббота (синий) – кончилась работа. В этот день вы отдыхаете и не ходите в детский сад. Воскресенье (фиолетовый) – это самый последний день недели. В этот день неделя умирает, а на следующий день воскресает.

          Давайте поможем принцессам отстроить первый этаж замка. С какого кирпича начнем, с дня, который начинает неделю – понедельник. Затем второй – вторник, тот, который посреди недели – среда, четвёртый – четверг, пятый – пятница.

          Вот почти и кончилась работа,

          День шестой – это…

   Р:   - Суббота.

   В:  -И последний день, день воскресенья следующей недели …

   Р:  - Воскресенье.

   В:  -Молодцы ребята. А кто ответит мне  на вопрос: Какой сегодня день?

Я вам помогу. Когда вы пришли первый раз в детский сад после выходных?

   Р:  -Вчера.

   В:  -Вчера началась неделя. Как называется этот день – понедельник. Вчера был понедельник.

Вот он (крепит красный кирпичик на фланелеграф). Давайте вспомним, что вчера было. (располагает на фланелеграфе карточки-символы). Чем мы занимались?

   Р:  - Лепили.

   В:  -Мы вчера поливали цветы?

   Р:  -Да. Мы всегда по понедельникам поливаем цветы, потому что их никто не поливаем за выходные.

   В:  -Раз вчера был первый день недели – понедельник, то тогда какой же сегодня день по счёту?

   Р:  -Второй.

   В:  -Как он называется?

   Р:  -Вторник.

   В:  - Чем мы занимаемся по вторникам?

   Р:  -Математикой.
  В:  -А что мы всегда делаем по вторникам после обеда?

   Р:  -Проводим опыты
  В:  -Какой день после вторника. Середина недели – это…?

   Р:  -Среда.
  В:  -Чем мы заняты по средам? Что мы обычно делаем только по средам? Какая клетка календаря заполняется в этот день.

           После среды- четверг. Ваше самое любимое занятие проходит в четверг – это физкультура, обозначаем её мячом.

           Какой день по счёту после четверга?

    Р:  -Пятый. Пятница. (прикрепляют карточку с изображением того, чем заняты только в этот день).

Физ.минутка

    В:  -Теперь я вам предлагаю выполнить задание, которое прислал нам придворный учёный. Давайте вскроем конверты у вас на столах и посмотрим что там. Придворный учёный хочет, чтобы мы разложили цветные кружочки на карте лото так, чтобы каждый цвет, обозначающий день недели расположился под значком нашей деятельности, которое проходит в этот день. Попробуйте всё сделать самостоятельно.

Вы уже заметили, что дней недели семь и все они идут по порядку. Поэтому учёный схитрил, он использовал для их обозначения цвета радуги, которых тоже семь и которые тоже идут строго по порядку. Если вы всё сделали правильно, то на ваших карточках должна появиться радуга. Заметьте, что этажи у нашего замка тоже радужные. Сравните свою работу и работу принцесс.

          Ответьте на вопросы. Кто правильно ответит, получит от учёного по кирпичику за каждый ответ. У кого больше ответов – тот получит приз:

   В:  -Что образует семь цветов?

   Р:  -Радугу.

   В:  -Что образуют семь кирпичиков?

   Р:  -Этаж.
  В:  -Что образует семь дней недели?
  Р:  -Неделю.

   В:  -Сколько дней в неделе?

   Р:  -Семь.

   В:  -Серёжа быстрее всех ответил и набрал больше всех кирпичиков. Он получает от придворного учёного шляпу и право судить и исправлять наши ответы. Садись рядом со мной. Когда принцессы строили свой замок, то за работой сочиняют загадки, рассказы, стихи. Сейчас я вам их зачитаю, о каком дне недели загадка или стихотворение:

           На работу зазывает,

           И неделю открывает.

                                              (понедельник).

          Хороший день.

    Вот портфель,

    Пальто и шляпа.

    Не ушёл

    Сегодня

    Папа,

    Значит

    Будет он со мной.

                                    (суббота, воскресенье)

    С. Маршак.

    Этот день прошёл в заботах,

    В суете и в толкотне.

    Потому что посерёдке

    Этот день в календаре.

                                             (среда).

     

    Был вчера у нас четверг,

    Завтра день – суббота.

    Ну когда же наконец

    Кончится работа?

                                           (пятница).

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы так учимся считать.
   Четыре, три, два, раз,

    На занятии весь класс.

                                           (вторник).

 

   Этот день зовут не зря
  Четвёртый день календаря.

   Если правильно считать,

   Можно так о нём сказать. (четверг).

    В:  -Ребята, представьте себе, что все дни недели отменили. Что тогда будет? Попробуйте представить.

    Р:  -Если отменить все дни недели, то не будет выходных, все будут только работать и никогда не смогут отдохнуть.

- Если отменить дни недели, то мы будем путаться проводили мы на этой недели занятие, например, по рисованию и математике или ещё нет, тогда мы можем не заниматься и будем глупыми.

-Если отменить дни недели, то можно никогда не ходить в детский сад, сказать, что ты не знал, что уже понедельник. Но если папа и мама не будет ходить на работу, то нам ничего не купят.

              Молодцы!

Заключение:

   В:  -Ребята, взгляните снова на наш волшебный замок, вы не заметили в его башенках чего-либо необычного? Что вы заметили?

   Р:  -Каждый этаж башенок строится из семи кирпичей семи цветов.
  В:  -Что они обозначают?

   Р:  -Семь дней в недели.

   В:  -Да, ещё одна особенность – это то, что в каждой башне только четыре этажа. Это потому, что четыре недели составляют месяц, А каждая башенка обозначает месяц. Сделала сестрёнки один кирпичик- значит прошли сутки. Отстроили первый этаж – прошло семь суток, т.е. одна неделя, а построили – четыре этажа – прошёл месяц – получилась башня. Всего в замке Год 12 башен – 12 месяцев, но они не полностью одинаковы. Чем они отличаются? Правильно, у трёх башен маковки белые, у трёх – красные,  у трёх зелёные, у трёх – жёлтые. Верно, это четыре времени года.

Пояснительная записка.

     При проведении непосредственно- образовательной деятельности в области « Познания», воспитателя Резник Елены Николаевны, МБДОУ детского сада комбинированного вида № 12 УО администрации МО

Каневской район.
   Тема: « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».

В ходе НОД  были решены следующие задачи:
- Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недели.
-Познакомить с названиями дней недели их последовательностью.

-Закрепить умения определять дни недели по признаку деятельности человека, по порядку, по расписанию непосредственной образовательной деятельности, традициям (если такие есть), календарю, пользоваться и понимать знаки и символы, выразительные средства искусства.

-Продолжать учить пользоваться календарём. Объяснить значимость дней недели для жизни человека.

-Развивать логику, образное мышление, воображение, творчество.

-Воспитывать интерес  к математике.

Предварительная работа:

          Работа по модели календаря, ознакомление с цветами радуги и их последовательностью.

Демонстрационный материал:

          Модель замка  Год, четыре принцессы, символы  непосредственной образовательной деятельности, традиций, цифровые карточки, математическое табло, расписание недели, семь «кирпичей» цветов радуги.

Раздаточный материал:

         Карта-лото: на первом ряду изображены символы НОД соответственно дням недели, второй ряд – пустой, кружочки семи цветов радуги.

Литературный ряд:

         С.Маршак «Хороший день», загадки.

    Эффективно использовались различные методы организационные
формы работы. Сочеталась индивидуальная и групповая работа. Общая
атмосфера при проведении НОД способствовала самовыражению и самоопределению детей. Стимулировалась личностно – познавательная деятельность.

     Целесообразно и эффективно использовался наглядный материал и компьютерные технологии. Цель занятия достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Блок "Вода". Тема "Путешествие по Клязьме"...

Конспект НОД.Образовательная область "Познание":познавательно-исследовательская деятельность

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Образовательная область "Познание".Блок "Вода". Тема "Кораблик для путешествия"....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Конспект НОД образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно исследовательская деятельность) в старшей группе

На данном занятии дети закрепляют умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам: цвет, форма, величина; развивают умение н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Конструкт познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по технологии «Река времени»

Тема: «Путешествие в прошлое лампочки»Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.Задачи:Воспитательные...

Методическая разработка конспекта комплексного занятия (НОД) по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Познавательно – исследовательская деятельность, согласно ФГОС ДО,  является основным принципом дошкольного образования. Она является эффективной формой познания окружающего мира ребенком. В...