Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников
статья по математике (старшая группа) на тему

Корчина Елена Александровна

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников.

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов Работа ведется по нескольким направлениям.

1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д. ).

Детям можно предложить задания.

  • Закончи предложения:                                                                              Если сегодня понедельник то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…
  • Догадайся, какое время года? Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.
  • Ответь на вопрос «Когда это бывает?»

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет

Когда это бывает? (Зимой.)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает —

Когда это бывает? (Весной.)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает —

Когда это бывает? (Осенью.)

  • Педагог предлагает послушать стихотворение и найти картинку, на которой изображено то время суток, о котором говорит поэт:

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

(С. Маршак)

Если звонко за окном

Защебечут птицы,

Если так светло кругом,

Что тебе не спится,

Если радио у вас

Вдруг заговорило

Это значит, что сейчас

…Утро наступило

(Б. Яковлев).

  • «Назови соседей»:

-  Назови соседей утра.

-  У части суток-утра соседи-ночь и день, потому что до утра-ночь, а после утра наступает день.

-  Назови соседей ночи.

  • «Назови все части суток»:

-  Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День-что дальше! (Вечер). И т.д.

  • Для закрепления понятий о сутках и о последовательности частей суток проводим беседу по таким вопросам:

-  «Вспомните, что знаете о сутках?»

-  «Какое сейчас время суток?»

-  «Какие части суток бывают еще?»

-  «Что наступает после вечера?»

-  «Как вы узнаете, что наступила ночь?»

-  «Назовите все части суток начиная с дня?»

Таким образом, мы показываем детям последовательность частей суток и даем представление о сутках в целом. При этом у них складывается понятие о текучести и непрерывности времени.

2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.).

В активном словаре у дошкольников часто не находится нужных слов для обозначения возраста человека (младенец, ребенок, подросток, юноша, мужчина, старик; девочка, девушка, женщина, старуха). Возраст не отличается ребенком от размера, особенно от высоты. Дошкольники полагают, что большие вещи старше меньших. Из-за ассоциации с величиной возраст не обязательно связывается с датой рождения. Если мальчик родился раньше девочки, но она перегнала его по росту, то она и будет «старше».

Детям предлагаются задания.

  • Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?
  • Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических ошибок на письме.

Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.

«Неделька»
      Ребенку предлагают разложить по порядку таблички с названиями дней недели.

Варианты:

- разложить таблички, начиная с определенного дня (например, с четверга); в обратном порядке;

-  каждому ребенку раздают таблички с названием дня недели, педагог называет громко любой день недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ребенок с табличкой «среда» встает первым, а все остальные выстраиваются по порядку следования дней недели;

- использовать таблички с названиями месяцев, времен года; разложить их по порядку, начиная с заданного месяца (времени года); в обратном порядке

«Молчанка»

Материал: круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству детей.

Педагог на демонстрационном круге молча показывает день недели, дети должны поднять карточку с цифрой, которой соответствует этот день.

Варианты:

- педагог показывает цифру, а ребенок должен показать карточку с названием дня недели.

«Когда деревья надевают этот наряд?»

Педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе.

Варианты:

- у каждого ребенка табличка с названием времени года; когда педагог показывает иллюстрацию с изображением определенного пейзажа, дети поднимают соответствующую карточку.

«Когда это бывает?»

Материал: иллюстрации деятельности людей в разные части суток.

Педагог показывает иллюстрацию и задает вопросы: что делает мальчик? Какая это часть суток? Как догадался? И т. д.

Варианты:

- иллюстрации, связанные с временами года. Вопросы: в какое время года нужны эти предметы? (Лыжи, сачок, зонт, скакалка и т. д.) По каким признакам вы определили это время года?

«Что длится короче»

Педагог спрашивает детей, что длится короче: час или минута, час или день и т. д.

Варианты:

- педагог спрашивает детей, какое дело можно сделать быстрее, какое дольше: построить домик из конструктора - построить настоящий дом; посадить дерево - вырастить его и т. д.

«Определи возраст человека»

Педагог демонстрирует детям картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста и предлагает показать, где изображен ребенок, пожилой человек, подросток и т. д.

Варианты:

 «Какая рука?»

На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.

«Покажи правильно»

Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).

«Незаконченные изображения»

Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать и назвать,   используя пространственную терминологию.

«Твой путь в детский сад»

Ребенку предлагают рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.

«Автомобили»
      По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.

Варианты:

- каждый ребенок проводит свой автомобиль до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.

«Выполни задание»

Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.

Варианты:

  • определить местоположение отдельных предметов мебели;
  • определить местоположение других детей относительно себя;
  • определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
  • определить местоположение предметов относительно друг друга;
  • расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).

«Что дальше, что ближе к нам в комнате?»

Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.

«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»
      Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).

«Что где находится?»

Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.

«Откуда и чей голос?»

Ребенку предлагают встать спиной к детям и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.

«Внимательно слушай и рисуй»

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.

Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.

Варианты:

- разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» и т. д.

«Где что лежит?»

Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.

Варианты:

  • предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;
  • по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.

«Фигуры высшего пилотажа»

Педагог на фланелеграфе показывает моделью самолета разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а дети объясняют изменение маршрута, используя слова: вверх, вниз, направо, слева направо и т. д.

«Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него).

«Следопыт»

По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.

Варианты:

  • дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;
  • по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы.

«Разведчики»

По письменной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.

Пример инструкции:

1. Встаньте у доски, повернувшись к ней спиной.

2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.

3. Повернитесь налево.

4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз. Что видите необычного? Ищите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников своими руками»

Здесь представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр, созданных своими руками, в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников....

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР (2017)

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР...

Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника. Пространствен...

Игры на формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ помощью робота пчелки Bee-Bot

Цель: формирование пространственно-временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с роботом пчелкой Bee-Bot можно проводить как в индивидуальной форме, так и в группов...

Игры на формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ с помощью робота MatataLab

Цель: формирование пространственно-временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с роботом MatataLab можно проводить как в индивидуальной форме, так и в групповой. К ...

Дидактические игры в формировании пространственно-временных представлений дошкольников

В материале представлены дидактические игры для педагогов, по формированию у детей пространственно-временных представлений....