«Развитие математической одарённости старших дошкольников»
консультация по математике на тему

Леднёва Наталья Андреевна

Консультативный материал для педагогов об использовании игровой технологии в при изучении математики в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие математической одарённости старших дошкольников»

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности, и главная задача педагога – сделать всё, чтобы увидеть, понять и развить интересы ребёнка.

Проблемам умственной одарённости придаётся особое значение, так как в школьном обучении приоритетным является интеллектуальное развитие ребёнка. Для интеллектуального развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач. В математике ребёнок учится последовательно и доказательно мыслить, догадываться, активно думать. Таким образом, математическая деятельность развивает умственную одарённость детей.

Одним из факторов развития одарённости является создание обогащённой развивающей среды.

Особый интерес представляют нетрадиционные игры.

Математические игры требуют большой сосредоточенности и чёткого выполнения правил (шашки, домино и др.). На этапе ознакомления с играми в уголке математики используется индивидуальная работа с детьми - обучающая игровым действиям, правилам.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу. Они радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше.

В непосредственно образовательной деятельности (НОД) по математике включаются различные методы активизации детей – моделирование (планы, фишки, модели времен года, месяцев, модель в виде часов, игры с элементами ТРИЗ). Также используются задания повышенной сложности, такие как зрительные диктанты, слуховые диктанты, логические ситуации, требующие умозаключений, построенные на основе логических схем, задачи на поиск недостающей фигуры, и др. логические задачи. В режимных моментах и совместной деятельности с детьми закрепляются математические знания в загадках, пословицах и поговорках.

Положительное эмоциональное отношение к математике вызывают мероприятия досугового характера – соревнования, развлечения, математические вечера, досуги, конкурсы смекалистых и находчивых. Здесь дети показывают свои знания и умения по математике («Путешествие в страну Математики», «Торопись, да не ошибись», «Путешествие в страну Чудес», «В стране Смешариков»).

В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры, танцы оживляют досуги, являются средством переключения внимания, обеспечивают оптимальную нагрузку.

Взаимодействие с родителями - важная составляющая успешной и эффективной работы. В прихожей родители знакомятся с материалами по математике на стенде и в папке - передвижке «Весёлый математик», где подробно в течение года описывается каждая дидактическая игра «Математической игротеки» и как в неё играть с детьми. В деятельности с детьми используется и сотворчество детей, педагога и родителей. Благодаря совместной деятельности по изготовлению математических игр, улучшились отношения между детьми и педагогами, между детьми и родителями: повысился интерес всех участников к математике, родители увидели в своих детях математические склонности, принимают активное участие в совместных играх с детьми в математической игротеке.

Эффективной формой работы с родителями являются практикумы. В конце учебного года традиционно организуется родительское собрание, где родители знакомятся с успехами и достижениями своих детей. Проводится математический ринг, на котором дети соревнуются с родителями. Дети на этом мероприятии демонстрируют свои достижения в усвоении математики за учебный год. Родители принимают активное участие в выполнении всех заданий и видят способности своих детей, оценивают их возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .

"Путешествие Вовки по Лукоморью".  Цель:обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи:Обучающие:Закреплять умение считать и отсчитывать в предела...

Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»

В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...

"Музыкально-дидактические игры, как одно из условий развития музыкальной одарённости старших дошкольников"

Подборка музыкально-дидактических игр для использования с детьми старшего дошкольного возраста...

«Развитие математической грамотности старших дошкольников через математические сказки»

В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут о...