«Развитие математической грамотности старших дошкольников через математические сказки»
статья по математике (старшая группа)

Зак Ирина Алексеевна

В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие математической грамотности  старших дошкольников  через  математические сказки»

            Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать,  но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка  играет математическое развитие.

          В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки.

           Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх  дома и в детском саду стараются подражать им. Так же во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Многие исследователи (Большунова Н.Я., ШарыгинаТ.А., Ерофеева Т.И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т.к. облегчает процесс обучения, заинтересовывает детей.

Актуальность обусловлена рядом причин:

- начало школьного обучения в 5, 6 лет;

- обилие информации, получаемой ребёнком;

- повышенное внимание к компьютеризации.

           Для математического развития детей при использовании сказок главный акцент делается не на запоминание новой информации, а на полное её понимание, увлекаясь, дети не замечают, что обучаются, т. е. развитие осуществляется ненавязчиво, непринужденно, незаметно. Включаясь в обсуждение вместе с персонажами сказок, ребенок прилагает все усилия, во что бы то ни стало найти пути решения предложенных познавательных задач. При этом он также примеряет на себя образ, поэтому только здесь будут решаться две задачи одновременно: активизация мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т. д.) и эмоционально окрашенное уподобление себя герою.

          Таким образом, в результате проведённой работы по ФЭМП у детей старшего возраста посредством  сказки, я сделала следующие выводы:

- сказка положительно влияет на развитие математических способностей;

- комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;

- с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;

- сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.

         Поэтому можно сказать, что сказка и её возможности в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому что используются и дома и в детском саду.

          Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями, я рекомендую использовать всё многообразие методов и приёмов как традиционные (д/и, логические, решение математических задач), так и инновационные (моделирование, математические сказки, ИКТ).

          При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком её понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная НООД в старшей логопедической группе (Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие») "Математическое путешествие по сказкам"

Совместная  НООД в старшей логопедической группе (Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)...

Проект на тему: "Развитие математических способностей посредством сказки"

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДОУ. Предмет исследования – развитие математических способностей у дошкольников.       Задачи проекта:·...

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Математическое развитие : " Математическая сказка"

Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...

Конспект ООД по познавательному развитию «Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди» в средней группе.

Цель: Развитие у детей элементарных математических представлений и познавательных способностей.Программное содержание:Интеграция образовательных областей:·...

Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической  сказки для развития математических представлений дошкольников. Задачи: • расширить знания педагогов о с...