Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников
статья по математике на тему

Волкова Людмила Викторовна

Статья описывает использование в сказках математических персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья : МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения.  Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинственные поступки героев. Она имеет приключенческий характер. Всё это и определяет структуру содержания, отличительные её особенности, выраженные многоэпизодностью, завершенностью, динамичностью развития действия.

 Сказка с математическим содержанием или математическая сказка - это сказка, персонажами которой могут быть цифры, геометрические формы, а так же герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди. В сюжет такой сказки вводятся различные математические представления о величине, форме, времени, количестве, а также отношения величин, правила и т.п. Подобные сказки имеют приключенческий характер, часто осложнены какими-либо математическими проверками, которые обязан выполнить герой вместе с маленькими слушателями. Также математическое содержание может обозначать какое-то правило действия героев сказки. При использовании сказок для математического развития детей главный упор делается не на запоминание новой информации, а на полное её понимание. Увлекшись, ребята не замечают, что обучаются, т.е. развитие происходит непринужденно.

Н.И. Кравцов и С.Г. Лазутин классифицируют сказки по жанровым разновидностям – сказки о животных, сказки волшебные и сказки социально-бытовые. Каждая из вышеназванных разновидностей содержит свои сюжеты, персонажи, поэтику и манеру [4]. Детей старшего дошкольного возраста привлекают волшебные сказки. Основные характерные черты волшебных сказок математического склада заключаются в существенно развитом сюжетном действии. Это проявляется не только в специальных приемах и методах композиции, повествования и стиля, но и необходимости преодоления героем ряда преград, совершая математические действия в достижении цели.

В.Ф. Любичева и Р.Р. Мухамедьянова в математической сказке выделяют особую структуру:

  • внедрение в сказочную страну, в которой проживают сказочные математические предметы;
  • разгром благосостояния, т.е. несоблюдение взаимоотношений, взаимосвязей со сказочными математическими предметами;
  • возобновление этих взаимоотношений и взаимосвязей [5].
  • На сегодня разработаны математические сказки такими авторами как Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Шорыгина и многими другими.
  • Н.Я. Большуновой сочинен цикл сказок и ситуаций для развития детей. В своем труде [1] при разработке сценариев занятий она реализовала трансформацию русских народных сказок, неких авторских сказок, применила мотивы сказок других народов. В примерных конспектах занятий показан материал для формирования элементарных математических представлений, при этом почти все занятия считаются комплексными. Н.Я. Большунова отмечает, что сказка, используемая на занятии, ни в коем случае не обязана сокращаться вплоть до уровня дидактического средства. Она должна быть для детей полноценным художественным средством. Исследования Н.Я. Большуновой выявили то, что рациональность и правомерность заданий в контексте детских видов работы значительно увеличивают способности и продуктивность памяти, мышления, воображения. Таким образом, обнаружено, что задачи Ж. Пиаже (феномен Пиаже), предъявляемые ребятам 5-7 лет как непосредственно когнитивные задания, не находят решения, но в случае если подобные задания предоставляются внутри сказочного сюжета, совершается преодоление феноменов Пиаже, интеллектуальное задание решается благополучно и с осознанием.
  • Н.Я. Большунова разработала ряд методов введения в сюжет сказки образовательного, обучающего содержания. Например, содержание может быть представлено в качестве особенного рода двойственных ситуаций, призывающих эффективно обследовать, выдвинуть и проверить гипотезу. Условием решения подобного рода проблем считается организованное средствами сказки детское экспериментирование. Например, ребятам необходимо понять, почему узкая машина не может проехать ворота или туннель, или почему широкая машинка не может проехать в высокие ворота или туннель. В ходе экспериментирования (попыток проехать через ворота) ребята без помощи других замечают и осваивают представление о высоте и ширине. Сказка дает возможность также реализовать мысленный эксперимент с опорой на наглядные либо идеальные модели.
  • Осваиваемое в сказке содержание может быть представлено в форме особенного рода познавательных задач - загадок, разгадывание которых становится мерой общественной важности героя, а также его помощников – детей, слушающих сказку: чародей продемонстрирует путь, если персонаж сказки совместно с ребятами разрешит те либо другие задачи (загадки). Подобного рода условия характерны для сказок: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Данный метод результативен, вследствие того, что в качестве проблем либо загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое. В контексте сказки, отмечает Н.Я. Большунова «обретают полноту, выходят за пределы повседневности и прагматического осмысления такие понятия, как место, время, скорость, бесконечность и т.д. В пространстве сказки, в глубине её смыслов объекты, явления обретают многозначность и неоднозначность. Возникает вероятность приобретения взаимоотношения к обществу как к тайне, так как любые объекты в сказке способны показаться перед ребенком в какой-то удивительной функции» [1].
  • Значимой задачей математического развития старших дошкольников считается формирование представлений об эталонных мерах длины: сантиметрах и метрах [2]. Осуществить знакомство детей с эталонными мерами можно и с помощью сказки, представив их в форме специальных сущностей: человечки – братья Сантиметры, которые, взявшись за руки и тесно «по-братски», прижавшись, друг к другу, формируют новую меру - метр.
  • Одной из программных задач дошкольной математики является знакомство с деньгами [3]. Математические сказки помогут ребятам не только закрепить навыки счета в интересной форме, но и правильно обращаться с деньгами.
  • Таким образом, с помощью сказки можно познакомить с многими важными понятиями, например, показать значимость цифры 0, формировать представление о трех- и четырехмерности пространства и т.п. Работа со сказкой должна включать различные задания, связанные с персонажами и сюжетом сказок. А кроме того сказка и её компоненты должны быть введены в режимные моменты отличные от непосредственно образовательной деятельности (НОД): на прогулке, перед сном, в самостоятельную деятельность ребенка и т.д. Вовлечение сказки в НОД и в не её даст возможность успешнее оказывать воздействие на математическое развитие ребенка.
  • Анализ литературы показал, что проблемами развития математических представлений ребенка занимались многочисленные педагоги. Ученые разрабатывали методы и способы преподавания математики, проекты по математическому развитию ребенка, находили результативные средства, которые могут помочь ребятам быстро и правильно усвоить математические понятия и представления. Одним из таких средств современные ученые называют математические сказки. Они являются результативным средством развития математических представлений ребенка, т.к. ребята дошкольного возраста любят сказки, стремятся следовать, подражать любимым героям сказок в собственных играх. В сказочных сюжетах зашифрованы условия и проблемы, которые переживаются ребятами. Кроме того в многочисленных сказках математическое начало находится на самой поверхности, по этой причине оно принимается и усваивается ребятами незаметно, естественно и просто.

Список литературы

  1. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.
  2. Киричек К.А. Методика ознакомления дошкольников с метром и сантиметром // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 8 (48). - С. 77-78.
  3. Киричек К.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 3. № 41. - С. 179-183.
  4. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1983. - 447 с.
  5. Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. - № 6. – С. 32-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Практическая значимость обусловлена разработкой серии занятий с использованием сказок, направленных на формирование временных представлений  у  детей старшего дошкольного возраста, которая м...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения. Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинст...

Образовательный проект «Занимательные игры математического содержания как средство развития математических представлений у детей подготовительной группы»

Цель проекта:Создать условия для развития у детей  подготовительной группы математических представлений через проектную деятельность  по использованию занимательных игр математического содер...