Проект на тему: "Развитие математических способностей посредством сказки"
проект по математике (старшая группа) на тему

Иосафова Татьяна Николаевна

Объект исследования учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

 Предмет исследования – развитие математических способностей у дошкольников.

       Задачи проекта:

·     формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

·     развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

·     формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

·     увеличение объема внимания и памяти;

·     формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);

·     развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

        Цели проекта:

1.     Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.

2.     Создать условия для развития у детей:

·     высокой познавательной мотивации;

·     свободной, самостоятельной, активной  инициативы в деятельности и в общении;

·     чувство собственного достоинства и способность уважать других;

·      подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;

·     обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;

·     поддержать систему непрерывного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Звёздочка»

                                                                   

Проект на тему:

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки»

 Проект подготовили и провели:

воспитатели группы №4 «Непоседы»

                                                                                                      Полякова Г.Н.

Иосафова Т.Н.

г. Ермолино

 

Тип проекта:

по методу: познавательно-исследовательский.

по содержанию: ребенок и математические отношения.

по характеру контактов: в рамках одной возрастной группы.

по характеру участия ребёнка: участник от зарождения до получения окончательного результата.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Руководители  проекта: воспитатели группы: Полякова Г.Н., Иосафова Т.Н    

Срок реализации проекта: долгосрочный (январь – май)

Актуальность проекта: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

В связи с этим, в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов русских народных и авторских сказок. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников. Ключом развития математических способностей является  организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы пришли к выводу, что именно сказки опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.

 Объект исследования учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

 Предмет исследования – развитие математических способностей у дошкольников.

       Задачи проекта:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • увеличение объема внимания и памяти;
  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

        Цели проекта:

  1. Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.
  2. Создать условия для развития у детей:
  • высокой познавательной мотивации;
  • свободной, самостоятельной, активной  инициативы в деятельности и в общении;
  • чувство собственного достоинства и способность уважать других;
  •  подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
  • обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
  • поддержать систему непрерывного образования.

 Рабочая гипотеза:

Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей  дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей.

        Ожидаемый результат: 

Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки  в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей:

  • у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
  •  самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС)

  • Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
  • Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
  • Единство подходов к воспитанию детей  в условиях ДОУ и семьи.

Формы реализации:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • демонстративные опыты;
  • сенсорные праздники  
  • театрализация с математическим содержанием;
  • коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
  • фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
  • свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
  • самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
  •  индивидуально-творческая деятельность,
  •  творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
  •  игровой тренинг.

Методы и приемы

  •  практические (игровые);
  •  экспериментирование;
  •  моделирование;
  •  воссоздание;
  •  преобразование;
  •  конструирование.
  • сюжетно – ролевая игра;
  • игра – драматизация 

Дидактические средства:

  • наглядный материал (книги, компьютер):
  • счетные палочки  
  • модели,
  • дидактические игры

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

  1. Математические игр – развлечения через сказку:
  • игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
  •  игры головоломки,
  •  задачи-шутки,
  •  кроссворды,
  •  ребусы

  1. Дидактические игры:
  • сенсорные,
  • моделирующего характера,
  • развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей.

  1. Развивающие игры через сказку - игры, способствующие решению умственных способностей.

 Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (конкурсы, КВН);
  • создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • проведение бесед
  • создание игровых ситуаций;
  • проведение интеллектуальных игр;
  • проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.

Условия инновационной работы:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
  • при введении нового математического знания посредством сказки, раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Развивающая среда:

•        Обучающие настольно-печатные игры по математике;

•        Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

•        Геометрические мозаики и головоломки;

•        Занимательные книги по математике;

•        Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;

•        Тетрадь в крупную клетку;

•        Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;

•        Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;

•        Небольшие ножницы;

•        Набор цветной бумаги;

•        Счетный материал;                                

•        Набор цифр;

 Основные принципы работы:

  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип активности, творчества.
  • Принцип гуманизации (ориентация на оказание помощи)
  • Принцип интеграции.
  • Формирование разносторонних математических знаний.
  • Возрастание речевой компетенции.
  • Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
  • Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей.

         Родители.

         Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

         Педагоги.

          Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

План реализации проекта:   

  • Составление проекта поэтапного плана работы
  • Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
  • Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
  • Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности (картинки, дидактические игры, подвижные игры, иллюстрации.)
  • Подготовка и чтение художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, картинок.
  • Беседы с детьми.
  • Стенгазета. Презентация. Итоговая ООД.

Реализация проекта

Подготовительная часть

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  • Привлечение родителей к реализации проекта «Развитие математических способностей посредством сказки»
  • Создание условий для организации и  проведения проекта.
  • Анкетирование родителей «Математика для развития Вашего ребенка»
  • Консультация «Дома играем – математику изучаем»
  • Фоторепортаж.

Основная часть.

  • Беседы с детьми по сказкам. Закреплять математические знания детей через сказку.
  • Рассматривание иллюстраций, картинок, где кругозор пополняется математическими знаниями.
  • Чтение сказок,  загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, потешек, песен.
  • Использование физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр во всех видах деятельности.
  • Проведение дидактических и настольно-печатных игр: «Сколько?», «Найди пару», «Арифметика на магнитах», «У кого столько же?», «Утро, день, вечер, ночь».
  • Проведение интеллектуальных игр: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение», «Разноцветные фигуры», «Две клетки», Задача на «Совмещение», «Путаница», «Танграм»,   «Цепочки», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи»
  • Рисование и раскрашивание сказочных героев в свободной деятельности.

Завершающая часть.

  • Итоговая ООД.
  • Участие в создании стенгазеты: «Сказочные числа»
  • Организуется фотосессия.
  • Выставка детских работ на тему: «Сказочное число»
  • Вручение активным детям и родителям сувениров и благодарственных писем.

Итог проекта:

  1. В конце проекта количество вопросов возросло, потребность получить ответы  методом проб укрепилось, действия детей стали более целенаправленными.
  2. Появились попытки работать самостоятельно.
  3. Формируются такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое.
  4. Развиваются объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.
  5. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
  6. Формируются умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
  7. Учатся переносить усвоенные математические знания в новые ситуации.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике  рисования  и ап...

Самообразование по теме: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников через дидактические игры»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»        Самообраз...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»

Проблема: Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что математический опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Причины проблемы:Недоста...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике  рисования ...

Дидактическая игра на тему: "Развитие музыкально - математических способностей детей средствами музыкального фольклора"

В дошкольном образовании широкое применение имеет использование коллажа в развитии речи ребенка. Эта технология не только способствует развитию связной речи ребенка, но и активизирует познавательные п...

План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...