Игровая ситуация «Город Чисел»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

   Каменева Ирина Александровна

Цель: 1.Познакомить детей с первыми десятью числами натурального ряда (их названиями и последовательностью).

2. Выяснить с детьми как образуется число,  научить сравнивать числа.

3. Объяснить основное правило счета: числительные называются по порядку, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_gorod_chisel.doc59 КБ
Файл razvitie_ponyatiya_chisla_u_detey.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Город Чисел»

Цель: 1.Познакомить детей с первыми десятью числами натурального ряда (их названиями и последовательностью).

2. Выяснить с детьми как образуется число,  научить сравнивать числа.

3. Объяснить основное правило счета: числительные называются по порядку, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета.

Материалы: Наглядный материал - слайды презентации,  карточки с изображением щенков и косточек; карточки с и изображением геометрических фигур(2 круга,2 треугольника, 2 квадрата, 2 прямоугольника) разных размеров; кубик с разноцветными сторонами; черная клякса; карточки с изображением котят, стульев, чашек, торта, куска торта.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну Математику, в которой очень много интересного и увлекательного! Есть в этой стране небольшой городок- его все называют город Чисел, вот туда-то мы сегодня и отправимся и познакомимся с его замечательными жителями.

Итак….(слайд1)

 Жили – были, не тужили, Ровно десять горожан.

Друг за дружкою ходили, По соседству они жили- город «Чисел» стоял там! У горожан одна забота- посчитать им всё охота! Вот поэтому когда-то, их стали Цифрами  все звать. Усердно Цифры всё считали, пересчитали, просчитали, Ну а Числом они назвали - все что сумели посчитать.

Всех  вам представлю по порядку, но не обидеть, чтоб Число, на все вопросы отвечайте, Хоть часто будет нелегко!

(слайд 2)

На окраине города живет  Единица. Живет она одна – одинешенька в своем домике. В домике у неё один уголок, где стоит один  стол и один стул, один шкаф, в котором стоит одна чашка и одно блюдце. И в магазине единичка всегда покупает все по одному: одну конфету, одну книжку, один сапожек…И любит она всё это пересчитывать, но так как всего у неё по одному то и счет она ведет до одного. Вот она какая эта Единица- тонкая и длинная. Похожа на палку с носом или одинокого журавля. Даже загадка есть такая.(Использование малых фольклорных форм) Попробуйте угадать:

Ни журавль то, ни синица.
       А всего лишь...

                                (единица)

Словно палка единица.

 Для работы пригодится-

Можно с ней пасти овец.

 Эта цифра молодец!

Единица-палка с носом-

Обращается с вопросом:

Сколько ртов, голов и лбов

Человек носить готов?

(Сосчитай себя. Назвать части своего тела, которых по одной -голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина.)

По соседству с единицей живет двойка, она всегда идет следом за единицей.

(слайд 3)

Двойка тоже жила в собственном домике, но в котором комнат было больше - две. Двойка похожа на красивого лебедя и очень любит играть в разные игры, решать сложные задания. Вот и для нас у неё вопрос:

Всколыхнулась в речке заводь.

Цифра 2 умеет плавать.

 Этот лебедь так хорош

 –просто глаз не отведешь!

Двойка лебедем плывет

И задачку задает:

«Сколько ранним утром глаз

Открывается у нас?

сколько нужно нам носок,

 чтоб одеть на пару ног?»

(Назвать парные органы тела-2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги).

Правильно, ребята – всего два. А двойка-то как рада- все правильно посчитали! Два - это её любимое число!

Домик двойки находится посредине, между домиком 1 и домиком 3, которая следует за двойкой по пятам.

(слайд 4)

 Тройку все любили потому, что она была доброй и послушной. В её доме было три большие комнаты. Соседями Тройки были три медведя. Все они жили в любви и согласии. Каждый день Тройка угощала маленького медвежонка тремя конфетами.

Для нас тройка приготовила один вопросик:

Чу! Лошадки мчаться бойко-

Мчится удалая тройка.

Сколько взмыленных коней

Вихрем мчатся средь полей?

Давайте посчитаем (три).

Ребята взгляните на картинке нарисованы подковы. На что они похожи?

Тук-тук-тук! Уже готовы

 Для лошадок все подковы!

Как похожи – посмотри!

Да ведь это цифра три!

Тройка тоже имела добрых соседей - её дом находился как раз посередине между домами двойки и четверки.

(слайд 5)

В самой обычной московской квартире
Жила-поживала цифра четыре.
Четыре стены там, четыре угла,
Четыре ноги у большого стола,
Четыре ноги у собаки, у кошки,
И даже четыре цветка на окошке.
Но кактус колючий под окнами рос.
Ты все посчитай и ответь на вопрос:
На цифру какую был кактус похож?

Ребята, а давайте вместе с четверкой посчитаем, действительно ли в квартире четыре угла, у стола четыре ноги? Сколько лап у кота и собаки? И сколько цветов росло на подоконнике?(Счет)

А теперь, посмотрите, внимательно, на что же похож этот зелёный колючий кактус? (на 4)

Ребята, а вы помните кто жил по соседству с четверкой? Правильно, домик тройки стоял слева от квартиры четыре. А справа на берегу пяти морей живет цифра пять.

(слайд 6)

Пятерка живёт в большой пятикомнатной квартире. У неё пять друзей -морских коньков. Они очень любят вместе играть и задавать друг другу разные вопросы.

А пятёрку на денек

Пригласил морской конек! –

Цифра пять ,тебя я знаю

 И загадку загадаю:

- Сколько пальцев на руке
Могут сжаться в кулаке?
-Ракушки можешь сосчитать?
Раз, два, три, четыре,…….!

Давайте поможем пятерке посчитать. Молодцы ребята!!!

Знаете, ребята, а у меня тоже есть пять друзей – пять утят. Давайте, мы с вами поиграем и я вам про них расскажу.

Пальчиковая игра "Пять утят "

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)


Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

(слайд 7)

В соседях у пятерки цифра четыре (с которой мы уже знакомы)и цифра шесть.

Шесть свернулась как змея!  «Посмотрите на меня!
Я без рук могу писать –
И вот так весь день лежать!»
И спросила змейка та:
«Сколько стен у кубика?»
Вот ответ: «Нетрудно счесть,
Этих стенок ровно ……».

(Детям предлагается кубик с разноцветными сторонами)

Молодцы! И тут ребята вы справились с заданием. Но это еще не всё!

У Шестерки было шесть щенков: первый – белый, второй – смелый, третий – умный, четвертый – шумный, пятый – с рыженьким хвостом, а шестой очень любил спать. Каждый вечер Шестерка угощала своих щенков вкусной косточкой, а потом укладывала их спать. Давайте поможем шестерке  накормить и уложить непослушных щенков. (Д/и «Угости щенка косточкой». Ребенок, получив карточку с нарисованными шестью щенками и сосчитав их, отсчитывает себе столько косточек, сколько щенков на карте.)

По соседству с шестеркой живет семерка, она всегда идет следом за шестеркой.

(слайд 8)

На улице Желтых одуванчиков, жила семерка. Жила она вот в разноцветном дворце .

Цифра семь - подъёмный кран-
Заглянула в гости к нам,
Семь цветов с собой взяла,
Чтобы радуга была.
Семь на небо посмотрела.-
«Я бы в небо улетела!
Посчитай скорей мой друг–
Сколько облаков вокруг?»
(Семь)

Семерка уже давно дружила с радугой и они часто веселились. Черная краска им завидовала и по её приказу разбойники схватили Семерку и бросили в подземелье.

Чтобы освободить Семерку надо ответить на вопросы:  

Сколько в радуге цветов?

Сколько дней в недели?

Сколько гномиков у Белоснежки?

Сколько у козы было козлят?

Молодцы! Теперь Черная краска освободила цифру Семь.

Семерка  тоже имела соседей - её дом находился как раз посередине между домами шестерки и восьмерки.

(слайд 9)

Вот в таком необычно красивом восьмиэтажном доме жила Восьмерка.

Она была круглолицая, румяная, может немного толстенькая,

но никогда из-за этого не расстраивалась и всегда была веселой.

Неваляшка-цифра  восемь-
Приготовила вопросик:
«Сколько ног у осьминога?
И зачем ему так много»

Восьмерка любила чистоту и часто наводила порядок в восьми комнатах.

Жила Восьмерка на самом краю города, где часто шел снег, и как то раз решили Восьмерка слепить снеговика. Но у неё почему – то ничего не получалось кроме больших комьев снега. Давайте подскажем Восьмерке как сделать снеговика. (Д/и «Собери снеговика» Дети из разных геометрических фигур –квадрата, треугольника, прямоугольника, круга -должны выбрать круги и сложить снеговика)

Когда восьмерка увидела снеговика она долго думала какую же цифру он ей напоминает. Правильно, ребята восьмерку.

Соседями восьмерки слева была семерка, а справа жила девятка.

(слайд 10)

В один прекрасный солнечный день был у Девятки день рожденья, она пригласила к себе котят.

Шесть и девять- близнецы-
Смотрят в разные концы,
Девять снизу хвостик носит,
Шесть наверх его забросит.
А котята знать хотят,
Сколько их всего котят?

Ребята давайте посчитаем, сколько же котят, девятка пригласила к себе на день рождения?

Девятка никак не могла разместить всех гостей за столом.

- Сколько стульев надо поставить за столом?

- Сколько чашек надо поставить?

- А на сколько частей надо разрезать праздничный торт?

 (Д/и «Усади котят за стол». Дети должны отобрать столько  же карточек с изображение стульев, чашек и кусочков торта сколько и котят ).

(слайд 11)

В самом центре города жил Ноль. У него был очень интересный дом

в этом доме не было ни одного угла, некуда было поставить стол, стул. В общем было пусто. Да и посчитать было нечего. И поэтому Ноль

стал бездельником.

Ребята, как вы думаете на что похож ноль?

(слайд 12)

Как-то сидел печальный Ноль и плакал, а в это время

цифра Один решила навестить другие цифры. И вот пришла она в гости к нулю. Увидела Единица, что у Нуля ничего нет и пригласила к себе домой. Целый день они провели вместе, играли и так понравились друг  другу, что решили жить вместе. Но как же быть ведь они разные цифры. Думали они, думали и придумали себе общее имя Десятка.

С нулём худышка единица
Мигом в десять превратится.
Вместе веселей играть-
Давайте бабочек считать!

Сколько бабочек насчитала десятка?

 Ребята, чтобы никто не мог единицу и ноль разлучить поселились они на самой окраине, сразу же за домиком девятки.

Ну вот и всё, на этом наше веселое путешествие заканчивается. Но в этот город мы вернемся еще не раз, чтобы поиграть с веселыми его жителями: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г ород Чисел 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Жили – были, не тужили, Ровно десять горожан. Друг за дружкою ходили, По соседству они жили- город «Чисел» стоял там! У горожан одна забота- посчитать им всё охота! Вот поэтому когда-то, их стали Цифрами все звать. Усердно Цифры всё считали, пересчитали, просчитали, Ну а Числом они назвали - все что сумели посчитать. Всех вам представлю по порядку, но не обидеть, чтоб Число, на все вопросы отвечайте, Хоть часто будет не легко!

Слайд 2

2 0 1 соседи Ни журавль то, ни синица. А всего лишь... (единица) Словно палка единица. Для работы пригодится- Можно с ней пасти овец. Эта цифра молодец! Единица-палка с носом- Обращается с вопросом: Сколько ртов, голов и лбов Человек носить готов? ? ? ?

Слайд 3

соседи 2 Всколыхнулась в речке заводь. Цифра 2 умеет плавать. Этот лебедь так хорош –просто глаз не отведешь! Двойка лебедем плывет И задачку задает: «Сколько ранним утром глаз Открывается у нас? сколько нужно нам носок, чтоб одеть на пару ног?» 1 3

Слайд 4

Чу! Лошадки мчаться бойко- Мчится удалая тройка. Сколько взмыленных коней Вихрем мчатся средь полей? Тук-тук-тук! Уже готовы Для лошадок все подковы! Как похожи – посмотри! Да ведь это цифра три! 3 соседи 2 4

Слайд 5

4 3 5 соседи В самой обычной московской квартире Жила-поживала цифра четыре. Четыре стены там, четыре угла, Четыре ноги у большого стола, Четыре ноги у собаки, у кошки, И даже четыре цветка на окошке. Но кактус колючий под окнами рос. Ты все посчитай и ответь на вопрос: На цифру какую был кактус похож?

Слайд 6

5 4 6 соседи А пятёрку на денек Пригласил морской конек! – Цифра пять ,тебя я знаю И загадку загадаю: - Сколько пальцев на руке Могут сжаться в кулаке? -Ракушки можешь сосчитать? Раз, два, три, четыре,…….!

Слайд 7

Шесть свернулась как змея! «Посмотрите на меня! Я без рук могу писать – И вот так весь день лежать!» И спросила змейка та: «Сколько стен у кубика?» Вот ответ: «Нетрудно счесть, Этих стенок ровно ……». соседи 6 5 7

Слайд 8

Цифра семь - подъёмный кран- Заглянула в гости к нам, Семь цветов с собой взяла, Чтобы радуга была. Семь на небо посмотрела.- «Я бы в небо улетела! Посчитай скорей мой друг– Сколько облаков вокруг?» соседи 7 8 6

Слайд 9

Неваляшка-цифра восемь- Приготовила вопросик: «Сколько ног у осьминога? И зачем ему так много» 8 7 9 соседи

Слайд 10

6 Шесть и девять- близнецы- Смотрят в разные концы, Девять снизу хвостик носит, Шесть наверх его забросит. А котята знать хотят, Сколько их всего котят? 6 9 соседи 9 8 10 9 9 6 6 9 6

Слайд 11

У нуля большое дело, Он в ничто шагает смело. Но лишь к цифрам он подходит, Сразу чудо происходит.

Слайд 12

С нулём худышка единица Мигом в десять превратится. Вместе веселей играть- Давайте бабочек считать! соседи 10 9

Слайд 13

Было очень весело! Приходи ещё! Что-нибудь посчитаем!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

Конспект игровой ситуации с использованием макета «Перекресток» в средней группе «Колобок в городе»

Конспект игровой ситуации с использованием макета «Перекресток»в средней группе «Колобок в городе»Цель. Формирование простейших представлений детей о правилах дорожного движения.Задачи. Развивать речь...

Игровая ситуация «Город Чисел»

Цель: 1.Познакомить детей с первыми десятью числами натурального ряда (их названиями и последовательностью).2. Выяснить с детьми как образуется число,  научить сравнивать числа.3. Объяснить ...

Образовательно-игровая ситуация по художественно-эстетическому развитию. Тема :"Салют над городом"

Формировать у детей представление о подвиге  народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Научить новому способу получения изображения цветной граттаж. Развива...