Главные вкладки

    Cтатья по теме "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной матиматике"
    статья по математике на тему

     

     

    Головоломки , занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Ребята не отвлекаясь подолгу упражняются в преобразовании фигур, перекладывание палочек. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатываются конструктивные способности . занимательный материал рассматривается и как одно из средств , обеспечивающихся взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Любая математическая задача на смекалку , для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную нагрузку умственных способности , которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом , условием задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zadachi_na_smekalku.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 108 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  Невского района , Санкт- Петербурга.

    Статья .

    Занимательный материал

     в обучении дошкольников

    Элементарной математике.

    Автор: Захарова Елена Александровна.

    Санкт – Петербург .2014г

    Задачи на смекалку.

    Головоломки , занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Ребята не отвлекаясь подолгу упражняются в преобразовании фигур, перекладывание палочек. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатываются конструктивные способности . занимательный материал рассматривается и как одно из средств , обеспечивающихся взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Любая математическая задача на смекалку , для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную нагрузку умственных способности , которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом , условием задачи.

     Умственная задача:

    Составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число

    Занимательность математического материала придает игровые элементы ,содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнение , развлечение .

    Например постановка вопроса:

    “Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?”-заставляет ребёнка задуматься и в поисках ответа, втянуть в игру воображение. Занимательный математический материал включает в себя развлечения: головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, например головоломки могут быть арифметическими ( угадывание чисел) геометрическими ( разрезании бумаги) , буквенные (кросcворды). Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений . Они настойчиво могут искать ход решения, который ведет к результату .  Ребенку интересна конченая цель: сложить , найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их- обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел и.т.д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенств воображения математических ( количественных, пространственных, временных) представлений детей.

    Дидактические игры часто включает непосредственно в содержание занятий. Дидактическую игру можно использовать как учебное задание; упражнение , направленное на выполнение конкретной задачи- формирования представлений . В младшей группе почти все занятия  проводятся в форме игры. Дидактические игры так же уместны и в конце занятия как закрепление ранее изученного.  В средней группе на занятиях по математике после закрепления названий основных геометрических фигур можно использовать, например , такую игру :-“ Найди и назови”.

    Цель- закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера, цвета. Ребенок указывает все признаки ( цвета, размер) и только тогда берет фигуру себе. Игровые действия включает элементы  занимательности, соревнования . В старшем возрасте проводятся дидактические игры на группировку геометрических фигур : например  

    “Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку”.

    Детям предлагалась рассмотреть , какие геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены , найти ошибку, исправить и изменить . Ошибка может состоять в том , что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего  цвета- красная и.т.д.

    Ответ адресовать Чебурашке .

    Очень часто проводятся дидактические игры как индивидуальную работу с отстающими детьми, так же конечно со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. Особое внимание уделяем  вырабатыванию у детей умения ( и желания) вести поиск решения самостоятельно, активно  используя работу мысли, предлагала  лишь общую схему и направление анализа занимательной задачи. Работая таким образом, предлагая детям решение разного рода нестандартных задач, пыталась способствовать формированию у них  логического мышления, представлений. С этой же целью включают в работу различные головоломки. В старшем возрасте часто используют головоломки со счетными палочками. Дети влечено и с большим интересом работами над этими задачами. Эту работу проводят начиная с простейших заданий, постепенно все более и более их усложняя. Тем самым с одной стороны заинтересовать детей, а с другой добиться того, что они без труда решаем и более  сложные упражнения. Эти занятия включают задание по математике.

    Например: предложить из 4 палочек сложить квадрат большинство детей хорошо справлялись с этой задачей, но некоторые ребята затруднялись выполнить задание . Ребёнка , который правильно выполнил задание вызывют к доске и просят  выложить квадрат из 4 полосок. Тем ребятам , которым не удалось справиться с заданием стало понятно как это можно сделать.

    Усложняя задание предложить составить 2 равных квадрата из 7 палочек. После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, зарисовывали их на доске. В подготовительной группе с подобными заданиями справлялись все без исключения дети.

    Разница заключалась лишь в том. Что одни это делали быстрее, другие медленнее , в зависимости от способностей ребёнка.

    Кроме учебных занятий проводится, так же математические развлечения . конкурсы смекалестых . В содержание их включают занимательные задачи, загадки. Разгадывание лабиринтов, шутки , стихотворения . Конкурсы смекалистых проводятся  в группе с участием всех детей. В одних случаях делят детей на 2 команды, чтобы они соревновались между собой; в других ребенку дававшему правильный ответ вручают отличительный знак ( красный круг)  В конце занятия знаки подсчитывались . Получившей  большие их количество становился победителям. В эти конкурсы включают материал со счетными палочками фигуры, логические задачи, лабиринты, так как , чем разнообразие материал, предлагаемый детям, тем охотнее они с ним работают . Все перечисленные способы развивают и совершенствуют математические представления детей . Но этого недостаточно для выявления и развития индивидуальных способностей ребят. Все занятия по занимательной математике организуются воспитателем . В наших группах надо создать условия, при которых каждый ребёнок мог проявить самостоятельность в выборе игривого материала, в соответствии со своими интересами и способностями.

    Для художественного оформления используются любимые герои детских сказок. Для создания у детей положительного отношения к представленному материалу , интересна к игре, уголок нужно организовывать при их непосредственном участии. В уголок помещаем разнообразный материал , для того, чтобы каждый из воспитанников смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры , игры для развития логического мышления

    “Лиса и  гуси” , “Волк и овцы” , механические головоломки , кубики , лабиринты , различные мозайки. В течении года, по мере разнообразили игровой материал ,постепенно его усложняя.

    Всю работу нужно проводить с учетом индивидуальных способностей воспитанников, предлагая каждому ребенку игру, ориентируясь на проявляемую или активность и уровень его умственного развития. Особое внимание уделять привлечению малоактивных детей, стараясь  заинтересовать их игрой , помогать освоить её. Объединяя в совместной игре детей. Со всем занимательным  математическим материалом нужно предлагать ознакомиться родителям, с тем чтобы они использовали его для занятий с детьми в домашних условиях. Также рекомендуется родителям собирать занимательный материал , организовывать совместные с детьми игры: постепенно создавать домашнюю игротеку.

    С тем , чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение ребятами программного учебного материала используются письменные упражнения .  Усложняя задание, переходим  к решению арифметических примеров

    Занимательный математический материал является хорошими средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений , желание проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

    Полученные при обучении в подготовительной группе навыки и знания помогают детям успешно овладевать школьной программой по математике.

    Литература .

    З.А. Михайлова

    “Игоровые занимательные задачи для дошкольников”

    Л.А. Венгер

    “Воспитание сенсорной культуры ребёнка”

    М.И.Монро , Н.Ф.Вапнер, С.В.Степанова

    “Математика в картинках”

    Т.И. Ерофеева, Л.Н.Павлова , В.П.Новикова

    “Математическая  тетрадь для дошкольников”

    А.А. Столлера

    “ Математика от 3 до6 “. “Готовимся к школе”. “Числа” , ‘’ Начинает считать”

    “  Противоположности“                            

    “      Считаем до 10  “                          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

    Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

    Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе....

    Презентация " Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике"

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

    Используемый материал в обучении дошкольников элементарной математике....

    Отчет по самообразованию "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике".

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый бу...

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

    Занимательный  материал в обучении дошкольников элементарной математике...

    Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.

    Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления...