Главные вкладки

    «Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
    методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

    Рекомендуется воспитателям как пособие по ФЭМП с использованием нестандартного оборудования-прищепок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл posobie_po_femp.docx33.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение

    детский сад общеразвивающего вида № 20

    муниципального образования Каневской район

    Из опыта работы

    воспитателя  Воробьевой  Оксаны  Владимировны

    Тема: «Методическое пособие по

    формированию элементарных математических

    представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».

                                               

                                           ст. Каневская

                                                   2014 г.

                  Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.    Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

               Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.  Обучение ребенка математике, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника.

                Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

               Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

               Для того чтобы разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических представлений, занятия необходимо проводить в игровой форме, использовать различные игровыми приемами.

               Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, речь, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

              С прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Особенно меня заинтересовала тема « Дидактические игры по ФЭМП  с использованием бросового материала - прищепок»

    Математические игры, изготовленные мною с применением прищепок,  я  использую на занятиях ФЭМП и в индивидуальной работе с детьми. Рекомендуемые игры, игровые упражнения помогают осуществлять общие программные задачи:

    - формирование представлений о числе и количестве;

    -развитие представлений о величине;

    - развитие представлений о форме;

    - развитие пространственной ориентировки;

    - развитие ориентировки во времени.              

    Развитие пространственной ориентировки

    «Расскажи про свой узор»

    Цель: развивать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, закреплять знания о геометрических фигурах: умение различать, правильно называть фигуры.

    Материал: картон 10x15см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

    Содержание. Ребенок выкладывает картинку (коврик с узором). Далее он должен рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу – прямоугольник.

    «Где фигура»

    Цель: развивать умение правильно называть фигуры и их пространственное расположение: вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

    Материал: картон 15x20см, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

    Содержание. Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную вверху, внизу, слева, справа». Вызывает первого  ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной , а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

    «Разноцветный заборчик»

     Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ).

    Материал: полоски картона 5x15 см, комплекты по 8—10 прищепок двух цветов (по количеству детей).

    Содержание. Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»:  чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона  ( другой вариант — к нижней), чередовать   верх—вниз.

     «Рыбки в аквариуме»

     Цель: развивать умение ориентироваться  в пространстве (налево — направо, вверх – вниз)

    Материал: картинка с изображением аквариума, прищепки  с наклеенными изображениями рыбок.

    Содержание. Дети по заданию воспитателя располагают рыбок в заданном направлении: красная рыбка— направо, голубая—налево, оранжевая—вверху и т. д.

      «Поймай жучка»

    Цель: закреплять и расширять пространственные  представления, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево).

    Материал: разноцветные прищепки с наклеенными изображениями жучков.

    Содержание.  Воспитатель (ребенок) прикрепляет разноцветные прищепки в различных местах комнаты .Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. При этом воспитатель указывает направление движения: два шага вперед, три шага влево, один шаг назад и т. д.

    Развитие представлений о форме

    «Подбери фигуру»

    Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу

     Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из плотного картона, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами.

    Содержание: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме? » показывает овал, тоже обводит его : «А это какая форма? » Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник.

     «У вас на столах фигуры разной формы, и такие же фигуры указаны на прищепках. Разложи все прищепки  на нужные фигуры.

     «Какая фигура лишняя? »

    Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, умение находить отличительные признаки (величина, форма, цвет) .

    Материал: полоска картона 5x20см, прищепки с геометрическими фигурами.

    Содержание: на каждой карточке одна фигура лишняя. Ребенку предлагают убрать лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.

    «Кто быстрее найдет»

    Цель: закрепить представление о геометрических фигурах,  упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

    Материал: геометрические фигуры из плотного картона, прищепки, на которых наклеены изображения предметов разной формы.

    Содержание. Детям предлагают  геометрические фигуры.  Ребенок должен найти предметы, соответствующие его  геометрической фигуре и прикрепить их на свою фигуру. Выигрывает тот, кто первым найдет все пять  предметов.

    «Собери такой же коврик»

    Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать у детей умения выделять и абстрагировать цвет, форму. Закреплять умение пользоваться порядковыми числительными .

     Материал: полоска 5x25см, прищепки с геометрическими фигурами, отличающиеся формой, цветом.

     Содержание. Воспитатель выкладывает на своем коврике произвольно фигуры разного цвета и разной формы и предлагает ребенку на своем коврике выложить такой же узор. После выполнения задания воспитатель задает вопросы:

     1. Какая фигура находиться первая? Вторая?  И т.д.

     2. Сколько квадратов, кругов, овалов у тебя на коврике?

     3. Сколько кругов? Сколько квадратов?

    4. Сколько фигур зеленого цвета на коврике? Красного? И т. д.

    Формирование представлений о числе и количестве.

    «Живые числа»

    Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

    Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

    Содержание. Дети получают прищепки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- дети прикрепляют на веревочке свои числа. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются прищепками. И игра продолжается.

    Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

    «Путаница»

    Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

    Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

    Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.

     «Какой цифры не стало?»

    Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

    Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

    Содержание. Цифры прикрепляют на веревочке. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.

     «Убираем цифры»

    Цель: упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

    Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

    Содержание. На демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру  и т.д.

    «Игры с цифрами»

    Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

     Материал: прищепки, полоска 15х10см.

    Содержание. Предложить ребёнку прикрепить на полоску  такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

    «Найди цифру»

     Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10, умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

     Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.

    Содержание. Ребёнку предлагают посчитать предметы в каждый группе и соотнести количество предметов с нужной цифрой.

    «Исправь ошибку»

    Цель: способствует закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

    Материал: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.

    Содержание . Несколько групп предметов размещают по кругу, рядом ставят соответствующие цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам  меняет местами цифры, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов.

     «Кто первый назовет?»

    Цель: закреплять порядковый счёт в пределах десяти.

    Материал: демонстрационное пособие, предметы, наклеенные на прищепки.

    Содержание. В ряд  с помощью прищепок расположены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти предмет, который стоит на указанном месте. Кто первый назовет, становится победителем и занимает место ведущего.    

     

      «Математическая рыбалка»

    Цель. Закрепить у детей знания о составе чисел первого десятка.

    Материал: ведерко с цифрой, прищепки с рыбками.

    Содержание. Воспитатель говорит, что кот Васька поймал 6 рыбок: красных и желтых. Сколько он мог поймать красных и желтых?

    Аналогично можно сделать игры «Собери яблочки в корзинку», «Раз, грибок, два, грибок, полезай-ка в кузовок», «Поможем маме постирать».

    «Числовые домики»

    Цель: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

    Материалы: домики с цифрами на крыше от 6 до 10, прищепки с цифрами от 0 до 10.

    Содержание. В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире ? ( 3) .

    На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

    «Яблоки в корзине»

    Цель: Сформировать у детей навыки решения простейших арифметических задач, т. е. на основе применения наглядности переключить их от простого пересчитывания предметов к действиям, от считывания предметов в пределах десяти по одному.

    Аналогично можно сделать игры  «Лесная полянка», «Шишки на ёлке», «Бабочки на лугу», «Цветочная полянка», «Чудо-дерево» и др.

    «Живая неделя»

    Цель: формировать, закреплять представления о последовательности дней недели.

    Материал: демонстрационное пособие, прищепки с наклеенными кругами разных цветов.

    Содержание. Знакомя детей с днями недели, объясняем, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запомнили обозначаем  их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги. Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы воспитатель предлагает различные игры с целью закрепления « Живая неделя», «Назови пропущенный  день», которые помогают быстро запоминать названия дней недели.

               Применение данных  дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию  мелкой моторики, памяти, речи, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

           Учение должно быть радостным!

    Поэтому я рекомендую воспитателям старших и подготовительных  групп использовать данные дидактические игры в процессе  формирования у детей элементарных математических представлений.

    Использованная литература:

    1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.                                              
    2. Дидактические игры в детском саду.  А.И. Сорокина.
    3. Чего на свете не бывает.  О.М .Дьяченко.
    4. Ступени творчества или развивающие игры .  Б.П. Никитин.
    5. Игровые занимательные задачи для дошкольников.          З.А. Михайлова.
    6. Давайте поиграем.   А.А. Столяр.
    7. Математика для дошкольников.  Т.И. Ерофеев.
    8. Развитие логического мышления детей .  Л.Ф. Тихомирова,  А.В. Басов.
    9. Математика  от трех до семи  (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов).

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

    Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

    Проект « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

    Актуальность проекта. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека ...

    Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

    Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....

    «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ».

    Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию дидактических игр и игровых приемов для формирования математических представлений у дошкольников....