Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Перфильева Наталья Валентиновна

Тема: «Сужение поля поиска»

Задачи:

о.о. Познавательное развитие

·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до 10. 

·       Развивать  умения детей сужать поле поиска объекта на горизонтальной и вертикальной     плоскостях.  

·       Развивать умения детей сужать поле поиска в объемном  пространстве.

·       Закрепить умения составлять из букв слова. Развивать память, смекалку, фантазию.

·       Формировать умения слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx503.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №135 «Рябинка»

 городского округа Тольятти, Комсомольского района

Конспект

совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы

по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность)

на тему: «Сужение поля поиска»

Разработан воспитателем 1 категории

Перфильева Н.В.

г.Тольятти  (сентябрь 2014г)

Заведующий  МБУ

детский сад №135                               /_________________  / Каляганова Н.Н./

Тема: «Сужение поля поиска»

Задачи:

о.о. Познавательное развитие

  • Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до 10.  
  • Развивать  умения детей сужать поле поиска объекта на горизонтальной и вертикальной     плоскостях.  
  • Развивать умения детей сужать поле поиска в объемном  пространстве.
  • Закрепить умения составлять из букв слова. Развивать память, смекалку, фантазию.
  • Формировать умения слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Материалы: числовая лента с цифрами (от 0 до 10); буквы П, А, Р, К; плоскостные геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник); объемные геометрические фигуры (цилиндр, конус, куб, четырехугольная пирамида, прямоугольный параллелепипед).

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Деятельность

воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент.

У  меня для вас  секрет. Поможет

раскрыть  секрет вам   игра "Да- нет". За каждым загаданным предметом будет скрываться буква. Собрав все буквы вы узнаете,  куда мы пойдем на экскурсию.

Дети сидят полукругом.        

Мотивирование на начало деятельности.

2.

Игра "Числовая линейная да- нет"

Воспитатель выбирает ведущего ребенка. Правила игры: ребенок ведущий задает вопросы, дети отвечают.

Воспитатель: - Вы отгадали правильно, а за цифрой 4 спряталась буква  П (показывает букву П)

Ребенок ведущий: - я загадал (а)  число, задавайте мне вопросы.

Дети: - Это пять?

Ребенок ведущий:  - нет.

Дети: - Это больше пяти?

Ребенок ведущий: -нет.

Дети: - Это 2 ?

Ребенок ведущий: - нет.

Дети: - Это больше двух?

Ребенок ведущий: - да.

Дети: - Это три?

Ребенок ведущий:  -нет.

Дети: - это четыре?

Ребенок ведущий: -да.    

 

Сформировано умения слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

3.

Игра «Раз, два, три - ко мне беги»

Предлагает взять карточки с изображением цифр (от 0 до 10)

Воспитатель: - а теперь встаньте в линию и рассчитайтесь по – порядку.  

- Раз, два, три - ко  мне  беги, у  кого  

 соседи  цифры  6

- Раз, два, три - ко мне беги, у кого

соседи  цифры 3   и т. д.

Дети выбирают карточки с цифрами.

Дети выстраиваются.

Подходят у кого цифра 5 и 7.

Подходят у кого цифра 2 и 4.

Сформировано

зрительное представление с числовым рядом от   0 до 10.  

4.

Игра вертикальная  «Да- нет» (плоскостная)

Воспитатель: - дальше на  пути  у  нас  геометрические фигуры, за  какой  геометрической  фигурой  спряталась  следующая  буква, мы сейчас узнаем (выбрать ведущего ребенка).

На мольберте выложены геометрические фигуры:

Воспитатель: - Вы отгадали правильно, молодцы, а за фигурой  спряталась буква  А (показывает букву А)

Ребенок ведущий: - я загадал (а) геометрическую

фигуру, задавайте  мне  вопросы.

Дети: - фигура  находится  в центре доски?

Ребенок ведущий: -нет.

Дети: - фигура находится в  левой  части  доски?

Ребенок ведущий: -да.

Дети: - фигура находится  в нижней  части доски?

Ребенок ведущий: - нет.

Дети: - фигура  находится  в верхней части доски?

Ребенок ведущий: - да.

Дети: - фигура  находится  в верхнем левом углу?

Ребенок ведущий: - да.

Дети: - это фигура квадрат!

Развитие умения сужать поле поиска объекта на вертикальной     плоскости.  

5.

Игра "Да - Нет" (горизонтальная объемная)

Продолжим играть.

(выбрать ведущего ребенка).

Воспитатель: - Вы отгадали правильно, молодцы, под  кубом спряталась  буква Р (показывает букву Р).

Ведущий ребенок:

- Я загадала  геометрическую  фигуру, задавайте  мне  вопросы.

Дети:  - фигура  находится  в центре  стола?

Ведущий ребенок:

- нет.

Дети: - фигура  находится  в  левой  части стола?

Ведущий ребенок:

- нет.

Дети: - фигура находится  в правой  части стола?

Ведущий ребенок:

- да.

Дети: - фигура находится  в ближнем левом

углу?

Ведущий ребенок:

- нет.

Дети: - фигура  находится  в ближнем  правом

углу?

Ведущий ребенок:

-да

Дети: - это  фигура куб?

Ведущий ребенок:

- да.

Развитие умения сужать поле поиска объекта на горизонтальной   плоскости.  

6.

Игра "Да- Нет" (пространственная)

Воспитатель:  - продолжим играть,

осталась отгадать последнюю букву. Я спрятала ее в нашей группой комнате.

-задавайте  мне вопросы.

-да.

-нет.

-да.

-нет.

-да.

-нет.

-да.

-да.

-нет.

-да.

- ДА.

(Воспитатель показывает букву К)

Дети  стоят в центре  игровой  комнаты  

Дети: - это  в передней  части  комнаты?

-это в левой  части  комнаты?

-это в правой части  комнаты?

-это на уровне глаз?

-это ниже уровня глаз?

-это на передней стене?

-это на боковой стене?

-это в шкафу?

-это  на        центральной    полке?

-это на  нижней  полке?

-это буква  К?

Развитие умения детей сужать поле поиска в пространстве.

7.

- Ребята давайте  соединим  все  буквы (П, А, Р, К) что получилось?

-МОЙ секрет - сюрприз. Мы с вами  идем гулять  в парк.

-А  хотите  узнать  когда?

Дети называют слово ПАРК.

Радуются.

Дети отвечают: - да.

Развитие умения составлять слова из букв.

8.

Игра «Да- нет» (день недели).

- я  загадала  день  недели, задавайте мне вопросы.

-нет.

-да.

-нет.

-да.

-да.

-В среду  мы  пойдем  в  парк!

Дети спрашивают:

-это четверг?

-это  предыдущие   дни  четвергу?

-это вторник?

-это последующий день?

-это среда?

Развитие умения находить ответ за наименьшее количество вопросов.

9.

Рефлексия.

Воспитатель спрашивает, что сегодня интересного вы узнали, чем занимались?

Дети отвечают.

Умение выражать своё мнение, включаться в беседу.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

3. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006

4. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.