Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №135 «Рябинка»
городского округа Тольятти, Комсомольского района
Конспект
совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы
по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность)
на тему: «Сужение поля поиска»
Разработан воспитателем 1 категории
Перфильева Н.В.
г.Тольятти (сентябрь 2014г)
Заведующий МБУ
детский сад №135 /_________________ / Каляганова Н.Н./
Тема: «Сужение поля поиска»
Задачи:
о.о. Познавательное развитие
- Продолжать обучать детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до 10.
- Развивать умения детей сужать поле поиска объекта на горизонтальной и вертикальной плоскостях.
- Развивать умения детей сужать поле поиска в объемном пространстве.
- Закрепить умения составлять из букв слова. Развивать память, смекалку, фантазию.
- Формировать умения слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Материалы: числовая лента с цифрами (от 0 до 10); буквы П, А, Р, К; плоскостные геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник); объемные геометрические фигуры (цилиндр, конус, куб, четырехугольная пирамида, прямоугольный параллелепипед).
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
№
| Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Организационный момент. У меня для вас секрет. Поможет раскрыть секрет вам игра "Да- нет". За каждым загаданным предметом будет скрываться буква. Собрав все буквы вы узнаете, куда мы пойдем на экскурсию. |
Дети сидят полукругом.
|
Мотивирование на начало деятельности. |
2. | Игра "Числовая линейная да- нет" Воспитатель выбирает ведущего ребенка. Правила игры: ребенок ведущий задает вопросы, дети отвечают.
Воспитатель: - Вы отгадали правильно, а за цифрой 4 спряталась буква П (показывает букву П) | Ребенок ведущий: - я загадал (а) число, задавайте мне вопросы. Дети: - Это пять? Ребенок ведущий: - нет. Дети: - Это больше пяти? Ребенок ведущий: -нет. Дети: - Это 2 ? Ребенок ведущий: - нет. Дети: - Это больше двух? Ребенок ведущий: - да. Дети: - Это три? Ребенок ведущий: -нет. Дети: - это четыре? Ребенок ведущий: -да. | Сформировано умения слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. |
3. | Игра «Раз, два, три - ко мне беги» Предлагает взять карточки с изображением цифр (от 0 до 10) Воспитатель: - а теперь встаньте в линию и рассчитайтесь по – порядку. - Раз, два, три - ко мне беги, у кого соседи цифры 6 - Раз, два, три - ко мне беги, у кого соседи цифры 3 и т. д. |
Дети выбирают карточки с цифрами.
Дети выстраиваются. Подходят у кого цифра 5 и 7. Подходят у кого цифра 2 и 4. |
Сформировано зрительное представление с числовым рядом от 0 до 10.
|
4. | Игра вертикальная «Да- нет» (плоскостная) Воспитатель: - дальше на пути у нас геометрические фигуры, за какой геометрической фигурой спряталась следующая буква, мы сейчас узнаем (выбрать ведущего ребенка). На мольберте выложены геометрические фигуры:
Воспитатель: - Вы отгадали правильно, молодцы, а за фигурой спряталась буква А (показывает букву А) |
Ребенок ведущий: - я загадал (а) геометрическую фигуру, задавайте мне вопросы. Дети: - фигура находится в центре доски? Ребенок ведущий: -нет. Дети: - фигура находится в левой части доски? Ребенок ведущий: -да. Дети: - фигура находится в нижней части доски? Ребенок ведущий: - нет. Дети: - фигура находится в верхней части доски? Ребенок ведущий: - да. Дети: - фигура находится в верхнем левом углу? Ребенок ведущий: - да. Дети: - это фигура квадрат! | Развитие умения сужать поле поиска объекта на вертикальной плоскости. |
5. | Игра "Да - Нет" (горизонтальная объемная) Продолжим играть. (выбрать ведущего ребенка).
Воспитатель: - Вы отгадали правильно, молодцы, под кубом спряталась буква Р (показывает букву Р). | Ведущий ребенок: - Я загадала геометрическую фигуру, задавайте мне вопросы. Дети: - фигура находится в центре стола? Ведущий ребенок: - нет. Дети: - фигура находится в левой части стола? Ведущий ребенок: - нет. Дети: - фигура находится в правой части стола? Ведущий ребенок: - да. Дети: - фигура находится в ближнем левом углу? Ведущий ребенок: - нет. Дети: - фигура находится в ближнем правом углу? Ведущий ребенок: -да Дети: - это фигура куб? Ведущий ребенок: - да. | Развитие умения сужать поле поиска объекта на горизонтальной плоскости.
|
6. | Игра "Да- Нет" (пространственная) Воспитатель: - продолжим играть, осталась отгадать последнюю букву. Я спрятала ее в нашей группой комнате. -задавайте мне вопросы.
-да.
-нет.
-да. -нет.
-да.
-нет.
-да. -да.
-нет.
-да. - ДА. (Воспитатель показывает букву К) | Дети стоят в центре игровой комнаты
Дети: - это в передней части комнаты? -это в левой части комнаты? -это в правой части комнаты? -это на уровне глаз? -это ниже уровня глаз? -это на передней стене? -это на боковой стене? -это в шкафу? -это на центральной полке? -это на нижней полке? -это буква К? | Развитие умения детей сужать поле поиска в пространстве.
|
7.
| - Ребята давайте соединим все буквы (П, А, Р, К) что получилось?
-МОЙ секрет - сюрприз. Мы с вами идем гулять в парк. -А хотите узнать когда? |
Дети называют слово ПАРК. Радуются. Дети отвечают: - да. |
Развитие умения составлять слова из букв. |
8.
| Игра «Да- нет» (день недели). - я загадала день недели, задавайте мне вопросы. -нет.
-да. -нет.
-да. -да. -В среду мы пойдем в парк! |
Дети спрашивают: -это четверг? -это предыдущие дни четвергу? -это вторник? -это последующий день? -это среда? | Развитие умения находить ответ за наименьшее количество вопросов. |
9. | Рефлексия. Воспитатель спрашивает, что сегодня интересного вы узнали, чем занимались? |
Дети отвечают. |
Умение выражать своё мнение, включаться в беседу. |
ЛИТЕРАТУРА.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
3. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006
4. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.