Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
С введением ФГТ существенно изменились подходы к организации НОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе непосредственно- образовательной деятельности
О.В. Митенькова
Диапазон познавательных задач необычайно широк – от самого простого к сложному. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться на самые большие высоты познавательной деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:
1. Познавательные процессы: восприятие; внимание; память; воображение; мышление (представленное тремя основными видами мышления: наглядно – действенным, наглядно – образным и логическим – и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация; сравнение и пр.).
2. Информация: опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития.
3. Отношение: рассматривается как чувственно –эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.
Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.
Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему.
Необходимо, чтобы это отношение было:
познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
бережным – мир хрупок и нежен , он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир , ему нельзя вредить;
созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника в непосредственно-образовательной деятельности (НОД), мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило малышу стать настоящим Человеком.
Наиболее значима для старших дошкольников познавательная потребность.
В данную систему работы нами включены такие игры и образовательные ситуации, которые способствуют развитию познавательной активности ребенка и побуждают его к активному пополнению знаний об окружающем мире. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинается формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация постепенно смещается на учебную.
В пять – семь лет ребенок по – прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей пяти – семи лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!».
Однако имеющиеся у ребенка пяти – семи лет возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяет ему полноценно справится с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями перерабатывать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, что ведет к угасанию познавательных интересов, к болезненным изменениям в психике.
Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо); слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования).
Большое значение для познавательного развития детей пяти лет имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.).
Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них.
Итак, у детей пяти – семи лет наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Список использованной литературы
1.Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М.:Гея, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности объектами окружающей среды
Образовательная область "Познавательное развитие", прописанная в ФГОС, особенно значима для формирования личности ребенка, т.к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотив...
Методический семинар на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
Данный методический семинар "Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности" был проведён на зональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель...
Конспект видео занятия «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности».
Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека....
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности...
Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности
СодержаниеВведение1. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2. Особенности ...
Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ
Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...