Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ
презентация на тему

Керн Ирина Григорьевна

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через организацию опытно – экспериментальной деятельности в условиях ДОУ» Подготовила презентацию старший воспитатель Кабаковского детского сада Керн И.Г.

Слайд 2

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Слайд 3

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования . ФГОС выделяет следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Ребенок способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Слайд 4

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к проведению опытов. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково - исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Слайд 5

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов личностно-ориентированного развития ребенка, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений. Способствует развитию творческих способностей и логического мышления. Объединяет опыт детей, полученный в ходе воспитательно – образовательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности.

Слайд 6

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Слайд 7

В соответствии с ФГОС образовательная программа ДОУ должна состоять из основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В эту часть мы включили разработанную мной рабочую программу «Маленькие исследователи». Которая ориентирована на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) через организацию опытно – экспериментальной деятельности в условиях ДОУ . Составили картотеку опытов и экспериментов.

Слайд 8

Для реализации нашей программы «Маленькие исследователи» мы создали в детском саду мини-центр детского экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Камни», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина».

Слайд 9

Мы подобрали следующее оборудование: Приборы - помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, магниты, сантиметровая лента, линейки). Разнообразные сосуды из различных материалов (Пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. Природный материал (шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья и т.д ). Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д ). Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, крупа, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т.д

Слайд 10

Совместная экспериментальная деятельность проводится с подгруппой детей один раз в неделю по 25 – 30 минут. Также, во второй половине дня, ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. При желании дети могут экспериментировать самостоятельно, используя карточки - схемы проведения опытов.

Слайд 11

В процессе работы по программе используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: В характере решаемых задач: они неизвестны только детям. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. Они практически безопасны. При организации опытнической деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Слайд 12

Основной формой детской экспериментальной деятельности, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Слайд 13

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Слайд 14

Опыт «Песочная страна» Цель: формировать умение выделять свойства песка: сыпучесть, рыхлость, мокрый липкий

Слайд 15

Опыт ««Птичьи пёрышки». Цель: познакомить детей со свойствами перьев, установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Слайд 16

Опыт «Удивительный магнит» Цель: познакомить детей с магнитом и его свойствами, способами использования его в окружающем мире.

Слайд 17

Опыт ««В мире пластмассы». Цель: познакомить детей со свойствами пластмассы: гладкая, легкая, цветная, средней крепости, может ломаться, хорошо моется, обрабатывается, в воде не тонет

Слайд 18

Опыт ««Очистка грязной воды» Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами

Слайд 19

Опыт «Угадай-ка» Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Слайд 20

Опыт «Волшебное сито» Цель: познакомить детей со способами отделения крупной крупы от т мелкой, песка.

Слайд 21

Опыт «Танцующая фольга»

Слайд 22

Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности объектами окружающей среды

Образовательная область "Познавательное развитие", прописанная в ФГОС, особенно значима для формирования личности ребенка, т.к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотив...

Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»

На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Методический семинар на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Данный методический семинар "Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности" был проведён на зональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель...

Презентация "Развитие любознательности у дошкольников путем организации опытно-экспериментальной деятельности"

Опытно-экспериментальная деятельность- самый эффективный способ развития любознательности у дошкольников[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11366120","attributes":{"alt":"","class":"med...

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию детского экспериментирования

В материале раскрывается вопрос развития познавательных способностей дошкольников через формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольника в ходе детского экспериментирования,...