Развивающие игры математического характера
материал по математике на тему

Семинар-практикум для воспитателей "Развивающие игры математического содержания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ»

            Развивающие игры – это “пища” для развития творческих способностей детей с самого раннего возраста (1-1,5  лет); задания ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;  поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно; развивающие игры разнообразны по содержанию; они, как все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества; играя с детьми, взрослые учатся не мешать ребенку думать и принимать решения.

        Что делает игры развивающими? Это очень точно определено в многократно издававшейся книге Никитиных “Ступеньки творчества или Развивающие игры”:

- каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона или пластика, деталей конструктора и  т.д.;

- задачи даются в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудности, от доступных двух-трех летнему до непосильных среднему взрослому;

- постепенное возрастание сложности задач в играх позволяют ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать творческие способности;

- в процессе игры нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом (даже тогда, когда кажется, что задача почти решена), тем более объяснять способ и порядок решения задач, т.к. наша цель – научить ребенка не  играть в конкретную игру, а самостоятельно мыслить и искать решение любых возникающих задач;

- нельзя  требовать решения с первой попытки – ребенок, возможно, еще не созрел;

- решение задачи возникает ни в абстрактной форме, а в виде вещей (рисунка, узора, сооружений из кубиков и т.п.), что позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задания;

- в игре каждый поднимается до “потолка” своих возможностей.

Важно помнить, что развивающие игры должны преподноситься ребенку с соблюдением определенных правил (по Никитину):

- игра должна приносить радость и ребенку и взрослому;

- необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее;

- нельзя мешать самостоятельному решению (желательно, чтобы и ошибки ребенок находил и исправлял сам);

- обязателен успех в самом начале; для этого начните игру с посильных задач;

- если ребенок не справляется с заданием, сделайте перерыв, а потом начните с более легких (принцип “ледокола”); еще лучше предоставить ребенку самостоятельный выбор заданий;

- игру надо оживлять сказкой (игровой мотивацией); при этом возникает возможность использовать непроизвольное внимание ребенка;

- в игре нужна не принудительная обстановка, поощрение двигательной активности.

        При организации групповых занятий по развивающим играм (которые по своей сути созданы для индивидуальной работы) необходимо обратить внимание на следующее:

- занятия проводятся в малых группах (по 4 – 6 человек); необходимо, чтобы каждый ребенок имел свой комплект игры;

- во время занятий дети располагаются за столами, расставленные полукругом, или, особенно, малыши, сидят полукругом на полу в большом зале, где можно побегать;

- все занятия проводятся с помощью  ведущих – игрушек; время от времени появляются вспомогательные игрушки (например, клоун Вася, специализирующийся на рисовании);

- каждый ребенок на занятиях работает индивидуально, на уровне своего “потолка”, в собственном темпе; когда в группе освоено достаточное количество игр, желателен даже самостоятельный выбор игры;

- используются карточки учета результатов для создания дополнительной мотивации игры у детей и для фиксации уровня возможностей (“потолка”) каждого из детей, что и позволяет работать индивидуально.

Классификация развивающих игр

Развивающие игры классифицируют с учетом доминирования того или иного ведущего психического процесса, который в основном активизируется  в определенном задании.

Немного о теории. Какие познавательные процессы и операции протекают в психике ребенка, которые мы должны развивать.

        Основой отражения окружающего мира внутренним миром (психикой) человека являются ощущения. Ведущие внешние ощущения – зрительные (визуальные), слуховые (аудиальные), кожные (тактильные). К внутренним ощущениям относятся двигательные и ощущения, отражающие внутренние состояния организма. На  базе ощущений формируются основные виды восприятия – зрительное, слуховое, тактильно-двигательное. В более сложном (по сравнению с восприятием) психическом процессе  - мышлении – можно выделить такие основные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация, абстрагирование. Помимо описанных процессов в психологии познания выделяют “сквозные” процессы, пронизывающие всю психику человека и обеспечивающие ее интеграцию – внимание, память, воображение, речь.

Итак,

  1. Игры, направленные на развитие сенсорики:

1. Цветоощущение “Цыплята”, “Цветные фоны”.

2. Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера “Чудесный мешочек”, “Рамки Монтессори”, “Палочки”. Развитию тактильного восприятия и мелкой моторики способствуют так же и те игры, которые связаны с манипуляцией небольшими кубиками, палочками и другими принадлежностями.

3. Восприятие сложных форм.

  1. Игры, способствующие развитию мелкой моторики.

К ним относятся игры типа “Рамок Монтессори”, “Сложи узор”, “Тамграма” и другие игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров. В эту группу входят и графические игры (“Штриховка”, “Лабиринт”).

  1.  Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности. Различные модификации игры “Что изменилось” (на предметах, картинках, позах играющих детей), “Внимание”.

IV. Игры на развитие мышления.

  1. Способность к анализу, синтезу, развитию пространственного воображения и логического мышления: “Сложи квадрат”, “Сложи узор”, “Кубики для всех”, “Чего не хватает”, “Квадрат Воскобовича”, “Уникуб”, “Палочки”, “Найди лишнее”, “Продолжи ряд” и т.д.
  2. Начальные математические представления. Составление алгоритмов, понятие о графах, деревьях: “Дроби”, “Палочки”, “Алгоритмы”.
  3. Игры на классификацию и обобщение. Игры с мячом, “Что чем было”, “Что лишнее”, “Блоки Дьенеша”.
  4. Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов “Человечки”, “Зарисуй сказку”, серия игр “Театр кружков – моделирование реальных ситуаций, сказок с помощью набора кружков, различающихся по цвету и размеру”.

V. Игры, направленные на развитие фантазии “Кляксы”, “Танграм”, “Вьетнамская игра”, “ Колумбово яйцо ”, “Монгольская игра”.

VI. Развитие речи, пересказ и сочинение сказок “Театр кружков”, “Антонимы”, “Опиши предмет”, “Составь рассказ”, “Что случилось потом?”, “Что было и что будет?” и т.д.

А сейчас, я познакомлю вас с некоторыми развивающими играми и расскажу, как в них играть.

«Цыплята» (2-4 года)

У мамы – синей курицы и папа – красного петуха есть трое деток – цыплят. Один  из них больше всего похож на маму (детям предлагается найти фиолетового цыпленка и положить его рядом с мамой), другой – на папу (найти малинового и положить рядом с папой), а третий похож и на маму, и на папу (сиреневый цыпленок кладется в середине). Можно предложить детям, если есть возможность, прямо на занятии получить эти цвета, добавляя в банку с синей водой понемногу красной краски; (если нет – то это домашнее задание). То же на следующем занятии проводится на спектре оттенков между синим и желтым цветами, и между красным и желтыми цветами. Если занятие проводится повторно, можно замкнуть спектр в круг. Так же проводится игра на подбор ряда по интенсивности (между цветным петухом и белой курочкой).

Вариант: малыши могут подбирать цыпленка такого же цвета, как демонстрируемый ведущим, называя его оттенок.

       Рамки Монтессори (по Никитину) (1,5 – 8 лет)

Если в группе 3-4 ребенка, детям предлагается в разложенные в форме четырехэтажного домика рамки подобрать вкладыши («плотно закрыть окна,  чтобы в них не попал дождик»). При большем количестве детей игру можно проводить в форме лото, называя при этом правильно все геометрические фигуры. Можно вкладывать фигуры с закрытыми глазами. Потом детям предлагается выбрать любую «самую красивую» из рамок (для старших детей – фигурок) и обвести ее.

Вариант: по мере освоения игры, нарисованные фигуры можно закрашивать, заштриховывать, составлять «бусы», узоры из повторяющихся элементов, «ковры» с симметричными узорами. При этом образцы рассматриваются и обсуждаются, но не копируются.

Вариант: эти же рамки и вкладыши легко можно использовать для игры на дорисовывание фигур. Любой контур можно превратить в забавного человечка, зверюшку, паровоз, дом и т.д., несколькими дополнительными деталями. В таком случае игра может работать на развитие воображения.

«Силуэты» (1,5 – 4 года)

Детям раздаются картинки-силуэты, предлагается сначала догадаться, что это может быть. Затем игра проводится в форме лото. Для малышей в  игре используются только цветные картинки, точно повторяющие силуэт. Детей постарше  можно попросить подобрать все картинки, в т.ч. и напоминающие силуэт.

Вариант: можно каждому из детей предложить набор из 4х картинок (силуэт и напоминающие его цветные картинки), и попросить найти, какая картинка точно та же, что и силуэт.

«Внимание», «Внимание–угадайка»

(по Никитину, с 2,5 лет)

Дети сидят за столами. Клоун Вася здоровается и рассказывает, что он вчера нарисовал замечательные картинки и хочет, чтобы у всех детей были такие же. Он показывает первую картинку, но просит, чтобы дети лучше рассмотрели ее, не срисовывая ее сразу же, а потом, когда картинка спрятана, нарисовали, кто что запомнил. Показ каждой новой картинки сопровождается словом «Внимание!» и отсчетом времени (один, два, три, иногда до пяти). Когда нарисована вся серия, детям показывают все шесть картинок образца, и они сравнивают с ним свои рисунки, обводя те, которые «точно похожи на Васины». Старшие дети могут оценить качество и точность рисунков в баллах и подсчитать их сумму. «Внимание–угадайка» отличается  тем, что из четырех картинок образца предъявляется три, а четвертую детям предлагают угадать, найдя в первых трех рисунках то правило, по которому они придуманы.

«Палочки» (по Михайловой, с 2,5 лет)

Каждому ребенку ведущий раздает по три палочки, просит пересчитать их и сложить из них треугольник. Потом добавляет еще одну палочку и все складывают квадрат. Затем раздается еще по две палочки и предлагается сложить два треугольника. Потом ведущий «отбирает» у детей по одной палочке и просит снова сложить два треугольника (из  пяти палочек); затем предлагаются другие подобные задания (два квадрата из 7 палочек, квадрат и треугольник из 6 палочек и т.д.). Старшие дети (6 лет и больше) могут, освоив задания «на пристраивание фигуры к фигуре», переходить к заданиям типа «переложить несколько палочек», «убрать несколько палочек». Важно обучать детей способу решения тех или иных задач, а дать им возможность определить эти способы самостоятельно, на основании опыта.

Вариант: детям любого возраста, начиная с двух лет, можно предложить составить из палочек елку, дерево, домик, кораблик, человечка, или любую фигурку, которой ребенок может придумать название.

«Блоки Дьенеша» (с 1,5 лет)

Выбор указанных словесно или символом фигур; игры с обручами, где каждый обруч – область, в которой могут находиться только фигуры определенного цвета, размера, формы (какого именно – описано символами); распределение фигур по дереву (каждое вставление – по одному определенному признаку; это продолжение с алгоритмом сортировки); игры с так называемыми «машинами», изменяющими каждый раз один признак из трех.

«Квадрат Воскобовича» (с 2х лет)

К нам пришел квадратик, который умеет превращаться. Ведущий демонстрирует несколько возможных способов сложить квадрат, «превращая» его в лодку, птичку, и т.п. Потом детям предлагается складывать фигурки по картинкам-образцам. Для малышей проще сложить фигурку, а потом назвать ее.

«Вьетнамская игра» (по Михайловой, с 2 лет)

Первый уровень: выбрать себе все детали одного оттенка. Сложить из них любую фигурку и назвать ее (при этом есть два ограничения – в каждой фигурке используются все детали и ни одна из деталей не перекрывает, «не наступает на» другие). Второй уровень сложности: складывание фигурок по картинкам-образцам. Третий уровень сложности: придумать фигурку, сложить ее по изложенным выше правилам на листе бумаги и обвести ее детали. Полученные таким образом фигурки хорошо использовать как образцы на последующих занятиях в той же группе.

«Кубики для всех» (по Никитину, с 3х лет)

Малышам предлагается найти такую же деталь,  как изображено на картинке. Подобрав несколько деталей по картинкам, дети строят из них разные «крепости» и рассказывают по очереди, кто в их крепости живет. Дети постарше потом могут  перейти к складыванию конструкций из нескольких деталей, причем можно сразу указать, из каких деталей состоит данная конструкция, а можно дать весь комплект из семи деталей и предложить на выбор нужные (усложненный вариант).

«Уникуб» (по Никитину, с3х лет)

Малышам предлагается сложить кубики, высыпанные из коробки, обратно, так, чтобы первый слой кубиков был красным, второй – желтый, третий – синим. Затем можно попросить сложить паровоз так, чтобы крыша и один бок были окрашены в один цвет, затем им можно показать соответствующую картинку. (Вообще, малышам в этой сложной для них игре обязательно потребуется словесное описание задания, даже, если им дана картинка-задание). Старшие дети работают непосредственно с картинками-заданиями.

Вариант: Можно предложить детям разделить кубики на четыре «паровоза», «вагончики» в каждом из них должны иметь одинаковое число красных граней (ни одной, одну, две и три). Если дети справляются с этим, им предлагается разделить каждый «паровоз» на более крупные «вагоны», в каждом из которых у кубиков одинаковое количество и красных и синих граней. Эти задания на классификацию могут предлагаться на время.