Главные вкладки

    Дидактические игры и упражнения к сказке «Три медведя»
    учебно-методический материал по математике (младшая группа) по теме

    Цель:

     Продолжать учитывать в игре величину предметов; вызывать  положительное эмоциональное отношение к игровым действиям, требующим учета величины; познакомить с персонажами  сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_k_skazke_tri_medvedya.docx347.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры и упражнения к сказке «Три медведя»

    Цель:

     Продолжать учитывать в игре величину предметов; вызывать  положительное эмоциональное отношение к игровым действиям, требующим учета величины; познакомить с персонажами  сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

    Оборудование: мишки (игрушки) разной величины (большой, средней, маленькой) в одежде (большой – в брюках, средний – в юбке и фартуке, маленький – в коротких штанишках), посуда (тарелки, ложки, кружки )трех величин, кровати трех размеров.

    Ход игры: Педагог рассказывает детям сказку : «Жили –были три медведя» : папа – Михайло Иванович,(достает из-за  ширмы самого большого медведя -  он здоровается с детьми – и сажает его на стол.) Мама-медведица, (достает зверюшку средней величины – медведица также здоровается с детьми -  и усаживает рядом с большим медведем.) Маму звали Настасья Петровна.  У медведя Михайло Ивановича и медведицы Настасьи Петровны был маленький сын, медвежонок Мишутка.  (Достает медвежонка – тот здоровается с детьми и тоже усаживается рядом с другими игрушками.)

    Посмотрите внимательно, кто из них самый большой.(Дети отвечают.) Правильно, самый большой папа, Михайло Иванович.  Кто из них немного поменьше? (Ответы детей.) Правильно, мама, Настасья Петровна.  А кто самый маленький? (Мишутка.) Верно. У медведей в лесу был свой домик. Вот они пришли домой и захотели есть. Кто хочет им помочь?

    Вызывает одного из детей  и просит раздать медведям посуду, но не  перепутать, где чья тарелка (миска), ложка (о величине не упоминает). Ребенок раздает  тарелки, а затем кормит медведей. Другой ребенок раздает чашки и поит медведей чаем. Третий распределяет кровати и укладывает их спать. После этого педагог подводит итог:  « Вы хорошо думали и помогали трем медведем узнать свою посуду и свои кровати, не перепутали – большому медведю дали большую тарелку, ложку и чашку, медведю по меньше дали тарелку, ложку и чашку поменьше, положили на кровать по меньше, а самому маленькому , Мишутке, дали маленькую тарелочку, ложечку и чашечку и уложили на маленькую кровать. «Спасибо», -  сказали медведи и уснули».

    Пример непосредственной образовательной деятельности по сказке  «Три медведя»

    Примерный план занятий (для детей 3 -6 лет).

    1 . – Сейчас мы послушаем с тобой русскую народную сказку. Она называется «Три медведя»

    Народной эта сказка называется потому, что у нее нет одного какого- то автора, ее придумал народ. Её придумал кто- то , давным-давно . Чья-то мама или чей-то папа, а может чей-то дедушка  рассказали ее своим деткам, а те детки , когда выросли – рассказали ее своим деткам. Так она дошла до нас. Русской народной она называется по тому что ее придумал русский народ. Бывают так же украинские, татарские, французские народные  сказки и т. Д. После того как сказка закончиться, мы с тобой немного в нее поиграем. Для этого ты должен очень внимательно ее слушать и как можно больше запомнить. Согласен? Ну тогда слушай и запоминай…

    2. – Понравилась ли тебе сказка? Что в ней тебе понравилось (что нет)? А понравилось  ли тебе, как ее рассказывали?  - Давай мы теперь  её с тобой  сыграем! Для начала мы попробуем рассказать эту сказку с тобой вместе. Хочешь , ты будишь Мишуткой и Михайло Потапычем, а я  - Настасьей Петровной и рассказчиком? Согласен? Вы начинайте рассказ первыми. Ваш малыш его продолжает. Если он ошибается или останавливается, вы ему помогаете. При пересказе обращайте внимание на то,  как ребенок воспринимает сюжетную линию произведения, последовательность событий. При озвучивании диалогов персонажей, не забывайте обращать внимание на мимику лица, на интонацию и тембр Вашего голоса и голоса ребенка, которые должны соответствовать  образам персонажей.

    - Какой был голос у Потапыча?  А у Настасьи Петровны? А у Мишутки?

    - Как они ходили? Какие у них были выражения лица? – это уже тренировка воображения.

    3. – Если хочешь, можешь потом нарисовать рисунки к этой сказке. Или слепить фигурки из пластилина и показать вечером папе (бабушке и т. п.).

    4. Данная сказка, является так же прекрасным  математическим и логическим пособием для самых маленьких. Это и счет (три медведя, три стула, три чашки, три ложки, три кровати, две комнаты, один стол),  и разъяснение определений величин (Михайло Потапыч  самый большой , потому у него самый большой стул, самая большая чашка, самая большая ложка и самая большая кровать ; Настасья Потаповна поменьше, поэтому у нее стул по меньше, и т. д. Соответствующие вопросы задайте малышу: - у кого была самая большая чашка? А по чему? Покажи какого роста был Михайло Потапыч? Сколько было в комнате стульев и т. д. Можно выстроить несколько смысловых рядов, объединив вещи о которых пойдет речь в группы. (стул + стол + кровать – мебель, чашка + ложка – посуда)заодно и объясните на примере ребенку, что такое «мебель» и что такое «посуда». Для закрепления материала, можно провести аналогии с предметами в Вашем доме, расширив при этом их перечень. Заодно, можно обратить внимание ребенка на то, что вы живете на много шикарнее чем семья медведей.

    5. Мораль сказки.

    - Как ты думаешь, правильно ли поступила Маша, уйдя из дома ода, без разрешения родителей?

    - А правильно ли она сделал, что зашла без спроса и приглашения  в чужой дом?

    - Почему на нее рассердились медведи?

    - Можно ли качаться на стуле?

    - А тебе бы понравилось, если бы кто-нибудь без спроса  поел бы из твоей тарелки и повалялся бы в твоей кроватке?

    - Могла ли Маша повести себя как-нибудь по другому? А какой бы тогда мог быть конец у этой сказки?

    - А как бы ты поступил(ла), если бы вдруг оказалась в домике у медведей?

    Резюме:

    - Молодец, умничка, ты очень внимательно слушал(ла)сегодня сказу. Теперь, ты знаешь, что бывает, когда человек без разрешения хозяйничает в чужом доме.

    - Завтра мы с тобой послушаем другую сказку, тоже про девочку Машу и медведя, но это будет совсем другая девочка и другая история…

    - А сейчас мы отправимся вдвоем на прогулку. Мы аккуратно закроем за собой дверь на ключ, чтобы к нам случайно не зашла какая-нибудь Маша и не съела наш вкусный обед.

    Вернувшись с прогулки, мы с аппетитом покушаем, каждый из своей тарелочки, и ты немножко поспишь в своей уютной кроватке. А потом мы будем рисовать медведей. Если у тебя не  будет получаться  я тебе  обязательно помогу.  Когда вечером папа придет  с работы мы  его с тобой развеселим.  Договорились?

    Послесловие

    Последуй абзац выше приведенного  примера, иллюстрирует, как нужно «программировать»  (настраивать) ребенка на выполнение режима дня и структурировать время, опираясь на опыт полученный  из только что  усвоенного  «сказочного»  материала. Старайтесь из каждой сказки « перебрасывать» мостик в реальную жизнь ребенка. Таким образом, Вы будете реализовать,  заложенный в них , воспитательный элемент. Да и ребенку будет легче интегрировать полученный в аллегоричной форме  «сказочный»  опыт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

    Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

    1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

    Дидактические игры и упражнения по сказкам

    Мною подобраны игры и упражнения по сказкам....

    ЦОР Дидактическая игра "Что ты знаешь о буром медведе?"

    -углублять представления детей о буром медведе.- уточнять и расширять словарь по теме.- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.- развивать любознат...

    Дидактическая игра для детей раннего возраста «Три медведя»

    Цели и задачи: учить соотносить предметы по величине, сравнивать и сопоставлять их; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей; разви...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...