Дидактические игры и упражнения, сюжетные игры, игровые ситуации в экологическом воспитании детей для средней, старшей и подготовительной к школе групп.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Саложенкова Инна Николаевна

Игры, игровые ситуации, сюжетные игры для средней, старшей и подготовительной групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_ekologicheskom_vospitanii.docx83.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения, сюжетные игры, игровые ситуации.

Средняя группа

Карлсон выращивает овес на крыше

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: формировать умение у детей сеять и выращивать овес; уточнить их представление об условиях, необходимых для роста растений; воспитывать доброжелательное отношение к переживаниям персонажа.

Материал: коробочки для посева, лейки, земля, семена, оборудование для посева, игрушка Карлсон.

 

Данная игровая ситуация может быть включена в занятие, на котором зимой дети будут учиться проращивать зерновые культуры на зелень. Воспитатель объясняет детям процесс посева (используется овес или какая-нибудь другая культура). Дошкольники сеют семена в коробочки, педагог проговаривает с детьми условия, необходимые для их прорастания. Карлсон появляется во второй части занятия, когда требуется закрепить новые знания. Воспитатель от имени Карлсона говорит: «Ребята, я живу на крыше дома. У меня есть сосед -воробей. К сожалению, варенье он не ест, но очень любит крошки и зернышки. Я пролетал мимо ваших окон и увидел, что вы сеете семена. Хорошо бы и мне где-нибудь найти зерен. Я подарил бы их своему соседу воробью». Воспитатель просит детей объяснить Карлсону, зачем они посеяли овес, что из него вырастет, зачем животным нужна зимой зелень. Предлагает посеять семена для Карлсона. Одни дети сажают, другие объясняют гостю, как надо ухаживать за посевом. Прощаясь с Карлсоном, воспитатель говорит: «Не забывай поливать овес, а то он не вырастет!» Через две недели, когда появятся дружные всходы, воспитатель может обсудить с детьми вопрос о том, что помогло прорасти семенам. Благоприятные условия - земля, вода, тепло и свет - позволили появиться зеленым всходам. Раздается шум пропеллера, и появляется Карлсон с коробочкой, в которой земля покрыта льдом. Дети с удивлением рассматривают содержимое коробочки. Карлсон очень расстроен, просит ребят объяснить ему, почему семена не проросли. Если дошкольники не могут ответить, педагог просит их посмотреть в окно, уточняет на дворе зима. Затем воспитатель говорит Карлсону: «Ты сделал все правильно, но не учел, что на улице зима, на твоем чердаке холод, на морозе вода превращается в лед, без воды и в холоде семена не могут прорасти. Не расстраивайся, ребята тебе помогут». Дети сочувствуют Карлсону - гладят его по голове со словами: «Мы дадим тебе коробочку с зеленым овсом, и ты подаришь ее воробью. А летом, когда будет тепло, сам вырастишь овес».

Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями

(игровая ситуация)

Дидактическая цель: воспитать бережное отношение к комнатным растениям; уточнить их названия; рассказать о том, в каких условиях они хорошо себя чувствуют.

Материал: игрушка Карлсона, комнатные растения.

В отсутствие детей воспитатель создает игровую ситуацию: устраивает беспорядок (снимает цветы с подоконника и как попало расставляет на полу и стульях). Рядом на пол сажает Карлсона. Сообщает детям, что в их отсутствие в помещении произошло что-то странное - кто-то устроил беспорядок. Обращается к Карлсону: «Сознавайся! Это твои проделки?» Карлсон отвечает, что он летал неподалеку и захотел заглянуть к ребятам, но растения мешали ему открыть окно, и он стал сбрасывать их на пол. Воспитатель говорит: «Карлсон, наверное, не знает, что комнатные растения живые. Они очень нежные, так с ними обращаться нельзя. Ребята, давайте осторожно поставим цветы на место. Расскажем Карлсону, как нужно ухаживать за ними». Дети ставят комнатные растения на свои места. Воспитатель от имени Карлсона подает реплики, задает вопросы.

Айболит осматривает комнатные растения

(игровая ситуация)

 Дидактическая цель: формировать у детей умение внимательно осматривать растения и находить признаки их нездорового состояния; показать, как можно помочь комнатным растениям, т.е. улучшить среду обитания; воспитывать бережное отношение ко всему живому; объяснить, что для живых существ необходимы хорошие условия жизни.

Материал: комнатные растения, оборудование для ухода за растениями, игрушка Айболит, большая машина на веревочке, закрытый пакетик с удобрениями.

Воспитатель просит отгадать загадку про гостя:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит –

Добрый доктор ... (Айболит).

Воспитатель сообщает детям, что в детский сад приехал доктор Айболит, который ходит по группам и осматривает растения. Предлагает убрать игрушки, навести порядок, чтобы достойно встретить гостя. Айболит въезжает на машине, здоровается с детьми, говорит, что за зиму растения ослабли, поэтому он считает своим долгом помочь им, хочет посоветовать ребятам, как лучше за ними ухаживать.

 Доктор внимательно осматривает каждое растение, оценивает почву, степень освещенности, указывает на признаки неблагополучия. Может достать растение из горшка, осмотреть корневую систему, отметить, что цветы слишком часто (или редко) поливают, сделать вывод, что их не опрыскивают, а землю не рыхлят. Обращается к малышам: «Ваша традесканция плохо себя чувствует. Посмотрите, как вытянулись ее стебли, листочки находятся на большом расстоянии друг от друга. Это потому, что здесь мало света. Рецепт такой: нужно обрезать вытянутые стебли и оставить на них несколько листочков (срезает один-два стебля под углом). Черенки поставьте в вазу с водой. Когда появятся корни, посадите их в новый горшочек. Традесканцию нужно поставить ближе к свету и хорошо поливать.

Зефирантес выглядит лучше. Листочков много, они длинные, темно-зеленого цвета. Однако растение не цветет, потому что зимой его слишком часто поливали. Советую осмотреть корневую систему. Нужно посадить луковицы в хорошую почву в два-три горшка, сажайте неглубоко. Помните, что растение любит свет.

Бальзамин очень плохо себя чувствует: стебли голые, листочков мало, они желтоватого цвета. Это растение нужно отправить в лечебницу. Там я послежу за ним. А вот рядом с ним еще одно растение. Оно чувствует себя лучше. Листочки зеленые, есть цветы. Бальзамин не любит, когда его окружают другие растения. Его нужно подкормить удобрениями, чтобы он лучше цвел».

На прощание Айболит дарит воспитателю пакетик с удобрениями, объясняет, как правильно подкармливать растения. Напоминает, что посетит ребят через две-три недели, чтобы посмотреть на зеленых пациентов и проверить, как выполнены его рекомендации.

Детское лото

«Соседи по планете»

(Д/И)

Дидактическая задача: расширять представления о предметах и явлениях окружающего мира; пополнять активный словарь; развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

Правила игры: в лото, состоящее из 6 карт и 48 фишек с изображениями животных, играют от 2-х до 6-ти человек.

Фишки складывают в мешочек. Затем ведущий вынимает их по одной и называет животное, изображённое на фишке. Играющий, у которого на карте изображено это животное, берёт фишку и закрывает ею соответствующую клеточку на карте.

Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

 «Воздух, земля, вода»

(Д/И)

Дидактическая задача:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2.  Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Угадай, что в мешочке?

(Д/И)

Дидактическая задача: формировать у детей умение описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д. р.

Вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

Выбери нужное.

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т. д.

Сложи животное.

(Д/И)

Дидактическая задача: закрепить знания детей о домашних животных. Формировать умение описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Угадай – кА (со средней гр. и дальше с усложнением загадок)

(Д/И)

Дидактическая задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Чудесный мешочек.

(Д/И)

Дидактическая задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Летает, плавает, бегает (далее с усложнением в других группах)

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Ходят капельки по кругу.

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: формировать знания о круговороте воды в природе.

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Живое – неживое.

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Времена года

(Д/И)

Дидактическая задача: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Материал: картинки предметные.

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны  объяснять содержание картинки.

Живая кошка и игрушечный котенок

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: рассказать детям о кошках; формировать умение наблюдать за их поведением; воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушка котенок, видеозапись о живой кошке, живой котенок.

Воспитатель показывает детям новую красивую игрушку - котенка. Предлагает рассмотреть его, потрогать, погладить. Обращает внимание детей на то, что у котенка круглая голова, небольшие треугольные ушки, круглые глаза, торчащие усы, хвост и четыре лапы. Подчеркивает: «Это красивый игрушечный котенок. С ним можно поиграть». Вместе с детьми «кормит» котенка, катает на машине или в коляске, укладывает спать. Затем говорит: «Мы с тобой поиграли, теперь садись за стол рядом с ребятами. Сейчас придет живая кошка, мы будем за ней наблюдать».

Воспитатель приносит кошку или показывает детям видеозапись, сообщает ее кличку. Просит детей описать действия кошки. Что она делает? Как себя ведет? Куда пошла? Куда прыгнула? Что обнюхивает? На что смотрит? Затем говорит: «Мурка у нас в гостях. Это место для нее новое, незнакомое, поэтому она ведет себя неуверенно, осторожно. Мы не должны ей мешать. Пусть познакомится со всеми, успокоится». Затем воспитатель, глядя на игрушечного котенка, говорит: «Ну что, интересно на живую кошечку смотреть?» Воспитатель берет кошку на руки и говорит: «У кошечки на лапках есть подушечки (показывает детям), чтобы она могла незаметно подкрадываться, и острые загнутые коготки, чтобы можно было быстро залезть на дерево, крепко держать добычу и защищаться. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали. Если вы закроете глаза, а я пущу кошку на пол, то вы не услышите, как она будет ступать по полу». Затем обращается к игрушечному котенку: «Покажи свои лапы! Где у тебя подушечки и когти? Смотрите, ребята, у него их нет. Это игрушечный котенок, у него просто мягкие лапки». Затем добавляет: «Как играть с игрушечным котенком, вы знаете. С живой кошечкой так играть нельзя. С ней нужно обращаться осторожно. Давайте посмотрим, захочет ли она с нами играть (дети наблюдают за действиями кошки). Теперь вы можете поиграть с игрушечным котенком и понаблюдать за кошкой Муркой».

Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: дать детям представление о том, что такое лес, о жизни зайцев в лесу в зимнее и летнее время.

Материал: заяц игрушечный, видеозапись и картины, иллюстрирующая жизнь зайца в лесу.

Воспитатель говорит, что к детям пришёл гость, приглашает посмотреть на него и поздороваться. Показывает симпатичного игрушечного зайца, новую для детей игрушку, и говорит от его имени: «Здравствуйте, ребята! Отгадайте, откуда я пришел? В каких сказках меня можно встретить? (Дети отвечают, вспоминают разные сказки.) Да, я бывал в разных сказках: мне очень хотелось полакомиться румяным Колобком, но он укатился от меня. А помните сказку про Лису, Зайца и Петуха - я там плакал, потому что Лиса выгнала меня из моей избушки, а потом ее Петушок прогнал. Я игрушечный, сделан на фабрике. Посмотрите, какой у меня красивый пушистый мех! Я слышал, что есть лес и там живут живые зайцы. Я тоже хочу жить в лесу-пришел к вам посоветоваться».

Воспитатель предлагает показать игрушечному зайчику картины, на которых изображены лес и зайцы-беляки, рассказать об их жизни. «Дети,- говорит воспитатель,- я расскажу вам и зайчику, что такое лес. Подойдите к окну. Посмотрите, сколько во дворе кустов и деревьев - их совсем немного. Дальше видны дома. В лесу же - все не так: домов нет, везде, куда ни посмотришь, деревья и кустарники. Летом там много ягод, грибов. В лесу живут разные животные, например зайцы. А еще кто? Давайте посмотрим на картину. Расскажите игрушечному зайчику, что на ней изображено» .Сообщения детей. Воспитатель ведет роль игрушечного зайчика: от его имени удивляется белому снегу на картине, высказывает предположение о том, что это белая бумага, из которой делают книжки, -дети активизируются и рассказывают зайчику про снег. «Ребята, теперь я расскажу вам о зайцах-беляках, которые живут в лесу круглый год: летом, когда тепло, и зимой, когда мороз да снег. Летом беляки едят сочную траву - ее много в лесу. А вот зимой, когда земля покрыта снегом, зайцам трудно найти себе еду, поэтому они питаются корой деревьев. Им особенно нравятся молодые осинки. Зимой в лесу очень голодно, да еще волки и лисы подстерегают и выслеживают зайцев. Так что, зайчик, игрушкой быть легче. Оставайся с ребятами. Они с тобой поиграют, расскажут сказки».

Старшая группа.

Карлсон рассказывает о птичьих гнездах

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: уточнить представления детей о том, как и зачем птицы весной устраивают гнезда (чтобы вывести птенцов).

Материал: игрушка Карлсон.

Эта игровая обучающая ситуация используется весной после ряда наблюдений за гнездо строительным поведением птиц. Во время прогулки появляется Карлсон с корзинкой (сумкой) и рассказывает детям, что на крыше его дома и на деревьях появилось много птиц. Они взбудоражены - громко кричат, чирикают, прогоняют друг друга, носят в клювах какие-то палки, веточки, соломинки, ссорятся из-за них. Просит объяснить, что происходит. Дети рассказывают ему о своих весенних наблюдениях. «Теперь я понимаю, что пришла весна,- говорит Карлсон.- Птицы начали вить гнезда, ищут укромные места, чтобы вывести птенцов, делят между собой крыши. Но меня им не прогнать - у них нет такого замечательного пропеллера. Я вам расскажу, какие гнезда они делают. Самое большое гнездо у вороны. Оно на тополе, который растет возле моего дома. Зимой я не обращал на него внимания, думал, что это просто куча веток. Оказалось, что это самое настоящее гнездо. Сейчас ворона решила его отремонтировать - одни ветки вытаскивает, а другие вставляет. Один раз она улетела, а я решил полежать в ее гнезде - ведь я самый больной человек на свете! Лежу- вдруг она летит. Что тут было! Каркать начала во все горло, ветку что несла, уронила. Собрала целую стаю ворон, все кричат-кричат, я чуть не оглох. Так и не сумел, как следует полежать. Может, и мне построить гнездо? Надоело жить на крыше.. Ребята, вы принесите побольше веток, а потом я расскажу вам и про моего соседа воробья». (Дети собирают ветки для Карлсона, кладут в его сумку). Затем Карлсон продолжает: «Воробей тоже решил свить гнездо, но не на дереве, а под самой крышей. Положил туда несколько соломинок и решил, что все готово. Воробьихе его гнездо не понравилось. Наверно, будет его достраивать. А вот голуби устраивают гнезда прямо на стене дома: небольшое выступ, там и приземлиться-то трудно, а они строят. И тоже как воробьи, положат несколько веточек, соломинок- вот и готово. Лентяи- не то, что ворона!».

Примечание: можно посмотреть с детьми видеозапись, иллюстрирующую постройку птицами гнезд!

Школа для игрушечных зайцев. Первый урок.

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: дать представление о лесе как о сообществе растений и животных; о приспособленности к жизни в лесу зайца-беляка.

Материал: игрушечные зайчики для детей, участвующих в игре, демонстрационные картины о жизни зайцев в лесу или видеозаписи.

Воспитатель рассказывает Детям о том, что заяц-беляк линяет: зимой шерсть у него белая, а летом - серая; длинные задние ноги позволяют зайцу быстро убегать от хищников; зайцы умело запутывают следы. У зайца длинные уши, раскосые глаза, чуткий нос, поэтому он вовремя может увидеть, услышать, почувствовать опасность. Заяц питается растениями и корой деревьев. Так он приспособлен к жизни в лесу. Говорит детям, что зайцы попросили его рассказать о лесе, так как некоторые из них захотели пойти туда. Предлагает детям организовать «Школу для зайцев», показывает игрушечную сову (Мудрую Сову или Ученого Филина), которая проведет с ними урок.

Затем раздает детям игрушки, сообщает, что они будут играть роль зайцев, а сам воспитатель в роли Мудрой Совы будет проводить с ними занятие. «Зайцы» садятся за парты, а «Сова» - за учительский стол. «Дорогие зайчики, говорит воспитатель от имени Совы,- меня пригласили сюда как специалиста, чтобы я провела урок, который восполнит пробел в ваших знаниях о жизни леса. Я буду' задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них. Сядьте прямо, поднимите уши, не косите глазами. Знаете ли вы, что лес - это сообщество лесных обитателей? Кто входит в это сообщество? («Зайцы» молчат). Лес - это, в первую очередь, сообщество деревьев. Деревья в лесу - самые главные обитатели. Березовая роща, например, состоит из берез, в дубраве растут могучие дубы, в сосновом бору поселились стройные красавицы сосны. В смешанном лесу произрастают липы, клены, березы, ели и другие деревья. Кроме того, там много кустарников. Что растет под елками и в траве? (Ответы). Правильно, там растут грибы, на освещенных солнцем полянах краснеют ягоды. В лесу много больших и маленьких животных: птиц, жуков, гусениц, красивых бабочек и зверей. А каких хищников вы знаете? Назовите их (ответы). В лесу все зависят друг от друга. Каждый обитатель леса находит себе пищу, сооружает жилище, знает, где можно спрятаться, как пережить суровую зиму. Вот почему лес называется сообществом лесных обитателей.

Теперь посмотрим, как зайцы-беляки приспособились к жизни в лесу. Как они передвигаются? Быстро или медленно? (Ответы), Задние ноги у зайца очень сильные и длинные. Убегая от хищника, он делает огромные прыжки.

Посмотрите на картины. На этой картине изображен заяц в осеннем лесу. Он испугался, убегает - от кого? (Ответы). От лося, который пробирается сквозь заросли. Посмотрите на ноги зайца: насколько задние длиннее передних, как он их заносит вперед. На другой картине хорошо видны заячьи следы, к которым принюхивается лиса. Почему заяц так быстро бегает? (Он должен искать еду, особенно зимой, спасаться от многочисленных врагов). Теперь, зайчики, посмотрите на свои ноги (дети рассматривают игрушки). Разве с такими слабыми, короткими ногами можно идти вам в лес? После урока пойдете тренироваться -развивать ноги.

Еще надо поговорить о маскировочной окраске беляков. Кто может рассказать, какая шерсть у зайцев бывает зимой; а какая — летом? (Ответы). Почему зайцы линяют? Почему у них меняется цвет шерсти - зимой они белые, а летом серые? (Ответы). Правильно, зимой шерсть густая с подшерстком - зайцу тепло. К тому же она белая, маскирует его под снег, прячет от врагов. Летом шерсть негустая, чтобы зайцу было нежарко, а серый цвет делает его мало заметным среди травы и под елкой. Бывает так, что осенью снег еще не выпал, земля темная, а заяц уже начал белеть. Тогда белая шерсть выдает его с головой.

Теперь посмотрите все друг на друга. Какого вы цвета? Во что одеты? Ну прямо карнавал настоящий - голубые, розовые, в клеточку, в горошек, с фартучками, бантиками! В таком наряде можно идти в лес и жить там? Конечно, нет! После урока подумайте, как сшить себе маскировочные одежды - белую и серую шубки. Не забудьте тренировать ноги». Сова прощается с детьми-«зайчиками ».

Школа для игрушечных зайчиков. Второй урок

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: уточнить представления детей о том, как заяц питается в летнее и зимнее время; о строении его зубов, способах защиты от врагов (убегает, маскируется, петляет, отбивается задними ногами). Показать связи зайца с другими обитателями леса, его место в жизни лесного сообщества.

Примечание, ИОС проводится аналогично предыдущей: воспитатель играет роль. Совы (учителя), а дети выступают в роли игрушечных зайцев (учеников). На занятиях можно использовать дидактические игры и книги о животных (раздел о зайцах-беляках). Целесообразно использовать фланелеграф, на котором можно показать связи, существующие в лесном сообществе между его обитателями.

Айболит рассказывает о пользе комнатных растений

(игровая ситуация)

Дидактическая цель: рассказать детям о благотворном влиянии комнатных растений на здоровье человека (очищают воздух от пыли, выделяют нужный для организма человека кислород, поглощают вредные вещества, увлажняют воздух, украшают быт человека, повышают настроение); закрепить навыки по уходу за комнатными растениями.

Материал: игрушка Айболит

Доктор Айболит приходит к дошкольникам, интересуется их здоровьем, спрашивает, как чувствуют себя комнатные растения, выполнили ли дети после осмотра те рекомендации, которые он дал в прошлый раз. Спрашивает: «Зачем нужны комнатные растения? Могут ли они расти на улице? Как нужно ухаживать за ними?» Затем говорит: «Ребята, комнатные растения поселились в домах людей очень давно. Вначале люди украшали ими свои жилища. Эти растения попали к нам из Африки, Индии, Южной Америки (показывает на глобусе или карте эти места). Комнатные растения привозили из дальних странствий путешественники.

Люди давно поняли, что комнатные растения можно использовать и в лечебных целях. Многие из них называют «докторами». Например, вот это знаменитое растение (показывает алоэ) люди называют столетником. Оно помогает прожить долгую жизнь, если люди им лечатся. Соком его мясистых листьев можно лечить раны на теле, нос (насморк), горло и желудок, когда они болят. Другое комнатное растение - хлорофитум (показывает) очищает воздух в помещении от разных вредных веществ.

Часто в помещении воздух сухой, а это очень вредно для здоровья. Такое комнатное растение, как папоротник (показывает), является хорошим увлажнителем воздуха. Красивые комнатные растения с большими разноцветными или резными листьями, крупными, яркими цветами (показывает и называет растения) создают красоту, улучшают настроение. Вот какую пользу приносят людям комнатные растения!»

Луговые красавицы

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: расширить знания детей о луговых цветущих растениях на примере ромашки и колокольчика; рассказать об особенностях их строения; научить отличать живые растения от искусственных аналогов; дать представление о луге как о сообществе травянистых растений; воспитать бережное отношение к цветочным растениям луга.

Перед выходом на прогулку воспитатель показывает детям букетик искусственных луговых цветов, предлагает украсить ими группу. Спрашивает у детей, знают ли они, как называются эти растения, в чем их различие и сходство, живые они или нет. Какая необходимая для роста растения часть отсутствует? Зачем растению нужны корни? Предлагает выбрать для этих цветов вазочку. Задает вопросы: «Нужны ли этим растениям свет, тепло, вода? Почему? Долго ли они могут стоять в вазе? Как за ними нужно ухаживать? Можно ли использовать эти цветы в играх? По дороге воспитатель рассказывает детям о том, что луг -это большое открытое место, где растут разные травы. Луг это -сообщество травянистых растений. Здесь в избытке солнца, света, влаги, поэтому растения хорошо себя чувствуют. На лугу много насекомых (бабочки, мухи, пчелы, шмели и др.), которые питаются цветочной пыльцой и соком цветов (нектаром).

Воспитатель предлагает детям разыскать на лугу знакомые растения (ромашку, Колокольчики) и рассмотреть их. Спрашивает: «Какие это растения? Как можно определить, что они живые?» (Растут, реагируют на погоду, смену дня и ночи, имеют запах, поворачивают соцветия к солнцу, корни удерживают растение в земле и т. д.) В конце прогулки можно предложить детям пофантазировать, представить, о чем «разговаривают» луговые растения, что они могут рассказать. После прогулки дети могут сделать рисунки или аппликации цветочных луговых растений, используя в качестве образца искусственные ромашки и колокольчики.

Грибы – красавцы лесные

(игровая ситуация)

Дидактическая задача: формировать  представление детей о «живом» и «неживом» на примере грибов; развивать умение у детей сравнивать настоящие грибы с муляжами, находить их сходные и отличительные признаки; уточнить основные правила сбора грибов, дать представление о съедобных и несъедобных грибах.

Материал: муляжи и предметные картинки грибов.

Воспитатель приносит две корзинки, покрытые осенними листьями, и предлагает угадать, что там находится, загадывает загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

 В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы-

Нет под шапкой головы.

Дети догадываются, что речь идет о грибах. Воспитатель рассказывает, что существует много видов грибов - они различаются по цвету, форме, размерам, месту произрастания. Предлагает детям назвать известные им грибы. Спрашивает: «Где они обычно растут? В какое время года?» Воспитатель раскрывает корзинку, где находятся настоящие грибы, предлагает рассмотреть, потрогать и понюхать их.

Спрашивает: «Как они называются? Почему имеют такое название? Где растут? Что из них можно приготовить?» Рассказывает о том, что грибы живут всего несколько дней. Они не растут сами по себе. Под землей есть грибница, от которой тянутся тонкие длинные нити к каждому грибу, поэтому грибы не растут поодиночке. Собирать их нужно очень аккуратно, стараясь не повредить ножку и грибницу, которая живет до ста лет. Деревья и грибы очень дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними, снабжают дерево водой и необходимыми минеральными веществами.' Многие грибы получили название от названий деревьев, возле которых они растут (подберезовик, подосиновик). Воспитатель предлагает детям открыть вторую корзинку, рассмотреть, потрогать и понюхать искусственные грибы. Спрашивает: «Отличаются они от настоящих грибов? Чем? Росли ли они в лесу? Есть ли у них грибница? Можно ли употреблять их в пищу? » Объясняет, что это не настоящие грибы, а муляжи. Они яркие, красивые, сделаны человеком-умельцем из пластмассы. Их можно брать в руки, рассматривать, играть с ними, фантазировать, но есть их нельзя. Воспитатель предлагает детям найти пары грибов (живой гриб и его аналог), сравнить их, нарисовать или вылепить.

Примечание: в ИОС может участвовать кукла Красная Шапочка - воспитатель разыгрывает ее роль: она часто ходит к бабушке лесом и хорошо знает все грибы, а вот искусственных она никогда не видела.

Красная шапочка собирает грибы

(игровая ситуация)

 Дидактическая цель: уточнить представление детей о лесе, грибах, формировать умение различать съедобные и несъедобные грибы. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Материал: кукла Красная Шапочка, слайды о лесе, о грибах, корзинка с грибами.

Воспитатель сначала беседует с детьми о лесе, выясняет, кто в нем был и видел, что там растет. Педагог сообщает, что в лесу, кроме деревьев, кустарников, ягод, растут еще грибы. Показывает им картинки с изображением сыроежек, боровика (белого), подосиновика, лисичек и опят. Дети их сравнивают, находят отличительные особенности каждого вида грибов. Воспитатель говорит, что это съедобные грибы: люди их собирают, чистят, варят суп, жарят, по-разному заготавливают впрок. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Затем педагог показывает картинки с изображением мухомора и бледной поганки. Поясняет, что это ядовитые грибы, людям их есть нельзя можно отравиться, сильно заболеть и даже умереть.

В дверь стучат - пришла Красная Шапочка с корзиной грибов. Она собрала их по дороге домой, когда шла от бабушки. Было темно, и она собирала все подряд, теперь просит детей помочь ей разобраться, какие грибы хорошие, а какие надо выбросить. Воспитатель вместе с куклой раскладывает грибы: достает по одному, просит ребят сравнить каждый гриб с картинкой, назвать и сказать, какой он съедобный или ядовитый. Распределив грибы, дети складывают съедобные в корзину. Красная Шапочка благодарит ребят. Про мухомор и поганку воспитатель говорит, что, несмотря на то, что Они ядовитые для людей, в лесу их трогать не следует: на них приятно смот-, реть - они красивые. Кроме того, некоторые животные их едят. Воспитатель предлагает детям и Красной Шапочке отгадать несколько загадок:

Растут в траве зеленой рыжие сестрички,

Клади скорей в корзину -это же... (Лисички)

Я родился в день дождливый под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Боровик)

 Уж больно красивый на беленькой ножке.

Он с красною шляпкой, на шляпке горошки. (Мухомор)

 Вдоль лесных дорожек много белых ножек

 В шляпках разноцветных, издали приметных.

Собирай, не мешкай! Это...(Сыроежки)

Посылка из деревни

(Д/И)

Цель: уточнять и обобщать представления детей о том, чем занимаются сельские труженики; воспитывать уважение к людям труда, формировать умение бережно обращаться с продуктами питания.

Игровое задание: интересно рассказать о подарке; по описанию или вкусовым данным угадать, что это, кто это вырастил.

Правила игры: описать подарок как можно подробнее; узнать побольше подарков.

Материал: колоски хлебных злаков, овощи, фрукты или их изображения в виде картинок, поделок.

В детский сад пришла посылка. Кажется, её принёс человек, приехавший из деревни. Что в ней может быть?

Попросите детей догадаться. Потом откройте посылку. По очереди вынимая подарки, дети должны подробно описать их, рассказать, кто это вырастил (хлебороб, овощевод, садовод). Потом они предлагают другим угадать вкус подарка.

Вариант: дети подробно рассказывают о подарке, дают другим попробовать его (кусочек, не целиком), вспоминают соответствующие загадки. Ребята должны отгадать, что это и при приготовлении каких блюд используется.

Можно создать проблемные ситуации: на кухне не оказалось овощей и муки – без каких блюд останутся дети? В магазине купили лишь картофель (или капусту, или морковь) – что можно приготовить на завтрак, обед и т.д.?

Найди листок, какой покажу

(Д/И)

Цель: развивать умение находить предметы по сходству; развивать внимание, координацию движений; расширять представления детей о растениях и их отдельных частях.

Правила игры: бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.

Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи, и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клён, дуб, ясень и др.).

Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клёна, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

Какое время года

(Д/И)

Цель: формировать умение соотносить описание природы в стихах и прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Правила игры: нужно отгадать время года по стихотворению; показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали время года.

У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

Воспитатель спрашивает:

– Кто знает, когда это бывает? – и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня…

                  (Зима)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня…

                    (Весна)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня.

Я …

       (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И ёлочек. Я …

                         (Осень)

Где снежинки?

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Вариант № 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант № 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

Прилетели птицы.

(Д/И)

Дидактическая задача: уточнить представление о птицах.

Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Когда это бывает?

(Д/И)

Дидактическая задача: формировать у детей умение различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы:  на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Угадай, что где растет.

(Д/И)

Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Съедобное – несъедобное.

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов (ягод)

На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах (ягодах), дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба (ягоды) в корзинку

Цепочка.

(Д/И)

Дидактическая задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

Я знаю пять…

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Материал: мяч.

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Что это такое? (с усложнением в подг. к шк. группе)

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Угадай, что в руке

(Д/И)

Дидактическая задача: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

Перелёт птиц

(Д/И)

Дидактическая задача:  формировать умение узнавать и называть зимующих и перелётных птиц. Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Материал: зимний и летний (весенний) пейзаж в разных концах групповой комнаты или обручи, условно названные «зимний» и «весенний», предметные картинки птиц.

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами 

(игровая ситуация)

Дидактическая цель: рассказать детям о ранних цветочных растениях (ветренице, сон-траве, мать-и-мачехе), об их характерных особенностях; научить отличать живые растения от искусственных; воспитывать бережное отношение к растениям, занесенным в Красную книгу.

Материал: кукла Дюймовочка, Красная книга, видеозапись или слады о первоцветах, корзинка, цветы бумажные.

К ребятам приходит Дюймовочка и просит объяснить, почему ей дали такое имя. А потом с помощью волшебной палочки гостья делает ребятам сюрприз - дарит Красную книгу и поясняет, почему ее так называли. Показывает цветочные растения, изображенные в ней. Говорит, что они называются первоцветами потому, что первыми появляются весной из-под снега. Ребята рассматривают рисунки с изображением сон-травы, ветреницы, мать-и-мачехи, перелески, обращают внимание на особенности их строения, окраску, форму лепестков и листьев.

Дюймовочка рассказывает детям о том, что первоцветы занесены в Красную книгу не случайно. Когда-то в лесах было много красивых цветов. Какой-то человек увидел их и подумал: «Зачем любоваться цветами в лесу? Сорву их и принесу домой». В домашних условиях цветы быстро завяли, их пришлось выбросить. В лес пришли другие люди и стали рвать охапки цветов. Они думали, что их много, хватит на всех. И вот однажды оказалось, что цветов больше нет. Люди стали ждать, когда появятся новые цветы, но они так и не появились. Только в самых глухих местах, где не ступала нога человека, можно было их найти. Тогда люди поняли, что цветы в лесу рвать нельзя, и занесли их в Красную книгу. Красный цвет предупреждает о том, что эти растения могут исчезнуть с лица Земли, если люди не будут бережно к ним относиться.

Второй сюрприз Дюймовочки - корзинка с голубыми перелесками. Ребята внимательно рассматривают цветы и приходят к выводу, что они сделаны из бумаги с помощью клея и ножниц. С ними можно играть или украсить ими группу. Дюймовочка предлагает детям сделать такие же цветы и преподнести их в подарок мамам.

Буратино беседует с детьми о деревьях

(игровая ситуация)

Дидактическая цель: уточнить представления детей о деревьях и кустарниках, их разновидностях, условиях произрастания; дать знания о роли деревьев в жизни человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: кукла-игрушка Буратино,

Буратино сделан из полена, он знает о деревьях много интересного, поэтому может поделиться своими знаниями с ребятами.

Буратино рассказывает детям о замечательной девочке Мальвине, которая любит всех учить. И сам предлагает провести экзамен на тему «Что мы знаем о деревьях?». Если дети поддерживают эту идею, Буратино выступает в роли их экзаменатора, а воспитатель становится его помощником. Особенностью этой игровой ситуации является то, что ребята должны запоминать вопросы Буратино, следить за ходом его мысли. Он экзаменатор-новичок, поэтому может сделать ряд ошибок. Ребята должны тактично помочь ему, чтобы он не обиделся.

Буратино спрашивает ребят: «Какие деревья вы знаете? Какие из них растут на участке около детского сада, в ближайшем парке, в вашей группе? Отличаются ли деревья от кустарников? Чем? Деревья живые или неживые? Почему они живые только летом? Кто (или что) им помогает расти? Чем их надо поливать: водой или молоком?» И т.д. Затем Буратино просит детей отгадать загадки.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила  

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим.

 Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель )

Летом-снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Буратино рассказывает о пользе деревьев: они очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. В конце занятия Буратино призывает детей охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Подготовительная к школе группа

Айболит рассказывает о лекарственных растениях

(игровая ситуация)

Дидактическая цель: уточнить представление о знакомых лекарственных растениях, формировать знания о новых, произрастающих на территории или вблизи детского сада (например, познакомить с ромашкой лекарственной, душицей обыкновенной, подорожником, пустырником, крапивой); рассказать о том, какую пользу лекарственные растения приносят человеку; как их надо собирать, сушить и хранить.

Материал: игрушка Айболит, предметные картинки или живые лекарственные растения.

В летнее время Айболит приглашает детей на прогулку в лес (на луг, в цветник и др.), сообщает о том, что дети будут отыскивать и собирать лекарственные растения. На Айболите через плечо надета сумочка, в которой лежат цветные картинки с изображением тех новых растений, которые воспитатель наметил для показа.

 По просьбе Айболита дети называют и отыскивают знакомые лекарственные растения, рассказывают об их лечебных свойствах.

В нужном месте воспитатель достает карточку, показывает ее детям, называет новое растение, просит их отыскать в траве такое же. Выясняет, знают ли ребята, какую пользу оно приносит. От имени доктора воспитатель рассказывает о нем.

Айболит предлагает познакомиться с ценными лекарственными растениями ромашкой лекарственной и душицей обыкновенной. Задает вопросы: «Какое соцветие у ромашки? Какой формы лепестки, листья? Имеет ли это растение запах? Чем отличается ромашка лекарственная от других видов ромашки? Знаете ли вы, для чего собирают ромашку?» Рассказывает, что из нее готовят настои, которыми лечат горло при ангине, промывают раны и др. Собирают ромашку, отрывая цветки. Нужно помнить о том, что в одном месте нельзя срывать много цветков, так как не останется семян и на следующий год ромашка не вырастет. Айболит показывает детям, как правильно собирать это растение.

 Затем доктор знакомит детей с душицей, из которой готовят ароматный чай. Его пьют при простуде, кашле, ангине. Собирая это лекарственное растение, нельзя срывать весь кустик. Сушить траву нужно в темном, сухом хорошо проветриваемом (без сквозняков) месте. Айболит показывает детям крапиву, выясняет, знают ли они это жгучее растение. Затем сообщает, что крапива очень быстро останавливает кровь: если случился порез, к ранке надо приложить комочек из листа крапивы или выжать из него капельку сока - кровь мгновенно остановится. Дети по картинкам и под руководством доктора Айболита находят цикорий, подорожник и другие лекарственные растения, и он рассказывает об их целебных свойствах.

В конце прогулки Айболит предлагает детям собрать несколько видов лекарственных растений и высушить их дома, а в детском саду организовать фитоуголок.

Винни-пух знакомит ребят с растениями-медоносами

(игровая ситуация

Дидактическая цель: формировать представление о меде и медоносных растениях.

Материал: игрушка Винни-Пух с корзинкой, картинки растений, баночка с медом.

Воспитатель рассказывает детям о меде - вкусном и полезном продукте природного происхождения, он укрепляет здоровье. Вырабатывают мед из нектара (сока) цветов и пыльцы растений. Если понаблюдать за растениями, можно выяснить, какие из них медоносы. Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям.

 В гости к ребятам приходит Винни-Пух с корзинкой. Здоровается и говорит: «Ребята, я очень люблю мед. Это моя любимая еда. Прошлой зимой я выяснил, что такое мед. Читал много книг, пытался понять, о чем жужжат пчелы на лугу, разговаривал с опытными пчеловодами. Теперь я много знаю о меде и хочу вам кое-что рассказать. Я принес баночку меда и картинки, на которых изображены разные растения".

Пух рассказывает ребятам о том, как пчелы отыскивают необходимые им растения (травы, кустарники, деревья) во время цветения. Им помогают запах цветов, а также их яркая окраска. Нектар находится в сердцевине цветка, у самого основания лепестков. Пчелы запускают туда хоботок и сосут сладкий сок, который накапливается у них в зобике. Там он превращается в мед, который пчелы откладывают в дупле дерева или в улье. Мед нужен им, чтобы выкормить молодых пчелок. Меда бывает много, поэтому пчелы делятся им с людьми, даже медведю остается.

Пух спрашивает у ребят, на какие растения садятся пчелы. Показывает картинки с изображением ирисов, липы, цветущих яблонь, вишен, красного клевера, сурепки, гречихи. Просит отгадать, какие это растения, называет те, о которых дети не знают. «Вообще-то,- говорит Винни-Пух,- пчелы садятся на разные растения. Мы пойдем на прогулку и будем наблюдать, что привлекает их на нашем участке».

Затем Пух рассказывает о том, как полезен свежий мед. Для лечения его употребляют по-разному: если заболело горло, можно полоскать его теплой водой с медом; при насморке медом можно лечить нос. Детям нужно привыкнуть есть мед каждый день по чайной ложке, а взрослым - по две столовые ложки. Пух показывает мед, который он принес. Все смотрят, какого он цвета, нюхают и наслаждаются великолепным ароматом. Затем мишка предлагает ребятам попробовать угощение.

Дети идут на прогулку и вместе с Винни-Пухом рассматривают на участке растения, отыскивают те, которые изображены на картинках. Наблюдают за пчелами, делятся впечатлениями, наслаждаются запахом клевера. Отыскивают на участке липы и яблони, выясняют, есть ли на них цветы, которые так любят пчелы.

Примечание. Игровую ситуацию целесообразно использовать весной и летом.

Опыты с луком

(игровая ситуация, опытно-экспериментальная деятельность)

Дидактическая цель: на примере лука формировать у детей обобщенное представление о комплексе условий, необходимых растению для роста. Формировать умение делать простые опыты с растениями. Развивать понимание: лишение растения даже одного из условий не позволяет правильно и быстро ему расти. Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения растущих луковиц, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение делать зарисовки лука, пользоваться символами.

Материал: игрушка Чиполлино, 4 стеклянные баночки, 4 луковицы, картонные трафаретки, бумагу, карандаши, игрушечный телефон, разноцветные кружочки-символы.

Воспитатель предлагает малышам провести интересные опыты с луком, но сначала пригласить Чиполлино - он хорошо умеет выращивать лук на огороде, а вот опыты с ним он не умеет делать. Воспитатель набирает номер игрушечного телефона: «Алло! Это сказка? Позовите, пожалуйста, Чиполлино к телефону (пауза). Здравствуй, Чиполлино, приходи скорей к нам в гости, мы сейчас будем делать опыты с луком. Тебе ведь тоже интересно - ты такое никогда не делал?!»

До прихода куклы воспитатель выясняет с детьми, какие необходимы условия для жизни и роста всем растениям, уточняет, что надо делать, чтобы луковицы начали расти и у них появилась зелень. Вбегает Чиполлино: он очень спешил - ему интересно, но непонятно, какие такие опыты можно делать с луком. Воспитатель сажает куклу, просит ее смотреть, а детям сообщает, что надо посадить в 4 баночки 4 луковицы, но условия для каждой из них сделать разные. Чиполлино удивляется: зачем лук сажать в банки, его всегда сажают в землю! Воспитатель объясняет: банки прозрачные, через стекло, все видно, что происходит с луком, как растут корни. Поначалу земля необязательна, т.к. в самой луковице большой запас питательных веществ.

В первой банке у луковицы будут все необходимые условия: вода (ребенок наливает воду из лейки), тепло (это тепло комнаты), свет (банка будет стоять на подоконнике). Воспитатель наклеивает кружочки на банку: «Чиполлино, смотри, какие условия для роста у первой луковицы: вода обозначается белым кружком, тепло -красным, как огонь, свет-желтым, как солнышко. Видишь, все необходимые условия, чтобы луковица начала расти!» Вторую луковицу ставят в банку без воды: «Дети, подскажите Чиполлино, какие кружочки надо наклеить на эту банку? (Ответы.)Правильно: красный (тепло) и желтый (свет), а белый кружок не будем наклеивать, т.к. луковица будет стоять в банке без воды. Мы посмотрим, что будет с луковицей", когда имеются все условия, не хватает только воды. Вот это и есть опыты с луком". Третья луковица ставится в воду, на свет, но в холод (между рамами), дети наклеивают кружочки и учат Чиполлино: белый - вода, желтый -свет, синий - холод. Четвертую луковицу ставят в банку с водой и в темноту (в шкаф или под черный плотный колпак). Условия обозначаются кружками: белым (вода), красным (тепло), черным (темнота). Воспитатель показывает детям, как с помощью трафареток зарисовать на альбомном листе посадки лука - все четыре баночки. Дети рисуют, раскрашивают, а Чиполлино удивляется, зачем такие опыты. Воспитатель поясняет: с их помощью дети узнают, что будет с каждой луковицей? Для роста нужны все условия сразу или достаточно некоторых? «Вот чудеса! - говорит Чиполлино. - Я тоже хочу увидеть, что будет. Я так никогда не растил лук в огороде». Дети помогают поставить баночки в нужные места, воспитатель приглашает мальчика-луковку приходить через неделю.

 ИОС повторяется в последующие 4-5 недель. Чиполлино появляется в группе. Воспитатель организует наблюдение за луком. Все собираются вокруг большого стола, рассматривают луковицы в банках, сравнивают, отмечают, у кого начали расти корни, зелень, у кого ничего не изменилось. Объясняют, почему так произошло, на новых страницах с помощью трафареток делают новые зарисовки банок и луковиц в них. По ходу разговора воспитатель, разыгрывая роль Чиполлино, удивляется, задает вопросы, строит предположения, радуется правильным ответам и тому, что он начал понимать, зачем нужны опыты.

«Коты-рыболовы»

(Подвижная игра)

Цель: совершенствовать бег с препятствиями, лазание; закреплять умение действовать по правилам соответственно выбранного образца, учит понимать критерии выигрыша, состязательные отношения; развивать ловкость, внимательность.

Правила игры: «рыбкам» бежать по отведенному месту после сигнала, стараясь не попасть в сети. «Коты» ловят, не касаясь рукой.

Два «кота» держат в руке верёвку, бегают по отведённому пространству и ловят «рыб» верёвкой, словно сетью. «Рыбки» стараются не попасть в сеть, перепрыгивают, подлезают под веревку. Начинается движение «рыб» после слов котов:

- Мы котята-хитрецы вмиг забросим сети,

Ничего вкуснее нет рыбки в целом свете.

Отдохнём на берегу, пусть журчит водица.

Будет нынче на обед славная ушица!

Соберём букет

(Д/И)

Цель: формировать умение находить предмет по сходству; развивать зрительное внимание, восприятие, быстроту мышления; расширять словарный запас.

Правила игры: играющие должны найти на своих больших картах те цветы, которые называет и показывает ведущий.

Ведущий раздаёт участникам игры большие карты-композиции, а маленькие карточки перемешивает и складывает стопкой перед собой. Затем, вынимая из стопки по одной карточке, ведущий читает название цветка, показывает играющим карточку и говорит, например, так:

– Это гладиолус. Ребята, у кого гладиолус?

Ответить должен участник игры, у кого на большой карте есть этот цветок. Если ответ правильный, ведущий отдаёт карточку играющему, если нет – кладёт её вниз стопки.

Выигрывает тот, кто первым подберёт все цветы к букету на своей большой карте.

 

Что в корзинку мы берем.

(Д/И)

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, формировать умение различать плоды по месту их выращивания, формировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Вершки – корешки.

(Д/И)

Дидактическая задача: формировать у детей умение составлять целое из частей, закреплять знание овощей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно

Природа и человек.

(Д/И)

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

С какой ветки детки?

(Д/И)

Дидактическая  задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, формировать умение подбирать их  по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Звери, птицы, рыбы.

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Весной, летом, осенью.

(Д/И)

Дидактическая задача:  уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т. д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Что из чего сделано?

(Д/И)

Дидактическая задача: формировать у детей умение определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т. д.

Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Назови три предмета.

(Д/И)

Дидактическая  задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

- Ромашка, роза, василек.

Цветочный магазин.

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Формировать у детей умение группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Четвертый лишний.

(Д/И)

Дидактическая  задача: закреплять знания детей о насекомых.

Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Полезные – неполезные.

(Д/И)

Дидактическая задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т. д.

Узнай и назови.

(Д/И)

Дидактическая задача: закрепить знания лекарственных растений.

Материал: карточки с изображением лекарственных растений, карта Тульской области, корзинка.

Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Что я за зверь?

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания о животных родного края. Развивать фантазию, выразительность движений.

В  игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

 Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Назовите растение

(Д/И)

Дидактическая задача: расширять и закреплять знания о комнатных растениях.

Материал: комнатные растения в живом уголке или карточки с их изображениями.

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д.?

Кто где живёт?

(Д/И)

Дидактическая  задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Материал: картинки с изображением животных и мест обитания – нора, река, берлога и т.д., карта Тульской области.

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Береги природу.

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы, расширять и уточнять знания о пищевых цепочках в природе и зависимости одних объектов живой/неживой природы от других.

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Что было бы, если из леса исчезли…

(Д/И)

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязях в природе.

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Узнай птицу по силуэту.

(Д/И)

Дидактическая  задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту, закреплять знания о месте обитания этих птиц (город, лес)

Материал: карта Тульской области, карточки с изображением птиц.

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица, а затем отмечают на карте ее место обитания.

Угадай, какая птица поёт?

(Д/И)

Дидактическая задача: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее), закреплять знания о месте обитания.

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Материал: карта Тульской области, карточки с изображением птиц, аудиозаписи с голосами птиц.

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт, а затем определить ее место обитания: лес, луг, город, деревня.

Цветы

(подвижная игра)

Дидактическая задача: формировать (закреплять) умение называть и различать цветы. Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Материал: эмблема (предметная картинка) цветка.

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Снежный ком

(Д/И)

Дидактическая задача: Расширять знания детей о перелётных птицах (овощах, фруктах, животных, растениях, насекомых и т.д.). Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: предметные картинки.

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок -  повторяет два предыдущих  и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

Пожар в лесу

(игровая ситуация)

Дидактическая цель: познакомить детей с разными свойствами дерева: оно не тонет в воде, легко воспламеняется и быстро горит. Дать представление о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде - пожару. Люди не должны в лесу разводить костры, бросать окурки и стекла, лес - это общее природное богатство, его надо беречь.

Материал: изделия из дерева и просто деревянные палочки, металлические и стеклянные предметы, картинки или слайды с изображением деревянных лодок.

Воспитатель проводит с детьми опыты и показывает, что деревянные предметы (чурочки, шарики, колечки и пр.) не тонут в воде (плавают на ее поверхности) в отличие от металлических и стеклянных предметов. Показывает детям картинки, на которых изображены лодки, деревянные суда.

В дверь стучат, приходит Буратино с папкой (или книжкой) под мышкой. Воспитатель говорит ему, что он вовремя пришел, потому что разговор идет о дереве, предлагает ему посмотреть, что и как плавает в воде. Буратино смеется - он все это хорошо знает, потому что и сам он не тонет.

Далее он рассказывает детям о свойстве дерева легко воспламеняться от огня и быстро сгорать. Подтверждает свой рассказ иллюстрациями, которые достает из папки, загадывает детям загадки:

Я не сам по себе, я сильнее всего,

Я страшнее всего.

И все любят меня, и все губят меня. (Огонь)

Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,

Иногда упаду и много горя принесу. (Искра)

Летом спит, зимой горит,

Пасть открывает, что дают, глотает,

Дрова быстро сжигает. (Печь )

Буратино рассказывает о пожарах в лесу, о том, какое это горе для всех его обитателей - зверей, птиц, растений, грибов. И для людей - это тоже большое несчастье! Говорит о том, что причиной пожара чаще всего бывает неосторожное, небрежное поведение людей в лесу: то окурок бросят, то костер разведут, а то и осколок от бутылки оставят. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание, а результат один -сгорает лес, потому что всякое дерево легко горит. Буратино напоминает: не зря же спички, которыми зажигают газовую плиту или печь с дровами, делают из дерева. Не зря же спички не дают детям, ими пользуются только взрослые. Потому что огонь опасен везде: и в лесу, и в деревянном доме, и в городской квартире. Буратино шепотом говорит, что папа Карло запрещал ему брать спички в руки: «Ведь он сделал меня из сухого полена!»

Перед уходом Буратино выражает надежду, что ребята поняли, как опасен огонь и как надо правильно вести себя в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в зимний лес" Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с нарушением зрения (подготовительная к школе группа).

Конспект НОД  «Путешествие в зимний лес»Цель: развитие зрительного восприятия по средствам экологического моделирования. Образовательные задачи:  закрепить представление детей о ха...

Сценарии развлечений для детей дошкольного возраста(вторая младшая , средняя, старшая и подготовительная к школе группа).

В документе представленны разработанные материалы мероприятий для развлечения детей каждой возрастной группы...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи, с элементами экологического воспитания для детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по развитию речи, с элементами экологического воспитания для детей дошкольного возраста...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию "Система работы в старшей и подготовительной к школе группах детского сада"

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...