Перспективное планирование по экологическому воспитанию "Система работы в старшей и подготовительной к школе группах детского сада"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Голубьева Елена Викторовна


Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Последовательная реализация настоящей методики требует от воспитателя вдумчивого и творческого отношения к предлагаемому материалу с учётом уровня развития детей, а также природных особенностей своей местности.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt._planirovanie_po_ekologii.docx132.07 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование по экологическому воспитанию в группе «Звёздочки»
 «Система работы в старшей  и подготовительной  к школе группах  детского сада»


  Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
 Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
 Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
 Формы и методы работы с детьми 5—7 лет разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Дети 5—7 лет уже много знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже, чем у 4-летнего.  На данном этапе воспитатель начинает на занятиях формировать у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др.
 В группе старшего дошкольного возраста на протяжении всего учебного года
систематически используются литературные произведения В. Бианки, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Значительное место в методике отведено творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию ими иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки и изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению ребятами рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки; организации воспитателем совместно с дошкольниками выставок. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих – это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для
родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности их детей, а также уровня их общего интеллектуального развития.
 Освещены такие методические вопросы, как познание детьми ряда функций
человеческого организма; значение чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для
 здоровья всех живущих; ознакомление с использованием некоторых природных материалов в хозяйственной деятельности человека.
 Последовательная реализация настоящей методики требует от воспитателя вдумчивого и творческого отношения к предлагаемому материалу с учетом уровня развития детей, а также природных особенностей своей местности.

 

Цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде. Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе, умения жить в относительной гармонии с ней.

Задачи:

 -расширять представления о растительном и животном мире;

 -развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

 -уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

 -воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;

 -учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам. Называть 5 – 6 деревьев, 2 – 3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 – 4 комнатных растения;

 -учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;

-учить различать и называть 5 – 6 видов птиц, 8 – 10 насекомых, 5 – 6 видов рыб и земноводных.

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

-воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

Формы и средства работы с детьми:

1. Организованные:

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;

- экскурсии: лес, пруд, озеро, в Заповедник;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в  лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, развивающие,  театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;
– изготовление и обыгрывание макетов:

«Зоопарк»,

«Дикие животные»,

«Домашние животные»,

«Животные жарких стран»,

«Лес – наше богатство»,

«Кто в море живет?»,

«Сухой аквариум».

Старшая группа

Организованное обучение

Совместная деятельность

                                                               Сентябрь

Золотая осень, деревья и кустарники осенью

Работа дежурных в уголке природы

Цель: Познакомить детей с приемами ухода за растениями  уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья,  ухаживать за ними. Воспитывать бережное и внимательное отношение ко всем растениям уголка природы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

«Как одеваться осенью?»

Цель: формировать интерес к изменениям в природе.

Ознакомление с миром природы

«Прогулка по лесным дорожкам»

Цель: формировать представление детей о растительном мире ближайшего окружения (уникальность, особенность внешнего вида).

Развитие речи

Осенняя ярмарка «Кто больше назовёт блюд»

Цель: расширить знания детей об осени, расширить представление  о многообразии и пользе овощей и фруктов.

Заучивание стихотворения «Осенью» А. Плещеева

Цель: развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Беседа «Деревья – строительный материал»

Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Цель: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта.

Приобщение к  художественной литературе

«Сказка про маленький дубок» С. Прокофьева

«Дуб и орешник» Л. Толстой

«Осень» Соколов – Микитов

«По лесным тропинкам» Е. Трутнева

«Осень на пороге» Н. Сладков

«Экскурсия в лес» С. Николаева

Рисование

«Картинка про лето»

«Идёт дождь»

«Осенний лес»

«Осенние листья»

Аппликация

«Бабочки» (из осенних листьев)

Лепка

«Натюрморт из овощей и фруктов»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Игра «Вершки – корешки», что едят в сыром виде, а что в варёном?

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

«Съедобные и ядовитые грибы и ягоды»

Цель: научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.

Ознакомление с миром природы

«О пользе деревьев и кустарников»

Цель: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.

Экскурсии:

«Прогулка по лесным дорожкам»

Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также умение анализировать, делать выводы.

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за осенними листочками;

-за ветром;

-за изменениями в природе;

-за белкой;

-за листопадом;

-за осадками;

-за небом;

-Цель: закрепить представления  о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность, любознательность, творческую активность; воспитывать    экологическую культуру и любовь к природе, учить беречь ее и охранять.  

Трудовая деятельность на участке во время прогулок:

-Уборка участка детского сада от опавших листьев;

-Расчистка дорожек;

- Сбор ранних семян в цветнике, заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария);

сюжетно-ролевые игры:

«Собираем урожай на даче»

«Фруктовое кафе»

настольно – печатные игры:

«Ботаническое лото»

«Дары лето»

подвижные игры:

«Лиса и зайцы»

«Ручеёк»

«Баба сеяла горох»

Игра – хоровод «Кабачок»

«Поймай листок»

пальчиковая гимнастика:

«Капуста»

«Сад»

«Компот»

развивающие игры:

«Разноцветная полянка»

«Узнай по описанию»

дидактические игры: 

«Что можно, а что нельзя»

«Найди продукты, которые нам полезны»

«Четвёртый лишний»

«Кому что нужно?»

«Верни фрукты на дерево»

«Кто где прячется?»

«С какой ветки детки?»

«Найди дерево по семенам»

«Что сначала, что потом?»

«Наоборот»

«Кто больше?»

конструирование:

«Сад и огород»

Совместно с родителями:

Привлечь пап в оформлении нашего палисадника на участке.

                                                             Октябрь

Осень золотая  (осенние приметы, овощи, фрукты, дары леса)

Развитие речи

Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное, правильное слово.

Рассказывание по картине «Труд взрослых осенью»

Цель: формировать представления детей о труде взрослых, о конкретных трудовых операциях, из которых состоит труд знакомых ребенку людей.

Приобщение к  художественной литературе

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим

«Как осень замуж выходила» М. Аромштам

«Желудёнок» М. Аромштам

«Лоскутик и облако» С. Прокофьева

Рисование

«Осенняя картина»

«В осеннем парке»

«За окном осень»

Рассматривание картины И. Левитана

«Золотая осень»

Аппликация

«Осенняя берёза» (обрывание бумаги)

Лепка

«Мы рисуем осень» (пластилинография и бисер)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

«Предметы для исследований» (знакомство с микроскопом)

Цель: учить детей, получать новые знания с помощью микроскопа

Ознакомление с миром природы

«Юные защитники леса»

Цель: Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

Экскурсии:

На озеро (наблюдение и кормление уток)

Цель: развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

В зоомагазин «Золотая рыбка»

Цель: уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок.

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за солнцем;

-за проезжающим транспортом;

-за настроением в природе;

-за изменениями в природе;

-за работой дворника;

Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-Собираем и раскладываем по коробочкам природный материал;

- Собираем разлетевшиеся от ветра листья;

- Сбор и заготовка семян календулы, настурции, бархатцев;

Цель: воспитывать ответственность за порученное дело; формировать экологическое сознание.

Сюжетно-ролевые игры: 

Магазин «Семена»

«Машины едут за урожаем»

«Фруктовое кафе»

подвижные игры:

«Лиса и вороны»

«У медведя во бору»

«Баба сеяла горох»

«Листопад»

дидактические игры:

«Верни фрукты на дерево»

«Кто где прячется?»

«С какой ветки детки?»

«Найди дерево по семенам»

«Что сначала, что потом?»

«Наоборот»

«Кто больше?»

конструирование:

Изготовление гербария «Осенний букет для родителей»

Совместно с родителями:

Музыкальное развлечение

«Осеннее пугало в гостях у ребят»

Оформление фотовыставки

«Как мы трудились на участке»

Оформление совместно с родителями осенней фотовыставки

«Осень идёт – «добро» нам несёт!»

Путешествие в подводное царство

Развитие речи

Беседа «Что такое подводное царство?»

Цель: Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

Беседа «Почему море солёное?»

Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях, его значении в жизни человека.

Рассказывание по картине «Рыбалка»

Цель: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.

Приобщение к  художественной литературе

«Первая рыбка» Е. Пермяк

«Сказка о рыбаке и рыбки» А. С. Пушкин

«Как краб кита из беды выручал» С.

Сахарнов

«Морские сказки» С. Сахаров

«Добрая раковина» С. Воронина

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Чтение и рассматривание энциклопедической литературы об обитателях подводного мира.

Разучивание стихов, загадок о рыбах.

Рисование

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

«На дне морском»

«Морской пейзаж»

«Тайны моря»

Аппликация

«Золотая рыбка» (из бисера)

Лепка

«Весёлые рыбки» (из макарон)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

«Предметы для исследований» (знакомство с микроскопом)

Цель: учить детей, получать новые знания с помощью микроскопа

Эксперимент «Фонтан кита»

Цель: Развивать умение ассоциировать предметы человеческой деятельности с миром природы.

Секретная операция «Найди морского обитателя»

Цель: способствовать непринуждённому общению детей на основе совместной творческой деятельности.

Формирование элементарных математических представлений

Математическое развлечение «Путешествие к морю»

Цель: закреплять знания знаний детей о геометрических фигурах и умение находить подобные им фигуры вокруг себя; продолжать совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве; продолжать формировать знания детей об окружающей среде.

«Игры с осьминожками»

Цель: совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Ознакомление с миром природы

Просмотр презентации «Великаны морей»

Цель: воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту и парадоксальность окружающего мира.

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

Экскурсия в специализированный магазин «Золотая рыбка»

Цель: учить выделять общие для рыб признаки, воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Экскурсии:

К пруду (наблюдение за водой)

Цель: Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за деревьями;

-за собакой;

-за ветром;

Цель: закрепить знание детей о растительном мире; о неживой природе;  воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-Собираем букет из  листьев;

- Уборка участка детского сада от опавших листьев; 

- Собрать и засушить красивые листья для поделок;

Цель: воспитывать трудолюбие; приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим.

Сюжетно-ролевые игры: 

«Экскурсоводы»

«Подводное плавание»

Путешественники»

«Кругосветное путешествие»

подвижные игры:

«Удочка»

«Рыбы и сеть»

«Караси и щука»

«Море волнуется»

«Черепаха»

дидактические игры:

«Узнай рыбу по описанию»

«Чей плавник? Чья голова? Чьё туловище?»

«Кто чем питается?»

«Поймай больше слов»

«Четвёртый лишний»

«Да – нет»

«Царство рыб»

«Расшифруй рыбку»

конструирование:

«Рыбки в аквариуме»

«Морские бусы из ракушек»

пальчиковая гимнастика:

«Прогулка к морю»

«Черепашка»

Совместно с родителями:

Создание сухого аквариума и его обитателей

Создание совместного альбома «Обитатели подводного мира»

                                                               Ноябрь

Подводное царство – богатое государство

Развитие речи

Беседа «Вода Земли»

Цель: Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

Рассказ воспитателя «Рыбы, которые  светятся»

Цель: дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

Рассказывание по картине с помощью опорных картинок

Цель:  Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей.

Приобщение к  художественной литературе

«Первая рыбка» Е. Пермяк

«Сказка о рыбаке и рыбки» А. С. Пушкин

«Как краб кита из беды выручал» С. Сахарнов

«Морские сказки» С. Сахаров

«Добрая раковина» С. Воронина

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Чтение и рассматривание энциклопедической литературы об обитателях подводного мира.

Разучивание стихов, загадок о рыбах.

«У речки», «У озера» С. Маршак

 «Жил осьминог со своей осьминожкой» С. Маршак

Рисование

«Наряд для тётушки Черепахи»

«Осьминог»

«Я рисую море»

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино 

  Аппликация

Оригами «Речные жители», «Лодочка»

«Стайка дельфинов»

Лепка

«Морская звезда»

«Краб»

 Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Работа в мини-лаборатории (опыты с водой)

Цель: формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.

Наблюдения за жизнью растений (почему цветы осенью вянут?)

Цель:  углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе;  развивать познавательную активность; закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия.

Ознакомление с миром природы

Просмотр презентации «Млекопитающие  в  зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи»

Цель: познакомить детей с представителями водных животных; показать их особенности.

Ознакомление с социальным миром,  с предметным окружением

 «Обитатели морских глубин»

Беседа «Правила поведения на воде», «правила поведения у водоема»

Цель: уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на воде и у водоёмов. Воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям.

Экскурсии:

К водоёму  (наблюдения за растительным и животным миром на воде)

Цель: учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за ближайшим окружением;

-за рябиной;

-за лужами;

-за улетающими птицами;

-за первым снегом;

-за признаками поздней осени;

Цель: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях, о перелетных птицах; закрепить знание признаков поздней осени.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

- уборка мусора на участке, работа граблями и метлой;

- уборка участка детского сада от опавших листьев;

-подметание дорожек от песка;

Цель: воспитывать желание трудиться; воспитывать желание помогать старшим, работать сообща.

Сюжетно-ролевые игры:

«Экскурсоводы»

«Подводное плавание»

«Путешественники»

«Кругосветное путешествие»

дидактические игры:

«Узнай рыбу по описанию»

«Чей плавник? Чья голова? Чьё туловище?»

«Кто чем питается?»

«Поймай больше слов»

«Четвёртый лишний»

«Да – нет»

«Царство рыб»

«Расшифруй рыбку»

подвижные игры:

«Удочка»

«Рыбы и сеть»

«Караси и щука»

«Море волнуется»

«Черепаха»

пальчиковая гимнастика:

«Прогулка к морю»

конструирование:

Оригами «Рыбы в пруду»

Совместно с родителями: 

Создание сухого аквариума и его обитателей

Создание совместного альбома «Обитатели подводного мира»

Консультация для родителей 

«Как заинтересовать детей  тайнами  необычного морского мира»

Музыкальное развлечение «Путешествие в подводное царство»

Спортивное развлечение   

       «Теремок»

                                                             Декабрь

Животные севера

Развитие речи

Беседа: «Что мы называем Севером?»

Цель: познакомить детей с понятием «Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России.

Рассказ воспитателя: «Бурый и белый медведи»

Цель:  уточнить и расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним.

Беседа: «Кому снег друг, а кому враг?»

Цель: Расширить знания детей о том, что снег бывает другом, а бывает и врагом; развивать познавательную активность, любознательность.

Приобщение к  художественной литературе

Рассказы «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок», «К морю», «Белёк» Г. Снегирёв

 «Отчего у белого медведя нос чёрный» Юкагирская сказка (пересказ Б. Привалова)

«Старик и его дочери» Ненецкая сказка (пересказ В. Виноградовой)

«Голубика» Ненецкая сказка (пересказ Г. Меновщикова)

«Кто оленя научил быстро бегать» Юкагирская сказка (пересказ Б. Привалова)

« Цветик – семицветик» В. Катаева.
Заучивание и чтение стихов.
Загадывание загадок о животных и птицах севера.

Рисование

«Животные севера».

«Северные олени».

Коллаж «В царстве снега и льда».

«Мы плывем на льдине»

Аппликация

«Пингвин на льдине».

Лепка

«Белый медведь».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

«Нахождение местообитания животных холодных стран на карте. Могут, ли встретится, белый медведь и пингвины?»

Цель: Учить ориентироваться на глобусе и карте.

«Опыты со снегом»

Цель: формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

Ознакомление с миром природы

Просмотр презентаций «Где живут белые медведи?»,  «Северный олень»

Цель: расширить и углубить знания детей о жизни белых медведей  и северном олене.

Ознакомление с социальным миром,  с предметным окружением

Ситуативная беседа: «Северное сияние»

Цель: уточнить и расширить знания детей о климатических особенностях Севера, обогащение словарного запаса и представлений об окружающем через знакомство с явлениями природы Севера.

Экскурсии:

В Заповедник «Дружба» на познавательную программу «Интерактивная песочница»

Цель: расширять знания детей о свойствах и качествах песка, используя его в рисовании и составлении фигур.

В зимний лес «Кормушки для птиц»

Цель: приблизить детей к природе, учить их общаться с ней, любить ее;      воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за снегопадом;

-за ветром;

-за работой дворника;

-за состояние в природе;

-за птицами;

Цель: сформировать  у  детей  представление  о зиме; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

- Засыпка корней деревьев снегом;

- Очистка дорожек ото льда и снега;

- Сбор снега для постройки горки;

- Постройка  горки из  снега;

- Сгребать  снег  лопатой,  расчищая  дорожки;

- Слепить  снеговика;

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща; закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность. сюжетно-ролевые игры:

«Полярники»

«На льдине»

дидактические игры:

«Кто лишний»

«Опиши животное по схеме»

«Большой -  маленький»

 «Разрезные картинки – животные севера»

«Один – много»

«Назови детёныша»

подвижные игры:

«Важенка и оленята»

«Белые медведи»

«Тюлени»

«Волк и олени»

«Охота на куропаток»

«Едем, едем по сугробам»
Эстафета «Не задень льдину»

конструирование:

Оригами «Пингвин»

совместно с родителями:

-Создание совместного альбома «Животные и птицы севера»

-Спортивно – музыкальное развлечение

«Умка и его друзья»

-Изготовление коллективной выставки к песне «Раз морозною зимой…»

                                                             Январь

Развитие речи

Конкурс чтения стихов о природе родного края, птицах, растениях, животных

Цель: развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Приобщение к  художественной литературе

Чтение стихов, загадок, сказок, рассказов о зиме и зимних явления природы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Беседа «Польза и вред транспорта»

Цель: воспитывать  бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.

Ознакомление с миром природы

Создание мини – музея «Зимующие

 птицы нашего края»

Цель: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего

края и формирование бережного и заботливого отношения к ним. 

Ознакомление с социальным миром,  с предметным окружением

Анкетирование родителей «Экология в семье и детском саду»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Экскурсии:

В город «Путешествие на перекрёсток»

Цель: познакомить с перекрестком и правилами поведения на этом участке дороги; воспитывать навыки

осознанного поведения на улице.

По экологической тропе

Цель: Воспитание

природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной

ответственности за её сохранность.            

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за изменениями в природе;

-за снегом и льдом;

-за зимующими птицами;

-за деревьями;

-за работой дворника;

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются); расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и неживому.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-расчистка участка и дорожек от снега и мусора;

-подкормка птиц на участке детского сада;

-сгребание снега в определенное место для постройки снежных фигур;

 -укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли;

Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца; воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам; учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

подвижные игры:

-катание на санках, снегокатах;

-катание с горок на ледянках;

-катание на лыжах;

-игры в снежки;

совместно с родителями:

-Участие в спортивных соревнованиях по лыжным гонкам.  

-Консультация с родителями «Наш чистый город»

                                                           Февраль

Моя малая Родина - Карелия

Развитие речи

Творческое рассказывание на тему «Мои приключения в лесу, на озере»

Цель: обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; активизация словаря; умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания; правильное понимание детьми задания придумать.

Приобщение к  художественной литературе

Карельские сказки:

«Лапоток»

«Белка, рукавица и иголка»

«Сума дай ума»

«Черная уточка»

«Десять золотых сыновей»

Финские сказки:

«Девочка и мороз»

«Скатерка и жаворонок»

Стихи:

«Зима»  В. Брендоев

«Лесной доктор» Т. Викстрем

«Мороз и его дети» П. Пёлля

«Ты чей?» Р. Такала

Рисование

Знакомство с произведениями живописи карельских художников (Б. Поморцев, А. Еремин, А. Авдышев, С. Юнтунен, Т. Юфа и др.)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Показ презентации «Увлекательные места в Карелии»

Цель: создать условия для повышения интереса и формирования

доброжелательного отношения

к национальной культуре карел и их

традициям; показать взаимосвязь и взаимодействие природы с бытом и

фольклором карел.

Ознакомление с миром природы:

Показ презентации «Музей в г. Беломорске»

Цель: знакомство учеников с уникальным историческим объектом родного края археологическим комплексом «Беломорские петроглифы».

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением:

Экскурсия в Заповедник «Дружба» на поляну

Цель: развитие наблюдательности у детей, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе.

Экскурсии:

В живой уголок в ЦВР

Цель: учить различать животных по внешним признакам;  вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.

В ЦВР на занятие – игру «Век заповедных троп»

Цель: воспитание любви к малой родине, бережного и рационального отношения к уникальным природным объектам.

В КМЦ «Карельская изба – где живёт загадка?»

Цель: учить воспринимать предложенную взрослым ситуацию, принимать в ней участие; создать эмоциональный настрой детей.

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за сезонными изменениями;

-за ветром;

-за сосульками;

-за синичкой;

Цель: формировать представления об изменениях в природе; представление об одном из признаков зимы – метель,  учить определять направление ветра;

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-сгребание снега в общую кучу для постройки горки;

-сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.

Цель: приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе; воспитывать заботливое отношение к животным.

 сюжетно-ролевые игры: 

«Семья»

«Рыбалка»

дидактические игры:

«Угадай, что лишнее»

«Какие из этих животных (птиц, пресмыкающихся) живут в Карелии?»

«Узнай и назови»  

подвижные игры:

-катание на санках, снегокатах;

-катание с горок на ледянках;

-катание на лыжах;

-игры в снежки;

совместно с родителями:

-Создание совместной книги «Красная книга Карелии»

-Участие в Республиканской акции «Век заповедных троп» в рамках межрегионального проекта «Эко – мозаика» и Года экологии в России.

-Участие в городском экологическом конкурсе «Природа и фантазия»

Родной город. Моя улица

Развитие речи

Рассказывание по теме «Мой любимый город»

Цель: продолжать совершенствовать умение составлять короткие рассказы на заданную тему.

Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

Цель: способствовать развитию речи как средства общения

Приобщение к  художественной литературе

«Костомукша – край озёрный» А. Н. Земский

«От руды до металла»

«Костомукша – Карельский Арбат» А. Иванов

«Костомукша» А. Серко

«Костомукшский Горно-обогатительный комбинат «Карельский окатыш»

«Моя Костомукша» С. Волик

«Костомукша» Записки северного медведя

Рисование

«Город, в котором я живу. Мой район, мой дом»

« Животные родного края»

Лепка

«Фонтан в нашем городе»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Развивающая игра «Путешествие по Костомукше»

Цель: формирование у детей интереса к проблемам охраны окружающей среды, через знакомство с историей, экологией и культурой города Костомукша.

Ознакомление с миром природы:

Беседа «Природные ископаемые земли – железная руда»

Цель: дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту; формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением:

Беседы на темы:
«Чем славен наш город?»
«Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники)

Цель: Формировать представления о родном городе и его достопримечательностях.

Экскурсии:

В зимний лес (наблюдение за следами животных)

Цель: развитие наблюдательности у детей, первичных умений анализировать и сравнивать.

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за легковым автомобилем;

-за небом;

-за сосной;

-за снегопадом;

Цель: формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт; уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-расчистка дорожек и скамеек от снега;

-сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки;

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка; прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

сюжетно-ролевые игры:

 «Путешествие по городу»

«Экскурсоводы»

«Работа в карьере»

подвижные игры:

«Сеть и рыба»

«Заяц и волк»

«Петухи»

«Пятнашки»

«Коршун»

«Ко мне с кольцом»

«Ляпки с мячом»

зимние забавы:

-катание на санках, снегокатах;

-катание с горок на ледянках;

-катание на лыжах;

-игры в снежки;

дидактические игры: 

«Собери из разрезанных картинок виды нашего города»
«Угадай, где я нахожусь»

«В гостях у хозяина  железной руды»

конструирование:

«Макет нашего города» (здания, улицы, деревья)

Совместно с родителями:

-Фотовыставка «Прогулки по родному городу»

-Создание совместного альбома  «Костомукша – город «Сказка»

                                                               Март

Развитие речи

Составление рассказа по картине или предмету

Цель: способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины, поощрять стремление к самостоятельным высказываниям.

«Мы сочиняем весенние  сказки»

Цель: формировать умение придумывать сказку на предложенную тему, передавать специфику жанра.

Приобщение к  художественной литературе

Чтение стихов, загадок, пословиц, сказок, рассказов о весне и весенних явлениях природы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Опыты с разными предметами

Цель: вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Ознакомление с миром природы

Создание мини – музея «Животные нашего края»

Цель: расширение и углубление представлений детей о животных

 нашего края и формирование

бережного и заботливого отношения

к ним. 

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

Оформление выставки детских энциклопедий «Самые умные книги»

Цель: формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Экскурсии:

В городскую детскую библиотеку «Весна в книге»

Цель: познакомить с образом весны в произведениях искусства, воспитывать чувство любви к природе.

По - весеннему городу

Цель: привитие интереса и любви к природе родного края; развитие умения наблюдать за изменениями, которые посезонно происходят в живой и неживой природе.

Прогулки на нашем участке:

наблюдения:

-за птицами;

-за тающим снегом на крышах;

-за веточками деревьев;

-за снегом;

Цель: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

- Уборка участка от зимнего мусора.

- Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

- Расчистка дорожек и скамеек от снега.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

подвижные игры:

«Блин оладушек»

«Парный бег»

«Сделай фигуру»

«Цыплята»

«На лошадке ехали»

«Найди свой домик» «Догоните меня»

«Кошка и котята»

Совместно с родителями

-Подготовка и оформление «Огорода на подоконнике»

-Создание и оформление стенда

 «2017  – год экологии»

-Участие в городской эколого - краеведческой конференции

«Жизнь на заповедной территории» в номинации  «Природа и

фантазия» в рамках программы «Марш парков 2017»

                                                               Апрель

Животные жарких стран

Развитие речи

Разгадывание загадок «Дикие животные»

Цель: активизировать словарь детей; помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, с помощью загадки.

Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин

Цель: продолжать учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картинках.

«Литературный калейдоскоп»

Чтение стихотворений о весне. 

Цель: познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новые стихотворения.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: Развитие звуко - буквенного анализа слов.

Приобщение к  художественной литературе:

      Энциклопедия о животных;

-     «Животные Африки»  В. Флинт

     «Что я видел» В. Житков

      Книжка с наклейками «Кто живет в Африке?»

«Слонёнок» Р. Киплинг

«Доктор Айболит» К. Чуковский

«Животные жарких и холодных стран» Е.Чарушин 

«Что случилось с крокодилом?» М. Москвина

«Как зебра потеряла полоски» С. Маршак

Рисование

«А в Африке, а в Африке»

«Животные жарких стран с детенышами»  

«Африканский пейзаж»

«Детки в клетке»                                        

Аппликация

Создание коллажа «Зоопарк»

Лепка

«Экзотические животные».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Экспериментирование «Почему лучше слышно, если уши большие?»

Цель: развивать у детей любознательность и кругозор; формировать наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Опыты с песком «Почему на ногах у верблюда широкие мозоли?»

Цель: продолжать знакомить детей с климатом пустыни, с животными и  их приспособленностью к этим условиям жизни.

Ознакомление с миром природы

«Изучение месторасположения Африки на карте, глобусе»

Цель: развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

Беседа «Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?»

Цель: развивать у детей познавательно – исследовательский интерес к родному краю, природе животного мира.

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за веточками вербы и берёзы;

-за снегом;

-за капелью;

Цель: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

- Расчистка дорожек от мусора и снега;

Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.

Подвижные игры:

«Тигр на охоте»

«Лев и антилопы»

«   «Охотники и обезьяны»

     «Ловля обезьянок»

бодрящая гимнастика: 

«   «Мы африканские зверята»

     «Попугай»

     «Вы видали?»

развивающие игры:

«Узнай, кто это?»

«Четвёртый лишний»

«Кто, чем питается?»

«Мой ребёнок»

«Найди отличия»

«Сложи картинку» (животные  жарких стран)

      «Узнай по описанию»

       придумай загадку-описание о любом животном жарких стран»

     Лото «Животные жарких стран»

Р   Рисование разных животных жарких стран по трафарету, образцам, наклеивать готовые формы, раскрашивать  животных в раскрасках.

Сюжетно-ролевые игры:

 «  «Мы идем в зоопарк»

     «Цирк»  

     «Путешественники»

-   «Кругосветное путешествие»

     конструирование:

Оригами:

«Слон»,

«Крокодил»

«Зоопарк»

совместно с родителями:

-Участие в городском экологическом конкурсе «Поздравительная открытка,  посвящённая 100 – летию заповедным территориям»

-День открытых дверей «Весна на Октябрьской улице»

-Открытое экологическое занятие «Сбереги пчелу – сохрани планету»

                                         Неделя здоровья «Четыре царства»

Понедельник – «Царство воды»

Развитие речи

Чтение рассказа Л. Толстого «Какая бывает роса на траве»

Цель: учить умению воспринимать красоту   природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Приобщение к  художественной литературе

Пословицы, поговорки, загадки о воде.

Аппликация

«Морское царство»

Вторник – «Царство Огня»

Рисование

«Иллюстрации к произведению С. Маршака «Пожар»

Приобщение к  художественной литературе

«Пожар» С. Маршак

Среда – «Царство воздуха»

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

Беседа – игра «Самый чистый воздух»

Цель: познакомить с понятием  «воздух» как фактором, влияющим на здоровье человека.

Приобщение к  художественной литературе

«Секреты знакомых предметов – Пузырёк воздуха» А. Шапиро

Четверг – «Царство Земли»

Рисование

«Моя планета Земля»

Приобщение к  художественной литературе

 «Хлебный голос» А. Ремизов

«Колосок» украинская народная сказка.

Пятница – «Волшебные царства матушки Природы»

Развитие речи

Викторина «Четыре стихии»

Цель: формирование у детей целостного представления о четырёх стихиях: огонь, воздух, земля, вода; воспитание бережного отношения к природе.

Приобщение к  художественной литературе

Просмотр энциклопедической литературы

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за птицами;

-за изменениями в природе;

-за вороной;

-за белочкой;

Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всему живому.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

- расчистка участка и дорожек от снега и мусора; 

-пускаем ручейки и кораблики;

Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

подвижные игры:

«Ручеёк»

«Пожарные на учении»

«Воздушный змей»

Эстафета «Урожай у нас не плох»

«Кто быстрее потушит огонь?»

дидактические игры:

Кто живёт в воде?»

«Где живёт огонь?»

«Воздушный транспорт»

Лото «Вершки – корешки»

«Подарки матушки Природы»

конструирование:

«Строим водопровод»

«Пожарная часть»

«Воздушный змей»

Изготовление книги «Царство Земли»

настольно – печатные игры:

«Морское домино»

«Лото» (обитатели воды)

сюжетно-ролевые игры:

«Спасатели»

«Путешествие принца кислорода»

«Мы – космонавты»

«В гостях у друзей»

совместно с родителями:

-Участие в Республиканском экологическом конкурсе рисунков «В лесу пожарам скажем – нет!»

-Оформление прихожей по экологическим темам: «Я и окружающая среда», «Сортировка бытовых отходов», «Экологические проблемы человечества»

                                                                   Май

Весна

Развитие речи

Составление творческих рассказов на тему «Весна - красна»

Цель: воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту, желание сохранять все живое. Продолжать развивать творческое воображение. Учить создавать выразительный образ  весенней природы.

Беседа – рассуждение «В окно повеяло весною»

Цель: продолжать уточнять и расширять представления о том, как в природе  оживает жизнь в весеннее время.

Продолжать воспитывать интерес  к природе, умение видеть её красоту.

Приобщение к  художественной литературе

Пословицы, поговорки и загадки о весне.

Русская народная  сказка «Заюшкина избушка»

«Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсен

«Капель»,

«Весенняя уборка» З. Александрова «Одуванчик» Е. Благинина

«Травка зеленеет», «Уж тает снег!»

 А. Плещеев

«Весенние радости» Н. Сладков

«К нам весна шагает!» И. Токмакова

Рисование

«Черемуха в стакане»

«Грач»

Аппликация

«Птички прилетели»

«Весна, весна!»

Лепка

«Мимоза» (налепом)

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Эксперименты: «Растения – земля, растения – вода, растения – человек»

Цель: обращать внимание детей на появление весенних явлений в природе, уточнять и расширять представление о том, какую роль играет вода в жизни растений. Расширять представления детей о жизни живой и неживой природы в весеннее время.

Ознакомление с миром природы

«Что растёт у нас на подоконнике?» (посадка семян цветов, овощей)

Наблюдения за веточками вербы, берёзы.

Цель: продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение); воспитывать эстетические чувства.

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

Экскурсия по-весеннему городу

Цель: расширить знания детей о весенних изменениях в городе, воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Экскурсии:

По городу «Приближается лето!»

Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.

К озеру

Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за деревьями;

-за небом;

-за тающим снегом;

-за птицами;

-за сезонными изменениями;

-за проклюнувшимися почками березы;

Цель: развивать познавательную активность; продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

- сбор палок, сломанных веток и сухих листьев;

- расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.

-подготовка клумб цветников к посадке;

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

сюжетно-ролевые игры: 

«В гости к Мишутке»

«Семья»

«Магазин игрушек»

подвижные игры:

«Солнышко и дождик»

«Перелет птиц»

«Солнце»

«Заря»

«Попади в цель» (снежки)

«Кто первый возьмет весенний колокольчик» «Горелки»

«Карусель»

«Жмурки»

дидактические игры:

«Когда это бывает?»

«Что сначала, что потом»

«Птичьи голоса»

«Туча, туча улетай»

 «Чего весной не стало?»

«Вспомни и скажи»

«Где звенит капель?»

 «Собери цветок»

конструирование:

«Бумажные кораблики»

совместно с родителями:

-Консультации для родителей

«Одень по сезону»,

«Безопасное поведение детей на водоемах в весенний период.

- Участие в Акции «Пусть цветёт наш детский сад!»

-Уборка территории (уборка листвы, мусора, посадка цветов в клумбы)

-Творческий подход в благоустройстве детского участка.

                               

Июль

            Ах, лето, лето! Одари нас ярким светом!

Беседы на темы:

«Чистый воздух в городе»;

«Лекарственные растения»;

«Живая и неживая природа»;

«Насекомые»

«Цветики, цветочки»;

Приобщение к  художественной литературе

«В траве сидел кузнечик» Ю. Аракчеев

«Тропинка полевая» А. Онегов

«Сколько глаз у стрекозы»  Г. Таналийчук

 «Как Сашу обожгла крапива» Н. Калинина

 «Весёлое лето» В. Берестов

 «Доброе лето» Н. Полякова

 «Золотой луг» М. Пришвин

 «Дождик» З. Александрова

Энциклопедии «Зеленая планета», «О планете Земля»

 «Безбилетный муравей» Г. Горина

Рисование

«Цветущий сад»

«Полевые цветы»

Аппликация

«Кузнечик»

Лепка

«Гусеница»

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Опыты:

-Выяснение причин выхода червей во время дождя на поверхность земли

-«Гром и молния» (с воздушными шарами)

- «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе)

Экскурсии:

По экологической тропе «Цветное лето»

Цель: учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; развивать логическое мышление.

К озеру «Быть рядом с природой»

Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.

В летний город

Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за настроением в природе;

-за растениями на клумбах;

-за небом;

-за деревьями;

-за насекомыми;

-за белочкой;

Цель: развивать познавательную активность; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-Уход за растениями на клумбах (полив земли, рыхление);

-Уборка участка от мусора;

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

сюжетно-ролевые игры: 

«Парикмахерская»

«Семья»

«Больница»

подвижные игры:

«Солнышко и дождик»

«Медведь и пчёлы»

«Мой весёлый звонкий мяч»

«Охотники и утки»

«День и ночь»

дидактические игры:

«Когда это бывает?»

 «Собери цветок»

«Найди отличия»

«Четвёртый лишний»

«Подбери картинку»

«Чего не хватает?»

конструирование:

«Насекомые» (оригами)

«Цветы» (бросовый материал)

совместно с родителями:

-Изготовление буклетов об экологических опасностях:   «Мусор земле не к лицу» и др.  

-Организация выставки книг «Лето у книжной полки»

Август

Волшебный мир цветов

Беседы на темы:

«Чистый воздух в городе»;

«Лекарственные растения»;

«Живая и неживая природа»;

«Насекомые»

«Цветики, цветочки»;

Приобщение к  художественной литературе

«В траве сидел кузнечик» Ю. Аракчеев

«Тропинка полевая» А. Онегов

«Сколько глаз у стрекозы»  Г. Таналийчук

 «Как Сашу обожгла крапива» Н. Калинина

 «Весёлое лето» В. Берестов

 «Доброе лето» Н. Полякова

 «Золотой луг» М. Пришвин

 «Дождик» З. Александрова

Энциклопедии «Зеленая планета», «О планете Земля»

 «Безбилетный муравей» Г. Горина

Рисование

«Цветущий сад»

«Полевые цветы»

Аппликация

«Кузнечик»

Лепка

«Гусеница»

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Опыты:

-Выяснение причин выхода червей во время дождя на поверхность земли

-«Гром и молния» (с воздушными шарами)

- «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе)

Экскурсии:

По экологической тропе «Цветное лето»

Цель: учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; развивать логическое мышление.

К озеру «Быть рядом с природой»

Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.

В летний город

Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за настроением в природе;

-за растениями на клумбах;

-за небом;

-за деревьями;

-за насекомыми;

-за белочкой;

Цель: развивать познавательную активность; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-Уход за растениями на клумбах (полив земли, рыхление);

-Уборка участка от мусора;

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

сюжетно-ролевые игры: 

«Парикмахерская»

«Семья»

«Больница»

подвижные игры:

«Солнышко и дождик»

«Медведь и пчёлы»

«Мой весёлый звонкий мяч»

«Охотники и утки»

«День и ночь»

дидактические игры:

«Когда это бывает?»

 «Собери цветок»

«Найди отличия»

«Четвёртый лишний»

«Подбери картинку»

«Чего не хватает?»

конструирование:

«Насекомые» (оригами)

«Цветы» (бросовый материал)

совместно с родителями:

Подготовительная к школе группа

Организованное обучение

Совместная деятельность

Сентябрь

Разноцветная книга Осени

Развитие речи

Беседа «Что нам осень принесла»

Викторина «Сбережём удивительный мир растений и животных»

Беседа «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»

Беседа «Что происходит осенью в лесу, в городе, деревне?»

Приобщение к  художественной литературе

«Был у зайца огород» В. Степанов

«История одной яблоньки», «Осенняя сказка»  К. Ушинский

«Послушный дождик» Я. Тайц
«Осенние листья» А. Майков

«Белка готовится к зиме» Г. Скребицкий

«По грибы старик собрался» В. Шульжик

«Сентябрь» В. Бианки

«Осень» К. Ушинский

«Листопадничек» И. Соколов  - Микитов

«Грибной лес», «Этажи леса» М. Пришвин

Заучивание стихотворений.
Выставка книг в книжном уголке об осени.
Загадывание-отгадывание загадок об осени, явлениях природы.

Рисование

-«Осенние картинки»

-«Лес в осеннем убранстве»

Осень краски разводила…»

-рассматривание картин художников:

И. С. Остроухова «Золотая осень»

И. Шишкина «Осень»

В. Поленова «Золотая осень»

-«Осеннее дерево под ветром и   дождем»

-«Фруктовая сказка»

-«В саду созрели яблоки»

Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

Аппликация

-«Осенняя красавица» (коллективная аппликация)

-«Консервируем на зиму»

Лепка

-«Чудо с грядки»

-«Витаминная корзина»

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Беседа «Сколько красок у осени?» (экспериментирование с красками)

-Экспериментальная деятельность с осенними листьями

-«Воздушный океан»

-«Кто главный в лесу? Живые цепочки

Ознакомление с миром природы

-Экологическая викторина «Здравствуй, осень золотая!»

-Беседа «Почему деревья сбрасывают листья?»

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

-Беседы «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» «Кто помогал цветам расти?»

-«Царица – водица»

Экскурсии:

По  экологической тропе

 В осенний лес

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за осенними листочками;

-за облаками;

-за дождём;

-за изменениями в природе;

-за рябиной;

-за работой дворника;

Цель:

развивать познавательную активность в  правилах поведения в природе; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-собираем листву, шишки, мусор на участке;

-собираем семена цветов;

-собираем листья для поделок;

Цель: 

учить создавать радостное настроение от выполненной работы; развивать трудолюбие, желание помогать взрослым; воспитывать экологическую культуру.

сюжетно-ролевые игры: 

«Овощной магазин»

«Магазин цветов»

«Мы – садоводы»

«Грибники»

«Путешествие в лес»

подвижные игры:

«У медведя во бору»

 «Совушка»

«Перелет птиц»

«Раз, два, три, названный лист бери»

«Кто быстрее соберёт листья»

«Рассортируй овощи, фрукты и ягоды»

«Соберем осенний букет»

дидактические игры:

«Возвратим осени память»

«С какого дерева листок»

«Кто больше знает примет осени?

«Назови ласково»

«Какая бывает осень

«Угадай, что где растет?»

«Осенние слова»

«Найди дерево по описанию»

«Найди пару»

«Найди самый красивый листок»

-пальчиковая гимнастика:

«Вышел дождик погулять»

«Листочки»

конструирование:

«Грибок» (из бумаги)

«Осенний ковер» (природный материал)

совместно с родителями:

Участие во Всероссийском экологическом субботнике «Убери свою территорию»

Участие в спортивном развлечении «По неведомым дорожкам»

Октябрь

Творчество В. В. Бианки

Развитие речи

Беседа «Знакомство с творчеством Бианки»

Игра-драматизация «Теремок»

Конкурс загадок «Угадай, кто это?»

Литературный турнир «Умники и умницы»

Приобщение к  художественной литературе

Произведения В. В. Бианки:

«Мышонок Пик»

«Прощальная песенка»

«Опять лето?»

«Запасы овощей»

«Лис и мышонок»

«Сова»

«Хвосты»

«Готовимся к зиме»

«Латка»

«Белкина сушильня»

«Прячутся»

«Приспособился»

«Голубой зверек»

«Где раки зимуют»

«Лесные разведчики»

«Птичьи разговоры»

«Чей нос лучше»

«Лесные домишки»

Рисование

-«Серый колобок - колючий бок»

-«Белкина сушильня»

-«Лесные домишки»

-Рассматривание иллюстраций к произведениям В. Бианки

Аппликация

-«Книжкина больница»

-«Купание медвежат»

Лепка

«Птицы»

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

-Занятие «Зачем животным хвосты?»

-Беседа о профессии орнитолог. Прослушивание аудиозаписи «Прогулка с орнитологом»

Ознакомление с миром природы

-Театрализованное представление

«Птичий хоровод»

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

-Экскурсия в городскую детскую  библиотеку

К озеру

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за изменениями в природе;

-за осадками;

-за птицами;

-за небом;

-за листопадом;

Цель:

формировать обобщенное представление об осени как о времени года; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

- Уборка участка от веток и камней;

- Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада;

- Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой; 

Цель:

закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями; воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

сюжетно-ролевые игры: 

«Библиотека»

«Лесная почта»

«Доктор Айболит»

«Столовая для птиц»

подвижные игры:

«Перелет птиц»,

 «Совушка»

«Воробушки и кот»

«Птичка и кошка»

-пальчиковая гимнастика:

«Журавли»

«Птичка»

«Скотный двор»

дидактические игры:

«Угадай, чье?»

«Экологические пирамиды»

«Кто кого боиться?»

конструирование:

Из природного и бросового материала по произведению В. Бианки «Лесные домишки»

совместно с родителями:

Оформление экологической стенгазеты «Лесная газета».

Изготовление костюмов животных (заяц, лиса, медведь) для совместных развлечений.

Музыкальное развлечение «Животный мир в сказках и рассказах В. Бианки»

Ноябрь

Развитие речи

-Викторина «Дикие животные – герои сказок».

Приобщение к  художественной литературе

Русские народные сказки:

«Зимовье зверей»

«Заяц - хваста»

«Кот и лиса»

«Лисичка - сестричка и волк»

«Петушок - золотой гребешок и жерновцы»

Литературные сказки:
«Три поросенка» С. В. Михалков
«Серая шейка» Мамин-Сибиряк
«Лягушка путешественница» В. М. Гаршин
«Рикки Тикки Тави» Киплинг
«Три медведя» Лев Толстой
«Кошка, гулявшая сама по себе» Киплинг
«Заяц и еж» Братья Гримм  
«Лиса лапотница» В. И. Даль
«Лиса и гуси» Братья Гримм

Рисование

-«Печатаем узор»

-«Цветочное панно» (рисование на ткани)

-«Слон с шариками»

Аппликация

«Бумажное плетение»

«Волшебные лоскутки»

Лепка

-«Бабочка»

-«Волшебный цветок»

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

-Просмотр презентации «Образ животных в русских народных сказках»

Ознакомление с миром природы

-КВН «Природа вокруг нас»

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

-Экскурсия в Культурно – музейный центр

 

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за деревьями;

-за снегом;

-за птицами;

-за белочкой;

-за работой дворника;

-за сезонными изменениями;

Цель:

учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное; закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-Уборка участка;

-Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев;

-Утепление снегом корней деревьев;

Цель:

закреплять навыки работы с лопатами, носилками; учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.

сюжетно-ролевые игры: 

«Семья»

«Магазин»

«В гостях у ёжика»

«Лесной концерт»

подвижные игры:

«Пчелы и медвежата»

«Мяч водящему»

«Один — двое»

«Пройди бесшумно»

«Лесные тропинки»

«Коршун и наседка»

дидактические игры:

«Найди пару»

«Чудесный мешочек»

«Сосчитай-ка»

«Составь картинку»

«Подбери правильно»

«Подбери по цвету»

«Продолжи ряд»

«Закончи узор»

«Повтори узор»

«Выложи так, чтобы…»

«Найди ошибку и выложи правильно»

конструирование:

Выкладывание картин из лоскутов ткани.

Мозаика из цветных лоскутов.

Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием, пластилина. Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений:

«Ежик»

«Паровоз»

«Дары урожая»

совместно с родителями:

Музыкальная гостиная «Прощание с осенью»

Оформление экологических  мини – музеев: «Богатство Земли», «Лесные домишки»

Декабрь

Зима

Развитие речи

Беседа « Почему к нам приходит зима?»

Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта»

Приобщение к  художественной литературе

«Тает месяц молодой» С. Маршак

Сказка «Четыре художника. Зима»

Г. Скребицкий  

«Суд над декабрем» Н. Сладков

Русская народная сказка

«Мороз Иванович»

«Береза» С. Есенин

«Детство» (отрывок) И. Никитин

«Двенадцать месяцев» С. Маршак

«Зима» А. С. Пушкин

«На безлюдный простор» С. Дрожжин

«Мороз, красный нос» (отрывок) Н. Некрасов

«Первый снег» Е. Трутнева

«  «В снегу стояла елочка» С. Михалков

    «Елка» К. И. Чуковский

Русские народные сказки:

 «Зимовье зверей»

«Заяц-хваста»

Рисование

«Снегири на ветке»

«Зимняя береза»

 «В зимнем лесу»

 Рассматривание картин художников:

 Н. Крылова «Зимний вечер»

 И. Шишкина «Зима»

К. Юона «Зима в лесу»

 К. Юона «Русская  зима»

И. Грабаря «Февральская лазурь»

«Наша нарядная елка»

«Снежинки»

Аппликация

«В лесу родилась елочка» методом «оригами»

Лепка

«Ёлочка»

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

«Почему происходит смена времён года?»

Опыты:

«превращение снега в воду» «превращение цветной воды в разноцветные льдинки»

«лёд-вода-пар»

«защитные свойства снега»

Беседа «Где рождается снег и иней?»

Исследовательская деятельность: Предметный мир «Украсим елку»

Ознакомление с миром природы

«Как лесные звери проводят зиму?»

Ознакомление с социальным миром, с предметным окружением

Экскурсии:

на площадь к новогодней ёлке

«Путешествие в зимний лес»

Прогулки на нашем участке:

Наблюдения:

-за выпавшим снегом;

-за небом;

-за изменениями в природе;

-за снегопадом;

-за ветром;

-за снегоуборочным транспортом;

Цель:

формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);  воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Трудовая деятельность на участке во время прогулки:

-Засыпка корней деревьев снегом;

-Постройка фигур из снега на участке;

-Расчистка от снега кормушек, кормление птиц;

-Расчистка дорожек от снега;

Цель: 

воспитывать положительное отношение к труду;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

сюжетно-ролевые игры: 

«Снежная баба»

«Механизаторы»

«Телевизионный репортаж о зиме в нашем городе»

«Следопыты»

«Юные экологи»

подвижные игры:

«Кидаемся снежками»

«Попади в цель»

«Снежок, сугроб, яма»

«Метель и снежки»

«Два мороза»

«Мороз красный нос»

«Зайка беленький сидит»

 «Бездомный заяц»

 «Снежки»

дидактические игры:

«Собери снеговика»

 «Наоборот»

«Что зимой бывает»

«Снежинки»

«Что прячется за сугробом»

«Когда это бывает?»

«Отгадайте по описанию»

«Подбери слово»

«Четвертый лишний»

«Доскажи словечко»

конструирование:

«Подарки к Новому году пернатым друзьям»

совместно с родителями:

-Оформлен экологический  мини – музей «Экоёлочка и экоигрушки»

-Участие во Всероссийском экологическом конкурсе «Письмо животным»  совместно с Заповедником «Костомукшский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Спортивно-развлекательного досуга в бассейне для детей старших и подготовительных к школе групп детского сада «Умею плавать"

Цель: Закрепить плавательные навыки и умения, полученные на занятиях. Задачи: ОО «Социально-коммуникативное развитие» 1. Воспитывать уважение к сверстникам 2. Воспитывать дух соперничеств...

Презентация к мастер-классу для родителей "Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка" (старшая и подготовительная к школе группа детского сада).

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма у детей. Предупредить трудности в обучении, а также преодолет...

Многофункциональная ширма для развивающей среды старшей и подготовительной к школе группы детского сада

Многофункциональность ширмы заключается в том, что ее можно использовать как зону уединения, дополнив ее маленьким ковриком и подушечкой. Также ширму можно использовать для театральной деяте...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада

Подготовительная часть занятия по плаванию в детском саду может иметь разную ориентацию и направленность, в зависимости от задач, решаемых в основной части занятия. Однако, так или иначе, подготовител...

Сценарий развлечения к празднику 8 марта "Улыбайтесь мамы!" для старших и подготовительных к школе групп детского сада.

laquo;Улыбайтесь мамы!» 8 марта 2023в старшей и подготовительной группе. ВедущаяДобрый день, уважаемые зрители! Наши милые девочки, любимые мамы, бабушки!Мы очень рады видеть вас здесь, в ...

Сценарий Масленицы на улице для старших и подготовительных к школе групп детского сада «Масленичные забавы»

Сценарий Масленицы на улице для старших и подготовительных к школе  групп детского сада «Масленичные забавы»...