"Игры по формированию элементарных математических представлений в средней группе"
методическая разработка по математике на тему

Дмитриева Елена Юрьевна

Картотека интересных математических игр для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_igry.doc141.5 КБ
Microsoft Office document icon matematicheskie_igry.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Собери в корзину»

На полу или земле лежит природный материал. Дети делятся на две команды (по желанию). У каждой команды своя корзина. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберёт всё, ни разу не нарушив правила.

Правило игры: брать рукой только один предмет.

После того как будет окончен сбор однородных предметов, спросите у детей: в какой корзине больше однородных предметов? Нет ли там предметов другого вида? Предложите детям доказать правильность их ответов. Если нет природного материала, его можно заменить разнообразными игрушками.

«Что, где?»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Всех нас надо посчитать, Раз, два, три, четыре, пять.

Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Что справа от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

Вопросы могут быть такими:

•  кто слева от тебя?

•  кто перед тобой?

•  что над головой? И т.д.

«Фигуры высшего пилотажа»

Перед детьми голубой лист бумаги и кружок (самолет).

Воспитатель. Скоро воздушный праздник, в нем примут участие летчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем летчиками. А самолетом станет кружок. Поставьте его на взлетное поле — голубой лист бумаги, внизу. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолет?(Внизу)

— Теперь он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет?

И так далее. Дети изменяют маршрут по словам воспитателя и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолет (в центре, в верхнем левом углу, внизу и т.д.).

«Покажи столько же»

Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку, а под ними положить карточки с кружками. Пока дети выполняют задание, воспитатель выставляет определенное количество игрушек. Дети, пересчитав их, показывают соответствующую цифру и объясняют, почему именно эту цифру они показали.

Игра повторяется несколько раз со сменой игрушек.

Варианты игры:

•  игрушки выставляет ребенок;

•  вместо цифр дети показывают карточку с кружками;

«Назови скорей»

В начале игры надо договориться об условии: называть числа на один больше. Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе.

Играющие следят за ответами и помогают ведущему.

Усложнение. Называть числа не по порядку. Детям, которые считают в больших пределах, можно называть числа больше 5.

На прогулке

«Соберем букет»

На земле опавшие листья. Воспитатель обращает внимание детей на красоту осени и на листья, лежащие на земле.

Затем предлагает составить букеты из них. Дети делятся на две команды. По первому сигналу ребята начинают сбор листьев в букеты, по второму сигналу заканчивают.

«Как узнать, в каком букете больше листьев?» — спрашивает воспитатель. Дети могут предложить пересчитать листья в одном букете, а потом в другом.

Дайте им возможность подумать, как еще можно узнать, не считая листья (положить один лист на другой или положить в два ряда один под другим). Если дети разложат листья в два ряда, попросите их доказать, в каком из рядов листьев больше.

Варианты игры. Каких листьев больше: желтых или красных? Больших или маленьких?

«Где правая, где левая?»

Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Воспитатель уточняет, в какую сторону дети повернулись. Кто ошибся — выходит из игры.

Игра продолжается.

«Игра с палочками»

Перед ребенком лежит коробка со счетными палочками. По сигналу взрослого дети правой рукой вытаскивают по одной палочке из коробки и кладут их рядом с ней. Левой рукой придерживают коробку. Затем убирают по одной палочке обратно. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание.

При повторном проведении игры дети правой рукой придерживают коробку, а левой выкладывают по одной палочке.

В процессе игры уточните, какой рукой дети берут из коробки палочки; сколько палочек лежит на столе, сколько в коробке. После того как дети выполнят задание, спросите у них: кто выложил палочек больше? Как узнать, не пересчитывая палочки, у кого их меньше?

«Что мы делаем?»

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего — угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задается о других частях суток.

Усложнение. Отгадывает не взрослый, а один из детей.

«Какой цифры не стало?»

Дети играют парами. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 0 до 6. Затем один ребенок в паре закрывает глаза, другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим.

Игра продолжается.

«Не ошибись»

Дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч воспитателю.

Усложнение. Дети образуют круг, воспитатель вместе с ними. Перебрасывая мяч друг другу, они называют числа по порядку. Например, ребенок говорит «один» — и бросает мяч кому-нибудь из детей. Другой, поймавший мяч, говорит «два» — и бросает мяч тому, кому захочет. Игра проводится в быстром темпе. В ней должно принять участие как можно больше детей.

«Кто больше назовет?»

Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют форму четырехугольника. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Правило. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.

Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводится итог: какая команда набрала наибольшее количество очков. Это можно сделать при помощи сравнения двух групп фишек путем наложения или приложения.

«Отгадай, где?»

Дети играют парами. Для игры необходимы три стаканчика, камушек, песок.

Кто-нибудь из детей берет стаканчики и в один из них незаметно опускает камушек. Затем все стаканчики наполняет песком и отдает своему партнеру. Тот берет стаканчики и поочередно высыпает из них песок. Если камушек оказался в 1-м стаканчике, то тот, кто прятал, получает 1 очко, если во 2-м — 2 очка, если в 3-м — ничего не получает.

Затем дети меняются ролями. В конце выясняют, кто больше набрал очков (путем сопоставления одной группы с другой).

«Игра с яблоками»

На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры.

На «подносе-дереве» — яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года и какие изменения произошли в природе.

— Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.

По сигналу дети отыскивают цифру (число, обозначающее количество семечек в их яблоках). Возле каждой цифры должно стоять по два ребенка, у которых яблоки разного цвета. «Проверьте друг друга: правильно ли выполнили задание?» Затем воспитатель спрашивает у детей, возле какой цифры они стоят и почему. Игру можно повторить, положив яблоки на стол.

«Кто знает пусть дальше считает»

Игра проводится в кругу с мячом. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей и называет любое число (в пределах 6). Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать дальше  и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч кому-то из детей и называет число.

Игра проводится в быстром темпе и повторяется несколько раз.

Усложнение. Тем детям, которые считают в пределах больших чисел, называют любое из них.

«Кто больше запомнит?»

На фланелеграфе в произвольном порядке размещаются разные геометрические фигуры (6 шт.). Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры, предлагает назвать как можно больше фигур, которые они запомнили на фланелеграфе.

Чтобы дети не повторяли ответы других, воспитатель может выслушать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто назовет больше фигур. Он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Усложнение. Назвать не только фигуры, но и их цвет.

«Чудесный мешочек»

В мешочке модели геометрических фигур. Вызванный ребенок обследует фигуру на ощупь и называет ее.

Вариант игры. Ведущий дает задание найти в «Чудесном мешочке» определенную фигуру. Ребенок на ощупь находит и достает нужную фигуру. Затем фигура возвращается в мешочек, и игра продолжается.

«Что, где?»

Игра проводится в кругу с мячом. Ведущего выбирают с помощью считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Всех нам надо сосчитать,

Чтобы знать, кому начать.

Ведущий бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал верный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

 «Назови фигуру»

Перед детьми на столе «коврик» (лист бумаги), разделенный на треугольники разной конфигурации, квадраты, прямоугольники и игральный кубик.

Игровое правило. Дети по очереди бросают игральный кубик на коврик и должны назвать фигуру, на которую упадет кубик.

Варианты игры:

•  назвать не только фигуру, на которую упал кубик, но и найти на коврике столько же таких фигур, сколько точек на грани кубика;

•  назвать фигуру, на которой кубик, а потом найти в комнате предметы такой же формы.

«Кто больше принесет?»

Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом.

На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек.

По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания.

«Кто назовет больше?»

Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает детям назвать предметы квадратной формы. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Затем воспитатель предлагает детям назвать предметы прямоугольной формы. В конце игры спрашивает детей, какая из команд назвала больше предметов четырехугольной формы.

Правила игры:

•  дети должны называть предмет, а не показывать на него рукой;

•  ответы не должны повторяться;

•  если ребенок называет сразу несколько предметов, за каждый получает фишку;

•  итог подводится путем сравнения предметов. Игру желательно проводить не за столами.

«Наведи порядок»

Дети играют попарно, сидя за столами. Воспитатель предлагает разложить геометрические фигуры в определенном порядке: красный круг, зеленый квадрат, желтый прямоугольник, синий квадрат, зеленый ромб, красная трапеция.

После выполнения задания один ребенок закрывает глаза, другой — убирает одну из фигур. Открыв глаза, ребенок говорит, какой фигуры не стало, восстанавливает порядок, и дети меняются ролями. Игра продолжается.

Варианты игры:

•  можно геометрические фигуры поменять местами;

•  назвать не только фигуру, но и ее цвет.

«Какая команда быстрее соберется?»

На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе — красные цифры, на другом — черные.

Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть.

Дети бегают по комнате под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны.

Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие:

•  пусть тот, у кого цифра три, присядет 5 раз;

•  пусть тот, у кого цифра пять, назовет число на одну единицу больше;

•  пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза. Цифры возвращаются на прежнее место, и игра продолжается.

 На прогулке

«Кто быстрее?»

На площадке нарисуйте два ряда по восемь кругов на небольшом расстоянии друг от друга, обозначьте их цифрами.

Играют двое детей. Им надо по сигналу на одной ноге восемь раз пропрыгать маршрут, не сбившись в порядке цифры от 1 до 8.

Выигрывает тот, кому это удалось. Игра повторяется с другой парой детей.

«Что ближе?»

Предложите детям разделиться на две команды. Одной команде дайте задание назвать предметы, которые находятся вдали, другой — вблизи.

Отмечайте черточкой на земле ответы детей. В конце предложите детям подсчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды вместе.

«Что изменилось?»

Дети образуют круг. Внутри него 5—6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

«Что нам делать, как нам быть?

Надо зайчика ловить!»

Снова будем мы считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий и выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. (Сколько человек ушло, сколько осталось, кто из детей поменялся местами.)

При повторном проведении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу детей. Посмотреть на оставшихся в кругу, установить, кого нет.

Усложнение. Поставить в круг ребенка, которого ранее в нем не было.

«Помоги зайчонку»

На фланелеграфе группы овощей — три огурца, пять морковок, две картошки и т.д.

Воспитатель. К нам прибежал зайчонок, он хочет поиграть. Закройте глаза, а он в это время поставит цифры возле овощей. Открыв глаза, посмотрите и скажите, правильно ли он поставил цифры возле овощей.

Дети закрывают глаза, воспитатель ставит возле групп овощей цифры, соответствующие количеству овощей.

Открыв глаза, дети, пересчитав группы, не только подбирают цифры, но и объясняют, почему они сделали именно так. Игра повторяется 3—4 раза.

«Посчитай и ответь»

Игра проводится стоя в кругу. У детей по семь фишек.

Правила игры. Игроки по очереди спрашивают друг друга о том, сколько различных предметов находится в комнате. Например: Маша, сколько в комнате столов?

— В комнате пять столов. Ира, сколько в комнате окон?

Если ребенок ошибся, он отдает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек осталось у каждого, так выявляется победитель.

«Отзовись»

На столе лежат перевернутые картинки с изображением животных.

Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку. Хлопает в ладоши определенное количество раз. Дети находят соответствующую цифру и показывают ее. Затем один ребенок подходит к столу, берет карточку с изображением животного из колоды и, например: мяукает три раза, квакает пять раз.

«Льдинка в кругу»

На земле девять кругов на небольшом расстоянии друг от друга. И восьми из них цифры (вразбивку). С помощью считалки выбирается играющий.

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем — ты води!

Он становится в пустой круг, в руках у него «льдинка»

( камушек или какой-либо другой предмет, который можно бросать). Он кидает ее в крут с любой цифрой и переходит или перепрыгивает в этот круг. Дальше «льдинку» надо перебросить в следующий круг в порядке возрастания или убывания цифр.

Игра продолжается, пока играющий не бросит «льдинку» мимо круга. В этом случае с помощью считалки выбирается следующий играющий. Игра продолжается, пока это интересно детям.

«Где больше?»

На полу лежат три обруча (на большом расстоянии друг от друга). Воспитатель предлагает детям взять по одной геометрической фигуре и поместить их в любой из обручей так, чтобы количество фигур в обручах было одинаковым.

Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну или несколько фигур из одного обруча. Открыв глаза, дети должны сказать, какие изменения произошли. Фигуры возвращаются на прежнее место, и игра повторяется.

«Выйди из леса»

Для игры необходимы 12 елок, расположенных в один ряд друг за другом, игральный кубик. Играют 2—3 ребенка одновременно. У каждого своя игрушка, они ставят их возле первой елки.

Правила игры. Дети по очереди бросают кубик. Сколько точек на грани кубика, на столько елок передвигается игрушка. Если выпадут три точки, игрок возвращается назад на соответствующее количество елок. Дойдя до последней, игроки начинают двигаться в обратном направлении.

«Живая неделя»

 Первый вариант игры. Цифры (от 1 до 7) перемешивают и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие берут любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» и  т.д. |Те дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

•   назови дни недели, в которые взрослые трудятся;

•   назови все выходные дни и  т.д.

Воспитатель может загадывать загадки:

       Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

 Появляется передний. (Дни недели)

         

           По небу лебедь черный

Рассыпает чудо-зерна.

Черный белого позвал,

Белый зерна поклевал. (День и ночь)

Есть семь братьев,

 Годами равные,

 Именами разные.

                    (Дни недели)

«Сделай столько»

Дети стоят полукругом. Перед ними перевернутые карточки с цифрами в пределах пяти. Один ребенок берет цифру и выполняет задание: сделать столько-то одинаковых или разных движений (например, пять раз хлопнуть в ладоши; один раз присесть, поднять левую, а потом правую руку; топнул ногой, повернуться влево и т.д.).

«Отсчитай столько же»

Это парная игра. Перед детьми на столе цифры и «Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек.

Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку, а затем проверить друг друга.

С помощью жеребьевки выбирается ведущий: один из играющих берет какой-нибудь предмет, прячет его в левой или правой руке. Тот, кто отгадает, в какой руке вещь, становится ведущим.

Ведущий предлагает своему соседу закрыть глаза, а сам я это время убирает одну из цифр. Открыв глаза, ребенок называет цифру, которую убрали, и отсчитывает такое же количество игрушек. Если задание выполнено верно, игрушки и цифры возвращаются на свои места. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.

Усложнение. Отсчитать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

«Найди столько же»

По комнате расставлены разные группы однородных игрушек. Разделившись на команды, дети одной из них по сигналу берут по одной цифре со стола и отыскивают группу, в которой столько же игрушек. Другая команда проверяет, правильно ли дети выполнили задание. Дети меняются ролями и игра продолжается.

«Игра с кубом»

Дети  образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять, —

Таня, будем начинать.

Пчелы в поле полетели,

Сели пчелы на цветы.

Мы — играем, водишь — ты!

У ведущего в руках куб. Он бросает его одному из детей. Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и начинает считать от нее в обратном порядке. Например, на грани куба цифра три. Ребенок, назвав ее, считает: «Три, два, один». После этого перебрасывает куб другому ребенку. Игра продолжается.

Работа с палочками

Воспитатель предлагает детям отсчитать восемь палочек и сделать из них телевизор. Задает вопросы:

•  какой он формы?

•  похожи ли телевизоры? Если похожи, то чем? Если не похожи, то почему?

Отгадай-ка

В рукавичке жили: мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка — по вторникам, зайчик — по средам, а в остальные дни недели еду готовила лисичка-сестричка.

•  Сколько раз в неделю готовила лисичка-сестричка?

•  Назовите эти дни недели.

•  Из какой сказки эти герои? (Сказка «Рукавичка».)

«Назови скорей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон.

Бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой

День недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает и бросает мяч другому ребенку, и задает вопрос: «Какой день недели был вчера? Назови день недели позавчера? Назови день недели между четвергом и пятницей? Так  роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.

 «Кислое и сладкое яблоки»

Воспитатель предлагает отгадать одну из загадок.

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко)

Оно соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь... (Яблоко)

Правильно, это яблоко. Так его описал А.С. Пушкин в мертвой царевне и о семи богатырях". А теперь представьте что вы откусили кислое яблоко. Покажите, как вам кисло. Посмотрите друг на друга: какие кислые у вас яблоки! Теперь представьте, что у вас сладкое яблоко. Покажите, какое оно сладкое».

Усложнение игры. Встать возле числа, которое больше или меньше количества семечек в яблоке на одну единицу.

Предложите детям проверить, правильно ли они выполняли задание. (Дети обмениваются яблоками и таким образом проверяют друг друга.)

В заключение воспитатель приносит вазу с яблоками и говорит: «Я купила в магазине вот столько яблок и хочу всех ими угостить. Но их мало. Что надо сделать, чтобы каждый из вас получил кусочек яблока?»

Дайте возможность высказаться всем детям. Потом разрежьте яблоки и угостите ими детей. Уточните, какую часть получил каждый ребенок.

«Сделай узор»

На столе карточка с геометрическими фигурами. Набор геометрических фигур лежит на подносе.

Воспитатель предлагает детям с помощью жеребьевки выбрать ведущего. Тот берет карточку и начинает диктовать узор,  который изображен на ней. Например, положи большой красный круг, маленький синий треугольник и т.д. Ребенок выполняет задание ведущего. После того как оно будет выполнено, проверяют, правильно ли выполнен узор. Затем дети меняются карточками с детьми других столов.

Игра с кубами

На ковре в разных местах лежат группами кубы. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и подойти к определенной группе кубов. Выясняет, в какой команде больше детей; предлагает детям уравнять команды.

Воспитатель предлагает детям разложить кубы по порядку (в соответствии с цифрами на них). По завершении работы каждая команда называет цифры по порядку. Затем поочередно каждой команде даются задания:

•  назвать «соседей» чисел: 7, 9, 5, 3;

•  назвать числа после 8, после 5;

•  назвать числа до 6, до 10.

Усложнение игры. Изменить порядок расположения кубов. Предложить детям разложить цифры (кубы) в обратном порядке.

Отгадай-ка

На каком дереве сидит ворона во время проливного дождя? (На мокром.)

Игра «Танграм»

Воспитатель предлагает детям отгадать одну из загадок.

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (Заяц)

 По полю скачет —

Ушки прячет,

Встанет столбом —

Ушки торчком.

(Заяц)

«Не спешите с ответом, — предупреждает воспитатель. Его вы выложите из фигур, которые лежат у вас на столе.» После того как дети выполнят задание, задайте вопросы:

•  Кого вы сделали? (Следите за тем, чтобы дети давали правильные ответы: если большой, то заяц; если маленький, то зайчонок.)

•  Похожи зайчики? Если похожи, то чем; если нет, то почему? Обратите внимание, чтобы у пары детей были «Танграмы» разной величины. Если за столом будут «Танграмы» одной величины, то и зайцы будут одной величины. Не надо давать образец зайца, пусть дети сами придумают образ. Вместо зайца можно сделать другое животное.

«Не ошибись»

Дети образуют круг. Воспитатель объясняет правила: бросив мяч, необходимо не только назвать число, но и дать задание: назвать число на одну единицу больше или меньше.

С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит — сметаны нет.

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит: «Пять. На один больше?» Ребенок,  поймавший мяч, дает ответ: «Шесть». Затем бросает мяч со словами: «Восемь. На один меньше?», и т. д. Взрослый принимает активное участие в игре, которая проходит в быстром темпе.

Игра со счетными палочками

Перед детьми коробка со счетными палочками. Воспитатель предлагает отсчитать четыре палочки и сделать квадрат.После выполнения задания уточняет, какую фигуру они сделали и как по-другому ее можно назвать.Предлагает отсчитать еще три палочки и сделать еще один квадрат.

Вопросы детям:

•  сколько квадратов?

•  сколько четырехугольников?

•  из скольких палочек сделан четырехугольник? «Отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат», — говорит воспитатель.

Вопросы детям:

•  из скольких палочек сделаны квадраты? И т.д.

Отгадай-ка

У Тани синяя и красная юбки, а у Маши — зеленая и коричневая. Сколько красных юбок у девочек? Сколько зеленых?

«Отгадай число»

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» — «Да». — «Оно меньше шести?» — «Да». — «Это число пять?» — «Да». После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

«Неделька, стройся»

(усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:

•  выходят дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь);

•  выходит день, который обозначает понедельник;

•  выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показывает листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе? А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.) Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком месяце больше дней: в январе или в феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»

Это делается без счета. Выкладываются листочки календаря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняются, сам называет их.

«Птицы прилетели»

Елки устанавливаются на расстоянии 2 м друг от друга. Напротив них на небольшом расстоянии проводится черта, за которой стоят команды. У каждого ребенка в руках по одной птичке. Воспитатель спрашивает, какое сейчас время года, какой месяц, какие изменения происходят в природе. Предлагает разделиться на две команды и построиться друг за другом за чертой, напротив елок.

Воспитатель спрашивает, сколько в каждой команде человек. Подводит итог.

Правила игры. По сигналу дети обеих команд, стоящие первыми, должны добежать до своих елок и привязать птичку на елку. Затем они возвращаются обратно и встают в конце шеренги. Выигрывает та команда, которая «посадит» на ветви всех птичек раньше и так, чтобы ни одна из них не упала.

Вопросы детям:

•  как вы думаете, на какой елке больше птичек и почему? (Об этом узнали, когда считали, сколько детей в каждой команде.)

•  какие птички на елке?

•  чья птичка выше всех? Ниже всех?

•  какая птичка с левой стороны?

•  чья птичка внизу? Наверху?

•  сколько птиц на двух елках?

Примечание 1. Дети самостоятельно должны решить, как без пересчета определить: сколько птичек на каждой елке?

 «Добрось до меня»

На земле проводится черта, за которой стоят дети с мешочками в руке. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий с красным мешочком начинает игру. По сигналу бросает мешочек как можно дальше. Остальные дети должны добросить свои мешочки туда же. После воспитатель спрашивает у детей: чей мешочек ближе к красному мешочку? Как узнать? Почему так думаете? Дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы.

Дайте возможность высказаться всем детям. Необходимо, чтобы дети не только сказали, но и показали, чем можно измерить расстояние (если под рукой ничего другого нет): ступней, шагами.

Подсчитывая количество ступней, шагов, дети делают вывод: чем меньше мерка, тем больше мерок используется. Так выясняется, чей мешочек ближе к красному.              

Отгадай-ка

Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето. А Сережа целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?

«Назови соседей»

Дети образуют крут. С помощью считалки выбирают ведущего. Он бросает мяч и говорит: «Назови число между числами пять и семь». Ребенок отвечает, теперь он будет задавать вопрос.

«Работа с геометрическими фигурами»

Перед детьми набор геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям:

•  отложить красные фигуры и назвать их;

•  отложить треугольники и назвать их цвет;

•  отложить в сторону все четырехугольники и назвать их. Затем воспитатель предлагает сделать из геометрических фигур какой-нибудь цветок. Потом задает вопросы: какой цветок сделали? Из каких фигур сделан цветок? Сколько фигур ушло на цветок?

Можно спросить у детей, кому бы они хотели подарить цветок.

 «Найди спрятанную игрушку»

Ребенок выходит за дверь, дети прячут игрушку. Чтобы ее найти, ребенку указывают направление: «Иди от стола до ковра, от него поверни направо, сделай семь шагов и там ищи».

Вариант игры. Взрослый обозначает на полу групповой комнаты стрелками разного цвета маршрут следования, указывает направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сделай восемь шагов и там ищи». Найдя игрушку, ребенок должен сказать, как он нашел.

Отгадай-ка

Маша прожила уже четыре весны, четыре лета, четыре осени и четыре зимы. А Гриша — четыре года. Кто из детей старше? Ответ скажите мне на ухо.

Если большинство детей ответят на поставленный вопрос, тогда пусть произнесут ответ громко.

Работа с геометрическими фигурами

Перед ребенком карточка, на которой нарисованы контуры геометрических фигур (6 шт.).

Воспитатель предлагает детям подумать, что может быть такой формы, нарисовать этот предмет, добавив какой-то штрих. Например, круг — это колесико; круг, разделенный на несколько частей, — это торт. Напоминает детям: пририсовывать другие фигуры нельзя.

После выполнения задания дети должны рассказать, что у них получилось, что может быть такой формы.

«Вчера, сегодня, завтра»

Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали...» Ребенок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда».

Примерные фразы:

•  «Мы пойдем в бассейн... (сегодня)»;

•  «Мы будем рисовать... (завтра)»',

•  «Музыкальное занятие было... (вчера)».

«Да и нет»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Ведущий — в центре круга. Загадывает какой-нибудь предмет. Дети должны его отгадать. Можно отвечать «да» или «нет».

Например: Этот предмет круглый? (Да.) Он стоит на верхней полке? (Да.) Он стоит справа? (Нет.) Он глубокий? (Нет.) Это тарелка.

Во время игры нельзя задавать вопросы о назначении предмета. Можно спрашивать о форме, величине, месте расположения.

Игра повторяется. Ведущим становится тот, кто отгадал предмет. 

«Кто быстрее?»

Усложненный вариант. На земле начертите квадрат, разделите его на девять маленьких квадратов. В них напишите цифры таким образом:

•  1-й ряд — 1, 2, 3;

•  2-й ряд — 6, 5, 4;

•  3-й ряд — 7, 8, 9.

В игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает на одной ноге в прямом порядке. Другой в это время считает. Если ребенок не сможет устоять на одной ноге, он перестает прыгать. Дети меняются ролями. Выясняется, кто из детей,  где остановился.



Предварительный просмотр:

«Собери в корзину»

На полу или земле лежит природный материал. Дети делятся на две команды (по желанию). У каждой команды своя корзина. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберёт всё, ни разу не нарушив правила.

Правило игры: брать рукой только один предмет.

После того как будет окончен сбор однородных предметов, спросите у детей: в какой корзине больше однородных предметов? Нет ли там предметов другого вида? Предложите детям доказать правильность их ответов. Если нет природного материала, его можно заменить разнообразными игрушками.

«Что, где?»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Всех нас надо посчитать, Раз, два, три, четыре, пять.

Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Что справа от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

Вопросы могут быть такими:

•  кто слева от тебя?

•  кто перед тобой?

•  что над головой? И т.д.

«Фигуры высшего пилотажа»

Перед детьми голубой лист бумаги и кружок (самолет).

Воспитатель. Скоро воздушный праздник, в нем примут участие летчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем летчиками. А самолетом станет кружок. Поставьте его на взлетное поле — голубой лист бумаги, внизу. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолет?(Внизу)

— Теперь он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет?

И так далее. Дети изменяют маршрут по словам воспитателя и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолет (в центре, в верхнем левом углу, внизу и т.д.).

«Покажи столько же»

Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку, а под ними положить карточки с кружками. Пока дети выполняют задание, воспитатель выставляет определенное количество игрушек. Дети, пересчитав их, показывают соответствующую цифру и объясняют, почему именно эту цифру они показали.

Игра повторяется несколько раз со сменой игрушек.

Варианты игры:

•  игрушки выставляет ребенок;

•  вместо цифр дети показывают карточку с кружками;

«Назови скорей»

В начале игры надо договориться об условии: называть числа на один больше. Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе.

Играющие следят за ответами и помогают ведущему.

Усложнение. Называть числа не по порядку. Детям, которые считают в больших пределах, можно называть числа больше 5.

На прогулке

«Соберем букет»

На земле опавшие листья. Воспитатель обращает внимание детей на красоту осени и на листья, лежащие на земле.

Затем предлагает составить букеты из них. Дети делятся на две команды. По первому сигналу ребята начинают сбор листьев в букеты, по второму сигналу заканчивают.

«Как узнать, в каком букете больше листьев?» — спрашивает воспитатель. Дети могут предложить пересчитать листья в одном букете, а потом в другом.

Дайте им возможность подумать, как еще можно узнать, не считая листья (положить один лист на другой или положить в два ряда один под другим). Если дети разложат листья в два ряда, попросите их доказать, в каком из рядов листьев больше.

Варианты игры. Каких листьев больше: желтых или красных? Больших или маленьких?

«Где правая, где левая?»

Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Воспитатель уточняет, в какую сторону дети повернулись. Кто ошибся — выходит из игры.

Игра продолжается.

«Игра с палочками»

Перед ребенком лежит коробка со счетными палочками. По сигналу взрослого дети правой рукой вытаскивают по одной палочке из коробки и кладут их рядом с ней. Левой рукой придерживают коробку. Затем убирают по одной палочке обратно. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание.

При повторном проведении игры дети правой рукой придерживают коробку, а левой выкладывают по одной палочке.

В процессе игры уточните, какой рукой дети берут из коробки палочки; сколько палочек лежит на столе, сколько в коробке. После того как дети выполнят задание, спросите у них: кто выложил палочек больше? Как узнать, не пересчитывая палочки, у кого их меньше?

«Что мы делаем?»

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего — угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задается о других частях суток.

Усложнение. Отгадывает не взрослый, а один из детей.

«Какой цифры не стало?»

Дети играют парами. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 0 до 6. Затем один ребенок в паре закрывает глаза, другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим.

Игра продолжается.

«Не ошибись»

Дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч воспитателю.

Усложнение. Дети образуют круг, воспитатель вместе с ними. Перебрасывая мяч друг другу, они называют числа по порядку. Например, ребенок говорит «один» — и бросает мяч кому-нибудь из детей. Другой, поймавший мяч, говорит «два» — и бросает мяч тому, кому захочет. Игра проводится в быстром темпе. В ней должно принять участие как можно больше детей.

«Кто больше назовет?»

Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют форму четырехугольника. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Правило. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.

Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводится итог: какая команда набрала наибольшее количество очков. Это можно сделать при помощи сравнения двух групп фишек путем наложения или приложения.

«Отгадай, где?»

Дети играют парами. Для игры необходимы три стаканчика, камушек, песок.

Кто-нибудь из детей берет стаканчики и в один из них незаметно опускает камушек. Затем все стаканчики наполняет песком и отдает своему партнеру. Тот берет стаканчики и поочередно высыпает из них песок. Если камушек оказался в 1-м стаканчике, то тот, кто прятал, получает 1 очко, если во 2-м — 2 очка, если в 3-м — ничего не получает.

Затем дети меняются ролями. В конце выясняют, кто больше набрал очков (путем сопоставления одной группы с другой).

«Игра с яблоками»

На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры.

На «подносе-дереве» — яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года и какие изменения произошли в природе.

— Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.

По сигналу дети отыскивают цифру (число, обозначающее количество семечек в их яблоках). Возле каждой цифры должно стоять по два ребенка, у которых яблоки разного цвета. «Проверьте друг друга: правильно ли выполнили задание?» Затем воспитатель спрашивает у детей, возле какой цифры они стоят и почему. Игру можно повторить, положив яблоки на стол.

«Кто знает пусть дальше считает»

Игра проводится в кругу с мячом. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей и называет любое число (в пределах 6). Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать дальше  и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч кому-то из детей и называет число.

Игра проводится в быстром темпе и повторяется несколько раз.

Усложнение. Тем детям, которые считают в пределах больших чисел, называют любое из них.

«Кто больше запомнит?»

На фланелеграфе в произвольном порядке размещаются разные геометрические фигуры (6 шт.). Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры, предлагает назвать как можно больше фигур, которые они запомнили на фланелеграфе.

Чтобы дети не повторяли ответы других, воспитатель может выслушать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто назовет больше фигур. Он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Усложнение. Назвать не только фигуры, но и их цвет.

«Чудесный мешочек»

В мешочке модели геометрических фигур. Вызванный ребенок обследует фигуру на ощупь и называет ее.

Вариант игры. Ведущий дает задание найти в «Чудесном мешочке» определенную фигуру. Ребенок на ощупь находит и достает нужную фигуру. Затем фигура возвращается в мешочек, и игра продолжается.

«Что, где?»

Игра проводится в кругу с мячом. Ведущего выбирают с помощью считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Всех нам надо сосчитать,

Чтобы знать, кому начать.

Ведущий бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал верный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

 «Назови фигуру»

Перед детьми на столе «коврик» (лист бумаги), разделенный на треугольники разной конфигурации, квадраты, прямоугольники и игральный кубик.

Игровое правило. Дети по очереди бросают игральный кубик на коврик и должны назвать фигуру, на которую упадет кубик.

Варианты игры:

•  назвать не только фигуру, на которую упал кубик, но и найти на коврике столько же таких фигур, сколько точек на грани кубика;

•  назвать фигуру, на которой кубик, а потом найти в комнате предметы такой же формы.

«Кто больше принесет?»

Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом.

На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек.

По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания.

«Кто назовет больше?»

Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает детям назвать предметы квадратной формы. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Затем воспитатель предлагает детям назвать предметы прямоугольной формы. В конце игры спрашивает детей, какая из команд назвала больше предметов четырехугольной формы.

Правила игры:

•  дети должны называть предмет, а не показывать на него рукой;

•  ответы не должны повторяться;

•  если ребенок называет сразу несколько предметов, за каждый получает фишку;

•  итог подводится путем сравнения предметов. Игру желательно проводить не за столами.

«Наведи порядок»

Дети играют попарно, сидя за столами. Воспитатель предлагает разложить геометрические фигуры в определенном порядке: красный круг, зеленый квадрат, желтый прямоугольник, синий квадрат, зеленый ромб, красная трапеция.

После выполнения задания один ребенок закрывает глаза, другой — убирает одну из фигур. Открыв глаза, ребенок говорит, какой фигуры не стало, восстанавливает порядок, и дети меняются ролями. Игра продолжается.

Варианты игры:

•  можно геометрические фигуры поменять местами;

•  назвать не только фигуру, но и ее цвет.

«Какая команда быстрее соберется?»

На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе — красные цифры, на другом — черные.

Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть.

Дети бегают по комнате под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны.

Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие:

•  пусть тот, у кого цифра три, присядет 5 раз;

•  пусть тот, у кого цифра пять, назовет число на одну единицу больше;

•  пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза. Цифры возвращаются на прежнее место, и игра продолжается.

 На прогулке

«Кто быстрее?»

На площадке нарисуйте два ряда по восемь кругов на небольшом расстоянии друг от друга, обозначьте их цифрами.

Играют двое детей. Им надо по сигналу на одной ноге восемь раз пропрыгать маршрут, не сбившись в порядке цифры от 1 до 8.

Выигрывает тот, кому это удалось. Игра повторяется с другой парой детей.

«Что ближе?»

Предложите детям разделиться на две команды. Одной команде дайте задание назвать предметы, которые находятся вдали, другой — вблизи.

Отмечайте черточкой на земле ответы детей. В конце предложите детям подсчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды вместе.

«Что изменилось?»

Дети образуют круг. Внутри него 5—6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

«Что нам делать, как нам быть?

Надо зайчика ловить!»

Снова будем мы считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий и выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. (Сколько человек ушло, сколько осталось, кто из детей поменялся местами.)

При повторном проведении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу детей. Посмотреть на оставшихся в кругу, установить, кого нет.

Усложнение. Поставить в круг ребенка, которого ранее в нем не было.

«Помоги зайчонку»

На фланелеграфе группы овощей — три огурца, пять морковок, две картошки и т.д.

Воспитатель. К нам прибежал зайчонок, он хочет поиграть. Закройте глаза, а он в это время поставит цифры возле овощей. Открыв глаза, посмотрите и скажите, правильно ли он поставил цифры возле овощей.

Дети закрывают глаза, воспитатель ставит возле групп овощей цифры, соответствующие количеству овощей.

Открыв глаза, дети, пересчитав группы, не только подбирают цифры, но и объясняют, почему они сделали именно так. Игра повторяется 3—4 раза.

«Посчитай и ответь»

Игра проводится стоя в кругу. У детей по семь фишек.

Правила игры. Игроки по очереди спрашивают друг друга о том, сколько различных предметов находится в комнате. Например: Маша, сколько в комнате столов?

— В комнате пять столов. Ира, сколько в комнате окон?

Если ребенок ошибся, он отдает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек осталось у каждого, так выявляется победитель.

«Отзовись»

На столе лежат перевернутые картинки с изображением животных.

Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку. Хлопает в ладоши определенное количество раз. Дети находят соответствующую цифру и показывают ее. Затем один ребенок подходит к столу, берет карточку с изображением животного из колоды и, например: мяукает три раза, квакает пять раз.

«Льдинка в кругу»

На земле девять кругов на небольшом расстоянии друг от друга. И восьми из них цифры (вразбивку). С помощью считалки выбирается играющий.

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем — ты води!

Он становится в пустой круг, в руках у него «льдинка»

( камушек или какой-либо другой предмет, который можно бросать). Он кидает ее в крут с любой цифрой и переходит или перепрыгивает в этот круг. Дальше «льдинку» надо перебросить в следующий круг в порядке возрастания или убывания цифр.

Игра продолжается, пока играющий не бросит «льдинку» мимо круга. В этом случае с помощью считалки выбирается следующий играющий. Игра продолжается, пока это интересно детям.

«Где больше?»

На полу лежат три обруча (на большом расстоянии друг от друга). Воспитатель предлагает детям взять по одной геометрической фигуре и поместить их в любой из обручей так, чтобы количество фигур в обручах было одинаковым.

Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну или несколько фигур из одного обруча. Открыв глаза, дети должны сказать, какие изменения произошли. Фигуры возвращаются на прежнее место, и игра повторяется.

«Выйди из леса»

Для игры необходимы 12 елок, расположенных в один ряд друг за другом, игральный кубик. Играют 2—3 ребенка одновременно. У каждого своя игрушка, они ставят их возле первой елки.

Правила игры. Дети по очереди бросают кубик. Сколько точек на грани кубика, на столько елок передвигается игрушка. Если выпадут три точки, игрок возвращается назад на соответствующее количество елок. Дойдя до последней, игроки начинают двигаться в обратном направлении.

«Живая неделя»

 Первый вариант игры. Цифры (от 1 до 7) перемешивают и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие берут любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» и  т.д. |Те дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

•   назови дни недели, в которые взрослые трудятся;

•   назови все выходные дни и  т.д.

Воспитатель может загадывать загадки:

       Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

 Появляется передний. (Дни недели)

         

           По небу лебедь черный

Рассыпает чудо-зерна.

Черный белого позвал,

Белый зерна поклевал. (День и ночь)

Есть семь братьев,

 Годами равные,

 Именами разные.

                    (Дни недели)

«Сделай столько»

Дети стоят полукругом. Перед ними перевернутые карточки с цифрами в пределах пяти. Один ребенок берет цифру и выполняет задание: сделать столько-то одинаковых или разных движений (например, пять раз хлопнуть в ладоши; один раз присесть, поднять левую, а потом правую руку; топнул ногой, повернуться влево и т.д.).

«Отсчитай столько же»

Это парная игра. Перед детьми на столе цифры и «Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек.

Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку, а затем проверить друг друга.

С помощью жеребьевки выбирается ведущий: один из играющих берет какой-нибудь предмет, прячет его в левой или правой руке. Тот, кто отгадает, в какой руке вещь, становится ведущим.

Ведущий предлагает своему соседу закрыть глаза, а сам я это время убирает одну из цифр. Открыв глаза, ребенок называет цифру, которую убрали, и отсчитывает такое же количество игрушек. Если задание выполнено верно, игрушки и цифры возвращаются на свои места. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.

Усложнение. Отсчитать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

«Найди столько же»

По комнате расставлены разные группы однородных игрушек. Разделившись на команды, дети одной из них по сигналу берут по одной цифре со стола и отыскивают группу, в которой столько же игрушек. Другая команда проверяет, правильно ли дети выполнили задание. Дети меняются ролями и игра продолжается.

«Игра с кубом»

Дети  образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять, —

Таня, будем начинать.

Пчелы в поле полетели,

Сели пчелы на цветы.

Мы — играем, водишь — ты!

У ведущего в руках куб. Он бросает его одному из детей. Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и начинает считать от нее в обратном порядке. Например, на грани куба цифра три. Ребенок, назвав ее, считает: «Три, два, один». После этого перебрасывает куб другому ребенку. Игра продолжается.

Работа с палочками

Воспитатель предлагает детям отсчитать восемь палочек и сделать из них телевизор. Задает вопросы:

•  какой он формы?

•  похожи ли телевизоры? Если похожи, то чем? Если не похожи, то почему?

Отгадай-ка

В рукавичке жили: мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка — по вторникам, зайчик — по средам, а в остальные дни недели еду готовила лисичка-сестричка.

•  Сколько раз в неделю готовила лисичка-сестричка?

•  Назовите эти дни недели.

•  Из какой сказки эти герои? (Сказка «Рукавичка».)

«Назови скорей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон.

Бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой

День недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает и бросает мяч другому ребенку, и задает вопрос: «Какой день недели был вчера? Назови день недели позавчера? Назови день недели между четвергом и пятницей? Так  роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.

 «Кислое и сладкое яблоки»

Воспитатель предлагает отгадать одну из загадок.

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко)

Оно соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь... (Яблоко)

Правильно, это яблоко. Так его описал А.С. Пушкин в мертвой царевне и о семи богатырях". А теперь представьте что вы откусили кислое яблоко. Покажите, как вам кисло. Посмотрите друг на друга: какие кислые у вас яблоки! Теперь представьте, что у вас сладкое яблоко. Покажите, какое оно сладкое».

Усложнение игры. Встать возле числа, которое больше или меньше количества семечек в яблоке на одну единицу.

Предложите детям проверить, правильно ли они выполняли задание. (Дети обмениваются яблоками и таким образом проверяют друг друга.)

В заключение воспитатель приносит вазу с яблоками и говорит: «Я купила в магазине вот столько яблок и хочу всех ими угостить. Но их мало. Что надо сделать, чтобы каждый из вас получил кусочек яблока?»

Дайте возможность высказаться всем детям. Потом разрежьте яблоки и угостите ими детей. Уточните, какую часть получил каждый ребенок.

«Сделай узор»

На столе карточка с геометрическими фигурами. Набор геометрических фигур лежит на подносе.

Воспитатель предлагает детям с помощью жеребьевки выбрать ведущего. Тот берет карточку и начинает диктовать узор,  который изображен на ней. Например, положи большой красный круг, маленький синий треугольник и т.д. Ребенок выполняет задание ведущего. После того как оно будет выполнено, проверяют, правильно ли выполнен узор. Затем дети меняются карточками с детьми других столов.

Игра с кубами

На ковре в разных местах лежат группами кубы. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и подойти к определенной группе кубов. Выясняет, в какой команде больше детей; предлагает детям уравнять команды.

Воспитатель предлагает детям разложить кубы по порядку (в соответствии с цифрами на них). По завершении работы каждая команда называет цифры по порядку. Затем поочередно каждой команде даются задания:

•  назвать «соседей» чисел: 7, 9, 5, 3;

•  назвать числа после 8, после 5;

•  назвать числа до 6, до 10.

Усложнение игры. Изменить порядок расположения кубов. Предложить детям разложить цифры (кубы) в обратном порядке.

Отгадай-ка

На каком дереве сидит ворона во время проливного дождя? (На мокром.)

Игра «Танграм»

Воспитатель предлагает детям отгадать одну из загадок.

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (Заяц)

 По полю скачет —

Ушки прячет,

Встанет столбом —

Ушки торчком.

(Заяц)

«Не спешите с ответом, — предупреждает воспитатель. Его вы выложите из фигур, которые лежат у вас на столе.» После того как дети выполнят задание, задайте вопросы:

•  Кого вы сделали? (Следите за тем, чтобы дети давали правильные ответы: если большой, то заяц; если маленький, то зайчонок.)

•  Похожи зайчики? Если похожи, то чем; если нет, то почему? Обратите внимание, чтобы у пары детей были «Танграмы» разной величины. Если за столом будут «Танграмы» одной величины, то и зайцы будут одной величины. Не надо давать образец зайца, пусть дети сами придумают образ. Вместо зайца можно сделать другое животное.

«Не ошибись»

Дети образуют круг. Воспитатель объясняет правила: бросив мяч, необходимо не только назвать число, но и дать задание: назвать число на одну единицу больше или меньше.

С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит — сметаны нет.

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит: «Пять. На один больше?» Ребенок,  поймавший мяч, дает ответ: «Шесть». Затем бросает мяч со словами: «Восемь. На один меньше?», и т. д. Взрослый принимает активное участие в игре, которая проходит в быстром темпе.

Игра со счетными палочками

Перед детьми коробка со счетными палочками. Воспитатель предлагает отсчитать четыре палочки и сделать квадрат.После выполнения задания уточняет, какую фигуру они сделали и как по-другому ее можно назвать.Предлагает отсчитать еще три палочки и сделать еще один квадрат.

Вопросы детям:

•  сколько квадратов?

•  сколько четырехугольников?

•  из скольких палочек сделан четырехугольник? «Отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат», — говорит воспитатель.

Вопросы детям:

•  из скольких палочек сделаны квадраты? И т.д.

Отгадай-ка

У Тани синяя и красная юбки, а у Маши — зеленая и коричневая. Сколько красных юбок у девочек? Сколько зеленых?

«Отгадай число»

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» — «Да». — «Оно меньше шести?» — «Да». — «Это число пять?» — «Да». После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

«Неделька, стройся»

(усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:

•  выходят дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь);

•  выходит день, который обозначает понедельник;

•  выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показывает листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе? А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.) Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком месяце больше дней: в январе или в феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»

Это делается без счета. Выкладываются листочки календаря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняются, сам называет их.

«Птицы прилетели»

Елки устанавливаются на расстоянии 2 м друг от друга. Напротив них на небольшом расстоянии проводится черта, за которой стоят команды. У каждого ребенка в руках по одной птичке. Воспитатель спрашивает, какое сейчас время года, какой месяц, какие изменения происходят в природе. Предлагает разделиться на две команды и построиться друг за другом за чертой, напротив елок.

Воспитатель спрашивает, сколько в каждой команде человек. Подводит итог.

Правила игры. По сигналу дети обеих команд, стоящие первыми, должны добежать до своих елок и привязать птичку на елку. Затем они возвращаются обратно и встают в конце шеренги. Выигрывает та команда, которая «посадит» на ветви всех птичек раньше и так, чтобы ни одна из них не упала.

Вопросы детям:

•  как вы думаете, на какой елке больше птичек и почему? (Об этом узнали, когда считали, сколько детей в каждой команде.)

•  какие птички на елке?

•  чья птичка выше всех? Ниже всех?

•  какая птичка с левой стороны?

•  чья птичка внизу? Наверху?

•  сколько птиц на двух елках?

Примечание 1. Дети самостоятельно должны решить, как без пересчета определить: сколько птичек на каждой елке?

 «Добрось до меня»

На земле проводится черта, за которой стоят дети с мешочками в руке. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий с красным мешочком начинает игру. По сигналу бросает мешочек как можно дальше. Остальные дети должны добросить свои мешочки туда же. После воспитатель спрашивает у детей: чей мешочек ближе к красному мешочку? Как узнать? Почему так думаете? Дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы.

Дайте возможность высказаться всем детям. Необходимо, чтобы дети не только сказали, но и показали, чем можно измерить расстояние (если под рукой ничего другого нет): ступней, шагами.

Подсчитывая количество ступней, шагов, дети делают вывод: чем меньше мерка, тем больше мерок используется. Так выясняется, чей мешочек ближе к красному.              

Отгадай-ка

Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето. А Сережа целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?

«Назови соседей»

Дети образуют крут. С помощью считалки выбирают ведущего. Он бросает мяч и говорит: «Назови число между числами пять и семь». Ребенок отвечает, теперь он будет задавать вопрос.

«Работа с геометрическими фигурами»

Перед детьми набор геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям:

•  отложить красные фигуры и назвать их;

•  отложить треугольники и назвать их цвет;

•  отложить в сторону все четырехугольники и назвать их. Затем воспитатель предлагает сделать из геометрических фигур какой-нибудь цветок. Потом задает вопросы: какой цветок сделали? Из каких фигур сделан цветок? Сколько фигур ушло на цветок?

Можно спросить у детей, кому бы они хотели подарить цветок.

 «Найди спрятанную игрушку»

Ребенок выходит за дверь, дети прячут игрушку. Чтобы ее найти, ребенку указывают направление: «Иди от стола до ковра, от него поверни направо, сделай семь шагов и там ищи».

Вариант игры. Взрослый обозначает на полу групповой комнаты стрелками разного цвета маршрут следования, указывает направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сделай восемь шагов и там ищи». Найдя игрушку, ребенок должен сказать, как он нашел.

Отгадай-ка

Маша прожила уже четыре весны, четыре лета, четыре осени и четыре зимы. А Гриша — четыре года. Кто из детей старше? Ответ скажите мне на ухо.

Если большинство детей ответят на поставленный вопрос, тогда пусть произнесут ответ громко.

Работа с геометрическими фигурами

Перед ребенком карточка, на которой нарисованы контуры геометрических фигур (6 шт.).

Воспитатель предлагает детям подумать, что может быть такой формы, нарисовать этот предмет, добавив какой-то штрих. Например, круг — это колесико; круг, разделенный на несколько частей, — это торт. Напоминает детям: пририсовывать другие фигуры нельзя.

После выполнения задания дети должны рассказать, что у них получилось, что может быть такой формы.

«Вчера, сегодня, завтра»

Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали...» Ребенок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда».

Примерные фразы:

•  «Мы пойдем в бассейн... (сегодня)»;

•  «Мы будем рисовать... (завтра)»',

•  «Музыкальное занятие было... (вчера)».

«Да и нет»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Ведущий — в центре круга. Загадывает какой-нибудь предмет. Дети должны его отгадать. Можно отвечать «да» или «нет».

Например: Этот предмет круглый? (Да.) Он стоит на верхней полке? (Да.) Он стоит справа? (Нет.) Он глубокий? (Нет.) Это тарелка.

Во время игры нельзя задавать вопросы о назначении предмета. Можно спрашивать о форме, величине, месте расположения.

Игра повторяется. Ведущим становится тот, кто отгадал предмет. 

«Кто быстрее?»

Усложненный вариант. На земле начертите квадрат, разделите его на девять маленьких квадратов. В них напишите цифры таким образом:

•  1-й ряд — 1, 2, 3;

•  2-й ряд — 6, 5, 4;

•  3-й ряд — 7, 8, 9.

В игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает на одной ноге в прямом порядке. Другой в это время считает. Если ребенок не сможет устоять на одной ноге, он перестает прыгать. Дети меняются ролями. Выясняется, кто из детей,  где остановился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений в средней группе"

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познав...

Игры на формирование элементарных математических представлений в средней группе.

Игры на формирование элементарных математических представлений в средней группе....

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений детей средней группы "Правильно пойдешь, секрет найдешь"

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.Тема : "Правильно пойдешь секрет найдешь".Интеграция образовательных областей: "Познавательно...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познав...

Перспективный план игры по формированию элементарных математических представлений в средней группе

этот методический материал поможет в организации занятий,индивидуальной деятельности детей...