Главные вкладки

    Дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания»
    учебно-методическое пособие по математике (младшая группа) на тему

    Малышева Наталья Валерьевна

    Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №3 «Светлячок»

    Профессиональный конкурс

    «Аукцион педагогических идей»

    на тему:

    «Дидактическая игра как средство развития  сенсорного  воспитания»      

    Исполнитель: Малышева Наталья Валерьевна
    воспитатель МДОУ д/с № 3 «Светлячок»

    Первомайск 2013

    Дидактическая игра как средство развития  сенсорного  воспитания.

    Учите ребёнка играть,  откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии.                                                                                                

    Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное  развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько  совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.                                                  

      Сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    -является основой для интеллектуального развития;

    -упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    -развивает наблюдательность;

    -готовит к реальной жизни;

    -позитивно влияет на эстетическое чувство;

    -является основой для развития воображения;

    -развивает внимание;

    -даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    -обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    -влияет на расширение словарного запаса;

    -влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.        

      Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.  

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Дидактическая игра является   средством  и такого воспитания детей раннего возраста, как сенсорное.

    Следовательно -  дидактическая игра как средство  развития сенсорного воспитания детей раннего возраста, является актуальной.

    Актуальность  темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания».                                                                                                                                      Таким образом, важность и актуальность  обусловили выбор темы: «Дидактическая игра как средство развития  сенсорного воспитания детей раннего возраста».

    Цель  - теоретически изучить и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста первой младшей группы.

    Объект  - сенсорное воспитание детей раннего возраста.

    Предмет  - дидактическая игра как средство развития  сенсорного воспитания детей раннего возраста.

    Гипотеза: сенсорное воспитание детей раннего возраста первой младшей группы  эффективно, если:

    - основным средством взаимодействия педагога с детьми является  дидактические игры;

    - в образовательном процессе групп раннего возраста дидактическая игра будет предоставлена, как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с педагогом;

    - дидактические игры  включают  все направления сенсорного развития детей: восприятие цвета, формы, величины, слуховое восприятие, речевое восприятие, тактильно-двигательное восприятии, восприятие пространства.

    Для достижения цели  и проверки гипотезы поставила  следующие задачи:

    1. Изучить содержание сенсорного воспитания.

    2. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.

    3.Реализовать   работу по сенсорному воспитанию детей раннего возраста посредством дидактических игр.

    Используя дидактическую игру в  образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка.   Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя.  В соответствии с новыми требованиями мы решаем программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребёнка, и самостоятельной деятельности детей. Я разработала данное дидактическое пособие дерево из четырёх цветов, которое назвала «Чудо-дерево». Используемое   дидактическое пособие, успешно используется как в совместной деятельности воспитателя  и детей, так и в самостоятельной  деятельности детей. Оно привлекает детей своей яркостью и разнообразием, огромными интересными играми.  Ребёнок познаёт мир через игру. Данное пособие, включает в себя  целый цикл игр, разной тематики, разных видов деятельности  интеграции (познания, здоровье, коммуникации, чтение художественной литературы), которые можно использовать в различном направлении: при сенсорном воспитании, и более усложнённых вариантах: при ознакомлении с окружающим предметным миром, с природными явлениями.

     Таким образом, рассмотрев дидактические игры как развития  сенсорного воспитания детей раннего возраста, важно отметить, что особенно хорошо дети усваивают сенсорные эталоны в процессе организации дидактических  игр. При игре у детей складываются дружеские отношения, взаимопомощь вырабатываются целеустремленность, активность,  вступать и поддерживать разговор с воспитателем. Следовательно, роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста несомненна.

    Предлагаю дидактическое пособие «Чудо – дерево»:                                                                                                                                                                                                                  

    Как у наших - то ворот,

    Чудо дерево растёт.

    Чудо, чудо, чудо, расчудесное.

    Д/И « Укрась дерево»

    Цель: Развивать моторику, тактильные ощущения, мыслительные процессы.  

    Д/И   « Большой - маленький»

    Д/И « Это - круг, а это – квадрат»

    Цель: Учить детей  группировать предметы по форме, цвету, величине. Развивать тактильную чувствительность ( твёрдый, мягкий).

    Д/И « Кто, как одет зимой, весной, летом, осенью»

    Цель: Познакомить детей  с одеждой, различать  и называть цвет. Развивать моторику, координацию движений.

     Внимательно смотри

    Что одеть нам зимой?

    Весной и летом?

    Шубу, шапку, сапоги

    Платье, кофту, туфли.

    Д/И «Это вкусно»    

    Цель: Учить детей различать по внешнему виду фрукты, называть цвет.                      

    Д/И «Посуда для Маши»                                                                                                                                                                                                                 

    Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Познакомить детей с чайной посудой. Развивать память.

    Д/И « Времена года»

    Д/И «Какая погода»

    Цель: Расширять представления детей, о  природных явлениях. Развивать тактильные ощущения , обогащать словарь детей.

    Синий цвет -  зима, снег ложится на дом

    Весна это вот  зелёный цвет, вам дадим такой совет.

    Всё зеленеет и цветёт, радость всем вокруг несёт.

    Красный цвет это лето, всё теплом кругом согрето.

    Жёлтый цвет это осень, лес смотри, все  листья сбросил.

     Так же, можно использовать обратную сторону дерева:

    Д/И « Солнышко и дождик»

     Цель: Знакомить детей с природными явлениями. Учить  называть цвет. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание.

    Дождик, дождик, приходи

    К нам на землю упади

    Ты внимательно смотри,

    И прищепку прицепи.

    Дождик наш, ты украшай

    И цвета все повторяй.

    Д/И  « Птичка - невеличка»

     Цель: Познакомить детей с птицами, развивать наблюдательность.

    На прогулку мы пошли

    Вон и голуби, смотри

    Воробей, синица

    А это, что за птица?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    «Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...

    Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

    С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

    Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре

    В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...

    Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников

    Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.     В э...

    "Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

    Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...