Педагогический опыт работы
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Тимощенко Наталья Алексеевна

 

Содержание:

1.Литературный обзор состояния вопроса.

1.1История темы  педагогического опыта в педагогике………………………………………………...………….……………... 3

1.2.История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………….....…….……………..10

1.3.Основные понятия, термины, используемые в описании педагогического опыта………………………………………………...................................................13

2.Психоло-педагогический портрет группы дошкольников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………….……….……………………....15

3.Педагогический опыт.

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте……………………………..................................................19

3.2.Актуальность педагогического опыта…………………………………………………………..………....................26

3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте…..………….………..29

3.4.Результативность педагогического опыта………………..……....….……….31

3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта…………………………………………………………….….........................32

3.6.Возможность творческого применения представляемого педагогического………………………………………………….………..……….33

3.7.Основные элементы предоставленного мною педагогического опыта………………………………………………….……………....…………….34

4.Выводы………………………………………………...……..…………………..56

Приложение №1……..………………………………..…….……......……………57

Приложение №2………………………….………….……….……...…………….65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

 

1.1.ИСТОРИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИКЕ

 

Наш век - век информации и технологии. Динамичное развитие человечества приводит к увеличению объема знаний, который необходим человеку.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов во множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака - важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности: в ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается.

Однако в настоящее время не в полной мере используются возможности дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения с множествами разрабатывали Т. И. Ерофеева, А. В. Белошистая, Е. Н. Панова, А. А. Столяр, М. Фидлер, В. Новикова, Р. Чуднова. Но серии игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста с подробным ее описанием в методической литературе, нами изученной, не представлено.

Цель моего опыта: изучить влияние серии игр и игровых упражнений на формирование представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста.

Впервые в отечественной педагогической науке о возможности введения данной задачи в программу воспитания и обучения старших дошкольников говорила А.М. Леушина (1974). Она рекомендовала формировать понятия и вводить соответствующие термины («множество», «элемент множества») со старшего возраста, учить детей выполнять операции над множествами (объединение, удаление части множества).

Подчёркивала важность решения этой задачи для общего математического развития ребёнка: «Перед воспитателем старшей группы стоит задача — углубить представления детей о множестве, раскрыть значение терминов «множество», «элементы множества» и приучить пользоваться ими». А.М. Леушина предлагала знакомить и с подмножеством, называя его «частью множества»; показать отношения между множеством и его частью (множество как целое больше его части, часть меньше множества). Показать отношения слова «один» с единичными предметами и частями множеств. Говоря о значимости обучения детей выполнению различных операций над множествами, А.М. Леушина отмечала, что они «…послужат основой для усвоения детьми в дальнейшем арифметических действий…».

Идея включения перечисленных представлений в объём представлений, умений, навыков старших дошкольников нашла подтверждение в научных исследованиях Л.И. Ермолаевой (1982), которая рассматривала значимость обучения выполнению операций над множествами не только для подготовки ребёнка к дальнейшему обучению в школе, но и в умственном развитии дошкольника.

Своё отношение к идее формирования представлений о множестве высказывает М. Фидлер (Польша, 1981). Она утверждает, что «для правильного формирования понятия множества необходимо выработать у ребёнка умение оценивать, относится ли данный предмет к данному множеству, т.е. является ли он элементом данного множества или же не принадлежит данному множеству и не является его элементом», что в процессе формирования представлений о множестве, обучения операциям над множествами дети, не пользуясь специальной терминологией, развивают своё умение логически мыслить: «Умение классифицировать, (….) абстрагировать, обобщать и даже умение видеть то, что одно множество может содержаться в другом множестве».

В 80-е годы ХХ века А.А. Столяром была высказана идея включения в формирование элементарных математических представлений предлогической подготовки, связанной с подготовкой мышления к конструированию простых логических высказываний, умения анализировать, обобщать, сравнивать, группировать, классифицировать. Под его руководством разработаны специальные логико-математические игры, основными особенностями которых выступали: ярко выраженная возможность моделирования простых логических и математических отношений, направленность на развитие умственных действий классификации, сериации, познавательная мотивация, возможность активного диалога взрослого и ребёнка, что, безусловно, стимулирует развитие мышления, речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прогрессивные педагоги, начиная с конца 70-х годов XX века видели необходимость расширения работы с дошкольниками за счёт введения предлогического и предматематического содержания.

В современную программу образовательной работы с детьми включено следующее содержание: первичное знакомство с терминами «множество», «элемент», «часть множества», формирование у детей умения выполнять мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация.

В качестве исходных позиций для реализации данного содержания принимается система взглядов на:

математическое развитие как составляющую часть общего психического развития, включающую определённый уровень математических знаний, навыков и умений, уровень интеллектуальных умений и навыков, креативность, интерес к математике. Определение содержанием образовательной работы не только компонента элементарных математических представлений, но и развивающего компонента даёт возможность осуществлять в процессе занятий математикой формирование целостной творческой личности;

деятельностный подход как основополагающий при реализации образовательных задач; признание взглядов педагогов и психологов на игру как ведущий вид деятельности у детей от 3 до 7 лет. Деятельностный подход предполагает проведение образовательной работы не только в учебной деятельности (во время специально организованных занятий), но и во всех других видах деятельности (игровой, общении, познавательно-практической, элементарной трудовой, художественной). Приоритет игры в организации жизнедеятельности детей создаёт наиболее благоприятные условия для воспитания личностных качеств и индивидуальных проявлений ребёнка;

признание практико-ориентированной направленности математических представлений, навыков, умений дошкольников;

принцип субъектности, который предполагает ориентацию на личность ребёнка, постановку его в центр познаваемого мира, предоставление возможности самовыражения в разных видах деятельности, обеспечение реализации модели индивидуально-ориентированного развивающего образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx13.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ:

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Автор: Тимощенко Наталья Алексеевна воспитатель

пгт. Ильский

2013год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные          приемы р...

Педагогический опыт работы на тему: "Каплетерапия".

Развитие мелкой моторики, координации движений, концентрации внимания, способности к самовыражению, творческого воображения средствами нетрадиционной формы арт-терапии «каплетерапии»....

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей».

Педагогический опыт работыТема:  «Организация работы по  основам  безопасности  жизни и здоровья  детей ».   Автор опыта: Кислицкая Домникия Александровн...

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...