«В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ» (открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ)
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Яковлева Наталья Алексеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»

«В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ»

(открытое занятие по формированию элементарных математических  представлений  в старшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ)

                                                  Выполнила:

                                                                                Воспитатель

                                                                                старшей группы

                                                                                 Яковлева Н.А.

2015г.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ТРИЗ. Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации. Формировать умение определять линии развития объекта (дни недели). Учить пользоваться системным оператором с целью формирования системного мышления. Упражнять в использовании символов для характеристики объекта («символическая аналогия»).  Продолжать  учить конструировать логический ряд, развивать внимание и восприятие закономерностей, развивать творческое воображение.

Закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда, получении следующего числа путем прибавления единицы. Закреплять умение сравнивать числа с использованием знака сравнения.

Закрепить знание цифр.

 Продолжать формирование представлений о порядковом счете.

 Закрепить практическое измерение длины с помощью условной мерки.

 Закрепить у детей представления о геометрических фигурах.

 Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

 

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ.

Презентация по сюжету сказки «Белоснежка и семь гномов», набор карточек-символов, геометрические фигуры, цифры, счетные палочки.

На каждого ребенка –  условная мерка – счетная палочка,   альбомный лист с нарисованными двумя дорожками (красной и зеленой)  для измерения,  простой карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: - Ребята, к нам в гости сегодня пришли гномики. Отгадайте загадку и вы узнаете, как их зовут:

                                      Братцев этих ровно семь,

                                      Вам они известны все.

                                      Каждую неделю кругом

                                      Ходят братцы друг за другом.

- Догадались, как зовут гномиков? Имена гномов – это названия дней недели.

 На экране  появляются  гномы с числами от 1 до 7. Дети называют гномов по именам.

- Какой сегодня день недели? – четверг.

Почему он получил такое название? – Он четвертый по порядку

- Какой день был вчера? – среда.

- Какой день будет завтра? – пятница.

- Почему он так называется? – Потому что пятый по порядку.

-А как называется первый день недели? А как называются выходные дни?

Игра «Угадай-ка».

Воспитатель загадывает задачу про гномика. Какой  номер у гнома, который  находится между гномами 2 и 4?

- Дети, попробуйте и вы загадать задачу про своего гномика, а ребята отгадают ваш номер.

Вызываются 2-3 ребенка

- Ребята, гномики приглашают вас в гости и сказали, что к их домику ведут длинные дорожки.

- Перед нами две дорожки – красная и зеленая. Как узнать, какая дорожка длиннее? – Надо их измерить и сравнить количественные результаты измерения.

Практическое измерение длины дорожек с помощью условной мерки. Индивидуальная работа детей на альбомных листах.

 - Сколько раз ваша мерочка укладывается на красной дорожке? – 4; на зеленой? – 3.

- Как вы считаете, какая дорожка длиннее? – Красная  дорожка длиннее, потому что на ней мерочка укладывается 4 раза, а на зеленой  3 раза, а  4>3.

Динамическая пауза.

Игра «Ничего не говори, лишь руками покажи».

Задание. Покажи: высоко, низко, слева, справа, широко, узко.

- Итак, ребята, мы пришли к домику гномов.

На экране появляется картинка с изображением домика гномов. Гномы уходят на работу, а Белоснежка их провожает. 

- Кто живет в домике с гномами? – Белоснежка.

- Ребята, вы знаете, что гномы очень трудолюбивые. Каждый день они ходят на работу, добывают под землей драгоценные камни, а Белоснежка прибирает в доме и готовит обед. Вот однажды, когда гномов не было дома, пришла ведьма, которую послала злая королева, чтобы та отравила Белоснежку яблоком.

На экране появляется картинка с изображением ведьмы с яблоками в корзине, в руке держит большое красное  яблоко.

Яблоки зашифрованы под геометрические фигуры. Чтобы спасти Белоснежку, надо найти геометрическую фигуру, которая больше всего похожа на яблоко, и обезвредить его.

Декодирование информации.

Вниманию детей предлагаются четыре кодов, представленных с помощью символов величины, цвета и формы. Один из кодов – большой красный круг. Дети догадываются, что это код отравленного яблока.

- Молодцы, ребята! Вы спасли Белоснежку. Коснемся волшебной палочкой до отравленного яблока.  Теперь она не отравится, а только заснет, и ее разбудит прекрасный принц.

Физкультминутка «Гаражи и машины»

По группе расставляются таблички с цифрами от 1 до 7. Детям раздаются карточки с кружочками 1-7. Ребенок должен посчитать кружочки на карточке и «поехать» в гараж, обозначенной по количеству кружков. Игра проводится несколько раз со сменой карточек.

- Гномики нашли много драгоценных камней и решили сделать Белоснежке   подарок, но не знают какой.

Дети высказываются. Предлагают сделать для Белоснежки ожерелье  или браслет или диадему из драгоценных камней. Воспитатель предлагает сделать ожерелье и научить гномов правильно составлять закономерность расположения камней в ряду. 

Дети самостоятельно составляют из геометрических фигур логический ряд.  Индивидуальная работа в тетрадях. Продолжить логический  ряд из геометрических фигур.

 - Ребята, вы сегодня трудились, как настоящие гномики. Молодцы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»

ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования  математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами,  соотносить цифру с числовой карточкой. Составля...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»

ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования  математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами,  соотносить цифру с числовой карточкой. Составлять узо...

Конспект педагогического мероприятия с детьми второй младшей группы с использованием элементов технологии ТРИЗ «Петушок потерялся»

Целью данного педагогического мероприятия является развитие поисковой деятельности у детей, активизации творческого мышления.Задачи:Образовательные: формировать навыки безопасного поведения, закреплят...

Открытое занятие в младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ "Путешествие в страну сказок"

В данном занятии   использованы  методы и элементы технологии ТРИЗ  для развития речи у детей....

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе. «Поможем Доктору Айболиту»

Задачи:Образовательные:- закреплять знания о цифрах от 1 до 4, умение считать в пределах 4;- закреплять знания о геометрических фигурах;- продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;Разв...