Главные вкладки

    Использование сказки при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста
    методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

    Козлова Елена Николаевна

     

    Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на основе интереса и сохраняется пока этот интерес не пройдет.

       Поэтому основным средством формирования познавательных особенностей мы выбрали сказку. Она помогает нам заинтересовать детей, сохранить его в течение длительного времени. Сказка проходит через все виды деятельности. Дети живут в ней, общаются с героями, преодолевают с ними любые трудности. Это помогает им почувствовать радость от учебной деятельности. Большое место в работе мы отводим развивающим играм, т.к. они также способствуют развитию познавательных способностей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon matematika_v_skazke.doc210.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование сказки

    при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста

    Весёлые головоломки для дошкольников в картинках

                                                                       

    Выполнила: Козлова Е.Н.

                                                           г.Саров

    2008 г.

        Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на основе интереса и сохраняется пока этот интерес не пройдет.

       Поэтому основным средством формирования познавательных особенностей мы выбрали сказку. Она помогает нам заинтересовать детей, сохранить его в течение длительного времени. Сказка проходит через все виды деятельности. Дети живут в ней, общаются с героями, преодолевают с ними любые трудности. Это помогает им почувствовать радость от учебной деятельности. Большое место в работе мы отводим развивающим играм, т.к. они также способствуют развитию познавательных способностей.

    Перспективный план по использованию сказки

    в работе с детьми

    среднего дошкольного возраста

    Сентябрь

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    II

    III

    Чтение белорусской народной сказки «Пых» (знакомая). Показ настольного театра. (см. конспект).

    Цель: закрепить знание текста сказки, развивать творческие способности, формировать интерес к самостоятельному показу настольного театра.

    Внесение настольного театра «Пых».

    Цель: развивать речь, творческие способности.

    Работа с природным материалом «Ежик».

    Цель: развивать ручные умения, творческое воображение.

    «Чудо – крестик» В.Воскобовича (новая).

    Цель: познакомить с игрой, деталями, учить вкладывать детали в рамку. Развивать внимание, мышление.

    «Игра  с палочками» (знакомая)

    Цель: развивать конструктивное мышление, умение анализировать образец, восприятие.

    Конкурс поделок из природного материала и овощей «Что нам осень подарила?»

    IV

    Занятие по белорусской сказке «Пых» (см. конспект)

    Цель: закреплять навыки порядкового и количественного счета, формировать навыки ориентировки по плану, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.

    Чтение и заучивание стихов о грибах и ягодах,

    Рисование

    «Грибная поляна»

    (см. конспект)

    «Чудо – крестик».

    Цель: Развивать внимание, мышление. Продолжать формировать у детей интерес к игре.

    Вечер – досуга «В гостях у бабушки загадки с грядки»

    Родительское собрание: «Задачи обучения и воспитания на 2005 – 2006 учебный год».

    Октябрь

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    Проблемная ситуация «Игрушки».

    Цель: закрепить свойства геометрических фигур.

    Рассказывание русской народной сказки «Вершки и  корешки».

    Беседа по содержанию (см. конспект)

    Лепка «Овощи и фрукты»

     (вершки и корешки)

    «Чудо коврик» (новая).

    Цель: познакомить с новой игрой. Развивать мелкую моторику.

    II

    СХД «Консервируем овощи и фрукты»

    (см. конспект)

    «Логический поезд»

    Цель: учить устанавливать простейшие логические цепочки, развивать речь, мышление.

    Семинар – практикум «Развивающие игры»

    Цель: познакомить родителей с развивающими играми, заинтересовать, познакомить с правилами.

    III

    Рассказывание русской народной сказки «Лиса и медведь».

    Беседа по содержанию (см. конспект)

    СХД «Сушим грибы» (см.конспект)

    Цель: формировать заботливое отношение к попавшим в беду.

    Лабиринт «Веселые пчелки».

    Цель: Развивать ориентировку на листе, речь, внимание.

    IV

    Занятие по русской народной сказке «Лиса и медведь» (см. конспект)

    Цель: формировать представление об образовании последующего числа, познакомить с числом 6. Развивать речь, мышление, мыслительные операции.

    СХД «Показ настольного театра по сказке «Лиса и медведь».

    Цель: развивать творческие способности.

    Игра «Расскажи сказку к сказке «Лиса и медведь».

    Цель: продолжать учить детей рассказывать знакомую сказку используя образные символы, развивать речь, память.

    Осенний праздник

    «В гостях у Осени».

    Ноябрь

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». См. Михайлову.

    Цель: продолжать учить детей порядковому счету. Закреплять умение оперировать числами.

    Рассказ украинской народной сказки «Колосок».

     (см. конспект)

    Внесение листов для закрашивания по сказке.

    Цель: закреплять ручные умения продолжать формировать интерес к сказке.

    «Сложи узор» Никитина (4 кубика).

    Цель: формировать умение анализировать образец.

    «Танграмм»

    Цель: закреплять умение строить по прорисованному образцу.

    II

    СХД «Лепка из соленого теста.

    (см. конспект)

    «Игровизор» В.Воскобович задание «Продолжи ряд».

    Цель: развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику рук.

    Наглядная информация «Домашнее чтение».

    III

    Проблемная ситуация «Где, чей домик»

    Цель: закреплять умения соотносить предметы по ширине и высоте.

    Чтение сказки В.Сутеева «Под грибом».

    (см.конспект)

    СХД «Показ детьми сказки на фланелеграфе «Под грибом».

    Цель: закреплять знание текста, развивать речь, формировать творческую активность, эмоциональность.

    «Развиваем внимание» - листы с заданиями (числа 4 – 5 – 6).

    Цель: закреплять знания образования числа.

    «Четвертый лишний»

    Цель: закреплять умение выделять предмет, не относящийся к данной тематической группе.

    Выставка детской литературы в родительском уголке.

    IV

    Занятие по сказке В.Сутеева «Под грибом» (см. конспект).

    Цель: учить сравнивать полоски по ширине. Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 6. Формировать интерес к развивающим играм, развивать пространственные представления, речь, внимание.

    СХД «Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом».

    «Блоки Дьенеша».

    Цель: закреплять умения детей оперировать свойствами фигур, строить из фигур картинки.

    Вечер – досуга

    Показ сказки В.Сутеева «Под грибом» детям младшей группы.

    Декабрь

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    Показ русской народной сказки на фланелеграфе «Зимовье зверей».

    «Геометрическое лото» (новая игра).

    Цель: закреплять умение различать геометрические тела и фигуры, закреплять их свойства. Развивать внимание воображение.

    Конкурс поделок «Зимняя сказка»

    II

    Проблемная ситуация «Дорога в сказку».

    Цель: закрепление обратного счета, понятий широкий – узкий.

    Работа с бросовым материалом «Любимый сказочный герой».

    Цель: формировать умение создавать знакомые образы с помощью бумаги, картона, коробок.

    «Логический поезд».

    Цель: способствовать развитию умения объединять несколько картинок одним содержанием, развивать речь, фантазию, мышление.

    Консультация «Что может пятилетний ребенок»

    III

    Занятие по русской народной сказке «Зимовье зверей».

    Цель: формировать представления об образовании числа 7. Закреплять умение соотносить число и количество. Развивать речь, внимание, пространственное воображение.

    СХД «Новогодняя гирлянда»

    Цель: закреплять ручные умения, знания геометрических фигур, порядкового счета, умение ориентироваться в числах.

    «Умники и умницы».

    Цель: закреплять умение устанавливать сходство и различие в картинках.

    «Глаз алмаз».

    Цель: развивать внимание, зрительную память.

    IV

    Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». См. Михайлову.

    Цель: закрепление порядкового счета, умения оперировать числами.

    СХД «Зимняя сказка» (обыгрывание макетов зимних сказок).

    Цель: создание праздничного настроения.

    «Муха».

    Цель: закреплять умение ориентироваться на листе.

    Листы для закрашивания из серии «Развиваем внимание»

    Цель: развивать внимание, мелкую моторику.

    Новогодний праздник.

    Январь

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    II

    Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

    Показ теневого театра.

    (см. конспект)

    СХД «Внесение настольного театра «Лисичка – сестричка и серый волк»

    Цель: развивать творческую активность, речь, умение эмоционально передавать образ героев.

    «Прозрачные льдинки» В.Воскобовича.

    Цель: закреплять умение классифицировать детали, выделять основные свойства.

    «Четырехцветный квадрат» В.Воскобовича.

    Цель: развивать умения, познавательный интерес, гибкость мышления.

    III

    Проблемная ситуация «Волк у лисы в гостях».

    Цель: закрепление правил счета, счет парами.

    .

    Внесение листов для раскрашивания по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

    Лабиринт «Веселые снеговики».

    Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе, развивать внимание, речь.

    «Геоконт».

    Цель: развивать мелкую моторику рук при создании образа предмета.

    Веселая викторина (с участием детей и родителей)

    (см.конспект)

    IV

    Занятие по русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

    Цель: формировать представление об образовании числа 8. Закреплять знания геометрических фигур, их свойств. Развивать речь, память, внимание, самостоятельность.

    Игра «Умные клеточки».

    Цель: Продолжать учить детей ориентироваться по клеткам, развивать внимание, мышление (по прорисованному образцу).

    «Подбери узор»

    Цель: развивать восприятие, зрительное внимание, закреплять знание геометрических фигур, их свойств, цветов и оттенков.

    Февраль

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    Чтение сказки В.Сутеева «Разные колеса» с показом на фланелеграфе.

    СХД «Показ сказки «Разные колеса» на фланелеграфе»,

    «Игры с палочками».

    Цель: развивать пространственные представления, воображения.

    «Сложи узор» (9 кубиков) Никитина.

    Цель: продолжать развивать способность к анализу и синтезу.

    II

    Ручной труд «Умелые руки» (поделки из разных колес).

    Цель: развивать ручные умения, воображение, усидчивость.

    «Блоки Дьенеша»

    Цель: способствовать усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

    Листы «Развиваем внимание».

    Цель: формировать умение классифицировать, обобщать по одному признаку.

    III

    Проблемная ситуация «Сколько воды в бочках».

    Цель: продолжать формировать умение измерять объем. Соотносить число и количество.

    Чтение белорусской народной сказки «Пых» (знакомая). Показ настольного театра. (см. конспект).

    Цель: закрепить знание текста сказки, развивать творческие способности, формировать интерес к самостоятельному показу настольного театра.

    «Геометрическое лото».

    Цель: закреплять умение анализировать образец, выполнять игровые действия в зависимости от условия (составлять цепочки фигур по заданной схеме).

    «Глаз алмаз» (усложнение).

    Цель: развивать внимание, память (зрительную), речь.

    Вечер – досуга «Встреча со сказкой»

    Консультация для пап: «Роль отца в воспитании ребенка».

    IV

    Занятие по сказке В.Сутеева «Разные колеса».

    Цель: вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью мерки, развивать речь, внимание, мышление.

    «Умные клеточки» (усложнение).

    Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться по клеточкам (без прорисованного образца).

    «Колумбово яйцо»

    Цель: развивать пространственные представления, умение анализировать образец.

    Март

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

    «Прозрачные льдинки» В.Воскобовича.

    Цель: развивать внимание, мышление, умение выделять основные свойства фигур, умение составлять из них несложные картинки.

    Конкурс «Говорят у мама руки золотые»

    II

    Чтение русской народной сказки «Теремок» с показом настольного театра.

    СХД «Внесение театра на стаканчиках «Теремок».

    Цель: развивать речь, формировать творческую активность.

    «Логический поезд» (усложнение).

    Цель: развивать речь, внимание, мышление.

    Лабиринт «Пингвины».

    Цель: развивать ориентировку нам листе, внимание.

    «Театр кружков».

    Цель: развивать речь, память, формировать умение передавать содержание сказки по схематическому изображению.

    Вечер – досуга «Путешествие в сказку»

    Цель: продолжать формировать интерес к развивающим играм, создавать радостное настроение от встречи со сказкой.

    III

    Сюжетно – дидактическая игра «Цирк».

    Цель: см. Михайлову.закрепление программного материала.

    СХД «Инсценировка сказки «Теремок».

    «Сложи узор» Никитина (9 кубиков).

    Цель: продолжать развивать способность к анализу и синтезу, усидчивость.

    «Цветные пирамидки».

    Цель: закреплять умение определять длину путем наложения, развивать речь.

    IV

    Занятие по русской народной сказке «Теремок».

    Цель: вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки. Развивать мыслительные операции, речь, внимание.

    Рисование «»Сказочный домик – теремок» см. Комарова, с.75.

    «Сложи квадрат» Никитина.

    Цель: Развивать умение из частей создавать целое восприятие, конструктивное мышление.

    «Сравни и подбери».

    Цель: закреплять умение сравнивать предметы по высоте, использовать в речи слова, характеризующие величину.

    Показ инсценировки сказки «Теремок» детям младшей группы.

    Апрель

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    Чтение сказки «Жихарка»

    Самостоятельный показ сказки «Жихарка» на фланелеграфе

    Игра «Мои любимые сказки».

    Цель: закреплять умение передавать содержание сказки, развивать творческое воображение.

    «Чудо – коврик».

    Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, умение видеть в схематичном изображении реальный предмет.

    II

    Проблемная ситуация «Как делить пироги».

    Цель: закрепление счета парами.

    СХД «Лепка из соленого теста (по мотивам сказки «Жихарка») пирожных.

    Цель: закреплять навыки лепки из соленого теста. Развивать творческие способности, активность, самостоятельность.

    «Четвертый лишний».

    Цель: закреплять умение выделять предмет, не относящийся к общей группе, развивать речь.

    «Развиваем внимание».

    Цель: развивать память, внимание, речь, закреплять умение объяснять свое мнение.

    Вечер – досуга «В гостях у сказки» (см.конспект)

    (родителей совместно с детьми).

    III

    Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

    (см.конспект)

    Лепка «Посуда».

    (по мотивам сказки «Федорино горе»)

    Игра «Умная клеточка».

    Цель: развивать мелкую моторику руки, умение ориентироваться по клеткам.

    «Собери сказку».

    Цель: развивать способность к анализу и синтезу, умение создавать картинку из частей.

    IV

    Проблемная ситуация «Расставим посуду»

    (см. Приложение ….)

    «Блоки Дьенеша».

    Цель: закрепление знаний свойств геометрических фигур.

    «Прозрачная цифра» В.Воскобовича.

    Цель: развивать креативность мышления (умение видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

    Собрание «Итоги учебного года».

    Май

    Математика

    Ознакомление с художественной литературой

    ИЗО, СХД

    Игры

    Вечера - досуга

    Работа с родителями

    I

    Проблемная ситуация «Сколько друзей у Чуни».

    Цель: закрепление счета парами.

    Чтение сказки Е.Каргановой «Чуня».

    Ручной труд «Конструирование из бумаги «Друзья для Чуни».

    Цель: закреплять умение создавать образ животного из бумаги, сложенной вдвое. Развивать ручные умения, образное мышление.

    «Чудо – крестик».

    Цель: упражнять в умении создавать картинку из частей, развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику рук.

    II

    Занятие по сказке Е.Каргановой «Чуня».

    Цель: закреплять счетные умения, знания свойств предметов и умения использовать символы для их обозначения, знание геометрических фигур. Развивать внимание, память, речь, пространственные представления.

    Аппликация по замыслу «Картинка в подарок» (по мотивам сказки «Чуня»).

    Цель: закреплять навыки вырезывания, развивать творческие способности, фантазию.

    Лабиринт «В гости к Чуне»

    Цель: закреплять умение ориентироваться на листе.

    III

    IV

    Дидактические игры с математическим содержанием

    1. На развитие счетных умений:

    «Положи столько же»

    Цель игр:

    - закреплять умение соотносить число и количество, различать
    геометрические фигуры, узнавать и называть цифры

    Детям предлагается положить в сумочку столько
    геометрических фигур, столько показывает цифра на сумочке.

    «Поезд»

    Цель:

    - закреплять умение пересчитывать предметы и соотносить количество с
    соответствующим числом.

    2. На различие величин:

    «Цветные пирамидки»

    Цель:

    - закреплять умение определять длину полоски, путем наложения полосок
    друг на друга;

    - закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.

    «Сравни и подбери»

    Цель:

    - - закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.

    3. На различие геометрических фигур.

    г(Засели домик»

    Цель:

    - закреплять знание о таблице (понятие строка, столбец)
    - закреплять знания свойств геометрических фигур;
    - формировать зрительное восприятие, внимание;
    - развивать мыслительные операции, речь.

    - развивать внимание, мышление.

    Лото «Мишки — близнецы»

    Цель:

    - научить ребенка устанавливать сходство и различие в изображении;
    - способствовать развитию наблюдательности и внимания;
    В ходе игры необходимо собрать пары медвежат, которые
    делают одно и то же действие и нарисованы на фоне одного
    цвета.

    «Умные клеточки»

    Цель:

    - развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику
    руки, фантазию, учить ориентироваться на листе в клетку.

    «Веселый поезд»

    Цель:

    - закреплять знания сенсорных эталонов: формы, цвета;
    - развивать речь, мышление, внимание, память;
    - формировать творческую активность, фантазию, смекалку.

    В этой игре можно решить огромное количество
    программных задач, т.к. содержание игры, набор
    предлагаемых карточек с картинками позволяет усложнить
    данные правила и придумать свои.

    «Подбери узор»

    Цель:

    - способствовать развитию восприятия, зрительного внимания, закреплять
    знания геометрических фигур, цвета, цветовых оттенков

    «Умники и умницы»

    Цель:

    - развитие мышления, умения устанавливать сходство и различие в
    изображениях, наблюдательность;

    - развитие познавательных процессов: внимание, восприятие, памяти, речи.

    Игра состоит из карточек, на которых задания на развитие всех
    познавательных процессов.

    «Глаз-алмаз»

    Цель:

    - закреплять у детей счетные умения сравнивать 2 группы предметов,
    выделяя сходство и различие;

    — развивать внимание, зрительную память, речь.

    «Сказки о животных»

    Цель:

    -научить описывать животных, их характер;

    -закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,
    внизу и т.д.)

    -закреплять понятие величины;

    - развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.

     «Театр кружков».

    Цель:

    - развивать речь, умение следить за развитием сюжета и разыгрывать его;
    — развивать умение анализировать отношение подчиненности и
    символически обозначать их.

    Лото «Сказки о животных»

    Цель:

    - научить описывать животных, их характер;

    - закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,
    внизу и т.д.)

    - закреплять понятие величины;

    - развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.

    Пословицы, используемые в работе:

    У страха глаза велики.

    Глаза боятся, а руки делают.

    Как потрудишься, так и поешь.

    Что посеешь, тои пожнешь.

    Вранье не ведет в добро.

    В ком правды нет, в том добра мало.

    В тесноте, да не в обиде.

    В согласии жить — никто не одолеет.

    Умелые руки не знают скуки.

    У ленивого и крыша течет, и печь печет.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Для друга ничего не жалко.

    По труду и плата.

    Что заработал, то и ешь.

    Нет друга — ищи, а нашел, береги.

    Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Лень до добра не доводит.

    Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.

    Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

    Дружба в делах помощница.

                Авторские игры, используемые в работе:

      1.В. В. Воскобовича.

     «Чудо-крестик»

     «Прозрачная цифра»

     «Прозрачные льдинки»

     « 4-х цветный квадрат»

     «Геоконт»

     «Чудо-коврик»

     2. Блоки Дьенеша.

     3. Игры Никитиных:

     «Сложи квадрат»

     «Сложи узор»

     4. Михайловой:

     «Игры с палочками»

     «Колумбово яйцо»

     «Вьетнамская игра»

     «Танграмм».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности с использованием ИКТ

    СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...  81....

    Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

    Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

    Информация для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»

    Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельност...

    Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка», как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

    Программное содержание: 1. Развивать творческие способности детей, эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации.2. Формировать умение  находить выразительные средст...

    Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

    Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...