Использование сказки при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Козлова Елена Николаевна

 

Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на основе интереса и сохраняется пока этот интерес не пройдет.

   Поэтому основным средством формирования познавательных особенностей мы выбрали сказку. Она помогает нам заинтересовать детей, сохранить его в течение длительного времени. Сказка проходит через все виды деятельности. Дети живут в ней, общаются с героями, преодолевают с ними любые трудности. Это помогает им почувствовать радость от учебной деятельности. Большое место в работе мы отводим развивающим играм, т.к. они также способствуют развитию познавательных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_v_skazke.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказки

при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста

Весёлые головоломки для дошкольников в картинках

                                                                   

Выполнила: Козлова Е.Н.

                                                       г.Саров

2008 г.

    Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на основе интереса и сохраняется пока этот интерес не пройдет.

   Поэтому основным средством формирования познавательных особенностей мы выбрали сказку. Она помогает нам заинтересовать детей, сохранить его в течение длительного времени. Сказка проходит через все виды деятельности. Дети живут в ней, общаются с героями, преодолевают с ними любые трудности. Это помогает им почувствовать радость от учебной деятельности. Большое место в работе мы отводим развивающим играм, т.к. они также способствуют развитию познавательных способностей.

Перспективный план по использованию сказки

в работе с детьми

среднего дошкольного возраста

Сентябрь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

II

III

Чтение белорусской народной сказки «Пых» (знакомая). Показ настольного театра. (см. конспект).

Цель: закрепить знание текста сказки, развивать творческие способности, формировать интерес к самостоятельному показу настольного театра.

Внесение настольного театра «Пых».

Цель: развивать речь, творческие способности.

Работа с природным материалом «Ежик».

Цель: развивать ручные умения, творческое воображение.

«Чудо – крестик» В.Воскобовича (новая).

Цель: познакомить с игрой, деталями, учить вкладывать детали в рамку. Развивать внимание, мышление.

«Игра  с палочками» (знакомая)

Цель: развивать конструктивное мышление, умение анализировать образец, восприятие.

Конкурс поделок из природного материала и овощей «Что нам осень подарила?»

IV

Занятие по белорусской сказке «Пых» (см. конспект)

Цель: закреплять навыки порядкового и количественного счета, формировать навыки ориентировки по плану, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Чтение и заучивание стихов о грибах и ягодах,

Рисование

«Грибная поляна»

(см. конспект)

«Чудо – крестик».

Цель: Развивать внимание, мышление. Продолжать формировать у детей интерес к игре.

Вечер – досуга «В гостях у бабушки загадки с грядки»

Родительское собрание: «Задачи обучения и воспитания на 2005 – 2006 учебный год».

Октябрь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Проблемная ситуация «Игрушки».

Цель: закрепить свойства геометрических фигур.

Рассказывание русской народной сказки «Вершки и  корешки».

Беседа по содержанию (см. конспект)

Лепка «Овощи и фрукты»

 (вершки и корешки)

«Чудо коврик» (новая).

Цель: познакомить с новой игрой. Развивать мелкую моторику.

II

СХД «Консервируем овощи и фрукты»

(см. конспект)

«Логический поезд»

Цель: учить устанавливать простейшие логические цепочки, развивать речь, мышление.

Семинар – практикум «Развивающие игры»

Цель: познакомить родителей с развивающими играми, заинтересовать, познакомить с правилами.

III

Рассказывание русской народной сказки «Лиса и медведь».

Беседа по содержанию (см. конспект)

СХД «Сушим грибы» (см.конспект)

Цель: формировать заботливое отношение к попавшим в беду.

Лабиринт «Веселые пчелки».

Цель: Развивать ориентировку на листе, речь, внимание.

IV

Занятие по русской народной сказке «Лиса и медведь» (см. конспект)

Цель: формировать представление об образовании последующего числа, познакомить с числом 6. Развивать речь, мышление, мыслительные операции.

СХД «Показ настольного театра по сказке «Лиса и медведь».

Цель: развивать творческие способности.

Игра «Расскажи сказку к сказке «Лиса и медведь».

Цель: продолжать учить детей рассказывать знакомую сказку используя образные символы, развивать речь, память.

Осенний праздник

«В гостях у Осени».

Ноябрь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». См. Михайлову.

Цель: продолжать учить детей порядковому счету. Закреплять умение оперировать числами.

Рассказ украинской народной сказки «Колосок».

 (см. конспект)

Внесение листов для закрашивания по сказке.

Цель: закреплять ручные умения продолжать формировать интерес к сказке.

«Сложи узор» Никитина (4 кубика).

Цель: формировать умение анализировать образец.

«Танграмм»

Цель: закреплять умение строить по прорисованному образцу.

II

СХД «Лепка из соленого теста.

(см. конспект)

«Игровизор» В.Воскобович задание «Продолжи ряд».

Цель: развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику рук.

Наглядная информация «Домашнее чтение».

III

Проблемная ситуация «Где, чей домик»

Цель: закреплять умения соотносить предметы по ширине и высоте.

Чтение сказки В.Сутеева «Под грибом».

(см.конспект)

СХД «Показ детьми сказки на фланелеграфе «Под грибом».

Цель: закреплять знание текста, развивать речь, формировать творческую активность, эмоциональность.

«Развиваем внимание» - листы с заданиями (числа 4 – 5 – 6).

Цель: закреплять знания образования числа.

«Четвертый лишний»

Цель: закреплять умение выделять предмет, не относящийся к данной тематической группе.

Выставка детской литературы в родительском уголке.

IV

Занятие по сказке В.Сутеева «Под грибом» (см. конспект).

Цель: учить сравнивать полоски по ширине. Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 6. Формировать интерес к развивающим играм, развивать пространственные представления, речь, внимание.

СХД «Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом».

«Блоки Дьенеша».

Цель: закреплять умения детей оперировать свойствами фигур, строить из фигур картинки.

Вечер – досуга

Показ сказки В.Сутеева «Под грибом» детям младшей группы.

Декабрь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Показ русской народной сказки на фланелеграфе «Зимовье зверей».

«Геометрическое лото» (новая игра).

Цель: закреплять умение различать геометрические тела и фигуры, закреплять их свойства. Развивать внимание воображение.

Конкурс поделок «Зимняя сказка»

II

Проблемная ситуация «Дорога в сказку».

Цель: закрепление обратного счета, понятий широкий – узкий.

Работа с бросовым материалом «Любимый сказочный герой».

Цель: формировать умение создавать знакомые образы с помощью бумаги, картона, коробок.

«Логический поезд».

Цель: способствовать развитию умения объединять несколько картинок одним содержанием, развивать речь, фантазию, мышление.

Консультация «Что может пятилетний ребенок»

III

Занятие по русской народной сказке «Зимовье зверей».

Цель: формировать представления об образовании числа 7. Закреплять умение соотносить число и количество. Развивать речь, внимание, пространственное воображение.

СХД «Новогодняя гирлянда»

Цель: закреплять ручные умения, знания геометрических фигур, порядкового счета, умение ориентироваться в числах.

«Умники и умницы».

Цель: закреплять умение устанавливать сходство и различие в картинках.

«Глаз алмаз».

Цель: развивать внимание, зрительную память.

IV

Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». См. Михайлову.

Цель: закрепление порядкового счета, умения оперировать числами.

СХД «Зимняя сказка» (обыгрывание макетов зимних сказок).

Цель: создание праздничного настроения.

«Муха».

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе.

Листы для закрашивания из серии «Развиваем внимание»

Цель: развивать внимание, мелкую моторику.

Новогодний праздник.

Январь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

II

Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Показ теневого театра.

(см. конспект)

СХД «Внесение настольного театра «Лисичка – сестричка и серый волк»

Цель: развивать творческую активность, речь, умение эмоционально передавать образ героев.

«Прозрачные льдинки» В.Воскобовича.

Цель: закреплять умение классифицировать детали, выделять основные свойства.

«Четырехцветный квадрат» В.Воскобовича.

Цель: развивать умения, познавательный интерес, гибкость мышления.

III

Проблемная ситуация «Волк у лисы в гостях».

Цель: закрепление правил счета, счет парами.

.

Внесение листов для раскрашивания по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Лабиринт «Веселые снеговики».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе, развивать внимание, речь.

«Геоконт».

Цель: развивать мелкую моторику рук при создании образа предмета.

Веселая викторина (с участием детей и родителей)

(см.конспект)

IV

Занятие по русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Цель: формировать представление об образовании числа 8. Закреплять знания геометрических фигур, их свойств. Развивать речь, память, внимание, самостоятельность.

Игра «Умные клеточки».

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться по клеткам, развивать внимание, мышление (по прорисованному образцу).

«Подбери узор»

Цель: развивать восприятие, зрительное внимание, закреплять знание геометрических фигур, их свойств, цветов и оттенков.

Февраль

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Чтение сказки В.Сутеева «Разные колеса» с показом на фланелеграфе.

СХД «Показ сказки «Разные колеса» на фланелеграфе»,

«Игры с палочками».

Цель: развивать пространственные представления, воображения.

«Сложи узор» (9 кубиков) Никитина.

Цель: продолжать развивать способность к анализу и синтезу.

II

Ручной труд «Умелые руки» (поделки из разных колес).

Цель: развивать ручные умения, воображение, усидчивость.

«Блоки Дьенеша»

Цель: способствовать усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

Листы «Развиваем внимание».

Цель: формировать умение классифицировать, обобщать по одному признаку.

III

Проблемная ситуация «Сколько воды в бочках».

Цель: продолжать формировать умение измерять объем. Соотносить число и количество.

Чтение белорусской народной сказки «Пых» (знакомая). Показ настольного театра. (см. конспект).

Цель: закрепить знание текста сказки, развивать творческие способности, формировать интерес к самостоятельному показу настольного театра.

«Геометрическое лото».

Цель: закреплять умение анализировать образец, выполнять игровые действия в зависимости от условия (составлять цепочки фигур по заданной схеме).

«Глаз алмаз» (усложнение).

Цель: развивать внимание, память (зрительную), речь.

Вечер – досуга «Встреча со сказкой»

Консультация для пап: «Роль отца в воспитании ребенка».

IV

Занятие по сказке В.Сутеева «Разные колеса».

Цель: вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью мерки, развивать речь, внимание, мышление.

«Умные клеточки» (усложнение).

Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться по клеточкам (без прорисованного образца).

«Колумбово яйцо»

Цель: развивать пространственные представления, умение анализировать образец.

Март

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

«Прозрачные льдинки» В.Воскобовича.

Цель: развивать внимание, мышление, умение выделять основные свойства фигур, умение составлять из них несложные картинки.

Конкурс «Говорят у мама руки золотые»

II

Чтение русской народной сказки «Теремок» с показом настольного театра.

СХД «Внесение театра на стаканчиках «Теремок».

Цель: развивать речь, формировать творческую активность.

«Логический поезд» (усложнение).

Цель: развивать речь, внимание, мышление.

Лабиринт «Пингвины».

Цель: развивать ориентировку нам листе, внимание.

«Театр кружков».

Цель: развивать речь, память, формировать умение передавать содержание сказки по схематическому изображению.

Вечер – досуга «Путешествие в сказку»

Цель: продолжать формировать интерес к развивающим играм, создавать радостное настроение от встречи со сказкой.

III

Сюжетно – дидактическая игра «Цирк».

Цель: см. Михайлову.закрепление программного материала.

СХД «Инсценировка сказки «Теремок».

«Сложи узор» Никитина (9 кубиков).

Цель: продолжать развивать способность к анализу и синтезу, усидчивость.

«Цветные пирамидки».

Цель: закреплять умение определять длину путем наложения, развивать речь.

IV

Занятие по русской народной сказке «Теремок».

Цель: вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки. Развивать мыслительные операции, речь, внимание.

Рисование «»Сказочный домик – теремок» см. Комарова, с.75.

«Сложи квадрат» Никитина.

Цель: Развивать умение из частей создавать целое восприятие, конструктивное мышление.

«Сравни и подбери».

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по высоте, использовать в речи слова, характеризующие величину.

Показ инсценировки сказки «Теремок» детям младшей группы.

Апрель

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Чтение сказки «Жихарка»

Самостоятельный показ сказки «Жихарка» на фланелеграфе

Игра «Мои любимые сказки».

Цель: закреплять умение передавать содержание сказки, развивать творческое воображение.

«Чудо – коврик».

Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, умение видеть в схематичном изображении реальный предмет.

II

Проблемная ситуация «Как делить пироги».

Цель: закрепление счета парами.

СХД «Лепка из соленого теста (по мотивам сказки «Жихарка») пирожных.

Цель: закреплять навыки лепки из соленого теста. Развивать творческие способности, активность, самостоятельность.

«Четвертый лишний».

Цель: закреплять умение выделять предмет, не относящийся к общей группе, развивать речь.

«Развиваем внимание».

Цель: развивать память, внимание, речь, закреплять умение объяснять свое мнение.

Вечер – досуга «В гостях у сказки» (см.конспект)

(родителей совместно с детьми).

III

Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

(см.конспект)

Лепка «Посуда».

(по мотивам сказки «Федорино горе»)

Игра «Умная клеточка».

Цель: развивать мелкую моторику руки, умение ориентироваться по клеткам.

«Собери сказку».

Цель: развивать способность к анализу и синтезу, умение создавать картинку из частей.

IV

Проблемная ситуация «Расставим посуду»

(см. Приложение ….)

«Блоки Дьенеша».

Цель: закрепление знаний свойств геометрических фигур.

«Прозрачная цифра» В.Воскобовича.

Цель: развивать креативность мышления (умение видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Собрание «Итоги учебного года».

Май

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Проблемная ситуация «Сколько друзей у Чуни».

Цель: закрепление счета парами.

Чтение сказки Е.Каргановой «Чуня».

Ручной труд «Конструирование из бумаги «Друзья для Чуни».

Цель: закреплять умение создавать образ животного из бумаги, сложенной вдвое. Развивать ручные умения, образное мышление.

«Чудо – крестик».

Цель: упражнять в умении создавать картинку из частей, развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику рук.

II

Занятие по сказке Е.Каргановой «Чуня».

Цель: закреплять счетные умения, знания свойств предметов и умения использовать символы для их обозначения, знание геометрических фигур. Развивать внимание, память, речь, пространственные представления.

Аппликация по замыслу «Картинка в подарок» (по мотивам сказки «Чуня»).

Цель: закреплять навыки вырезывания, развивать творческие способности, фантазию.

Лабиринт «В гости к Чуне»

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе.

III

IV

Дидактические игры с математическим содержанием

1. На развитие счетных умений:

«Положи столько же»

Цель игр:

- закреплять умение соотносить число и количество, различать
геометрические фигуры, узнавать и называть цифры

Детям предлагается положить в сумочку столько
геометрических фигур, столько показывает цифра на сумочке.

«Поезд»

Цель:

- закреплять умение пересчитывать предметы и соотносить количество с
соответствующим числом.

2. На различие величин:

«Цветные пирамидки»

Цель:

- закреплять умение определять длину полоски, путем наложения полосок
друг на друга;

- закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.

«Сравни и подбери»

Цель:

- - закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.

3. На различие геометрических фигур.

г(Засели домик»

Цель:

- закреплять знание о таблице (понятие строка, столбец)
- закреплять знания свойств геометрических фигур;
- формировать зрительное восприятие, внимание;
- развивать мыслительные операции, речь.

- развивать внимание, мышление.

Лото «Мишки — близнецы»

Цель:

- научить ребенка устанавливать сходство и различие в изображении;
- способствовать развитию наблюдательности и внимания;
В ходе игры необходимо собрать пары медвежат, которые
делают одно и то же действие и нарисованы на фоне одного
цвета.

«Умные клеточки»

Цель:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику
руки, фантазию, учить ориентироваться на листе в клетку.

«Веселый поезд»

Цель:

- закреплять знания сенсорных эталонов: формы, цвета;
- развивать речь, мышление, внимание, память;
- формировать творческую активность, фантазию, смекалку.

В этой игре можно решить огромное количество
программных задач, т.к. содержание игры, набор
предлагаемых карточек с картинками позволяет усложнить
данные правила и придумать свои.

«Подбери узор»

Цель:

- способствовать развитию восприятия, зрительного внимания, закреплять
знания геометрических фигур, цвета, цветовых оттенков

«Умники и умницы»

Цель:

- развитие мышления, умения устанавливать сходство и различие в
изображениях, наблюдательность;

- развитие познавательных процессов: внимание, восприятие, памяти, речи.

Игра состоит из карточек, на которых задания на развитие всех
познавательных процессов.

«Глаз-алмаз»

Цель:

- закреплять у детей счетные умения сравнивать 2 группы предметов,
выделяя сходство и различие;

— развивать внимание, зрительную память, речь.

«Сказки о животных»

Цель:

-научить описывать животных, их характер;

-закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,
внизу и т.д.)

-закреплять понятие величины;

- развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.

 «Театр кружков».

Цель:

- развивать речь, умение следить за развитием сюжета и разыгрывать его;
— развивать умение анализировать отношение подчиненности и
символически обозначать их.

Лото «Сказки о животных»

Цель:

- научить описывать животных, их характер;

- закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,
внизу и т.д.)

- закреплять понятие величины;

- развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.

Пословицы, используемые в работе:

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Как потрудишься, так и поешь.

Что посеешь, тои пожнешь.

Вранье не ведет в добро.

В ком правды нет, в том добра мало.

В тесноте, да не в обиде.

В согласии жить — никто не одолеет.

Умелые руки не знают скуки.

У ленивого и крыша течет, и печь печет.

Как аукнется, так и откликнется.

Для друга ничего не жалко.

По труду и плата.

Что заработал, то и ешь.

Нет друга — ищи, а нашел, береги.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Лень до добра не доводит.

Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.

Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

Дружба в делах помощница.

            Авторские игры, используемые в работе:

  1.В. В. Воскобовича.

 «Чудо-крестик»

 «Прозрачная цифра»

 «Прозрачные льдинки»

 « 4-х цветный квадрат»

 «Геоконт»

 «Чудо-коврик»

 2. Блоки Дьенеша.

 3. Игры Никитиных:

 «Сложи квадрат»

 «Сложи узор»

 4. Михайловой:

 «Игры с палочками»

 «Колумбово яйцо»

 «Вьетнамская игра»

 «Танграмм».