Использование сказки при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме
Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на основе интереса и сохраняется пока этот интерес не пройдет.
Поэтому основным средством формирования познавательных особенностей мы выбрали сказку. Она помогает нам заинтересовать детей, сохранить его в течение длительного времени. Сказка проходит через все виды деятельности. Дети живут в ней, общаются с героями, преодолевают с ними любые трудности. Это помогает им почувствовать радость от учебной деятельности. Большое место в работе мы отводим развивающим играм, т.к. они также способствуют развитию познавательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_skazke.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказки
при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста
Выполнила: Козлова Е.Н.
г.Саров
2008 г.
Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на основе интереса и сохраняется пока этот интерес не пройдет.
Поэтому основным средством формирования познавательных особенностей мы выбрали сказку. Она помогает нам заинтересовать детей, сохранить его в течение длительного времени. Сказка проходит через все виды деятельности. Дети живут в ней, общаются с героями, преодолевают с ними любые трудности. Это помогает им почувствовать радость от учебной деятельности. Большое место в работе мы отводим развивающим играм, т.к. они также способствуют развитию познавательных способностей.
Перспективный план по использованию сказки
в работе с детьми
среднего дошкольного возраста
Сентябрь
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | ||||||
II | ||||||
III | Чтение белорусской народной сказки «Пых» (знакомая). Показ настольного театра. (см. конспект). Цель: закрепить знание текста сказки, развивать творческие способности, формировать интерес к самостоятельному показу настольного театра. | Внесение настольного театра «Пых». Цель: развивать речь, творческие способности. Работа с природным материалом «Ежик». Цель: развивать ручные умения, творческое воображение. | «Чудо – крестик» В.Воскобовича (новая). Цель: познакомить с игрой, деталями, учить вкладывать детали в рамку. Развивать внимание, мышление. «Игра с палочками» (знакомая) Цель: развивать конструктивное мышление, умение анализировать образец, восприятие. | Конкурс поделок из природного материала и овощей «Что нам осень подарила?» | ||
IV | Занятие по белорусской сказке «Пых» (см. конспект) Цель: закреплять навыки порядкового и количественного счета, формировать навыки ориентировки по плану, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве. | Чтение и заучивание стихов о грибах и ягодах, | Рисование «Грибная поляна» (см. конспект) | «Чудо – крестик». Цель: Развивать внимание, мышление. Продолжать формировать у детей интерес к игре. | Вечер – досуга «В гостях у бабушки загадки с грядки» | Родительское собрание: «Задачи обучения и воспитания на 2005 – 2006 учебный год». |
Октябрь
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | Проблемная ситуация «Игрушки». Цель: закрепить свойства геометрических фигур. | Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки». Беседа по содержанию (см. конспект) | Лепка «Овощи и фрукты» (вершки и корешки) | «Чудо коврик» (новая). Цель: познакомить с новой игрой. Развивать мелкую моторику. | ||
II | СХД «Консервируем овощи и фрукты» (см. конспект) | «Логический поезд» Цель: учить устанавливать простейшие логические цепочки, развивать речь, мышление. | Семинар – практикум «Развивающие игры» Цель: познакомить родителей с развивающими играми, заинтересовать, познакомить с правилами. | |||
III | Рассказывание русской народной сказки «Лиса и медведь». Беседа по содержанию (см. конспект) | СХД «Сушим грибы» (см.конспект) Цель: формировать заботливое отношение к попавшим в беду. | Лабиринт «Веселые пчелки». Цель: Развивать ориентировку на листе, речь, внимание. | |||
IV | Занятие по русской народной сказке «Лиса и медведь» (см. конспект) Цель: формировать представление об образовании последующего числа, познакомить с числом 6. Развивать речь, мышление, мыслительные операции. | СХД «Показ настольного театра по сказке «Лиса и медведь». Цель: развивать творческие способности. | Игра «Расскажи сказку к сказке «Лиса и медведь». Цель: продолжать учить детей рассказывать знакомую сказку используя образные символы, развивать речь, память. | Осенний праздник «В гостях у Осени». |
Ноябрь
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». См. Михайлову. Цель: продолжать учить детей порядковому счету. Закреплять умение оперировать числами. | Рассказ украинской народной сказки «Колосок». (см. конспект) | Внесение листов для закрашивания по сказке. Цель: закреплять ручные умения продолжать формировать интерес к сказке. | «Сложи узор» Никитина (4 кубика). Цель: формировать умение анализировать образец. «Танграмм» Цель: закреплять умение строить по прорисованному образцу. | ||
II | СХД «Лепка из соленого теста. (см. конспект) | «Игровизор» В.Воскобович задание «Продолжи ряд». Цель: развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику рук. | Наглядная информация «Домашнее чтение». | |||
III | Проблемная ситуация «Где, чей домик» Цель: закреплять умения соотносить предметы по ширине и высоте. | Чтение сказки В.Сутеева «Под грибом». (см.конспект) | СХД «Показ детьми сказки на фланелеграфе «Под грибом». Цель: закреплять знание текста, развивать речь, формировать творческую активность, эмоциональность. | «Развиваем внимание» - листы с заданиями (числа 4 – 5 – 6). Цель: закреплять знания образования числа. «Четвертый лишний» Цель: закреплять умение выделять предмет, не относящийся к данной тематической группе. | Выставка детской литературы в родительском уголке. | |
IV | Занятие по сказке В.Сутеева «Под грибом» (см. конспект). Цель: учить сравнивать полоски по ширине. Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 6. Формировать интерес к развивающим играм, развивать пространственные представления, речь, внимание. | СХД «Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом». | «Блоки Дьенеша». Цель: закреплять умения детей оперировать свойствами фигур, строить из фигур картинки. | Вечер – досуга Показ сказки В.Сутеева «Под грибом» детям младшей группы. |
Декабрь
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | Показ русской народной сказки на фланелеграфе «Зимовье зверей». | «Геометрическое лото» (новая игра). Цель: закреплять умение различать геометрические тела и фигуры, закреплять их свойства. Развивать внимание воображение. | Конкурс поделок «Зимняя сказка» | |||
II | Проблемная ситуация «Дорога в сказку». Цель: закрепление обратного счета, понятий широкий – узкий. | Работа с бросовым материалом «Любимый сказочный герой». Цель: формировать умение создавать знакомые образы с помощью бумаги, картона, коробок. | «Логический поезд». Цель: способствовать развитию умения объединять несколько картинок одним содержанием, развивать речь, фантазию, мышление. | Консультация «Что может пятилетний ребенок» | ||
III | Занятие по русской народной сказке «Зимовье зверей». Цель: формировать представления об образовании числа 7. Закреплять умение соотносить число и количество. Развивать речь, внимание, пространственное воображение. | СХД «Новогодняя гирлянда» Цель: закреплять ручные умения, знания геометрических фигур, порядкового счета, умение ориентироваться в числах. | «Умники и умницы». Цель: закреплять умение устанавливать сходство и различие в картинках. «Глаз алмаз». Цель: развивать внимание, зрительную память. | |||
IV | Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». См. Михайлову. Цель: закрепление порядкового счета, умения оперировать числами. | СХД «Зимняя сказка» (обыгрывание макетов зимних сказок). Цель: создание праздничного настроения. | «Муха». Цель: закреплять умение ориентироваться на листе. Листы для закрашивания из серии «Развиваем внимание» Цель: развивать внимание, мелкую моторику. | Новогодний праздник. |
Январь
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | ||||||
II | Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Показ теневого театра. (см. конспект) | СХД «Внесение настольного театра «Лисичка – сестричка и серый волк» Цель: развивать творческую активность, речь, умение эмоционально передавать образ героев. | «Прозрачные льдинки» В.Воскобовича. Цель: закреплять умение классифицировать детали, выделять основные свойства. «Четырехцветный квадрат» В.Воскобовича. Цель: развивать умения, познавательный интерес, гибкость мышления. | |||
III | Проблемная ситуация «Волк у лисы в гостях». Цель: закрепление правил счета, счет парами. | . | Внесение листов для раскрашивания по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк». | Лабиринт «Веселые снеговики». Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе, развивать внимание, речь. «Геоконт». Цель: развивать мелкую моторику рук при создании образа предмета. | Веселая викторина (с участием детей и родителей) (см.конспект) | |
IV | Занятие по русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Цель: формировать представление об образовании числа 8. Закреплять знания геометрических фигур, их свойств. Развивать речь, память, внимание, самостоятельность. | Игра «Умные клеточки». Цель: Продолжать учить детей ориентироваться по клеткам, развивать внимание, мышление (по прорисованному образцу). «Подбери узор» Цель: развивать восприятие, зрительное внимание, закреплять знание геометрических фигур, их свойств, цветов и оттенков. |
Февраль
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | Чтение сказки В.Сутеева «Разные колеса» с показом на фланелеграфе. | СХД «Показ сказки «Разные колеса» на фланелеграфе», | «Игры с палочками». Цель: развивать пространственные представления, воображения. «Сложи узор» (9 кубиков) Никитина. Цель: продолжать развивать способность к анализу и синтезу. | |||
II | Ручной труд «Умелые руки» (поделки из разных колес). Цель: развивать ручные умения, воображение, усидчивость. | «Блоки Дьенеша» Цель: способствовать усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. Листы «Развиваем внимание». Цель: формировать умение классифицировать, обобщать по одному признаку. | ||||
III | Проблемная ситуация «Сколько воды в бочках». Цель: продолжать формировать умение измерять объем. Соотносить число и количество. | Чтение белорусской народной сказки «Пых» (знакомая). Показ настольного театра. (см. конспект). Цель: закрепить знание текста сказки, развивать творческие способности, формировать интерес к самостоятельному показу настольного театра. | «Геометрическое лото». Цель: закреплять умение анализировать образец, выполнять игровые действия в зависимости от условия (составлять цепочки фигур по заданной схеме). «Глаз алмаз» (усложнение). Цель: развивать внимание, память (зрительную), речь. | Вечер – досуга «Встреча со сказкой» | Консультация для пап: «Роль отца в воспитании ребенка». | |
IV | Занятие по сказке В.Сутеева «Разные колеса». Цель: вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью мерки, развивать речь, внимание, мышление. | «Умные клеточки» (усложнение). Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться по клеточкам (без прорисованного образца). «Колумбово яйцо» Цель: развивать пространственные представления, умение анализировать образец. |
Март
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | «Прозрачные льдинки» В.Воскобовича. Цель: развивать внимание, мышление, умение выделять основные свойства фигур, умение составлять из них несложные картинки. | Конкурс «Говорят у мама руки золотые» | |||
II | Чтение русской народной сказки «Теремок» с показом настольного театра. | СХД «Внесение театра на стаканчиках «Теремок». Цель: развивать речь, формировать творческую активность. | «Логический поезд» (усложнение). Цель: развивать речь, внимание, мышление. Лабиринт «Пингвины». Цель: развивать ориентировку нам листе, внимание. «Театр кружков». Цель: развивать речь, память, формировать умение передавать содержание сказки по схематическому изображению. | Вечер – досуга «Путешествие в сказку» Цель: продолжать формировать интерес к развивающим играм, создавать радостное настроение от встречи со сказкой. | ||
III | Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». Цель: см. Михайлову.закрепление программного материала. | СХД «Инсценировка сказки «Теремок». | «Сложи узор» Никитина (9 кубиков). Цель: продолжать развивать способность к анализу и синтезу, усидчивость. «Цветные пирамидки». Цель: закреплять умение определять длину путем наложения, развивать речь. | |||
IV | Занятие по русской народной сказке «Теремок». Цель: вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки. Развивать мыслительные операции, речь, внимание. | Рисование «»Сказочный домик – теремок» см. Комарова, с.75. | «Сложи квадрат» Никитина. Цель: Развивать умение из частей создавать целое восприятие, конструктивное мышление. «Сравни и подбери». Цель: закреплять умение сравнивать предметы по высоте, использовать в речи слова, характеризующие величину. | Показ инсценировки сказки «Теремок» детям младшей группы. |
Апрель
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | Чтение сказки «Жихарка» | Самостоятельный показ сказки «Жихарка» на фланелеграфе | Игра «Мои любимые сказки». Цель: закреплять умение передавать содержание сказки, развивать творческое воображение. «Чудо – коврик». Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, умение видеть в схематичном изображении реальный предмет. | |||
II | Проблемная ситуация «Как делить пироги». Цель: закрепление счета парами. | СХД «Лепка из соленого теста (по мотивам сказки «Жихарка») пирожных. Цель: закреплять навыки лепки из соленого теста. Развивать творческие способности, активность, самостоятельность. | «Четвертый лишний». Цель: закреплять умение выделять предмет, не относящийся к общей группе, развивать речь. «Развиваем внимание». Цель: развивать память, внимание, речь, закреплять умение объяснять свое мнение. | Вечер – досуга «В гостях у сказки» (см.конспект) (родителей совместно с детьми). | ||
III | Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». (см.конспект) | Лепка «Посуда». (по мотивам сказки «Федорино горе») | Игра «Умная клеточка». Цель: развивать мелкую моторику руки, умение ориентироваться по клеткам. «Собери сказку». Цель: развивать способность к анализу и синтезу, умение создавать картинку из частей. | |||
IV | Проблемная ситуация «Расставим посуду» (см. Приложение ….) | «Блоки Дьенеша». Цель: закрепление знаний свойств геометрических фигур. «Прозрачная цифра» В.Воскобовича. Цель: развивать креативность мышления (умение видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). | Собрание «Итоги учебного года». |
Май
Математика | Ознакомление с художественной литературой | ИЗО, СХД | Игры | Вечера - досуга | Работа с родителями | |
I | Проблемная ситуация «Сколько друзей у Чуни». Цель: закрепление счета парами. | Чтение сказки Е.Каргановой «Чуня». | Ручной труд «Конструирование из бумаги «Друзья для Чуни». Цель: закреплять умение создавать образ животного из бумаги, сложенной вдвое. Развивать ручные умения, образное мышление. | «Чудо – крестик». Цель: упражнять в умении создавать картинку из частей, развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику рук. | ||
II | Занятие по сказке Е.Каргановой «Чуня». Цель: закреплять счетные умения, знания свойств предметов и умения использовать символы для их обозначения, знание геометрических фигур. Развивать внимание, память, речь, пространственные представления. | Аппликация по замыслу «Картинка в подарок» (по мотивам сказки «Чуня»). Цель: закреплять навыки вырезывания, развивать творческие способности, фантазию. | Лабиринт «В гости к Чуне» Цель: закреплять умение ориентироваться на листе. | |||
III | ||||||
IV |
Дидактические игры с математическим содержанием
1. На развитие счетных умений:
«Положи столько же»
Цель игр:
- закреплять умение соотносить число и количество, различать
геометрические фигуры, узнавать и называть цифры
Детям предлагается положить в сумочку столько
геометрических фигур, столько показывает цифра на сумочке.
«Поезд»
Цель:
- закреплять умение пересчитывать предметы и соотносить количество с
соответствующим числом.
2. На различие величин:
«Цветные пирамидки»
Цель:
- закреплять умение определять длину полоски, путем наложения полосок
друг на друга;
- закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.
«Сравни и подбери»
Цель:
- - закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.
3. На различие геометрических фигур.
г(Засели домик»
Цель:
- закреплять знание о таблице (понятие строка, столбец)
- закреплять знания свойств геометрических фигур;
- формировать зрительное восприятие, внимание;
- развивать мыслительные операции, речь.
- развивать внимание, мышление.
Лото «Мишки — близнецы»
Цель:
- научить ребенка устанавливать сходство и различие в изображении;
- способствовать развитию наблюдательности и внимания;
В ходе игры необходимо собрать пары медвежат, которые
делают одно и то же действие и нарисованы на фоне одного
цвета.
«Умные клеточки»
Цель:
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику
руки, фантазию, учить ориентироваться на листе в клетку.
«Веселый поезд»
Цель:
- закреплять знания сенсорных эталонов: формы, цвета;
- развивать речь, мышление, внимание, память;
- формировать творческую активность, фантазию, смекалку.
В этой игре можно решить огромное количество
программных задач, т.к. содержание игры, набор
предлагаемых карточек с картинками позволяет усложнить
данные правила и придумать свои.
«Подбери узор»
Цель:
- способствовать развитию восприятия, зрительного внимания, закреплять
знания геометрических фигур, цвета, цветовых оттенков
«Умники и умницы»
Цель:
- развитие мышления, умения устанавливать сходство и различие в
изображениях, наблюдательность;
- развитие познавательных процессов: внимание, восприятие, памяти, речи.
Игра состоит из карточек, на которых задания на развитие всех
познавательных процессов.
«Глаз-алмаз»
Цель:
- закреплять у детей счетные умения сравнивать 2 группы предметов,
выделяя сходство и различие;
— развивать внимание, зрительную память, речь.
«Сказки о животных»
Цель:
-научить описывать животных, их характер;
-закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,
внизу и т.д.)
-закреплять понятие величины;
- развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.
«Театр кружков».
Цель:
- развивать речь, умение следить за развитием сюжета и разыгрывать его;
— развивать умение анализировать отношение подчиненности и
символически обозначать их.
Лото «Сказки о животных»
Цель:
- научить описывать животных, их характер;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,
внизу и т.д.)
- закреплять понятие величины;
- развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.
Пословицы, используемые в работе:
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Как потрудишься, так и поешь.
Что посеешь, тои пожнешь.
Вранье не ведет в добро.
В ком правды нет, в том добра мало.
В тесноте, да не в обиде.
В согласии жить — никто не одолеет.
Умелые руки не знают скуки.
У ленивого и крыша течет, и печь печет.
Как аукнется, так и откликнется.
Для друга ничего не жалко.
По труду и плата.
Что заработал, то и ешь.
Нет друга — ищи, а нашел, береги.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Лень до добра не доводит.
Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
Дружба в делах помощница.
Авторские игры, используемые в работе:
1.В. В. Воскобовича.
«Чудо-крестик»
«Прозрачная цифра»
«Прозрачные льдинки»
« 4-х цветный квадрат»
«Геоконт»
«Чудо-коврик»
2. Блоки Дьенеша.
3. Игры Никитиных:
«Сложи квадрат»
«Сложи узор»
4. Михайловой:
«Игры с палочками»
«Колумбово яйцо»
«Вьетнамская игра»
«Танграмм».