Использование сказки при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Козлова Елена Николаевна

 

Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на основе интереса и сохраняется пока этот интерес не пройдет.

   Поэтому основным средством формирования познавательных особенностей мы выбрали сказку. Она помогает нам заинтересовать детей, сохранить его в течение длительного времени. Сказка проходит через все виды деятельности. Дети живут в ней, общаются с героями, преодолевают с ними любые трудности. Это помогает им почувствовать радость от учебной деятельности. Большое место в работе мы отводим развивающим играм, т.к. они также способствуют развитию познавательных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_v_skazke.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказки

при развитии познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста

Весёлые головоломки для дошкольников в картинках

                                                                   

Выполнила: Козлова Е.Н.

                                                       г.Саров

2008 г.

    Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Но в 4 года внимание является непроизвольным, т.е. возникает на основе интереса и сохраняется пока этот интерес не пройдет.

   Поэтому основным средством формирования познавательных особенностей мы выбрали сказку. Она помогает нам заинтересовать детей, сохранить его в течение длительного времени. Сказка проходит через все виды деятельности. Дети живут в ней, общаются с героями, преодолевают с ними любые трудности. Это помогает им почувствовать радость от учебной деятельности. Большое место в работе мы отводим развивающим играм, т.к. они также способствуют развитию познавательных способностей.

Перспективный план по использованию сказки

в работе с детьми

среднего дошкольного возраста

Сентябрь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

II

III

Чтение белорусской народной сказки «Пых» (знакомая). Показ настольного театра. (см. конспект).

Цель: закрепить знание текста сказки, развивать творческие способности, формировать интерес к самостоятельному показу настольного театра.

Внесение настольного театра «Пых».

Цель: развивать речь, творческие способности.

Работа с природным материалом «Ежик».

Цель: развивать ручные умения, творческое воображение.

«Чудо – крестик» В.Воскобовича (новая).

Цель: познакомить с игрой, деталями, учить вкладывать детали в рамку. Развивать внимание, мышление.

«Игра  с палочками» (знакомая)

Цель: развивать конструктивное мышление, умение анализировать образец, восприятие.

Конкурс поделок из природного материала и овощей «Что нам осень подарила?»

IV

Занятие по белорусской сказке «Пых» (см. конспект)

Цель: закреплять навыки порядкового и количественного счета, формировать навыки ориентировки по плану, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Чтение и заучивание стихов о грибах и ягодах,

Рисование

«Грибная поляна»

(см. конспект)

«Чудо – крестик».

Цель: Развивать внимание, мышление. Продолжать формировать у детей интерес к игре.

Вечер – досуга «В гостях у бабушки загадки с грядки»

Родительское собрание: «Задачи обучения и воспитания на 2005 – 2006 учебный год».

Октябрь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Проблемная ситуация «Игрушки».

Цель: закрепить свойства геометрических фигур.

Рассказывание русской народной сказки «Вершки и  корешки».

Беседа по содержанию (см. конспект)

Лепка «Овощи и фрукты»

 (вершки и корешки)

«Чудо коврик» (новая).

Цель: познакомить с новой игрой. Развивать мелкую моторику.

II

СХД «Консервируем овощи и фрукты»

(см. конспект)

«Логический поезд»

Цель: учить устанавливать простейшие логические цепочки, развивать речь, мышление.

Семинар – практикум «Развивающие игры»

Цель: познакомить родителей с развивающими играми, заинтересовать, познакомить с правилами.

III

Рассказывание русской народной сказки «Лиса и медведь».

Беседа по содержанию (см. конспект)

СХД «Сушим грибы» (см.конспект)

Цель: формировать заботливое отношение к попавшим в беду.

Лабиринт «Веселые пчелки».

Цель: Развивать ориентировку на листе, речь, внимание.

IV

Занятие по русской народной сказке «Лиса и медведь» (см. конспект)

Цель: формировать представление об образовании последующего числа, познакомить с числом 6. Развивать речь, мышление, мыслительные операции.

СХД «Показ настольного театра по сказке «Лиса и медведь».

Цель: развивать творческие способности.

Игра «Расскажи сказку к сказке «Лиса и медведь».

Цель: продолжать учить детей рассказывать знакомую сказку используя образные символы, развивать речь, память.

Осенний праздник

«В гостях у Осени».

Ноябрь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». См. Михайлову.

Цель: продолжать учить детей порядковому счету. Закреплять умение оперировать числами.

Рассказ украинской народной сказки «Колосок».

 (см. конспект)

Внесение листов для закрашивания по сказке.

Цель: закреплять ручные умения продолжать формировать интерес к сказке.

«Сложи узор» Никитина (4 кубика).

Цель: формировать умение анализировать образец.

«Танграмм»

Цель: закреплять умение строить по прорисованному образцу.

II

СХД «Лепка из соленого теста.

(см. конспект)

«Игровизор» В.Воскобович задание «Продолжи ряд».

Цель: развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику рук.

Наглядная информация «Домашнее чтение».

III

Проблемная ситуация «Где, чей домик»

Цель: закреплять умения соотносить предметы по ширине и высоте.

Чтение сказки В.Сутеева «Под грибом».

(см.конспект)

СХД «Показ детьми сказки на фланелеграфе «Под грибом».

Цель: закреплять знание текста, развивать речь, формировать творческую активность, эмоциональность.

«Развиваем внимание» - листы с заданиями (числа 4 – 5 – 6).

Цель: закреплять знания образования числа.

«Четвертый лишний»

Цель: закреплять умение выделять предмет, не относящийся к данной тематической группе.

Выставка детской литературы в родительском уголке.

IV

Занятие по сказке В.Сутеева «Под грибом» (см. конспект).

Цель: учить сравнивать полоски по ширине. Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 6. Формировать интерес к развивающим играм, развивать пространственные представления, речь, внимание.

СХД «Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом».

«Блоки Дьенеша».

Цель: закреплять умения детей оперировать свойствами фигур, строить из фигур картинки.

Вечер – досуга

Показ сказки В.Сутеева «Под грибом» детям младшей группы.

Декабрь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Показ русской народной сказки на фланелеграфе «Зимовье зверей».

«Геометрическое лото» (новая игра).

Цель: закреплять умение различать геометрические тела и фигуры, закреплять их свойства. Развивать внимание воображение.

Конкурс поделок «Зимняя сказка»

II

Проблемная ситуация «Дорога в сказку».

Цель: закрепление обратного счета, понятий широкий – узкий.

Работа с бросовым материалом «Любимый сказочный герой».

Цель: формировать умение создавать знакомые образы с помощью бумаги, картона, коробок.

«Логический поезд».

Цель: способствовать развитию умения объединять несколько картинок одним содержанием, развивать речь, фантазию, мышление.

Консультация «Что может пятилетний ребенок»

III

Занятие по русской народной сказке «Зимовье зверей».

Цель: формировать представления об образовании числа 7. Закреплять умение соотносить число и количество. Развивать речь, внимание, пространственное воображение.

СХД «Новогодняя гирлянда»

Цель: закреплять ручные умения, знания геометрических фигур, порядкового счета, умение ориентироваться в числах.

«Умники и умницы».

Цель: закреплять умение устанавливать сходство и различие в картинках.

«Глаз алмаз».

Цель: развивать внимание, зрительную память.

IV

Сюжетно – дидактическая игра «Цирк». См. Михайлову.

Цель: закрепление порядкового счета, умения оперировать числами.

СХД «Зимняя сказка» (обыгрывание макетов зимних сказок).

Цель: создание праздничного настроения.

«Муха».

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе.

Листы для закрашивания из серии «Развиваем внимание»

Цель: развивать внимание, мелкую моторику.

Новогодний праздник.

Январь

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

II

Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Показ теневого театра.

(см. конспект)

СХД «Внесение настольного театра «Лисичка – сестричка и серый волк»

Цель: развивать творческую активность, речь, умение эмоционально передавать образ героев.

«Прозрачные льдинки» В.Воскобовича.

Цель: закреплять умение классифицировать детали, выделять основные свойства.

«Четырехцветный квадрат» В.Воскобовича.

Цель: развивать умения, познавательный интерес, гибкость мышления.

III

Проблемная ситуация «Волк у лисы в гостях».

Цель: закрепление правил счета, счет парами.

.

Внесение листов для раскрашивания по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Лабиринт «Веселые снеговики».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе, развивать внимание, речь.

«Геоконт».

Цель: развивать мелкую моторику рук при создании образа предмета.

Веселая викторина (с участием детей и родителей)

(см.конспект)

IV

Занятие по русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Цель: формировать представление об образовании числа 8. Закреплять знания геометрических фигур, их свойств. Развивать речь, память, внимание, самостоятельность.

Игра «Умные клеточки».

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться по клеткам, развивать внимание, мышление (по прорисованному образцу).

«Подбери узор»

Цель: развивать восприятие, зрительное внимание, закреплять знание геометрических фигур, их свойств, цветов и оттенков.

Февраль

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Чтение сказки В.Сутеева «Разные колеса» с показом на фланелеграфе.

СХД «Показ сказки «Разные колеса» на фланелеграфе»,

«Игры с палочками».

Цель: развивать пространственные представления, воображения.

«Сложи узор» (9 кубиков) Никитина.

Цель: продолжать развивать способность к анализу и синтезу.

II

Ручной труд «Умелые руки» (поделки из разных колес).

Цель: развивать ручные умения, воображение, усидчивость.

«Блоки Дьенеша»

Цель: способствовать усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

Листы «Развиваем внимание».

Цель: формировать умение классифицировать, обобщать по одному признаку.

III

Проблемная ситуация «Сколько воды в бочках».

Цель: продолжать формировать умение измерять объем. Соотносить число и количество.

Чтение белорусской народной сказки «Пых» (знакомая). Показ настольного театра. (см. конспект).

Цель: закрепить знание текста сказки, развивать творческие способности, формировать интерес к самостоятельному показу настольного театра.

«Геометрическое лото».

Цель: закреплять умение анализировать образец, выполнять игровые действия в зависимости от условия (составлять цепочки фигур по заданной схеме).

«Глаз алмаз» (усложнение).

Цель: развивать внимание, память (зрительную), речь.

Вечер – досуга «Встреча со сказкой»

Консультация для пап: «Роль отца в воспитании ребенка».

IV

Занятие по сказке В.Сутеева «Разные колеса».

Цель: вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью мерки, развивать речь, внимание, мышление.

«Умные клеточки» (усложнение).

Цель: Продолжать формировать умение ориентироваться по клеточкам (без прорисованного образца).

«Колумбово яйцо»

Цель: развивать пространственные представления, умение анализировать образец.

Март

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

«Прозрачные льдинки» В.Воскобовича.

Цель: развивать внимание, мышление, умение выделять основные свойства фигур, умение составлять из них несложные картинки.

Конкурс «Говорят у мама руки золотые»

II

Чтение русской народной сказки «Теремок» с показом настольного театра.

СХД «Внесение театра на стаканчиках «Теремок».

Цель: развивать речь, формировать творческую активность.

«Логический поезд» (усложнение).

Цель: развивать речь, внимание, мышление.

Лабиринт «Пингвины».

Цель: развивать ориентировку нам листе, внимание.

«Театр кружков».

Цель: развивать речь, память, формировать умение передавать содержание сказки по схематическому изображению.

Вечер – досуга «Путешествие в сказку»

Цель: продолжать формировать интерес к развивающим играм, создавать радостное настроение от встречи со сказкой.

III

Сюжетно – дидактическая игра «Цирк».

Цель: см. Михайлову.закрепление программного материала.

СХД «Инсценировка сказки «Теремок».

«Сложи узор» Никитина (9 кубиков).

Цель: продолжать развивать способность к анализу и синтезу, усидчивость.

«Цветные пирамидки».

Цель: закреплять умение определять длину путем наложения, развивать речь.

IV

Занятие по русской народной сказке «Теремок».

Цель: вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки. Развивать мыслительные операции, речь, внимание.

Рисование «»Сказочный домик – теремок» см. Комарова, с.75.

«Сложи квадрат» Никитина.

Цель: Развивать умение из частей создавать целое восприятие, конструктивное мышление.

«Сравни и подбери».

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по высоте, использовать в речи слова, характеризующие величину.

Показ инсценировки сказки «Теремок» детям младшей группы.

Апрель

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Чтение сказки «Жихарка»

Самостоятельный показ сказки «Жихарка» на фланелеграфе

Игра «Мои любимые сказки».

Цель: закреплять умение передавать содержание сказки, развивать творческое воображение.

«Чудо – коврик».

Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, умение видеть в схематичном изображении реальный предмет.

II

Проблемная ситуация «Как делить пироги».

Цель: закрепление счета парами.

СХД «Лепка из соленого теста (по мотивам сказки «Жихарка») пирожных.

Цель: закреплять навыки лепки из соленого теста. Развивать творческие способности, активность, самостоятельность.

«Четвертый лишний».

Цель: закреплять умение выделять предмет, не относящийся к общей группе, развивать речь.

«Развиваем внимание».

Цель: развивать память, внимание, речь, закреплять умение объяснять свое мнение.

Вечер – досуга «В гостях у сказки» (см.конспект)

(родителей совместно с детьми).

III

Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

(см.конспект)

Лепка «Посуда».

(по мотивам сказки «Федорино горе»)

Игра «Умная клеточка».

Цель: развивать мелкую моторику руки, умение ориентироваться по клеткам.

«Собери сказку».

Цель: развивать способность к анализу и синтезу, умение создавать картинку из частей.

IV

Проблемная ситуация «Расставим посуду»

(см. Приложение ….)

«Блоки Дьенеша».

Цель: закрепление знаний свойств геометрических фигур.

«Прозрачная цифра» В.Воскобовича.

Цель: развивать креативность мышления (умение видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Собрание «Итоги учебного года».

Май

Математика

Ознакомление с художественной литературой

ИЗО, СХД

Игры

Вечера - досуга

Работа с родителями

I

Проблемная ситуация «Сколько друзей у Чуни».

Цель: закрепление счета парами.

Чтение сказки Е.Каргановой «Чуня».

Ручной труд «Конструирование из бумаги «Друзья для Чуни».

Цель: закреплять умение создавать образ животного из бумаги, сложенной вдвое. Развивать ручные умения, образное мышление.

«Чудо – крестик».

Цель: упражнять в умении создавать картинку из частей, развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику рук.

II

Занятие по сказке Е.Каргановой «Чуня».

Цель: закреплять счетные умения, знания свойств предметов и умения использовать символы для их обозначения, знание геометрических фигур. Развивать внимание, память, речь, пространственные представления.

Аппликация по замыслу «Картинка в подарок» (по мотивам сказки «Чуня»).

Цель: закреплять навыки вырезывания, развивать творческие способности, фантазию.

Лабиринт «В гости к Чуне»

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе.

III

IV

Дидактические игры с математическим содержанием

1. На развитие счетных умений:

«Положи столько же»

Цель игр:

- закреплять умение соотносить число и количество, различать
геометрические фигуры, узнавать и называть цифры

Детям предлагается положить в сумочку столько
геометрических фигур, столько показывает цифра на сумочке.

«Поезд»

Цель:

- закреплять умение пересчитывать предметы и соотносить количество с
соответствующим числом.

2. На различие величин:

«Цветные пирамидки»

Цель:

- закреплять умение определять длину полоски, путем наложения полосок
друг на друга;

- закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.

«Сравни и подбери»

Цель:

- - закреплять понятие — длинный, еще длиннее, короткий, еще короче и т. д.

3. На различие геометрических фигур.

г(Засели домик»

Цель:

- закреплять знание о таблице (понятие строка, столбец)
- закреплять знания свойств геометрических фигур;
- формировать зрительное восприятие, внимание;
- развивать мыслительные операции, речь.

- развивать внимание, мышление.

Лото «Мишки — близнецы»

Цель:

- научить ребенка устанавливать сходство и различие в изображении;
- способствовать развитию наблюдательности и внимания;
В ходе игры необходимо собрать пары медвежат, которые
делают одно и то же действие и нарисованы на фоне одного
цвета.

«Умные клеточки»

Цель:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику
руки, фантазию, учить ориентироваться на листе в клетку.

«Веселый поезд»

Цель:

- закреплять знания сенсорных эталонов: формы, цвета;
- развивать речь, мышление, внимание, память;
- формировать творческую активность, фантазию, смекалку.

В этой игре можно решить огромное количество
программных задач, т.к. содержание игры, набор
предлагаемых карточек с картинками позволяет усложнить
данные правила и придумать свои.

«Подбери узор»

Цель:

- способствовать развитию восприятия, зрительного внимания, закреплять
знания геометрических фигур, цвета, цветовых оттенков

«Умники и умницы»

Цель:

- развитие мышления, умения устанавливать сходство и различие в
изображениях, наблюдательность;

- развитие познавательных процессов: внимание, восприятие, памяти, речи.

Игра состоит из карточек, на которых задания на развитие всех
познавательных процессов.

«Глаз-алмаз»

Цель:

- закреплять у детей счетные умения сравнивать 2 группы предметов,
выделяя сходство и различие;

— развивать внимание, зрительную память, речь.

«Сказки о животных»

Цель:

-научить описывать животных, их характер;

-закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,
внизу и т.д.)

-закреплять понятие величины;

- развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.

 «Театр кружков».

Цель:

- развивать речь, умение следить за развитием сюжета и разыгрывать его;
— развивать умение анализировать отношение подчиненности и
символически обозначать их.

Лото «Сказки о животных»

Цель:

- научить описывать животных, их характер;

- закреплять умение ориентироваться в пространстве (право, лево, вверху,
внизу и т.д.)

- закреплять понятие величины;

- развивать внимание, память, речь, умение пересказывать.

Пословицы, используемые в работе:

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Как потрудишься, так и поешь.

Что посеешь, тои пожнешь.

Вранье не ведет в добро.

В ком правды нет, в том добра мало.

В тесноте, да не в обиде.

В согласии жить — никто не одолеет.

Умелые руки не знают скуки.

У ленивого и крыша течет, и печь печет.

Как аукнется, так и откликнется.

Для друга ничего не жалко.

По труду и плата.

Что заработал, то и ешь.

Нет друга — ищи, а нашел, береги.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Лень до добра не доводит.

Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.

Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

Дружба в делах помощница.

            Авторские игры, используемые в работе:

  1.В. В. Воскобовича.

 «Чудо-крестик»

 «Прозрачная цифра»

 «Прозрачные льдинки»

 « 4-х цветный квадрат»

 «Геоконт»

 «Чудо-коврик»

 2. Блоки Дьенеша.

 3. Игры Никитиных:

 «Сложи квадрат»

 «Сложи узор»

 4. Михайловой:

 «Игры с палочками»

 «Колумбово яйцо»

 «Вьетнамская игра»

 «Танграмм».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности с использованием ИКТ

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...  81....

Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...

Особенности развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка...

Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Использование ИКТ в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной п...