Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)
Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
2 слайд
Актуальность
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, образовательный процесс в ДОУ должен быть организован, прежде всего, для развития личности ребёнка, его интересов, творческой активности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (ФГОС ДО п.I.3). Педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Результатом работы воспитателя ДОУ является мотивированность каждого воспитанника к обучению в школе.
Именно в дошкольном возрасте формируется познавательная сфера ребёнка (к 5-6 годам), поэтому необходимо обеспечить условия для её развития. Психологами доказано, что для развития познавательной деятельности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности.
Существует два пути активизации познавательного развития:
- экстенсивный – за счет увеличения объема знаний;
- интенсивный – основанный на формировании личной заинтересованности дошкольника, что предполагает изменение способов обучения: развивающее и личностно-ориентированное.
Факторы, влияющие на формирование познавательной активности:
- общение;
- потребность в новых впечатлениях;
- общий уровень развития активности.
3 слайд
Для успешной реализации ФГОС, необходимо создавать условия, способствующие активизации познавательной активности. Среди технологий, отвечающих этой задаче, можно выделить: ТРИЗ, проектная деятельность, исследование, проблемное обучение, квест и т.д.
Необходимо отметить, что не каждая инновация приживается в образовании.
Одной их актуальных технологий является квест-технология, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Квест интегрирует в себе новые технологии и традиционную систему обучения. С одной стороны, квест-технология сохраняет традиции такой формы занятия как «путешествие» («Следопыты», «Поиски клада» и т.д.), но отличается от неё наличием проблемы и поиска информации. С другой стороны, анализируя публикации исследователей применения квест- технологии, можно утверждать, что квест содержит в себе: мини-проект, сюжетно-ролевую игру, ИКТ (информационно – коммуникативные технологии), проблемное обучение. «В образовательном процессе квест – это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности». Слово «квест» происходит от англ. quest – «поиск, искомый предмет, поиск приключений».
Квест-игра требует хорошо продуманной развивающей предметно-пространственной среды, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Поэтому, создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
Современная игровая форма квест-занятия, позволяющая мотивировать ребенка к активному участию в решении заданий, является актуальной, поскольку от степени познавательной активности ребенка зависит его умственное развитие, а значит и успешное обучение в школе.
4 слайд.
Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи:
-Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
-Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
-Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
5 слайд
Виды квест-игры
Квесты по числу участников:
1. Одиночные,
2. Групповые.
По продолжительности:
1. Кратковременные.
2. Долговременные или длительные(2-3 занятия)
По содержанию:
1. Сюжетные.
2. Несюжетные
По структуре сюжетов:
1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой –отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
Использование того или иного типа игры зависит от возрастных особенностей её участников. В дошкольном возрасте наиболее приемлемы квесты линейного типа.
По форме проведения:
1. Соревнования.
2. Проекты, исследования, эксперименты.
6 слайд
Задания для квестов.
1. Поиск «сокровищ».
2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).
3. Помощь героям.
4. Путешествие.
5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
6. Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.
7. Загадки, вопросы, ребусы.
8. Пазлы, лабиринты.
9. Дидактические игры «Найди отличия», «Что лишнее?», «Разложи по порядку», «Что на
картинке не так?», «Небылицы» и т.д.
10. Упражнения на классификацию.
11. Логические таблицы.
12. Задания на измерения.
13. Ориентировка по схемам.
14. Выкладывание предметов из палочек, фигур.
15. Математические упражнения (счет,
решение примеров, арифметические задачи и т.д.).
16. Подсказки в виде моделей, схем.
17. Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.
18. Творческие задания (сочинение, загадок,
сказок и т.д.)
7 слайд
Достоинства квестов для детей дошкольного возраста
1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.
8 слайд
При разработке квест-занятия необходимо соблюдать следующие условия:
1.Целенаправленность: цель должна быть четко сформулирована и видим был конечный результат.
2.Разумность по времени и доступности: задания должны соответствовать возрастным особенностям, чтобы не допустить переутомления ребёнка.
3. Безопасность: недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
4. Системность: задания должны быть логически взаимосвязаны.
5. Личностный подход: конфликтные ситуации надо решать только мирным путем.
6. Разнообразие видов деятельности и их эмоциональная окрашенность.
9 слайд
Условия реализации квест-технологии
Структура образовательного квеста:
• введение (продумываются сюжет и роли);
• задание (сформулированы этапы игры и вопросы);
• порядок выполнения;
• оценка (подводится итог игры и вручается приз).
10 слайд
Дидактические принципы, в ходе реализации квест-занятия:
• принцип деятельности - ребенок активно участвует в поиске информации;
• принцип непрерывности - соблюдение преемственности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип целостности - формирование целостных представлений о мире;
• принцип целесообразности – цель должна быть четко сформулирована и видим был конечный результат;
• принцип психологического комфорта – создание доброжелательной атмосферы;
• принцип вариативности – создание условий выбора деятельности;
• принцип творчества – развитие творческой активности.
11 слайд
План разработки квест-занятия:
1. Определить цели и задачи в соответствии с ФГОС
2. Учитывается возраст участников и состояние здоровья
3. Продумать сюжет (этапы, станции)
4. Написать сценарий
5. Определить территорию и оборудование
6. Определить помощников, при необходимости
7. Заинтриговать участников, используя привлекательное название.
12 слайд
В чем же преимущества квестов в ДОУ?
1. Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.
2. В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом совместно обсудить.
3. Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.
4. Они учатся работать в группе слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности маленького коллектива.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест –игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Следуя данному плану, нами был разработан и успешно реализован конспект квест-занятия по ФЦКМ для подготовительной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...
Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Данный материал является консультацией для педагогов и родителей, включающий в себя две основные темы: Значение использования ИКТ для развития познавательных способностей детей.Требования к занят...
Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить. А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...
Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использ...
Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.Позна...
«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
laquo;Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...