Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
материал

Мартынова Ирина Юрьевна

Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использование в дошкольном учреждении компьютерных технологий, которые позволят по-новому организовать процесс обучения и развития.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Цель электронного пособия – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_muzykalnyh_rukovoditeley.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

(сообщение на ГМО муз. рук-лей

Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использование в дошкольном учреждении компьютерных технологий, которые позволят по-новому организовать процесс обучения и развития.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Цель электронного пособия – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Задачи мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях

Компьютерные презентации могут быть использованы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Требования к проведению медиазанятий

Работа с применением электронного пособия строится в несколько этапов:

  • знакомство детей с компьютером как современным инструментом для обработки и использования информации;
  • применение мультимедийных презентаций на диагностическом, коррекционно-развивающем, контрольном занятиях.

Используются для группового и индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть:

  • на этапе диагностики;
  • введения нового материала;
  • закрепления материала;
  • контроля знаний.

Индивидуальные медиазанятия проводятся в кабинете педагога, а групповые – в кинозале детского сада, оснащенном мультимедийным проектором и экраном.

Занятия проходят с соблюдением требований санитарного законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест: соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. Экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

 

Принципы проведения занятий

5 принципов проведения занятий

1. Принцип развивающего обучения (педагогу  важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям).

2. Принцип систематичности и последовательности обучения (педагог  должен устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций).

3. Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам).

4. Принцип индивидуализации

5. Принцип связи с жизнью (педагог  и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде).

Эффективность использования мультимедийных презентаций

Практика показала, что при условии систематического использования в развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

  • дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
  • у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
  • презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

На родительских собраниях и консультациях также можно представить  родителям воспитанников  презентации. Многие из них могут заниматься  с детьми дома, используя диск с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом. Умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером.

Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях

 

1.     Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.

2.     Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.

3.     При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

4.     Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

5.     Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.

6.     При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.

7.     Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

8.     Не следует:

– говорить, повернувшись спиной к детям;

– читать конспект занятия;

– загораживать демонстрируемое изображение;

– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации; 
– выдавать раздаточный материал во время презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный материал является консультацией для педагогов и родителей, включающий в себя две основные темы: Значение использования ИКТ для развития познавательных способностей детей.Требования к занят...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...

Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...

Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.Позна...

Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...