Консультация для педагогов
консультация по математике (средняя группа) на тему

Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did_igry_v_razv_matem_sposobn.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6

Консультация

Роль дидактических игр

в развитии математических

способностей детей

(Из опыта работы)

Воспитатель: Чумченко Н.Ю.

                                                                                             

                                                             

ст Кущёвская 2015г

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач.

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, красочный наглядный и раздаточный материал, а также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры. Игры делятся на группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентировку в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

6. Игры веселый счет.

Я использую разные игры для формирования математических представлений у детей. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «семь раз отмерь и один раз отрежь», «два жадных медвежонка» и т.д.). Я использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифру пальцами, руками, используя свое тело, парами.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов»- например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 круга разного цвета и 1 треугольник.) Также использую такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото».

Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай, сколько каких фигур». В развитии внимания и воображения, закреплению геометрических фигур помогает игра «Геометрическая мозаика».

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений различной степени сложности в зависимости от индивидуальных способностей детей, например такие: «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на своё место», «Подбери по форме».

Очень часто использую на своих занятиях игры с  палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить два равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек.

Работая по разделу «Измерение величины» кроме обычных, всем известных методов использую такие игры, как: измерить шагами, пальцами, условной меркой, давала детям творческие задания.

По разделу «Количество и счёт» также использую дидактические игры. Например: «Чёт-нечет», «Назови число на единицу больше, меньше». Интересно проходят игры «Сколько нас без одного»(обратный отсчёт), «Какое число я задумала».

При изучении чисел первого десятка использовала игры: «Кто знает, пусть дальше считает», «Какие числа пропущены», «Назови соседей».

При формировании циклических представлений я могу предложить такие игры как, «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней».

Очень часто на своих занятиях использую задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания. Такие задачи-шутки использую в проведении математических досугов, например: «Сколько орехов в пустом океане?», «Сколько лап у двух медвежат?».

Используя различный дидактический материал в работе с детьми, понимаю, что играя дети быстрее и лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. А применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, обучая, сейчас маленьких детей, в процессе игры стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....