Влияние развивающих игр и упражнений на уровень развития детей
методическая разработка по математике по теме

Бондаренко Светлана Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние

развивающих игр

и упражнений на уровень

развития детей

(выступление на педагогическом совете)

Составитель:

Бондаренко С.В.

г. Благовещенск

«Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.

Ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Особую умственную активность ребёнок проявляет в достижении игровой цели.

Развивающие игры помогают эффективно строить воспитательную работу с дошкольниками по развитию интеллектуальных способностей и математических представлений, экологическому образованию, ознакомлению с предметным миром и конструированию.

Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет снижает излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений об окружающем мире. Ребенок решает интеллектуальные и нравственные проблемы, помогая сказочным персонажам преодолевать препятствия.

Развивающие игры дают возможность самостоятельно придумывать и тут же творчески воплощать все задуманное в действительность. Дети, переключаясь с одного вида деятельности на другой, чувствуют себя свободно, раскованно, игра их увлекает.

В работе я использую апробированные авторские методики и технологии: Б.Н. Никитина, В.В. Воскобовича, М. Монтессори, З.А. Михайловой и других, что помогает детям развиваться, побуждает их думать, творить. Моя задача - создать для этого условия и на занятиях и в свободной деятельности.

Развивающие игры широко используются на занятиях. По опыту могу сказать, что чем раньше начинать обучение детей, тем лучше для их развития.

Одну и ту же игру использую и в три года, и в семь лет, потому что она предполагает как упражнения в одно - два действия для малышей, так и многоступенчатые интеллектуальные задачи для семилетних детей.

Многофункциональность развивающих игр позволяет решать разные педагогические задачи: развивать мелкую моторику рук, математические представления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности. Ну и, наконец, возможность реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждой игре, когда взрослые и дети что-то придумывают и тут же воплощают свои «задумки» в действительность.

Развивающие игры рассчитаны не на один день, их вариативность позволяет поддерживать постоянный интерес к занятию. Если на первом этапе дети просто собирают фигуры, отрабатывая до автоматизма навыки конструирования, то потом рождаются целые города, дворцы, космические ракеты, придумываются герои, сочиняются сюжетные истории.

На занятиях часто использую необычный квадрат В. В. Воскобовича. Квадрат на занятии становится не только «живым», но и может бесконечно трансформироваться, и это чрезвычайно привлекательно для детей. Рассказывая сказку, из квадрата дети складывают любое «превращение». Немного фантазии, несколько движений ловких пальчиков, и появляется мышка, лодочка, ежик. У этого «долгоиграющего оригами» простая конструкция и огромные возможности для творчества.

Эта игра развивает: сенсорные способности, внимание, память, пространственное мышление, умение анализировать, сравнивать, творческое воображение, мелкую моторику рук. Знакомит с приемами сложения «оригами» по схемам.

С детьми старшего возраста использую 4-х цветный квадрат. Приходится «поразмыслить» прежде чем получится, казалось бы, хорошо знакомая фигурка, но уже 2-х или 3-х цветная. Эта игра развивает: сенсорные способности, внимание, память, пространственное и логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук.

Широко использую на занятиях игры головоломки - «Чудо - Соты», «Чудо - Крестики 1», «Чудо - Крестики2», «Чудо – Крестики З», «Чудо - Цветик». Модификаций головоломок очень много, но всех их объединяет один принцип - конструирование целых фигур из частей. Игры такого рода развивают сенсорные способности, психические процессы внимания, памяти, мышления, воображения, творческие способности и мелкую моторику руки.

Используя эти головоломки, обучала малышей собирать целые крестики, соты, цветики из частей, различать цвета радуги, сравнивать размер фигур. Дети радовались, когда получался мячик, цветок, лошадка.

Дети среднего возраста собирали крестики, соты, без опоры на цвет. Складывали на занятиях разных животных, транспорт. А, главное, начинали собирать свои фигурки. Дети старшего возраста разбирались в много цветовой гамме (лилового, сиреневого, салатного, бирюзового цвета) складывая драконов, человечков, солдатиков.

Разнообразить занятия помогал «Шнур - Затейник». Дети вышивали не только узоры и дорожки, но даже буквы, цифры, слова. Работали по схемам.

На математике дети из «Конструктора цифр» складывали цифры (от 0 до 9) развивая при этом внимание, словесно-логическую память, логическое мышление; умение сравнивать, обобщать, проводить тактильный и оптический анализ цифр, мелкую моторику рук.

На занятии по грамоте использовала «Конструктор букв», «Ларчик» (включающий ковролиновое полотно, разноцветные липучки, верёвочки, эталоны цвета, прозрачные буквы, цифры).

В пользе «Игровизора», я думаю, все уже успели убедиться, его можно использовать на каждом занятии. Он позволяет неоднократно пользоваться отцвеченным материал, не портя листов, рисуя специальным фломастером.

Выполняя задания по образцу можно обводить по контуру фигуры, штриховать, писать цифры, буквы, слова, проводить дорожки, стирая ошибки бумажной салфеткой.

Игру - конструктор «Геоконт» использую на занятиях для закрепления понятий: «вверху - внизу», «справа - слева», «внутри - снаружи», для знакомства с геометрическими фигурами, развитие творческих способностей, кроме того для координации мелкой моторики рук.

Развивающая игра "Геовизор" - это модификация уже известных игр: оригинального конструктора "Геоконт" и "интеллектуального тренажера" "Игровизор".

Эта игра, позволяет по-новому, разнообразно и увлекательно, решать многие образовательные задачи, интенсивно развивать интеллектуальную сферу дошкольника и, тем самым, осуществлять подготовку его к школе. "Геовизор" предоставляет ребенку интересные возможности:

  • рисовать на прозрачном экране фломастером;
  • исправлять ошибки, стирая след фломастера салфеткой;
  • проверять правильность решения задачи по образцу (контрольному листу), подкладывая его под экран "Геовизора";
  • переносить координаты рисунка на лист бумаги;
  • дорисовывать и раскрашивать придуманное изображение

«Геовизор» не имеет возрастные градации игровых заданий, поэтому важно ориентироваться на уровень развития ребенка и подбирать игровые задания по силам.

Использование кубиков Б.П. Никитина «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», кубики Косса, «Рамки вкладыши» М. Монтессори расширяют возможности творчески отнестись к проведению занятий, развитию конструктивных способностей у детей, способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.

Для того чтобы развивать внимание, я использую на занятиях игру «Внимание». Которая направлена именно на развитие у детей способности видеть и запоминать увиденное. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его изобразить мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, «сфотографировать», сберечь в памяти, а потом уже перенести на бумагу.

Фигуры  - задания, которые предлагаю детям, разделены на серии по 6 фигур, причем сложность фигур возрастает от первых номеров к последующими от первых серий к последним.

Во второй части игры: «Внимание Угадай-ка» серии короче - всего по 4 фигуры в каждой, но в них заложена какая-то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок, С этой целью ему показывают по очереди только 3 первых- фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама. 4-я фигура служит только для проверки правильности выполнения задания.

Серии фигур из игры «Внимание Угадай-ка» можно предлагать, малышу только тогда, когда после выполнения нескольких серий' игры «Внимание» будет уверенность, что он сумеет точно' нарисовать первые 3 фигуры, расположить их в ряд и последовательно и, сравнивая их друг с другом, догадаться о форме 4-й.

Выполнение заданий «Внимание Угадай-ка» развивает, таким образом, еще и сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.

Играть во «Внимание» - можно начинать даже с 2-3 летними малышами, а с 3 - 4 - летними уже пробовать и «Внимание Угадай-ка», но эта игра очень полезна и более старшим детям, даже подросткам.

Логические блоки Дьенеша также использую на занятиях в плане знакомства с такими параметрами как: цвет, форма, размер, толщина.

Для развития творческих способностей использую со старшими дошкольниками развивающую игру «Прозрачный квадрат», дети складывают из прозрачных квадратов фигурки птиц, животных, человека, осваивая соотношение целого и части, структуру геометрических фигур, приобретая навык конструирования по схеме.

Игра «Прозрачная цифра» позволяет сложить любую цифру от 0 до 9, развивая концентрацию и произвольность внимания, памяти, умение анализировать и сравнивать, творческое воображение.

Среди игр с математическим содержанием широко использую игры головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино».

Игры с математическим содержанием, которые развивают логическое мышление, внимание, воображение обычно рекомендуются для старших дошкольников. Но возможности этих игр более широки. Предлагаю игровые ситуации, позволяющие начать использовать данные игры уже с детьми 4-го года жизни. Играя в них, дети закрепляют такие понятия, как форма и размер, осваивают элементы классификации. Детям более старшего возраста предлагаю задания, предусматривающие действия по схемам. Как усложнение можно использовать вариант с силуэтом фигуры. Главное - чтобы игровые ситуации предлагались последовательно, от простого к сложному.

Игры можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой, детей, в самостоятельной детской деятельности.

Моя группа разделена на мини-среды:

- упражнений в практической жизни;

- сенсорного развития;

- развития речи;

- математики;

- театральную;

- игровую;

- творческую мастерскую и т.д.

Все материалы доступны ребенку и располагаются на открытых стеллажах, где ребенок их видит сразу все и может выбрать то, что ему наиболее интересно.

В мини - среде упражнений в практической жизни есть материалы для мытья мебели, посуды, растений, аранжировки цветов и т.д. Ребенок учится заботиться о себе, об окружающей среде, помещении, в котором живет и играет.

Мой опыт показывает, что эти манипуляции не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей - в том числе математических, исследовательских, языковых.

Играя с водой, песком, другими материалами, ребята осваивают такие понятия, как объем, количество, счет и многие другие. Приучаются к самостоятельности, аккуратности, учатся бережно относиться к вещам, украшать ими пространство своего пребывания.

Обогатив эту мини-среду, придумывая ряд упражнений, ребенку даю возможность быть более ловким в самообслуживании и более подготовленным к дальнейшему обучению письму, чтению, математике.

Имеются прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки, ситечки и воронки, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пипетки с закругленными концами, тазы, трубочки, взбивалки и щетки и т.д. Дети учатся работать с теркой, натирая, например, мыло. Они могут просто взбивать венчиком шампунь, превращая его в пену, но разрабатывают при этом круговые движения руки, необходимые для формирования навыков письма. Процесс развития ребенка происходит не только через игру, но и через работу рук, которой я придаю особое значение. Один из главных принципов Монтессори - педагогики - «интеллект через кончики пальцев», т.е. руки - инструмент развития человеческого интеллекта.

Дети узнают о свойствах различных веществ, пытаясь, к примеру, растворить в воде сахар, соль, мел, муку. Учатся отрывать кусочки от рулона ваты (и тренируя при этом пальчики), работать с тестом, резать овощи, правильно называя свойства и качества продуктов и материалов. При помощи ситечка ребенок отделяет манку от риса, сортирует другие крупы, в его распоряжении несколько чашек. Это развивает глазомер, умение концентрировать внимание, терпение.

Мини-среду сенсорного развития, пополнила развивающими материалами Б.Н. Никитина («Сложи узор», «Уникуб», «Разрезные квадраты») и играми В.В. Воскобовича («Геоконт», «Двухцветный квадрат», «Четырёхцветный квадрат», «Чудо - Головоломки» и др.).

Для развития слуховых ощущений можно поиграть со «звучащими коробочками» (внутри коробочек камешки, мелкие шишки, металлические шарики и т.д.), попеть, поиграть на музыкальных инструментах и многое другое.

Для развития двигательных ощущений, есть материалы способствующие формированию мелкой моторики пальцев (прищепки, разнообразные мозаики, разного размера конструкторы и т.д.); тактильных ощущений - карточки и ткани с разной фактурой поверхности, «мешочки для ощущений», шершавые буквы, цифры.

В мини-среде развития речи я изготовила разнообразные карточки со словами, предложениями, загадками, простыми текстами из устного народного творчества, ребусами, пословицами, скороговорками.

В мини-среде математики дети могут работать и с материалами М. Монтессори: «Рамки и вкладыши»; Б.Н. Никитина: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех»; В.В. Воскобовича: «Двухцветный квадрат», «Четырёхцветный квадрат», «Геоконт», «Чудо - головоломки», «Шнур затейник», «Прозрачный квадрат»; игры головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино».

Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования развивающих игр, задач, упражнений. При этом роль несложного развивающего материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

В ходе игр и упражнений с занимательным развивающим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, вооружаясь лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Активное введение в работу разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения, является одной из важнейших задач. Это послужит повышением творческо - поисковой активности детей. Дети начинают осознавать, что в каждой задаче заключена какая-то хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Организация свободной деятельности детей в развивающей среде - мощный стимул для развития важнейших черт личности ребенка: самостоятельности, целеустремленности, способности к планированию. Важно разбудить в нем дух познания, а все остальное приложится.

Главное помнить, что необходимо уважать право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на индивидуальность. Не заставлять ребенка, а создавать условия, чтобы он сделал собственное открытие, предоставлять ему возможность для свободной деятельности.

Главное - ребенку должно быть интересно.