Главные вкладки

    ВЛИЯНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
    статья по развитию речи на тему

    ВЛИЯНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon referat.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЛИЯНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

            Общение воспитателя и няни с детьми в режимных моментах строится с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью.

            Режимные моменты благоприятны для обогащения, уточнения и активации словаря, совершенствования грамматически правильной речи. В непринужденном общении с ребенком или группой детей воспитатель подсказывает, уточняет названия предметов одежды, обуви, посуды, спальных принадлежностей, действий с ними, качеств пространственных и временных ориентиров. Словарь детей обогащают названиями частей (деталей) знакомых предметов: воротник, пуговицы, карманы пальто; ручка у чашки, вешалка и концы у полотенца; одеяла. Детей учат понимать и обозначать словами последовательность действий (надел пальто – застегни пуговицы, вымыл руки – вытри их полотенцем); различать и называть действия, противоположные по значению (застегнуть – расстегнуть, снять – надеть, открыть – закрыть (шкаф), взять – положить (мыло), снять – повесить (полотенце) и т.п.).

            Я использую в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию, и побуждаю к этому детей: пушистая, мягкая, теплая, меховая шубка; чистые, грязные руки; глубокая, мелкая тарелка; горячий суп; холодный компот; на куртке длинная молния, а на кармане – коротенькая; няня говорить тихо, ласково. Специально придумываю ситуации, удобные для проведения упражнений, раскрывающих ребенку обобщенное значение слов-существительных: У Оли шуба, а у Светы? Тоже шуба. У Коли пальто. Сереже купили новые валенки! Какие они? Валенки, ботинки, сапожки – это обувь; глаголов: Застегни (пуговицу, молнию, крючок, кнопку). Мы надеваем (шубу, шапку, кофту), обуваем (сапожки, валенки, сандалии). Завязать можно шапочку, платок, пояс, шарф; наречий и прилагательных: Посмотрите, у Оли красная шапка! А у Светы есть красная ….  (что?) кофта. У кого шапка сшита из меха, меховая шапка? А у кого шапку связали из ниток? А как правильно сказать про маленькую шапку? (шапочка). Маленькая пуговичка, а большая – …? (пуговица).

            Режимные моменты особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Это проявление внимания детей друг к другу отражается в речи детей. Рассмотреть возможность каждого процесса для развития речи детей.

            Одевание детей на прогулку

                    Организуя процесс одевания детей, я пользуюсь определенными правилами, которые способствуют быстрейшему овладению детей навыками одевания и общения с окружающими. Прежде, чем помочь ребенку, нужно убедиться, что он пытался надеть вещь. Контролирую процесс одевания. Не позволяю ребенку доставать сразу несколько вещей. Учу детей обращаться за помощью, излагая просьбу в словах. Наташа умеет различать ботинки. Спрошу у Наташи: «Я на эту ногу надела ботинок? Видишь, Света не может завязать пояс. Предложи ей помощь. Скажи: «Света, я помогу тебе завязать пояс». Разговор с детьми во время одевания включает информацию, обогащающую и уточняющую представления детей. Варежки связали, а шапку сшили. У Бори пальто, а Артур – в курточке. Пальто на пуговицах, а куртка – на молнии.

    Это чья, это чья?        Или        Шапка меховая

    Шапочка пуховая        Черная, большая

    Шапочка пуховая

    Синяя и новая?

            Помогая одеться, веду беседу: «Что тебе помочь сделать? Ты так и скажи: помогите надеть кофточку». Спрашиваю о последовательности одевания, прошу показать ту или иную вещь, назвать ее. Поощряю детей, помогающих сверстникам по своей инициативе.

    Возвращение детей с прогулки

            Этот процесс трудный для работы по развитию речи. Беседа с детьми в осенне-зимний период возможны лишь спустя 5-6 минут после возвращения, так как в первые минуты дети недостаточно активно реагируют на обращения взрослого. Вовлекая детей в разговор, задаю легкие вопросы, предлагая простые задания.

    Обед

            Речевое обращение с детьми целесообразно до того, как ребенок начнет есть. Я обращаю их внимание на блюдо: «Кто узнал, какой это суп? Как он называется? Скажите: «Овощной суп (гороховый суп). Сейчас я налью щи в тарелку Вовы. Что я тебе налила? Что тебе дать, чтобы ты, Аня, смогла есть суп? (ложку)». Перед обедом и завтраком с двумя-тремя детьми смотрим меню. Дети охотно рассказывают остальным, что приготовлено на обед (завтрак). Загадываю загадки про посуду и продукты питания (см. методические рекомендации).

    Умывание

            Словарная работа во время умывания осуществляется до и после непосредственных действий. Действия с водой (открыть кран, пустить воду, намылить руки, смыть мыло) требует от ребенка внимания. В подходящий момент я напоминаю знакомые стихи, например, потешку «Водичка, водичка…», «Ах, вода, вода…» , спрашиваю:        Кто тут будет – куп, куп,

            По водичке – хлоп, хлоп.

            Будет мыло пениться,

            И грязь куда-то денется.              

                                                (С. Капутикян)

    Подготовка ко сну

            Здесь создаются благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежды, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений («повесь на стул, подставь под стул»; «не шуми, говори тише, не очень громко», «вешай одежду аккуратно, чтобы не помялась»).

            Сон, войди скорее в двери,

            Дрема, встань у колыбели.

            Тихо песенку пропойте,

            Глазки мальчику (Олечке, Анечке) закройте.

            Поиграли дети дружно,

            После спать ложиться нужно.

            Наступает тихий час,

            Тишина нужна сейчас.

    Одевание после сна

            Для того, чтобы создать у ребенка после сна хорошее настроение, я использую песенки и потешки:

            Потянушка, потянись.

            Поскорей, скорей проснись!

            День настал давным-давно,

            Он стучит в твое окно!

                                              (Л. Квитко)

            РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

    Правильное чередование в течение дня различных видов деятельности и отдыха, пребывания в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания способствует полноценному развитию детей, укреплению здоровья, восстановлению затраченной энергии. Занятия, игры организуют спустя час-полтора после сна, т.е. в период, когда центральная нервная система находится в состоянии  оптимальной возбудимости. А спокойные, освоенные ребенком игры, проводят в вечерние часы или ближе к середине дня. Педагогически целесообразно также своевременное переключение детей с одного вида деятельности на другой, что не только предупреждает утомление, но и облегчает усвоение знаний, умений, норма поведения. Рационально построенный и проводимый четко режим обеспечивает также положительное эмоциональное состояние детей, которое, в свою очередь, является существенным условием полноценного физического и психического развития.

            Изменения в режиме в связи с возрастом детей – это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и частей, его составляющих. Понимание воспитателем этого положения – решающее условие выполнения режима во времени и организации отдельных его отрезков.

    Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает частные, такие как обогащение и активация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

            Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

            Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.


            Ребенок четвертого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли, желания и намерения. Ребенок не только воспринимает окружающий мир, но и пытается высказать свое мнение о том, что видит, свое отношение к происходящему.

            Одно из новых явлений, которое отмечается в речевом развитии ребенка четвертого года жизни – это возрастающая любознательность, которая заставляет малыша задавать вопросы.

            Ребенок трех – четырех лет еще не владеет монологической речью, то есть речь, которой он пользуется, достаточно ситуативна, фразы зачастую не связаны между собой по содержанию. Вот почему детям пока не доступен пересказ сказки, рассказа, события. Небольшие стихотворения, рифмованные потешки дети запоминают и могут рассказать по памяти. Дети достаточно точно могут  передать содержание сказки, рассказа, если слышали ее неоднократно, но при этом не понимают смысла слов, то есть говорят механически.

            К четырем годам словарь детей доходит до двух тысяч слов. В речи преобладают существительные и глаголы, но постепенно ребенок начинает пользоваться местоимениями, наречиями, числительными. В речи уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

            Исследованиями института физиологии детей установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
    2. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
    3. Лямина Г.М. Воспитание детей во второй младшей группе д/с. – М.: Просвещение, 1981.
    4. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. – М.: 2007.
    5. Жукова О.С., Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – Издательский Дом «Нева», 2006, 352 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВЛИЯНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

    ВЛИЯНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

    Опыт работы по теме: Использование сенсорной доски в образовательной деятельности в режимных моментах для познавательного развития детей

    В данной работе описывается опыт работы с интерактивной доской врежимных моментах. Данный материал идёт вместе с презентацией на заданную тему....

    Формирование навыков безопасного поведения во время непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах по физическому развитию детей

    Как извесно, травмы легче предотвратить. чем потом лечить их последствия, поэтому важно научить детей соблюдать правила безопасности...

    Выступление на педсовете "Использование режимных моментов для познавательного развития детей"

    Материал представлен в виде презентации на педсовете "ФЭМП как средство развития познавательной активности детей с ЗПР дошкольного возраста. В презентации показаны методы работы с детьми с ЗПР дл...