Работа с родителями."Как помочь детям подготовительной к школе группы научиться составлять и решать простые и косвенные задачи" - статья для тематического стенда
статья (подготовительная группа) по теме

Эта статья может использоваться в работе с родителями как для стенда, так и для консультации родителей детей подготовительной к школе группы.

Она содержить рекомендации как заинтересовать детей, понятно доступно объяснить алгоритм составления простых задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   «Математический ликбез»

Как помочь детям научиться составлять и решать простые и косвенные задачи?

Предлагаем ребенку рассмотреть схему-алгоритм составления задачи, чтобы облегчить восприятие понятия «задача».

Ребенок, действуя согласно заданному алгоритму, будет избегать ошибок, или во время исправит их.

1.(У) – придумай рассказ, в котором живут 2 числа, иначе задача не получится.

2.(?)Задай вопрос (начинается со слова «сколько»)

3.(+,-) определись, что будешь выполнять – сложение или вычитание.

4. Выполни действие и напиши ответ.

В данном возрасте, знакомство с составлением и решением задач проходит в несколько этапов:

1.Начинать лучше с рассматривания наглядных предметных ситуаций (мелкие игрушки,  рисунки и т.д.). В продаже существует иллюстративный материал: рисунки с предложенными арифметическими действиями и символическими обозначениями. Часто  картинки уже с готовым ответом. Ответ лучше заклеить и дать возможность ребенку поразмышлять

Обговорить с ребенком следует не только содержание картинки и цифровые обозначения, знаки, но и условные обозначения:

-Что обозначают 2 синих квадратика? А зеленый?

Учите детей точно формулировать вопрос к задаче:

-Сколько всего котят на поляне? (сложение) -Сколько осталось игрушек?

Но очень важно научить детей видеть целое и части.

В сложении целое  обозначается  в конце действия (сумма).  А части – это 2 других числа – слагаемые. А в вычитании мы отделяем часть из целого, получая другую часть в остатке (ответе). Поэтому целое оказывается в начале действия:

То-есть, в данном случае, 5 – это целое - уменьшаемое (всего на полке стояло 5 книг),  2(вычитаемое) и 3(остаток) – это части.

 Не следует беспокоиться, если ребенок сразу не запоминает такие математические формулировки. Главное, чтобы он находил часть и целое, понимал, что часть всегда меньше целого и наоборот.

 2.Следующий этап – составление текстовых задач. То-есть  - без наглядного сопровождения.

Вы предлагаете детям придумать математическую историю (рассказ, сказку) на сложение или вычитание, в которой должны присутствовать 2 числа. Определиться, какой знак вы будете использовать («+» или «-» ). Задать вопрос и решить свою задачу, предварительно обозначив действие с помощью знаков и цифр. Если ребенку трудно, предложите условно обозначить предметы: пусть кружочки – это яблоки, а квадратики – это груши.

        3       +    2        =       5

Чтобы у вашего ребенка не закрепился стереотип: сложение, это когда прибавилось, а вычитание – уменьшилось, можно на примере так называемых косвенных задач, показать, что не всегда это так,

предложите определить, на сложение или на вычитание такая задача:

Когда в вазу положили 2 яблока, то их стало 5. Сколько яблок было раньше?

Дети, следуя своей логике,  отвечают – задача на сложение.

Тогда предложите найти целое и части. Оказывае6тся целое уже известно (5) и его искать не надо. 1 часть  тоже  известна  - 2 яблока, а вторую надо найти.

Это можно сделать, выделив из целого известную часть. То-есть число 2. Остаток и будет искомой частью.

5-2=3. Выходит, чтобы решить такую задачу, надо выполнить арифметическое действие – вычитание.

Действуйте осторожно. Не заставляйте ребенка решать, если он устал. Терпение и доброжелательность помогут и вам и вашему ребенку справиться с заданием.

Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Перспективное тематическое планирование нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД (образовательная область: познание (ФЭМП) – коммуникация) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал». (Второе занятие).

Мной представлен конспект НОД (оразовательноая область - познание (ФЭМП)  - коммуникация) на тему "Обучение решению задач с опорой на наглядный материал". Это второе занятие по знакомству детей 6...

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Предлагаю вашему вниманию авторский тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Перспективное  планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППАХ

Календарно-тематическое планированиепо работе с родителями в старшейи подготовительной к школе группах...