Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста с применением различных образовательных технологий
статья по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Лисовская Мария Яковлевна

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования и в том числе к  первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске  одаренных гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Решение приоблемы развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка имеет большое значение в дошкольном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина, структурное подразделение «отделение дошкольного образования»

 Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

с применением различных образовательных технологий

Автор: воспитатель  Лисовская М.Я.,

первая квалификационная категория

г.Санкт-Петербург

2014г.

        Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким  творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать  социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того, чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление -  это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – это  время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования и в том числе к  первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске  одаренных гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

         Часто  в беседах мы привычно киваем головой, когда речь заходит о том, что кто-то способен, даже талантлив, а вот  другие … Нередко слышим, что чей-то ребенок может часами фантазировать, а другой не в состоянии сообразить простые вещи. И тут же звучит объяснение:»Одному дано, а другому нет». Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от исходного уровня.

         Дошкольный возраст уникален, ибо как  сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями  о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

          Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Проблемой развития интеллектуальных и творческих способностей детей серьезно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители.

Интеллектуальное развитие детей 6 – 7 лет

посредством игр с математическим содержанием

             Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать логические задачи. Усвоение общего приёма решения задач вбазируется на  сформированности  логических операций:      

-умение анализировать объект,

-осуществлять  сравнение,

-выделять общее и различное,

-осуществлять классификацию,

-устанавливать аналогии;

-умение моделировать;

-умение использовать знаково-символической записи математического понятия;

-использовать приёмы анализа и синтеза объекта и его свойств;

              Всё это возможно формировать уже в дошкольном возрасте с помощью развивающих дидактических игр.

Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.

                Игры по правилам становятся интересны и значимы уже  к концу дошкольного возраста. Именно такие игры имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В них ребёнок сознательно подчиняется правилам, причём эти правила становятся для него внутренними не принудительными.

                Б.П. Никитин считает, что развивающие игры занимают одно из важнейших мест в развитии ребёнка.

               Игры  имеют свои особенности:

•        Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, в чертеже, в письменной или устной инструкцией и т.п., и таким образом, знакомят его с разными способами информации.

•        Задачи имеют очень широкий диапазон трудности: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

•        Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяют детям  составлять новые варианты заданий, т.е. использовать полученные знания, способы действий в новой ситуации.

        Дети, отгадывая, раскрывая секрет, видоизменяя, моделируя, группируя, развивают самостоятельность мышления.

         Мы знаем, что сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове, поэтому ставим перед детьми такие задачи, в которых требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность рассуждать, мыслить, уметь применять свои знания в разных условиях.

            Одним из самых  эффективных пособий в  работе по развитию логического мышления являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

              В играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры, появляется способность производить действия в уме.

С помощью блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

                В процессе игры дети овладевают логическими операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения развития логического мышления. К таким действиям  относятся: выявление свойств предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Овладевая вышеперечисленными логическими операциями в старшем дошкольном возрасте, дети учатся рассуждать, правильно строить высказывания, оперировать сразу четырьмя признаками объекта.

               «Палочки Кюизенера» - это дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером.  «Палочки» замечательно реализуют принцип наглядности, представляют сложные абстрактные математические понятия в доступной дошкольникам  форме.

               Очень эффективно данное пособие для развития логического мышления, так как в этом множестве легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка, в нём скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию абстрактных различных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности (самостоятельного математического исследования).

                  С помощью цветных палочек  легко подвести ребят к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на»,научить делить целое на части и измерять объекты, поупражнять их в запоминании состава числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями:  сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между».

                  Выполнение разнообразных упражнений с палочками способствует также развитию интеллектуальных способностей, логического мышления, тренирует память, способствует развитию внимания, является хорошей тренировкой мелкой моторики рук. Уже более 50 лет это пособие является эффективным и любимым развивающим дидактическим материалом для родителей и воспитателей по всему миру.

                  Палочки «Кюизенера» можно использовать не только для обучения математике, но также и для обучения грамоте. Дети выкладывают буквы по предложенным схемам, или по контуру.

                  Очень эффективными для развития логического мышления детей являются игры Б.П.Никитина «Сложи узор» и другие.

                   Игры  Воскобовича «Игровизор», «Геоконт», «Конструктор букв», «Счетовозик», «Восьмерка» используются для развития у детей математических представлений. Интересные и разнообразные фигуры дети складываю из детелей игры «Танграм» и «Колумбово яйцо».

Использование методов и приемов ТРИЗ в развитии детей старшего дошкольного возраста

               Фундаментом интеллектуальных и творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. «Воображениен важнее знания…» - говорил А. Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ (теория изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения), утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети все равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?

                Основанная на объективных законах развития окружающего мира, ТИРЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в ЕЕ правила, овладевает методами борьбы с психологической инерцией при решении творческих задач. ТРИЗ располагает конкретными приемами,правилами, инструментами творчества. Они универсальны и могут применяться в детских садах, школах, а также в высших учебных заведениях.                                      Дети старших возрастов, овладевая инструментами ТРИЗ, делают настоящие изобретения в технике, пишут фантастические  рассказы. Малыши еще не знают физики, химии, черчения, зато играть, сочинять интересные загадки, сказки, истории им очень нравится. Игра – самый эффективный способ обучения детей  дошкольного возраста. В качестве обязательных элементов эти игшры должны содержать изобретательские задачки.

                   Система ТРИЗ-педагогика развивается с начала  80-х годов в ответ на требование времени по подготовке инновационно-мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту, ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.

Конспект по развитию речи с использованием презентации на тему "Дикие животные" . Конспект занятия  для детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью в возрасте четырех-...

доклад "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, с применением интегрированных педагогических технологий, через проектную деятельность"

Материал выступления на конференции "Организация проектной деятельности обучающихся как одна из трудовых функций педагога"(2019). Повышение качества образования и воспитания посредством внед...

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных образовательных технологий».

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных образовательных технологий...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием различных игровых технологий.

Акктуальной проблемой нашего времени остро стоит потребность всестороннего развития детей в условиях ДОУ. В последние годы быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных ...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...