Открытое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

Гапоненко Марина Сергеевна

Занятие по ФЭМП

в подготовительной к школе группе

на тему «Число 7. Цифра 7»

Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности ( память, логическое мышление),

-закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7,

-знание состава числа 7,

- закрепить умения называть последующее и предыдущее число цифре 7, обозначать его цифрой,

- умение сравнивать цифры между собой;

-формировать умение называть цифры не по порядку.

- воспитывать интерес к математическим занятиям, дружеские взаимоотношения между детьми.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_femp_tsifra_7.docx13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ФЭМП

в подготовительной к школе группе

на тему «Число 7. Цифра 7.»

            Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности ( память, логическое мышление),

-закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7,

-знание состава числа 7,

- закрепить умения называть последующее и предыдущее число цифре 7, обозначать его цифрой,  

- умение сравнивать цифры между собой;

-формировать умение называть цифры не по порядку.

- воспитывать интерес к математическим занятиям,  дружеские взаимоотношения между детьми.

Приоритетная образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд».

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Социализация

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

  • продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.

Труд

  • убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

  1. сюрпризный момент;
  2. художественное слово;
  3. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок, толкование пословиц;
  4. самостоятельная работа на карточках;
  5. индивидуальные и хоровые ответы;
  6. счет вслух;
  7. работа с пособиями,
  8. поощрение и похвала детей
  9. показ наглядных пособий в презентации.

 Развивающая среда,  материал:

      Презентация к занятию, иллюстрации с изображением пословиц, чудес света, раздаточный материал (счетные наборы, цифры, карточки трехполосные),  фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.

1.Воспитатель:

    - Сегодня к нам в гости пришла цифра.(слайды с различным изображением цифры 7).

На крыше флаг. Смотрите все!

Ведь он похож на цифру семь!(А Тонких, Д Стогова)

Цифра семь! Цифра семь!

Цифра легкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Семь точно острая коса.

Коси коса пока остра. (Г.Виеру)

-Так скажите,  на что похожа цифра семь?(Ответы детей).

     2.Воспитатель:

 - Хотите отправиться в путешествие? Путь предстоит нелегкий и на пути вас ждет много интересных заданий. Чтобы нам с вами сегодня отправится в путешествие для поиска Королевы Семерки,  надо назвать  литературные произведения, фильмы, мультфильмы, в названии которых есть цифра 7. Побеждает та команда, которая назовет больше.

  • «Цветик-семицветик»,
  • «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»,
  • «Белоснежка и семь гномов»,
  • «Семь Симеонов»,
  • «Семеро смелых»,
  • «Седьмое путешествие Синдбада»,
  • «Волк и семеро козлят».

Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…
(семь)

3.Воспитатель:

-Продолжаем наше путешествие! Давайте поиграем в игру, чтобы продолжить наш путь.

Игра «Неделька, стройся!» Дети получают таблички с цифрами от 1до7.


По команде: «Неделька, стройся!», дети встают в ряд в порядке дней недели. Проверка построения проверяется по стихотворению М. Погарского, которое рассказывает ребенок.

Вот неделя. В ней – семь дней,
Поскорей знакомься в ней.
Первый день по всем неделькам,
Назовется понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка – среда –
Третьим днем была всегда.
А четверг – четвертый день–
Носит шапку набекрень.
Пятый – пятница – сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
А последний – воскресенье –
Назначаем днём веселья…

-Вы отлично знаете дни недели, ребята!

4. Воспитатель:
- Следующее задание на пути к Королеве Семерке. Нужно отгадать загадку.
Красивое коромысло над рекою повисло. (Слайд - Радуга)
- Сколько цветов у радуги? (7) Назовите их. Давайте в
ыложим кружочки в форме цветка.
- Как можно назвать этот цветок? (Цветик – семицветик).

5. Воспитатель:

       - Следующее задание такое у нас на пути: показать, как можно получить число 7?( к 6 прибавить 1(один), от 8 отнять 1 (один)).

- Назовите кто соседи цифры 7 ?(6 и 8) (работа с карточками и счетным материалом).

       - Покажите цифру 7. На столе разные цифры, постарайтесь найти цифру 7 из картинок на столе.

       - Что вы знаете о числе 7?

6.
    Слайды с изображением Чудес света.

Воспитатель: А  теперь нас ждет отдых и интересный рассказ.

         - 7(семь) считалось магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове.

Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот).  
     - 7 считали священным числом. И на нашей планете в свое время было 7 чудес света. К сожалению, по разным причинам они исчезли с лица земли. Нет прекрасных висячих садов царицы Семирамиды, сгорел Храм Артемиды в городе Эфесе, исчезли скульптура Зевса, гробница царя Мавсола, Колосс Радосский и маяк на острове Фарос.

        До наших дней дошло только одно из чудес, над которым, говорят, не властно время. Это пирамиды, которые являются гробницами

египетских царей. (рассказ сопровождается показом фотографий на слайдах).

       - 7 считалось волшебным числом.

Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света, семь подвигов Геракла.

7. Физминутка. (воспитатель показывает карточки с нужным количеством предметов, дети выполняют движения, посчитав их вслух)


Сколько  елочек у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько здесь цветных кругов,
Столько сделаем хлопков.

Если видим семь квадратов

Сделаем мы столько махов.

8. Воспитатель:

      - Мы часто встречаем число и цифру 7 и в поговорках и пословицах.
В них семь употребляется в значении «все», то есть предельным числом.

Для того чтобы приблизиться к нашей цели выполняем следующее задание. Рассмотрите пословицы на картинках, объясните, как вы их понимаете?   (работа в парах).
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Семь бед – один ответ.
3. За семью печатями.
4. Семеро одного не ждут.
5. Седьмая вода на киселе.

6. Семеро по лавкам.

9. Воспитатель:

- А  теперь у нас на пути разные ребусы. Давайте их разгадаем:

7я (семья),  7,Я (семя), в O 7 (восемь). Мы еще ближе приближаемся к нашей цели.

9. Воспитатель:

- Как цифру 7 можно записать по-разному?

- А давайте сделаем подружек для Королевы Семерки?

Творческое задание: «Выложи цифру»

Из разного материала выкладывают цифру 7 на листе картона (фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.)

Воспитатель:

-Вот мы и пришли к Семерке. Посмотрите, какая она красивая! Она очень рада, что у нее теперь так много друзей. Она благодарит вас за выполненные задания! Спасибо,  что вы  такие старательные, внимательные и трудолюбивые!

- Ребята, давайте вспомним,  что вы сегодня узнали и, что вам понравилось в нашем путешествии.

Подведение итогов занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕДКОПИЛКА

«С цифрой семь»

Стихи

Про цифру семь
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель ваш.

Учиться любит старший брат,

Но воскресенью то же рад.

Учебных дней в неделе шесть.

И день один на отдых есть!

(Сколько же дней в неделе?)

Дни недели.

В понедельник – мандарин,

А во вторник – апельсин,

В среду – шоколад,

В четверг – мармелад,

В пятницу – виноград,

В субботу – печенье,

В воскресенье – варенье.

               ****

В понедельник я стирала

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла.

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

(П.Башмаков)

                         * * *

Однажды Семерка гуляла в лесу:
Корзина в руках и очки на носу.
В волшебном лесу расцвела красота,
В корзинке огромной спала пустота!

Семь зайцев на встречу скакали гурьбой:
- Грибы собираешь? Мы тоже с тобой!
По лесу зеленому зайцы бродили
И вместе с Семеркой грибы находили!

Семь толстых волнушек в болоте нашли,
Семь желтых лисичек под елкой росли,
Семь белых грибов на поляне стоят,
А рядом семья – семь веселых опят!

Вот семь сыроежек, семь скользких маслят,
Семь рыжиков славных в тенечке шалят.
Удачной грибная охота была:
Семерка корзину едва подняла!

***

Е.Шварц

Кто со сцены нам поет,
Знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это
Ясно всем!

* * *

В сказках Цифра Семь живет,
В гости всех детишек ждет,
Гномов семь и семь козлят
С ними поиграть хотят.

* * *

Сколько дней в неделе?
Семь. Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-разному зовут.

* * *

К ноткам цифра семь пришла,
Семь им звуков принесла.
Стали нотки распеваться
В звуки стали наряжаться.

Загадки

— 1 —
Вышел старик-годовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой — белое.
Ответ: Год, месяц, неделя, дни, ночь, день

— 2 —
Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст.
Ответ: Радуга

— 3 —
Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.
Ответ: Дни недели


Скороговорки

-1-
У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.

-2-
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек — туесок.

-3-
В семеро саней
Семеро Семёнов
С усами уселись
В сани сами.

Пословицы и поговорки

Лиса семерых волков проведёт.
У семи нянек дитя без глаза.
За семь вёрст киселя хлебать.

За семью печатями.

Одним махом – семерых.

Один пашет, а семеро руками машут.

Потерял пять, а нашёл семь.

Рубить семерым, а топор один

Семеро с ложкой – один с сошкой.

Сам не дерусь, семерых боюсь.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Седьмая вода на киселе.

Семеро не один, в обиду не дадим.
Семеро одного не ждут.
Семеро одну соломинку подымают.
Семь вёрст до небес и все лесом.

Семерым просторно, а двоим тесно
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
У семи нянек дитя без глазу.

У ленивого семь праздников в неделю.

Шагать семимильными шагами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы

·         учить назвать порядковые числительные в названии каждого дня недели,·         закреплять знания порядковых чис...

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей старшей группы « В поисках сокровища».

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей старшей группы « В поисках сокровища».Цель:  создание условий для обобщения и закрепления элементарных математических представлений у дете...

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы».

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет  на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы»....

Конспект открытого занятия по ФЭМП для детей старшей группы: "Интеллектуальная игра КВН" с использованием ИКТ технологий

Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Закрепить счет от 1 до 10, знание цифр.Способствовать формированию алгоритмической грамотности.Способство...

Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики».

Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики». Цель:Выявление элементарных математических знаний,представлений,умений,полученных детьми в...

Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики».

Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики»....