Программа « УМНИКИ И УМНИЦЫ».
учебно-методический материал по математике на тему

Развитие  познавательных способностей, является сложным процессом

 формирования  восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления

 ( из наглядно – действенного в наглядно – образное, а затем в  логическое ).

 Способствует познавательно – речевому развитию, возникновению

устойчивого познавательного интереса, направленно на достижение

 интеллектуального развития.

Развитие  познания – процесс накопления разнообразных знаний и

умений: овладение речью, формирование интеллектуальных способностей,

развитие произвольности и познавательной активности, развитие мелкой

моторики, формирование мотивации к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_2_red.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 станица Должанская  муниципальное образование Ейский район.

Автор: воспитатель Жеребцова Ирина Павловна.

МДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район Краснодарский край

                                      «Приступая к занятию, помните, что интерес

                                                взрослого – большой подарок детям».

                                                                                       Вячеслав Букатов.

Программа « УМНИКИ И УМНИЦЫ».

Пояснительная записка.

Развитие  познавательных способностей, является сложным процессом

 формирования  восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления

 ( из наглядно – действенного в наглядно – образное, а затем в  логическое ).

 Способствует познавательно – речевому развитию, возникновению

устойчивого познавательного интереса, направленно на достижение

 интеллектуального развития.

Развитие  познания – процесс накопления разнообразных знаний и

умений: овладение речью, формирование интеллектуальных способностей,

развитие произвольности и познавательной активности, развитие мелкой

моторики, формирование мотивации к школьному обучению.

Развитие познавательных способностей имеет особое значение для

подготовки детей к обучению в  школе. Важно не только то, какими

знаниями владеет ребенок, но и то, может ли он применять полученные

знания, то есть: умеет рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные

выводы, работать с конструктором, с модулями, моделями, схемами,

пиктограммами и т.д.

Своеобразие  моей  технологии  состоит  в использовании синтеза

игр различной мотивации и классификации, синтеза  разнообразных

методов и приемов, обеспечивающих  амплификацию и направленных

на развитие познавательных способностей. Это  позволяет сделать  

образовательный  процесс  более  деятельным,  насыщенным,  творческим,  

а  значит,  инновационным.

Актуальность  заключается  в  непрерывном  способе  воспитания и  

обучения,  доступности  и  последовательности поисковой деятельности

  в  процессе  игры,  в  непринужденном  усвоении  учебного  материала,  

закреплении  знаний  и  применения  их  в жизни.

Развивающий  характер  такой деятельности  позволяет  формировать

устойчивый интерес к познанию, любознательность,  инициативность,  

самостоятельность.

Принципы построения программы:

  1. Принцип единства целей, задач, содержания методов и приемов

организационных форм.

  1. Принцип интеграции образовательных областей.

  1. Принцип интеграции игровых методов.

Программа включает в себя:

  1. Теоретический блок:
  1. Условия.
  2. Теоретические основы развития познавательных способностей.

Задачи, методы и приемы, рекомендации, игры и упражнения..

  1. Развивающая среда.
  2. Методы диагностики.

  1. Практический блок:
  1. Организованная образовательная деятельность, конспекты.
  2. Наглядный, дидактический материал.
  3. Работа с педагогами и родителями.

  1. Контрольно – оценочный (мониторинг).

  1. Оценка эффективности программы.
  2. Методическое обеспечение.

Считаю целесообразным выделить несколько важных условий,

необходимых в процессе формирования познания в дошкольном возрасте:

- образование должно обеспечить качество Закон РФ « Об образовании»:  

Статья 2, пункт 6.;

- обучение  должно нести в себе деятельный характер, что соответствует  ФГОС:

 - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- использование разнообразных средств дошкольной  дидактики;

- обогащение видов  детской деятельности, т.е. обеспечить принцип амплификации;

- включить социальный статус семьи в единое образовательное сообщество:

- тактика общения – тактика сотрудничества заинтересованных сторон –

ребенка и взрослого;

- инициировать процесс познания, поддерживать интерес и активность;

- обеспечить детей деятельностью:  исследовательской, поисковой,

предметной , позволяющей детям приобретать опыт и применять свои

 знания;

- использовать вариативные  формы организации познавательной

деятельности, разнообразить повседневную жизнь, организовать мобильную

развивающую предметную среду.

Среда служит главным условием реализации целей и задач программы, помогает правильно ориентироваться на индивидуальные интересы детей и возможности, на природную потребность познавать, действовать, быть. Мои воспитанники, жители мира детства, - маленькие труженики и первооткрыватели. Живут в своем времени и пространстве. Они неизбежно талантливы, изобретательны. Поэтому в нашей группе обучение строится на основе деятельности, поддерживается активный курс на создание единой зоны развития ребенка. Это направление выбрано для того, чтобы ребенок мог раскрыться как личность, выдвинуть свои инициативы. В планировании своей работы, я опираюсь на достижения и успехи детей. Подкрепляю в них чувство уверенности в своих силах путем создания атмосферы социального и эмоционального комфорта.

В группе создана соответствующая всем педагогическим принципам вариативная и мобильная  предметная среда, позволяющая детям сделать самостоятельный и осознанный выбор. Она представлена маленькими островками – центрами активности, это маленькая творческая лаборатория, в которой стимулируют  познание закономерностей и просто веселых действий. Среда представлена центрами: речевой деятельности; познавательно – исследовательский; патриотического воспитания, игровой; двигательной активности; детского творчества; театральный; строительный; музыкальный; художественного творчества; природы; Краеведения, сенсорного развития; речевого и креативного развития; коррекционного развития.

Главное условие работы центра – активное участие детей. Среда мобильна. Каждый день работают практически все центры, их количество ориентировано только на потребности и интересы детей. Есть такие, которые не закрываются никогда, меняется их очередность, насыщенность сюжетом и оборудованием, зависящим от тематики и поставленным техническим и педагогическим целям( центр воды и песка, познания, сюжетно – ролевой игры, дорожного движения).Выбор всегда остается за детьми.

Я рассматриваю детское самостоятельное исследование как эффективную форму обучения, в процессе которой ребенок приобретает осмысленные и личностные знания, умения и навыки. Традиционные рамки опытно-экспериментальной работы значительно расширены. Они затрагивают разные стороны жизни: социальные, научные, технические и др. Практическую деятельность строю на формировании интереса, с помощью которого происходит мобилизация внутренних познавательных и интеллектуальных ресурсов личности.

Развивающая среда рассматривается « центром Вселенной» детской деятельности. В такой среде дети чувствуют себя уверенно и комфортно, они активны и конструктивно деятельны, способны передавать друг другу игровой и учебный опыт, помогают друг другу развиваться в социальном и интеллектуальном плане, умеют организовать себя и других, согласовывая свои желания и действия, находят компромиссы.

Информацию об интересах и потребностях детей я получаю из наблюдений за детьми  и бесед с их родителями. Полученная информация становится основой для определенных приоритетных целей развития, позволяет мне: 1) планировать цели и задачи, 2) искать способы их реализации, 3) организовывать активную деятельность, направленную на обеспечение качества образования, 4) повышать педагогическую компетентность родителей, 5) использовать нетрадиционные формы общения с родителями: информационно-аналитические, наглядно-информационные, ознакомительные, просветительские, досуговые и познавательные. Роль воспитателя заключается в организации такой среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта. Педагогам необходимо провести определенную работу с родителями по  вопросу организации предметно – развивающей среды дома. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Что позволит сделать процесс развития познавательных способностей непрерывным.

Планирование работы по формированию элементарных математических

представлений.

Цель: формирование познавательных способностей.

Тема.

Содержание: дидактические

игры и упражнения.

Организация развивающей

среды: дидактические

игры и упражнения.

Число и цифра1.

« Кто знает, пусть считает дальше».

« Что общего и чем отличается».

« Хитрые вопросы».

« Найди лишний предмет».

« Незаконченный рисунок».

« Фотограф».

« Назови цифру».

« Разрезные картинки».

Коммуникация: веселые стихи, пословицы и поговорки.

Число 2, цифра 2.

« На что похоже?»

« Воздушные шары».

« Пляшущие человечки».

Сказка « В лесу». Цель: состав числа 2.

« Будь внимательным».

« Когда это бывает?»

« Скажи сколько».

« Найди, чем похожи». «Незаконченный рисунок».

Коммуникация: веселые стихи, пословицы и поговорки.

Число и цифра 3.

« Чудесный мешочек».

« Найди свой домик».

« Будь внимательным».

« Правильно посчитай».

« На что похоже?»

« Сделай также».

« Времена года».

« Подбери ключик к замочку».

« Назови три предмета».

« Назови три круглых предмета».

Сюжетно – ролевая игра

« Больница».

Коммуникация: считалки,

загадки,

чтение « Три поросенка»,

С. Топелиус « Три ржаных колоска».

Брейн –Ринг. Цифра 4.

Загадки.

« Найди пару».

Логические задачи.

« Будь внимательным».

Считалка.

« Скажи сколько».

« Какой цифры не стало?»

« Незаконченный рисунок».

« Преобразование фигур».

« Путаница».

« Четвертый лишний».

« Где звучит?»

Сюжетно – ролевая игра

« Семья».

Число 5. Цифра 5.

« Назови предмет».

« Путаница».

« Художник».

« Буратино».

Считалка.

« Домино».

« Нарисуй недостающий предмет».

« Скажи, чего больше?»

« Сосчитай и подбери цифру».

« Сравни фигуры».

« Посчитай обратно».

Знаки «≤ и ≥».

« Назови фигуру».

« Какая цифра живет в домике?»

Игры с бумагой. Оригами.

« Найди одинаковые фигуры».

« Найди пару».

« Чего больше?»

Размерные отношения.

« Посчитай и скажи».

« Рисунки».

« Цифры».

« Цветные полоски».

« Скажи сколько?»

« Живая неделя».

« Назови сколько?»

Викторина « Будь внимательным».

« Чем отличаются?»

« Бывает, не бывает».

« Скажи наоборот».

Знак «+».

« Назови признак».

« Скажи сколько?»

« Найди пару».

Загадки.

« Реши задачу».

Чтение художественной литературы.

Работа с схемой.

« Назови соседей».

« Составь фигуру».

Составь задачу и реши.

« Сколько стало?»

« Найди правильный ответ».

« Поставь нужную цифру».

« Назови знак» (правила

дорожного движения).

Число 6.

Загадка.

« Дай ответ на вопрос».

« Подарим подарки».

« Сделай также».

« Считай не ошибись».

« Найди ошибку».

« Лабиринты».

Измерение условной мерой.

Число и цифра 6.

« Добавь словечко».

Чистоговорки.

« Кто оставил следы?»

« Цветные полоски».

« На что похоже?»

« Маляр».

« Волшебные шнурки».

« Не промочи ноги».

« Какой цифры не стало?»

« Путаница».

« Колумбово яйцо».

« Где спряталась цифра?»

« Геометрическая мозаика». Сюжетно – ролевая игра

« Детский сад».

« Ребусы».

« Было, есть, будет».

Число и цифра 7.

« Когда это бывает?»

« Хитрые вопросы».

« Назови три предмета».

« Геометрическое лото».

Психогимнастика

 « Колобок».

« На что похожа цифра?»

« Посчитай и скажи».

« Волшебники» по типу

« Оживи фигуру».

« Живая неделя».

« Составь рисунок».

« Путаница» - фигуры.

« Сравни фигуры».

Коммуникация: чтение

« Белоснежка и семь гномов», « Дни недели».

Знак «- «

« Добавь словечко».

« Дополни предложение».

« Сделай,  как я скажу».

« Соседи числа».

« Разные истории».

Чтение художественной литературы.

Работа с схемой.

« Лабиринт».

« Назови знак».

« Зарисуй задачу».

« Поставь правильный знак».

« Обведи по указанию».

« Закрась лишнее».

« Положи туда, куда скажу».

Число 8. Цифра 8.

Беседа. Сказка « Репка».

« Повтори за мной».

«На что похожа цифра?»

« Чем похожи?»

« Путаница».

«Найди лишнюю фигуру».

Игры с палочками.

« Путаница» ( предметы).

« Расставь по порядку».

« Доскажи словечко».

Проект « Улица, на которой

я живу».

Школа снеговиков.

Беседа. Сказка « Колобок».

« Я – снежинка».

« Посчитай и скажи».

« Реши задачи».

« Назови соседей».

Драматизация « Колобок».

Наблюдение за снегопадом.

Рассматривание снежинок.

« Назови цифру».

« Незаконченный рисунок».

« О чем так говорят?» (величина).

Измерение условной мерой.

Артикуляционная гимнастика.

« Хитрые вопросы».

« Чья? Чьи? Чей?»

Измерение.

« Соседи числа».

« Какой предмет потерялся?»

Работа с картой, схемами.

« Сравни количество предметов».

« Путаница» (фигуры).

« Какая фигура лишняя?»

Число 0. Цифра 0.

« Чем похожи и чем отличаются?»

« Животные».

« Где стоит фигура?»

« На что похожа цифра?»

« Реши задачу».

« Расставь точки».

« Чего не бывает?»

« Сравни предметы».

« Найди одинаковые предметы, фигуры».

Пиктограммы.

« Что будет, если…»

Число 10. Цифра 10.

Считалка.

Логические загадки.

« Посчитай и скажи».

Чтение художественной литературы.

Обсуждение пословицы.

« Где спряталась цифра?»

« Что изменилось?»

« Оживи фигуру».

« Считай не ошибись».

« Постройтесь по порядку».

« Посчитай обратно».

« Найди похожий по форме».

« Назови столько же».

Сюжетно – ролевая игра

« Школа».

Коммуникация: чтение и

Заучивание С. Маршак

« Круглый год».

Проект « Число 2, цифра 2» - пример.

Тип проекта: познавательно – речевой.

Вид проекта: образовательная область « Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Возраст детей: старший дошкольный.

Цель: развитие познавательных способностей.

Задачи проекта. Совершенствовать навык счета. Познакомить с  

образованием числа 2, дать определение пара. Закрепить графический

рисунок цифры 1. Закрепить пространственные отношения: слева, справа.

Развивать умение анализировать, координацию движений.  

Методы и приемы: объяснение, показ, рассказ, вопросы, сравнение, ИКТ,

обрисовка, поощрение, педагогическая оценка деятельности детей.

Материал.

 Демонстрационный: цветные листочки 10 штук, карточки к игре «На что  

похоже?», карточки, слайды к игровому упражнению «Пляшущие

человечки», воздушные шары 3 штуки: большой красный, меньший

желтый, маленький зеленый, плоскостные модели, слайды  к сказке:

2 елочки, 2 грибочка, 2 тучки, одно солнышко, карточка с большой цифрой 2;

раздаточный: карточки с цифрами 1 и 2, объемная цифра 2, вырезанная из

пластика, счетный материал, небольшое количество воды в пиалах.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Введение в игровую ситуацию. Загадка.

2.

Динамическая пауза « Листики осенние».

« На что похоже?»

« Воздушные шары».

« Пляшущие человечки».

Сказка « В лесу». Цель: состав числа 2.

Пальчиковая гимнастика « Две сестрицы».

« Будь внимательным».

Считалка.

Деятельность детей в рамках реализации проекта.

3.

Поддерживать проявление инициативы.

Индивидуальная работа.

Развитие познавательных способностей.

4.

Оценка деятельности детей. Итог

Рефлнксия, анализ собственной деятельности.

5.

Организация предметной развивающей среды для самостоятельной деятельности.

Центр познания.

« Когда это бывает?»

« Скажи сколько».

« Найди, чем похожи».

« Незаконченный рисунок».

Коммуникация: веселые стихи, пословицы и поговорки.

2.2. Материал в программе представлен дидактическим материалом, приложение

2.3. Родительское собрание.

Тема. На пороге школы.

ПРОЕКТ. Конференция.

Тема. Старший дошкольник – будущий первоклассник .

1 этап – подготовительный.

2 этап – основной.

3 этап – заключительный.

Этапы

Работа с родителями

Работа с детьми

1.

1.Введение в тему.

2. Анкетирование « Скоро в школу».

3. Консультация « Модель выпускника».

4. День открытых дверей.

Цель: вовлечь родителей в единое

образовательное пространство.

1. Интервьюирование « Я хочу в школу, потому…».

2. Беседа « Моя семья».

3. Художественное творчество. Рисование « Моя

семья».

2.

  1. День открытых дверей.

Цель: организация образовательной деятельности.

2.Готовность к обучению в школе:

- физическая;

- эмоциональная, психическая;

- школьная.

3. Коммуникативная игра «Ласковые слова».

4. Консультация « На пороге нового

социального статуса».

5. Критерии успешности.

6. Анализ рисунков детей.

Тема. Моя семья».

  1. Анализ ситуации

« Ласковые слова».

  1. Мониторинг знаний и умений, интеллектуальная игра

« Что? Где? Когда?».

3.

Результаты анкетирования.

Результаты интервьюирования.

Консультации, всеобуч:

- Скоро в школу.

- Как подготовить ребенка к школе?

- Мудрые советы.

- Советы родителям будущих первоклассников.

- Нелегки первые шаги.

4.Оценка эффективности реализации программы:

!- Развитие речи, активизация словаря.

!- Развитие интеллектуальных способностей.

!- Развитие произвольности, ребенок действует в соответствии с принятым

намерением.

!- Развитие познавательной активности.

!- Развитие мелкой моторики.

!-Деятельность приобретает осознанный, целенаправленный характер.

!- Формирование внутренней позиции школьника.

Логические задачи, пословицы, психогимнастики, народные приметы, стихи,

загадки позволяют разнообразить образовательную деятельность, снять

утомление, а главное – дети узнают что –то новое, задумываются, учатся

сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

Физкультминутки, динамические паузы, считалки, чистоговорки, пальчиковые

гимнастики способствуют развитию речевой и двигательной активности,

служат средством закрепления математических знаний.

Таким образом, использование синтеза разнообразных методов и приемов,

направленных на развитие познавательных способностей и формирование

устойчивого интереса к познанию, позволяет каждому ребенку приобрести

свой практический опыт, проявить свою индивидуальность, компетентность.

Что позволяет добиться высоких результатов в освоении программного

материала, формирования  самоконтроля и саморегуляции в умении

подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

5.Методическое обеспечение.

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. –

М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА –

СИНТЕЗ, 2010.

3. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

4. Волина В.В. Праздник числа ( Занимательная математика для детей):

Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994.

5. Департамент образования и науки администрации Краснодарского края.

Формирование предметно – развивающей среды в дошкольном

образовательном учреждении. Краснодар, 2000.

6.Ерофеева Т. Н. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя

дет. сада/Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М.: Просвещение,

1992.

7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/Л. А. Венгер, О. М.

Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М.

Дьяченко.- М.: Просвещение, 1989.

8.Колесникова Е. В. Математика для детей 6 – 7 лет: Методическое пособие

к рабочей тетради ( изд.2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2007.

9.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников:

Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

10.Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет:

Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

11.Недоспасова В. А. Растем играя: Сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для

воспитателей и родителей/В. А. Недоспасова. – М.: Просвещение, 2002.

12.Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный

возраст. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.

13.Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на

занятиях  в детском саду. – СПб.: КАРО, 2006.

14.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро-

вой, Т. М. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

20011.

15.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два ступенька…

Практический  курс математики для дошкольников. Методические

рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2006.

16.Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных

математических представлений в подготовительной к школе группе детского

сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

17. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения

младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха:

Учебно – метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

18.Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет /

Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития,

2000.

19.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников

/Художник В. Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Умники и умницы"

В ходе работы кружка у детей воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерной для каж...

Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" (ТРИЗ - технология)

Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" составлена на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ - технологии, позволяющей воспитывать и обучать ребенка под  девизом "Тв...

Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Умники и умницы"

Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Умники и умницы"...

ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы   разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...

Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы»

Направленность программы – социально-педагогическая. Программа «Умники и умницы» ознакомительного уровня, направлена на  развитие познавательных способностей дошкольников....

Программа "Умники и умницы"

Программа для дошкольников по развитию навыков обучения...