Программа "Умники и умницы"
рабочая программа на тему

Карпова Виктория Александровна

Программа для дошкольников по развитию навыков обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:


                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы -  социально-педагогическая. Направленна на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Предмет изучения 

Актуальность и педагогическая целесообразность  программы

 Подготовка детей к школе  приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что  в стране меняются условия развития ребенка. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.

   В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие.  Дети, имеющие проблемы в обучении, злятся на школу, заставляющую их запоминать огромное количество информации, которую они считают ненужной. Отношение к школе выливается в агрессивное поведение. Во многих случаях, эти проблемы вызваны тем, что ребенок изначально не был подготовлен к обучению в школе, и потоки разнообразных знаний воспринимал не как возможность полноценно развиваться, а как насилие над его волей. Именно поэтому подготовка ребенка к школе очень важна — она во многом определяет его дальнейшую судьбу.

   Иногда подготовка ребенка к школе нужна не как образовательный процесс, а как процесс адаптации в коллективе. Многие дети не посещают детский сад, и, впервые отправляясь в школу, не имеют навыков общения в группе, а это — немаловажная часть успешного обучения, т.к. любые успехи или неудачи задают состояние ребенка в школе, что неизбежно отражается на качестве усвоения материала и желании учиться.

Отличие данной программы от  существующих программ в этой области в том,  что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

Цель  Формирование предпосылок учебной деятельности

Задачи

в обучении:

  • Формирование произвольности поведения.
  • Формирование умения слушать и слышать, умение работать по образцу.
  • Расширение словарного запаса.

в воспитании:

  • Воспитание прилежания и усидчивости
  • Воспитание уважения к старшим и сверстникам, культуры социального взаимодействия.

в развитии:

  • Развитие познавательной активности.
  • Развитие представлений об окружающем мире.
  • Развитие воображения, памяти, пространственных представлений и логического мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие навыков общения и совместной деятельности.

     Характеристика детей, для которых предназначена программа.

Программа рассчитана на обучающихся от 3до 7 лет. Учебные группы  разновозрастные: 3-5лет и 5-7лет.

Возможно переформирование групп по итогам первого месяца обучения в зависимости от уровня освоения программного материала.

Срок реализации программы.

1 год

Формы и режим учебных занятий.

Занятия два раза в неделю по 1,5 часа

Занятия комплексные.

Включают в себя разделы:

1 Развитие речи и обучение грамоте;

2 Формирование элементарных математических представлений;

3 Ознакомление с окружающим миром;

4 Дидактические игры/изобразительная деятельность

Ожидаемые результаты и способы их выявления.

По итогам обучения обучающиеся 3-5лет будут

знать:

  • графические образы числа и буквы
  • основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).
  • основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их отличия
  • цифры
  • понятия: больше - меньше, поровну, столь - сколько, столько же.
  • названия 3-4 птиц , 3-4 рыб  и 3-4 насекомых
  • названия 3-4 деревьев и 3-4 цветов
  • представления об овощах, фруктах.
  • части суток и времена года.
  • домашних и диких животных;

уметь:

  • подбирать к существительному 1-2 прилагательных
  • согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными
  • определять место буквы в слове
  • считать до 5 и показывать соответствующее количество пальчиков на руке
  • складывать разрезную картинку из 2-4 частей
  • находить и объяснять сходства и различия на рисунках
  • находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор
  • запоминать 2-3 картинки
  • запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз
  • называть явления природы
  • пользоваться карандашами, фломастерами, ручками, пластилином и т.д
  • рисовать кружочки, точки, линии
  • раскрашивать картинки

владеть навыками:

  • общения  и работы в группе.

По итогам обучения  обучающиеся 5-7 лет будут

знать:

  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»
  • графические образы числа и буквы
  • обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
  • части суток, дни недели, времена года по порядку и их характерные особенности
  • основные геометрические фигуры, их характерные отличия
  • цифры, прямой и обратный счет, «соседей» числа, сравнение чисел
  • основные цвета спектра
  • виды транспорта
  • профессии и занятия людей этих профессий
  • электроприборы, бытовую технику и их значение;

уметь:

  • правильно произносить все звуки
  • определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком, называть последовательности звуков в словах и слов в предложении
  • пересказывать небольшие произведения
  • самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения
  • раскладывать картинки с развивающимся сюжетом
  • употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и сверстниками
  • писать графические диктанты на листе в клетку
  • точно копировать простой узор
  • находить и объяснять сходства и различия предметов
  • складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей
  • разделять круг, квадрат на две и четыре равные части
  • группировать предметы по признакам
  • находить лишний предмет в группе
  • решать головоломки и логические задачи
  • соотносить цифры с количеством предметов
  • решать задачи на сложение и вычитание в одно действие
  • сравнивать 2 группы предметов, используя знаки «<», «>», «=»
  • сравнивать предметы по длине
  • описывать по памяти предмет, событие, явление
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
  • использовать разные способы изображения и материалы
  • лепить предметы, правильно передавая их форму, размер, пропорции, позы
  • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу
  • различать зимующих и перелётных птиц, находить и узнавать 4-5 видов
  • рассказывать о повадках диких животных, о помощи человека природе
  • определять время по часам с точностью до 1 часа;

владеть навыками:

  • общения  и работы в группе.

Формы подведения итогов освоения обучающимися программы.

Игры-тесты по предметам.

Критерии оценки выполнения программы.

Высокий уровень освоения программы

  • ребенок самостоятельно справился с заданием;

Средний уровень освоения программы

  • выполнил задание с помощью взрослого или с незначительными ошибками;

Низкий уровень освоения программы

  • не справился с заданием.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Для обучающихся 3-5 и 5-7лет

Учебно-тематический план

N п/п

Наименование темы

Количество часов

на теоретические занятия

Количество  часов

на практические занятия

Всего часов

1

Вводное занятие

1

1

2

Развитие речи и обучение грамоте

7

16

23

3

Формирование элементарных математических представлений

7

16

23

4

Ознакомление с окружающим миром

7

16

23

5

Дидактические игры

3

9

12

6

ИЗО

3

9

12

7

Контрольные занятия

2

2

Итого часов в год

28

68

96

Содержание учебного курса для 3-5

Тема №1:

Вводное занятие: знакомство с программой, правила охраны труда для обучающихся.

Тема №2

Развитие речи и обучение грамоте

Теоретические знания:  знакомство  с буквами, обобщающие слова, синонимы, склонение существительных, значение предлогов.

Виды практической деятельности:

Написание букв, раскрашивание, подбор букв, разучивание стихов, скороговорок и т.д, составление рассказа по картинке, пересказ, составление плана пересказа, упражнения с кубиками Зайцева.

Тема № 3

Формирование элементарных математических представлений

Теоретические знания: знакомство с цифрой и числом от 1-5, порядковый счет в пределах 5, понятия «больше», «меньше», «столько же», «поровну», геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, сравнение чисел в пределах 5, основные цвета - желтый, красный, зеленый и синий, белый, черный.

Виды практической деятельности: количественный и порядковый счет, сравнение предметов, решение задач, лабиринты, графические задания.

Тема № 4

Ознакомление с окружающим миром

Теоретические знания: названия всех основных профессий и их отличительные особенности. Группы предметов одним обобщающим словом. Последовательность времён года: зима- весна- лето- осень. Последовательность времени суток:  утро- день- вечер- ночь.  Животные и их детеныши, дикие и домашние  животные и птицы, аквариумные рыбки, хомячки, волнистые попугайчики и т.д. Насекомые : бабочка- божья коровка- муравей- жук.  Фрукты, овощи, деревья : елка – сосна – береза- осина. Птицы наших лесов –синица-воробей- ворона- снегири- дятел- кукушка, птицы зимующие и перелетные.  Государственные праздники - Новый год-День защитника Отечества- 8 марта-День Победы.

Виды практической деятельности: наблюдение за природой, рассматривание картинок, составление рассказов, обсуждение.

Тема№5

Дидактические игры

Теоретические знания: правила игр и упражнений, тексты игр.

Виды практической деятельности: игры на развитие памяти: «запомни-назови», «запомни картинку», «что изменилось?», «чего не стало?» и т. д; игры на развитие мышления: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, логические цепочки и  т.д; игры на развитие внимания: «найди свое место», «что к чему?», «найди пару» и т. д.

Тема №6

Изобразительная деятельность

Теоретические знания: правила работы с материалом, конструктивный и пластический способ, порядок выполнения заданий.

Виды практической деятельности:  

  • Лепка: раскатывание пластилина между двух рук, скатывание круглых форм между двумя ладонями круговыми движениями, раскатывать колбаску с одной стороны на конус,  сплющивать разные формы между ладонями и пальцами, вытягивать отдельные части из целого куска (мордочку у лисички или ежа), прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички), примазывать детали между собой, сглаживать неровности пальцами, использовать прием вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы, использовать стеку для украшения предмета узором или для добавления некоторых выразительных деталей.
  • Аппликация: составление и наклеивание из нескольких крупных и мелких готовых деталей различных предметов-снеговик, домик, елочка и т.д

Тема №7

Контрольные задания

Тестирование по разделам программы.

Содержание учебного курса для 5-7лет

Тема №1:

Вводное занятие: знакомство с программой, правила охраны труда для обучающихся.

Тема №2

Развитие речи и обучение грамоте

Теоретические знания:   понятие буква, звук, слог, слово,  предложение,  гласные,  согласные, твердые и мягкие, обобщающие слова, синонимы, антонимы, прилагательные, склонение существительных, значение предлогов, правильно держать ручку и карандаш в руке.

Виды практической деятельности:

Написание букв, слогов, слов, чтение слогов и слов, определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком, называть последовательности звуков в словах и слов в предложении, раскрашивание, подбор букв, разучивание стихов, скороговорок и т.д, составление рассказа по картинке, раскладывание картинок с развивающимся сюжетом, подбор пропущенных слов в тексте, пересказ, составление плана пересказа, упражнения с кубиками Зайцева, писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»), копировать простой узор, описывать по памяти картинку, находить отличия на двух похожих картинках.

Тема № 3

Формирование элементарных математических представлений

Теоретические знания: знакомство с цифрой и числом от 0-10, порядковый счет в пределах 10, основные геометрические фигуры «ромб, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, трапеция» и их характерные отличия, понятия «больше-меньше-поровну»,  знаки «<,>,=», знать и называть основные цвета спектра и их оттенки.

Виды практической деятельности: считать в прямом и обратном порядке от 1 до 10, писать цифры от 0-9, количественный и порядковый счет, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа, называть предыдущее и последующее числа,  выполнять счетные операции в пределах 10, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два», сравнение предметов, решение задач на сложение и вычитание, лабиринты, графические задания, составление  аппликации из геометрических фигур, сравнивать предметы по длине, ширине и высоте, делить предмет на две/три/четыре равные части.

Тема № 4  

Ознакомление с окружающим миром

Теоретические знания: названия всех основных профессий и их отличительные особенности. Группы предметов одним обобщающим словом. Последовательность времён года: зима- весна- лето- осень. Последовательность времени суток:  утро- день- вечер- ночь. Дни недели. Иметь представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Животных и их детенышей. Знать диких и домашних  животных и птиц. Иметь представления об  особенностях жизни насекомых. Фрукты, овощи, Государственные праздники. виды транспорта «воздушный, водный, наземный, подземный», правила дорожного движения «светофор», некоторые дорожные знаки и их назначение, классифицировать представителей животного и растительного мира, понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. 

Виды практической деятельности: определять материалы, из которого сделаны предметы, различать и называть электроприборы, бытовую технику и их назначение, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием, наблюдение за природой, анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, рассматривание картинок, составление рассказов, обсуждение,

Тема№5

Дидактические игры

Теоретические знания: правила игр и упражнений, тексты игр.

Виды практической деятельности: игры на развитие памяти: «запомни-назови», «запомни картинку», «что изменилось?», «чего не стало?» и т. д; игры на развитие мышления: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, логические цепочки и  т.д; игры на развитие внимания: «найди свое место», «что к чему?», «найди пару» и т. д. игры Никитина: « Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех» и т.п.

Тема №6

Изобразительная деятельность

Теоретические знания: правила работы с материалом, конструктивный и пластический способ, порядок выполнения заданий.

Виды практической деятельности:  

•        Лепка: Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений.

Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа.

•        Аппликация: создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания. Создавать сюжетные и декоративные композиции.

Тема №7

Контрольные задания

Тестирование по разделам программы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Использование методик

В программе использованы Методика Николая Зайцева, система Дьеныша, методика раннего развития детей Никитиных, методика Лупан.

  • Особенности применяемых методик: 

Методика кубиков Зайцева. Кубики Зайцева позволяют детям научиться читать в три года, а то и раньше. Набор состоит из 52 кубиков, разных по цвету и объему, весу и наполнению, на гранях которых нанесены слоги. В процессе игры с кубиками дети составляют слова. Дополнение к этим кубикам — плакаты со слогами. Учить чтению, используя методику Зайцева, не очень просто, это требует усидчивости от родителей, не говоря уже о детях. Система Дьеныша основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

Игры по системе Никитиных.. Основной задачей воспитания по методике Никитиных является развитие творческих способностей детей. Развивающие игры Никитиных популярны и сегодня, поскольку учат самостоятельно принимать решения. Игры рекомендуются малышам с полутора лет.  

Сесиль Лупан является последователем Глена Домана и других методик раннего развития. На базе методики предшественников она разработала свою стратегию раннего развития ребёнка. Ее книга «Поверь в своё дитя» повествует о том, как и чему учить девочек и мальчиков. Главный принцип Сесиль Лупан состоит в систематичности и ежедневном обучении детей в сензитивных (благоприятных) периодах. Автор придает основное значение чтению книг детям для развития их речи. Сесиль Лупан предлагает объяснять детям сложные сказки, а для облегчения изучения букв считает необходимым визуализировать буквы. То есть, к букве „к” рисовать кошку, к букве „м” — мышку. В книге автор методики советует родителям, как обучать своих чад верховой езде и плаванию, живописи и музыке.

Условия реализации программы

Организационное обеспечение.

Для организации учебного процесса формируются учебные группы по близкому возрастному диапазону и возможностям детей к обучению в группе.

На занятиях присутствуют дежурные родителя для оказания организационной помощи педагогу с детьми, требующими особого  внимания.

Информационное обеспечение.

Список литературы для обучающихся:

Гавурина, С.Е. Развиваем математические способности [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-16с.

Гавурина, С.Е. Развиваем память [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-24с.

Гавурина, С.Е. Учимся решать задачи [Текст] / С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. М.: ООО «Росмен-Пресс», 2004.- 24с.

Козырева, Л.М. Как стать внимательным [Текст] / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2002.- 32с.

Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети3-7лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160с.

Колесникова, Е.В. Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь № 1 для детей 3-5 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 32 с.

Узорова, О.В. 350 упражнений для подготовеи детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 102с.

Упражнения на каждый день.6-7 лет[Текст] / Перевод с французского В.В.Тах. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005.-80с.

Я готовлюсь к школе [Текст] / Сост. С.Е. Гавурина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинская. Ярославль: Академия развития, 2002.- 34с.

Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие / Н.С. Жукова ; ил. В.Трубицына и Ю. Трубицыной. – М.: Эскимо, 2014. – 96 с.ил.

Математические ступеньки: пособие для детей 5 – 7 лет / И.Волкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 95с. : ил. – (Преемственность).

Белова Т.В. Готов ли я к школе? : пособие для детей 5 – 7 лет / Т.В. Белова, В.А.Солнцева. – М.: Просвещение, 2012. – 47с. : ил.(Преемственность). – ISBN 978-5-09-026463-1.

Федосова Н. А. От буквы к букве. Пособие для детей 5 – 7 лет. В 2 ч. Ч.1 / Н. А. Федосова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 111с. : ил. – (Преемственность). – ISBN 978-5-09-032647-6

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом с профильным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста. Педагог владеет  навыками музыкального сопровождения учебного занятия.

Материально-техническое обеспечение

Помещение: кабинет с партами, стульями и классной доской на 10 обучающихся, соответствующих возрастным особенностям детей 3-7 лет.

Оборудование: компьютер, принтер, классная доска, магнитная доска.

Материалы:

Комплект для изучения состава числа;

Комплекты цифр и знаков;

Диагностический материал;

Наборы сюжетных (предметных) картинок по развитию речи;

Предметные картинки по развитию речи для младших дошкольников.

Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки,

картинки);

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв);

Магнитная азбука;

Сюжетные картинки к сказкам про животных;

Счетные палочки;

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету,

развитию представлений о величине предметов и их форме; материал и

оборудование для формирования у детей представлений о числе и

количестве; материал для развития временных пространственных

представлений.

Сюжетные картинки, предметные картинки: деревья, транспорт, игрушки,

посуда, овощи, фрукты, птицы и т.д

Игры на развитие логики: «Веселый счет», «Математическое лото»,

игры – головоломки, «Блоки Дьенеша» и т.д;

Учебно-наглядные пособия по темам программы;  времена года,  растения,

животные, насекомые, транспорт, учебные принадлежности и т.д.;

Алфавит настенный;

Кубики Зайцева;

Дидактические игры с математическим содержанием;

Индивидуальные карты с заданиями;

Подборка произведений детских писателей о природе, дидактические игры,

демонстрационный материал по темам программы. Подборка произведений

детских писателей и русских народных сказок;

Наборы цветных карандашей;

Пластилин;

Доски для лепки;

Наборы цветной бумаги разных сортов;

Клей-карандаш;

Цветные мелки;

                                                                                             

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Преемственность: программы по подготовке к школе детй 5 - 7 лет. /

[ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова ]. – М.: Просвещение, 2013. – 143 с. – ISBN 978-5-09-031549-4.

Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / [ Н. А. Федосова, Т.В.Белова, В.А.Солнцева и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова]. – М.: Просвещение, 2012. – 176с. – ISBN 978-5-09-0200996-0.

Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие / Н.С. Жукова; ил. В.Трубицына и Ю. Трубицыной. – М. : Эскимо, 2014. – 96 с.ил.

Математические ступеньки : пособие для детей 5 – 7 лет / .И. Волкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 95с. : ил. – (Преемственность).

Белова Т.В. Готов ли я к школе? : пособие для детей 5 – 7 лет / Т.В. Белова, В.А.Солнцева. – М.: Просвещение, 2012. – 47с. : ил. (Преемственность). – ISBN 978-5-09-026463-1.

Федосова Н. А. От буквы к букве. Пособие для детей 5 – 7 лет. В 2 ч. Ч.1 /Н. А. Федосова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 111с. : ил. – (Преемственность). – ISBN 978-5-09-032647-6.

Гавурина, С.Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память [Текст] / С.Н. Гавурина. - Ярославль, 2006.

Завязки, О.В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О.В. Завязки.- Можайск, 2005.

Козырева, Л.М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л.М. Козырева.- Ярославль, 2000.

Кутявина, И.Г.Тесты для детей: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.

Кутявина, И.Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.

Савенков, А.И. Развитие логического мышления: (4 -5 лет) [Текст] / А.И. Савенков.- Ярославль, 2004.

Святкова, О.Г.Внимание: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.

Святкова, О.Г.Мышление: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.

Святкова, О.Г. Память: (4 -5 лет) [Текст] / О.Г.Святкова. - Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"

Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Умники и умницы.

Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....

игра "Умники и умницы"

Развитие познавательной  и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности  и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Олимпиада "Умники и умницы"

Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....