игры - смекалки, задачи с геометрическим содержанием, загадки
картотека по математике (старшая группа) на тему

   Каменева Ирина Александровна

 В общении с ребенком необходимо показывать различные параметры величины и относительность признаков, обогащать словарь (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий), показывать образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.).

Родители могут привлекать внимание к количественной характеристике группы объектов (сосчитай сколько; определи, чего больше, а чего меньше; каких предметов поровну), способствовать усвоению цифровой символики и ее использованию в быту и жизни ребенка (через игры, картинки, карточки с цифрами, окружающую обстановку).

Детей можно привлекать к определению местоположения предметов относительно собственного тела, побуждать рассказывать об увиденном, обогащать речь словами: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа, близко, далеко, от, под, на, над и др. Например, при переходе дороги можно спросить у ребенка: «Куда нужно смотреть на лево или направо?».

Необходимо конкретизировать временные представления о частях суток через примеры жизнедеятельности ребенка и труд взрослых, о временах года через сезонные явления, жизнь животных, быт и труд людей. Например, родители могут помочь детям освоить понимание времени по часам.

В быту родители могут использовать жизненные ситуации для количественного сравнения объектов, демонстрируя независимость числа от величины предметов и их пространственного расположения (больших и маленьких предметов может быть поровну или не поровну; предметы одной группы могут быть расположены близко друг к другу или далеко друг от друга — от этого их количество не меняется) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач- смекалок:

1. Детям предлагалось отсчитать семь палочек и выложить из них 2 квадрата.

2. Из этих же палочек выложить три одинаковых треугольника.

3. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось три квадрата.

Задачи- шутки:

  1. На плетень взлетел петух,  повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов? У кого ответ готов?

2. Белка, ёжик и енот,

Волк, лиса ,малышка крот Были дружные соседи.

На пирог пришли к медведю.

Вы, ребята не зевайте:

Сколько всех зверей, считайте.

Задачи с геометрическим содержанием.

1.Круг положите справа от квадрата, но слева от треугольника. (Проверка по образцу).

2.Раскрасте маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и жёлтым, а жёлтый был рядом с зелёным.

Наблюдения.

-Составление картинок детьми  используя пазлы, кубики ,разрезные картинки.

Отгадывание загадок.

Стихи- загадки «От января до декабря».

В этот месяц, что ни год                      В этот месяц, что ни год,

К нам приходит Новый год.               Травы водят хоровод.

Ёлка, музыка, подарки.                        Дым листвы везде и всюду.

Сотни радостных хлопот.                   Дуб оделся. Сад цветёт.

( Январь.)                                                        (Май.)    

В этот месяц,  что ни год,                   В этот месяц, что ни год,

День и ночь метель метёт -                 Тесен птицам небосвод.

Заметает путь - дорогу,                      Луг - цветам. Грибам - грибницы.

Вкривь и вкось её ведёт.                    День быстрее трав растёт.

(Февраль)                                                       (Июнь.)

В этот месяц, что ни год,                    В этот месяц, что ни год,

Над крыльцом скворец поёт.             Над землёй жара плывёт.

Снег грустит, сосульки плачут -         И не зря в кусты забился

Горек им  Весны приход.                    Первый заячий приплод.

(Март.)                                                          (Июль.)

В этот месяц, что ни год,                       В этот месяц, что ни год,

Половодье- лёд идёт.                             Всё вокруг к  себе зовёт:

Почки клювы  раскрывают,                  Сад - отведать сочных яблок,

Пчёлы ищут первый мёд.                      Помидоров - огород.

(Апрель.)                                                     (Август.)

В этот месяц, что ни год, в школу тянется народ: золотой шуршит листовою, ярких астр букет несёт. (Сентябрь.)

В этот месяц, что ни год, нас встречает семь погод: сеет,  веет, крутит, студит, свищет, вьюжит, сверху льёт. (Октябрь.)

В этот месяц, что ни год. Белый день в обед встаёт. Зябкий сумрак. Грязь и слякоть. Вдруг - сугробы у ворот. (Ноябрь.)

В этот месяц, что ни год. Настаёт зимы черёд. Слышно, как трещат морозы. И чуть слышно ,снег идёт. (Декабрь.)

Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга, до весны легли снега. Только месяц тот пройдёт - мы встречаем Новый год. (Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадёт не вода уже, а лёд. Повернуло, солнце к лету, что скажи за месяц это? (Январь.)

Снег мешками валит с неба. С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели, на деревню налетели. По ночам мороз силён, днём - капели слышен звон. День прибавился заметно. Что, скажи, за  месяц это? (Февраль.)

Солнышко всё ярче светит, снег худеет, мякнет, мякнет, тает Грач  горластый прилетает. Что за месяц? Кто  узнает? (Март.)

В ночь мороз,  с утра капель, значит на дворе…(Апрель.)

Зеленеет даль полей, запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за  месяц это? (Май.)

Самый длинный, длинный день. В полдень - крохотная тень, Зацветает в поле колос, подаёт кузнечик голос, дозревает земляника. Что за месяц,  подскажи-ка? (Июнь.)

Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его - вершина лета, что, скажи, за месяц это? (Июль.)

Листья клёна пожелтели, в страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за  месяц, подскажи? (Август.)

В каком месяце, лето кончается, а осень начинается? (Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы, почернели огороды. Оголяются леса, молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился, что за месяц к нам явился? (Октябрь).

Поле черно – белым стало, и уже похолодало, мерзнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи? ( Ноябрь).

Вопросы и задания на сообразительность

  1.  Из- под  забора видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек, за забором? (2)
  2. У какой фигуры больше углов: у квадрата или у прямоугольника ?(У каждой фигуры 4 угла.)
  3. В лесу растёт дерево. На нём 6 веток. На ветках сидит 5 воробьёв. Сколько птиц на дереве? (6.)
  4. Одиннадцать куриц гуляют по двору. Сколько у них ,пар ног? (11.)
  5. Соединить две цифры  стрелочками  так, чтобы в сумме получилось число 5.(0.1.2.3.4.5.)
  6. В вазе лежала одна конфета. К вечеру её не стало. Кто её взял, если в комнате были кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль? (Дедушка.)
  7. У девочки орехов больше трёх, но меньше пяти. Сколько орехов  у девочки? (4.)
  8. Сколько человек тянули репку в сказке?(3.)
  9. Папа-  гусь купил для своих гусят 8 сапожков. Сколько детей у папы гуся?(4.)
  10. Двое играли в шашки 2 часа. Сколько играл в шашки каждый из них?(2 часа.)
  11. На грядке сидели 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв на грядке. (не одного.)
  12. У мальчика в коробке было 7 мух. На 2 мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух?
  13. Хозяйка в корзине несла 100 яиц. А дно упало (читается не «а дно», а близко к слову «одно»).Сколько яиц осталось в корзине?
  14. На груше росло 50 груш, а на иве- на 12 меньше. Сколько груш росло на иве?
  15. Ствол дуба толще, чем ствол сосны, а ствол сосны толще ,чем ствол берёзы. Что толще: ствол дуба или ствол берёзы?
  16. Ручка дороже тетради, карандаш дешевле ручки. Что стоит дороже: карандаш или  тетрадь?
  17. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи .Кто выше: Наташа или Оля?
  18. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?

Приложения №11

Игры-экспериментирования

В серию игровых заданий входили следующие упражениния.

1. «Свойства предметов»

    Дидактическая цель: учить находить причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать.

    Предметы: тазик с водой, мячик, дощечка, кубик, лист бумаги.

    Инструкция: Воспитатель формулирует вопрос, выслушивает ответ ребенка, спрашивает, почему он так думает, проводит опыт или предлагает это сделать малышу.

     Вопросы:

1.        Что будет, если я положу мячик на кубик? Будет он лежать или нет? Почему ты так думаешь?

2.        Что будет, если положить кубик на мячик?

3.        Что будет, если положить мячик на дощечку и немного наклонить ее?

4.        Что будет, если положить кубик на дощечку и наклонить?

5.        Что будет, если я катну мячик и он столкнется с кубиком?

6.        Что будет, если я положу монетку в таз с водой? Она утонет или будет плавать?

7.        Что будет, если я положу в таз с водой листок бумаги?

8.        Что будет, если  на листок бумаги в тазу я положу монетку?

     Круг вопросов может быть разнообразен. Не рекомендуется на одном занятии задавать более 4-5 вопросов. В конце занятия можно спросить ребенка, что нового о свойствах предметов он узнал и попросить задать аналогичный вопрос-загадку.

2. «Плавает или нет?»

Дидактическая цель: развитие словесно-логического мышления.

Предметы: таз с одой, губка, ложка, крышка пластмассовая, гвоздь, монета и другие предметы.

Вопросы:

- Как ты думаешь, что будет, если я опущу в воду ложку? Почему ты так думаешь? Хочешь сам проверить? Да, действительно ты угадал!

После ответа на вопрос ребенку предлагается произвести действие тем самым проверив правильность своего суждения.

3.«Закон постоянства»

Дидактическая цель – развитие познавательных мотивов.

Оборудование: два стакана одинаковой формы и один широкий. В узком и широком стаканах налито одинаковое количество воды.

Педагог предлагает определить, где больше воды. После этого проводится переливание воды в одинаковые стаканы и делается вывод. Важно, чтобы ребенок самостоятельно совершил открытие и сделал вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ задач, структур и содержания программ воспитания и обучения в детском саду.

«Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) представляет собой вариативную программу и построена на принципе личностно - ориентирова...

Рекомендации для родителей на тему: «ИГРЫ – СМЕКАЛКИ» для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей на тему:   «ИГРЫ – СМЕКАЛКИ» для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Среди всех логических игр выдел...

Игры-смекалки для детей 2-3 лет

ростые и увлекательные игры для детей 2-3 лет. Объясните ребёнку задание, предоставьте ему возможность выполнить его самостоятельно. Если ребёнок затрудняется, помогите ему. Обязательно похвалите...

Головоломки геометрического содержания как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В ходе решения головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятель...

"Игры смекалки для детей 2-3 лет"

Простые и увлекательные игры для детей 2-3 лет....

Игры-смекалки для детей 2-3 лет

Эти игры помогут вашему ребенку развить логическое мышление...

Дидактическая игра геометрического содержания

Дидактическая игра - это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельно...