Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Зиятдинова Гульшат Ванситовна

Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.

Цель программы - интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.

Задачи программы:

·         Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

·         Увеличение объема внимания и памяти;

·         Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);

·         Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

·         Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

·         качественная подготовка ребенка к школе;

·         развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет

«Занимательная математика»

ЗИЯТДИНОВА ГУЛЬШАТ ВАНСИТОВНА

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 184»

Московского района г.Казани

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

  • Умственного развития дошкольника.
  • Развитие речи

Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.

Цель программы - интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.

Задачи программы:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • Увеличение объема внимания и памяти;
  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной

программы от уже существующих образовательных программ;

      Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Программа рассчитана для детей подготовительной группы

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Программа  рассчитана на один учебный год

Формы и режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин.

Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя:

- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;

- физкультминутки;

- веселые дидактические игры;

- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;

- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.

Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:

- анализ, классификация предметов;

- обобщение по заданному признаку;

- сравнение и выделение главного;

- простые умозаключения;

- действия по предложенной схеме-алгоритму

Игровые занятия для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями;

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;

- сравнение количества предметов;

- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);

- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Дети должны знать и уметь:

•        знать числа второго десятка;

•        понимать независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;

•        уметь решать арифметические задачи и записывать решение;

•        устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

•        ориентироваться на листе бумаги в клетку, пространстве;

•        раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине;

•        решать логические  задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

•        понимать задание и могут выполнить его самостоятельно;

•        проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

•        самостоятельно формулировать учебные задачи.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Итоговые занятия
  • Диагностика

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Программа распределена по разделам:

•        количество и счет

•        ознакомление с геометрическими фигурами

•        определение величины

•        ориентировка во времени, пространстве

•        решение  логических задач

Сентябрь – 2 занятия

Октябрь – 4 занятия  

Ноябрь – 4 занятия  

Декабрь – 4 занятия  

Январь – 2 занятия  

Февраль – 4 занятия  

Март – 4 занятия  

Апрель  – 4 занятия  

Май – 4 занятия  

Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Количество и счет

Цель раздела:   развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры  помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм»,

«Пифагор».

Таким образом, проводимая работа помогает    закреплять знание  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Определение величины

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче-длиннее»

«Подбери мебель для трех медведей»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

Используемые игры  способствуют развитию  ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев  и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня,  развивают чувство времени, умение определять время по часам.

Особым блоком выделяю логические задачи.

Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус   «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра»,  головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

       Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

      Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

  • Конспекты занятий
  • Дидактические игры
  • Цветные счетные палочки
  • Мозаика
  • Объемные геометрические фигуры
  • Шаблоны из геометрических фигур
  • Конструкторы
  • Раздаточный материал

Список использованной литературы (ресурсного обеспечения)

  1. Бабушкина Т. М. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
  2. Белошистая А. В. «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
  3. Ерофеева Т. И. «Дошкольник изучает математику»
  4. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»
  5. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
  6. Любимова Т. Г. «Хочешь быть умным? Решай задачи».
  7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников».
  8. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
  9. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька
  10. Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
  11. Шорыгина Т. А. «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
  12. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"

Работа по организации кружка  «Юный математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет "Занимательная геометрия"

Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир и целостных образах. Первые шаги по стране «Г...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Занимательная экономика"

Программа дополнительного образования для работы с воспитанниками в ДОО . Расчитана  на 1 учебный год....

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» на 2019-2021 учебные годы

Рабочая программа  дополнительного образования  для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...

Программа по дополнительному образованию для детей 3-4 лет "Занимательная математика"

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Дл...