Главные вкладки

    ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»
    проект по математике (подготовительная группа) по теме

    Воронова Ирина Вячеславовна

    Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

    Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

    В. А. Сухомлинский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_fgos.docx32.43 КБ
    Файл proekt_fgos.docx31.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

    Центр развития ребенка – детский сал №28

    ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений

    «Занимательная математика»

    (в подготовительной группе)

    Разработала воспитатель:

    Воронова Ирина Вячеславовна

    Чита 2016

    «Занимательная математика»

    Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

    Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

    В. А. Сухомлинский.

      Многие педагоги и родители знают что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

      Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний.

       Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования. Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации.

      Содержание программы дополнительного  образования  зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

      Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Работая с дошкольниками в подготовительной к школе группе , пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

       С учётом Федерального государственного образовательного стандарта  ФЭМП подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

    Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений.

    Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

    Актуальность данного вопроса позволила определить тему дополнительного образование   «Занимательная математика»

    Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

     Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических способностей через игровую деятельность.

    «Занимательная математика» направлена на решение следующих задач:

    Образовательные:

    • продолжать развивать у дошкольников логические приемы (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
    • закреплять умение считать в прямом порядке и обратном порядке в пределах 20;
    • продолжать учить самостоятельно ,составлять и решать задачки на сложение и вычитание в пределах 10;
    • формирование умения понимать и прослеживать причинно - следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
    • закреплять представления об объемных  и плоских геометрических фигурах;

              Воспитательные:

    • Формировать навыки самостоятельной работы;
    • Воспитывать положительную мотивацию и интерес к получению знаний;

    Развивающие:

    • Развивать у детей внимание ,память, логическое мышление.
    • Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей.

    Ожидаемый результат:

    На основе систематизации и обобщения знаний через игровую деятельность деть научаться самостоятельно, составлять и решать задачки на сложение и вычитание, будут сформированы навыки счета  в прямом  и обратном порядке в пределах 20.Дети смогут свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами в игровой деятельности. Полученные знания окажут положительное влияние на дальнейшее формирование логического мышления.

    Этапы реализации:

    1 этап подготовительный:

    • Обсуждения темы проекта
    • Подбор материалов
    • Изготовление дидактических игр и наглядного материала
    • Работа с методическим материалом, литературой по заданной теме

               2 этап практическая деятельность

    • Планирование деятельности
    • Реализация проекта

    3 этап итоговый

    • Подведение итогов через проведение досуговой деятельности
    • Анализ проведенной работы
    • Постановка новой проблемы

    Перспективное  планирования

    Октябрь

    1.Дидактические игры

    • «Сосчитай правильно»
    • «Считаем по порядку»
    • «Назови предыдущее и последующее число»

    Цель: закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

    2. Математические загадки

    Цель: закрепить умения отгадывать математические  загадки

    3.Работа в тетради

    • «Сколько грибов нашел ежик»
    • «Сколько морковок осталось у зайчика»
    • «Сколько шариков у медвежонка»

    Цель:  продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.

    4.Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

    Цель: сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных математических знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

    Ноябрь

    1.Дидактические игры

    • «Мастерим геометрические фигуры»
    • «Какой формы?»
    • «Геометрическая мозаика»
    • «Математическое лото».  

    Цель:  закреплять знания о геометрических фигурах.

    2. « Придумай рисунок из геометрических фигур»

    Цель: способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, сообразительности, внимания.

    3.Работа в тетради

    • «Выполни по образцу»
    • «Назови предметы которые у тебя получились»
    • «Квадрат и прямоугольник»
    • «Лишняя фигура»

     Цель: развивать логическое мышление, учить находить лишний предмет по одному признаку.

    4.Аппликация «Закладка из геометрических фигур»

    Цель: развивать внимание, память, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

    Декабрь

    1.Дидактические игры

    • «Математика со спичками»
    • «Найди варианты»
    • «Волшебники»

    Цель: развивать логическое мышление детей.

    2. Графический диктант

    • «Зайчик»
    • «Собачка»
    • «Дом»

    Цель: развивать образное и логическое мышления, память, внимание, умение ориентироваться на тетрадном листе.

    3.Работа в тетради

    • «Какого человечка не хватает»
    • «Нарисуй нужный рисунок»
    • «Выяви закономерность»

    Цель:  Учить детей сравнивать, анализировать.

    4.Игровые упражнения

    • «Запомни картинки»
    • «Выложи по памяти».

     Цель: развивать произвольную память и взаимоконтроль детей.

    5.Лабиринты

    • «Помогите найти собаке рукавичку»
    • «Помоги мишутке»
    • «Покажи правильный путь»

     Цель:  развивать логическое и пространственное мышление детей

    Январь

    1.Дидактические игры

    • «Назови сутки»
    • «Живая неделя»
    • «Вчера, сегодня, завтра

    Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, части суток; определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

    2.Интересные факты из истории математике «Дни недели»

      Цель: развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость.

    3.НОД «Путешествие в царство математике»

    Цель: формировать элементарные математические представления, развивать мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы.

    4.Заучивание считалок

    Цель: продолжать активизировать и обогащать словарь детей

    Февраль

    1.Дидактические игры

    • «Найди различия»
    • «Решаем задачи бабушки Загадушки»
    • «Посадим ели»

    Цель: Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине.

    2.Настольные игры по ФЭМП

    Цель: формировать навыки самостоятельной работы

    3.Работа в тетради

    • «Раскрась вазы»
    • «Одинаковые домики»

    Март

    1. Дидактические игры

    • «Рисовать по клеточкам»
    • «Штриховка»
    • «Рисование по цифрам»

    Цель: развивать глазомер, логическое мышление, логическое мышление, аккуратность, усидчивость малыша, тренирует руку для письма.

               

                2. Математические загадки

    Цель: закрепить умения отгадывать математические  загадки

             3.Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

    Цель: формировать посредством сюжетно-ролевой игр математических  знаний  об окружающем  мире у  дошкольников.

    4.Развивающие задачи

    • «Сколько всего рыбок поймали медведи»
    • «Сколько всего зверят качается на качелях»
    • «Сколько лодочек сделал Витя»

    Цель: формировать элементарные математические знания

    5.Арефметические задачи

    Цель: продолжать знакомить с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.

    Апрель

    1.Дидактические  игры

    • "Математика со спичками"
    • «Найди варианты»
    • «Волшебники»

    Цель: развивать логическое мышление детей.

    2.Графический диктант

    • «Змейка»
    • «Белка»
    • « Черепаха»

    Цель: развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

            3.Чтение сказки «О цифрах»

    Цель: воспитывать положительную мотивацию и интерес к математике

           4.Моделирование «Танграм»

    Цель: воспитать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.

    Май

    1.Дидактические игры

    • «Мастерим геометрические фигуры»
    • «Кто внимательнее»
    • «Разложи все цифры по порядку»

    Цель: продолжать развивать интерес к математическому творчеству и математическим способностям

    2. Лабиринты

    • «Помоги незнайке»
    • «Помоги зайке найти морковку»
    • «Как добраться Машеньке  домой?»

    Цель: продолжать развивать логическое и пространственное мышление детей

    3.Математический КВН

    Цель: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу  и выполнять ее самостоятельно

    4.Сюжетно- ролевая игра «Школа»

    Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.



    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений

    «Занимательная математика»

    (в подготовительной группе)

    Разработала воспитатель:

    Воронова Ирина Вячеславовна

    Чита 2016

    «Занимательная математика»

    Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

    Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

    Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

    В. А. Сухомлинский.

      Многие педагоги и родители знают что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

      Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний.

       Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования. Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации.

      Содержание программы дополнительного  образования  зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

      Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Работая с дошкольниками в подготовительной к школе группе , пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

       С учётом Федерального государственного образовательного стандарта  ФЭМП подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

    Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений.

    Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

    Актуальность данного вопроса позволила определить тему дополнительного образование   «Занимательная математика»

    Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

     Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических способностей через игровую деятельность.

    «Занимательная математика» направлена на решение следующих задач:

    Образовательные:

    • продолжать развивать у дошкольников логические приемы (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
    • закреплять умение считать в прямом порядке и обратном порядке в пределах 20;
    • продолжать учить самостоятельно ,составлять и решать задачки на сложение и вычитание в пределах 10;
    • формирование умения понимать и прослеживать причинно - следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
    • закреплять представления об объемных  и плоских геометрических фигурах;

              Воспитательные:

    • Формировать навыки самостоятельной работы;
    • Воспитывать положительную мотивацию и интерес к получению знаний;

    Развивающие:

    • Развивать у детей внимание ,память, логическое мышление.
    • Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей.

    Ожидаемый результат:

    На основе систематизации и обобщения знаний через игровую деятельность деть научаться самостоятельно, составлять и решать задачки на сложение и вычитание, будут сформированы навыки счета  в прямом  и обратном порядке в пределах 20.Дети смогут свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами в игровой деятельности. Полученные знания окажут положительное влияние на дальнейшее формирование логического мышления.

    Этапы реализации:

    1 этап подготовительный:

    • Обсуждения темы проекта
    • Подбор материалов
    • Изготовление дидактических игр и наглядного материала
    • Работа с методическим материалом, литературой по заданной теме

               2 этап практическая деятельность

    • Планирование деятельности
    • Реализация проекта

    3 этап итоговый

    • Подведение итогов через проведение досуговой деятельности
    • Анализ проведенной работы
    • Постановка новой проблемы

    Перспективное  планирования

    Октябрь

    1.Дидактические игры

    • «Сосчитай правильно»
    • «Считаем по порядку»
    • «Назови предыдущее и последующее число»

    Цель: закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

    2. Математические загадки

    Цель: закрепить умения отгадывать математические  загадки

    3.Работа в тетради

    • «Сколько грибов нашел ежик»
    • «Сколько морковок осталось у зайчика»
    • «Сколько шариков у медвежонка»

    Цель:  продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.

    4.Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

    Цель: сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных математических знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

    Ноябрь

    1.Дидактические игры

    • «Мастерим геометрические фигуры»
    • «Какой формы?»
    • «Геометрическая мозаика»
    • «Математическое лото».  

    Цель:  закреплять знания о геометрических фигурах.

    2. « Придумай рисунок из геометрических фигур»

    Цель: способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, сообразительности, внимания.

    3.Работа в тетради

    • «Выполни по образцу»
    • «Назови предметы которые у тебя получились»
    • «Квадрат и прямоугольник»
    • «Лишняя фигура»

     Цель: развивать логическое мышление, учить находить лишний предмет по одному признаку.

    4.Аппликация «Закладка из геометрических фигур»

    Цель: развивать внимание, память, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

    Декабрь

    1.Дидактические игры

    • «Математика со спичками»
    • «Найди варианты»
    • «Волшебники»

    Цель: развивать логическое мышление детей.

    2. Графический диктант

    • «Зайчик»
    • «Собачка»
    • «Дом»

    Цель: развивать образное и логическое мышления, память, внимание, умение ориентироваться на тетрадном листе.

    3.Работа в тетради

    • «Какого человечка не хватает»
    • «Нарисуй нужный рисунок»
    • «Выяви закономерность»

    Цель:  Учить детей сравнивать, анализировать.

    4.Игровые упражнения

    • «Запомни картинки»
    • «Выложи по памяти».

     Цель: развивать произвольную память и взаимоконтроль детей.

    5.Лабиринты

    • «Помогите найти собаке рукавичку»
    • «Помоги мишутке»
    • «Покажи правильный путь»

     Цель:  развивать логическое и пространственное мышление детей

    Январь

    1.Дидактические игры

    • «Назови сутки»
    • «Живая неделя»
    • «Вчера, сегодня, завтра

    Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, части суток; определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

    2.Интересные факты из истории математике «Дни недели»

      Цель: развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость.

    3.НОД «Путешествие в царство математике»

    Цель: формировать элементарные математические представления, развивать мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы.

    4.Заучивание считалок

    Цель: продолжать активизировать и обогащать словарь детей

    Февраль

    1.Дидактические игры

    • «Найди различия»
    • «Решаем задачи бабушки Загадушки»
    • «Посадим ели»

    Цель: Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине.

    2.Настольные игры по ФЭМП

    Цель: формировать навыки самостоятельной работы

    3.Работа в тетради

    • «Раскрась вазы»
    • «Одинаковые домики»

    Март

    1. Дидактические игры

    • «Рисовать по клеточкам»
    • «Штриховка»
    • «Рисование по цифрам»

    Цель: развивать глазомер, логическое мышление, логическое мышление, аккуратность, усидчивость малыша, тренирует руку для письма.

               

                2. Математические загадки

    Цель: закрепить умения отгадывать математические  загадки

             3.Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

    Цель: формировать посредством сюжетно-ролевой игр математических  знаний  об окружающем  мире у  дошкольников.

    4.Развивающие задачи

    • «Сколько всего рыбок поймали медведи»
    • «Сколько всего зверят качается на качелях»
    • «Сколько лодочек сделал Витя»

    Цель: формировать элементарные математические знания

    5.Арефметические задачи

    Цель: продолжать знакомить с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.

    Апрель

    1.Дидактические  игры

    • "Математика со спичками"
    • «Найди варианты»
    • «Волшебники»

    Цель: развивать логическое мышление детей.

    2.Графический диктант

    • «Змейка»
    • «Белка»
    • « Черепаха»

    Цель: развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

            3.Чтение сказки «О цифрах»

    Цель: воспитывать положительную мотивацию и интерес к математике

           4.Моделирование «Танграм»

    Цель: воспитать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.

    Май

    1.Дидактические игры

    • «Мастерим геометрические фигуры»
    • «Кто внимательнее»
    • «Разложи все цифры по порядку»

    Цель: продолжать развивать интерес к математическому творчеству и математическим способностям

    2. Лабиринты

    • «Помоги незнайке»
    • «Помоги зайке найти морковку»
    • «Как добраться Машеньке  домой?»

    Цель: продолжать развивать логическое и пространственное мышление детей

    3.Математический КВН

    Цель: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу  и выполнять ее самостоятельно

    4.Сюжетно- ролевая игра «Школа»

    Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Королевство Математики".

    Уточнить знания детей о прямоми обратном счете, закрепить состав числа из единиц....

    Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)

    Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»  (для детей от 6 до 7 лет)...

    Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

    В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

    Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

    laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

    Конспект ООД с детьми второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений " Занимательная математика".

    Конспект ООД с детьми второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений " Занимательная математика"....

    Конспект занятия для средней группы по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

    Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группыОбучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах,- закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ноч...

    Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

    Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...