Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Гажа Елена Александровна

Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_femp.docx53.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 города Белогорск»

Программа дополнительного образования

по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп»

для детей 4-5 лет

Срок реализации 1 год

Составила: Гажа Е.А., воспитатель

г.Белогорск, 2020

Содержание

1. Пояснительная записка – стр. 3

2. Цели и задачи программы – стр. 5

3. Принципы и подходы к формированию программы – стр. 5

4. Формы и методы – стр. 5

5. Возрастные особенности – стр. 6

6. Планируемые результаты как целевые ориентиры – стр. 7

7. Учебный план – стр. 7

8. Программное содержание – стр. 8

9. Календарно -тематическое планирование – стр. 9

10.Материально-технические условия – стр. 18

11. Программно-методическое обеспечение. Список литературы для родителей – стр. 19

12. Приложение. Педагогическая диагностика – стр. 19

1.Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №2 города Белогорск», с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г, ст. 2, 48;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»

-Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 г. Белогорск» от 17.10.2019., постановление № 1555

-Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03.12.2019. серия ОД № 5809, бессрочная.

Актуальность темы обусловлена тем, что современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Еще 20-25 лет назад ни родители, ни педагоги не задумывались над тем, зачем ребенку нужно логическое мышление. А сегодня в любом методическом пособии, детских развивающих книжках можно найти большое количество логических задач, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем, многие дети справляются с ними легко и быстро!

Математика сопровождает нас всю жизнь. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Основным требованием и условием научно – технического прогресса и социального прогресса является формирование творческой личности. Для успешного осуществления творческой деятельности важны быстрота умственной ориентировки, сообразительность и находчивость.  А так как в основе творческих способностей лежат умственные способности, все более актуальной становиться проблема развития мышления учащихся. Именно мышление способствует открытию учащимся новых способов действий и новых знаний.

Стремление к познанию нового является одним из условий успешного развития ребенка, основой для формирования учебной мотивации. Готовность учиться новому включает в себя готовность узнавать что-то новое, и готовность преодолевать трудности, и готовность получать удовольствие от процесса обучения. Ребенок учиться учится с рождения! И одна из задач взрослых: педагогов, воспитателей, родителей, психологов заключается в обеспечении адаптивности ребенка к жизни на разных уровнях развития: интеллектуальном, эмоциональном, физиологическом, сенсорном.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

В период дошкольной подготовки формируется мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников.

Для того чтобы мотивация была успешной, необходимо обращать внимание на соблюдение следующих условий:

1.Процесс мыслительной деятельности должен иметь положительную эмоциональную окраску.

2.Результат мыслительной деятельности должен приносить видимую пользу в предметной деятельности.

В силу особенностей психологического развития детей этого возраста решение таких задач, как формирование умения работать в коллективе, эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата внутри некоторой группы, мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности и др. невозможна без благоприятного эмоционального сопровождения образовательного процесса.

В ходе реализации кружка «Математический калейдоскоп» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.

Отличительные особенности программы:

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

 Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Использование в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, помогают совершенствовать навыки счёта, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логическое мышление. Дети непосредственно приобщаются к материалу, развивающему воображение, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Использование информационных технологий побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая в сети-интернет самостоятельно или вместе с родителями.

2.Цели и задачи программы

Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи:

Образовательные:

-Создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей;

-Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

-Увеличить объем внимания и памяти.

-Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, аналогию).

-Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Развивающие:

-Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

-Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, стремление к приобретению новых знаний и умений.

3.Принципы и подходы к формированию программы

При разработке Программы использовались следующие принципы:

Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:

-создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

-новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

-обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

-у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

-процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

-обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

4.Формы и методы

Формы проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

1. «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», где обогащают словарь детей прилагательными, обозначающими качества предметов (величину, цвет, форму, материал); активизируют в речи слова, обозначающие названия и форму предметов ближайшего окружения, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы.

2. «Художественно-эстетическое развитие», где дети  развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину, проявляют творчество.

3. «Физическое развитие», где детей учат ориентироваться в пространстве, относительно самого себя, во времени.

4. «Социально-коммуникативное развитие» - детей учат поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал, осуществляется приобщение детей к способам и формам взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе.

Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области математики.

5.Возрастные особенности детей.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).  

6.Планируемые результаты как целевые ориентиры

К концу года дети должны уметь:

- считать в пределах пяти, относить последние числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;

- называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;

- понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;

- отгадывать математические загадки;

- различать количественный, порядковый счёт;

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

- находить заданные геометрические фигуры среди множества других;

- выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;

- отгадывать загадки о временах года;

- различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;

- уметь ориентироваться на листе бумаги;

- решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

7.Учебный план

Занятия проводятся с сентября по май.

Неделя: 1 занятие, по 20 мин.

Месяц: 4 занятия (январь 3 занятия, май 3 занятия).

Год – 34 занятия.

Расписание кружка: 1 раз в неделю – понедельник, во вторую половину дня.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.

Время проведения: 1 подгруппа 15.40 – 16.00

                                  2 подгруппа 16.05 – 16.25

Виды и формы контроля

Педагогическая диагностика (мониторинг) математических способностей в индивидуальном развитии ребенка (2 раза в год: сентябрь и май).

8.Программное содержание

Количество и счет

Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (назвать числительное по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным;

относить последнее числительное ко всей группе).

Познакомить с цифрами от 1 до 5.

Учить писать цифры по точкам.

Учить соотносить цифры с количеством предметов.

Учить понимать отношения между числами в пределах 5.

Учить отгадывать математические загадки.

Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».

Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.

Познакомить со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Геометрические фигуры

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

Величина

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).

Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).

Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Закрепить умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.

Учить различать понятия: быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.

Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Логические задачи

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

9.Календарно-тематическое планирование

Тема

Задачи

Дата проведения планируемая

1

Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними.

Величина. Большой и маленький.

Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур).

  • закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много;
  • считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приемами счета;
  • считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным вроде, числе, падеже;
  • сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними;
  • сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку;
  • учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • закреплять знания о геометрической фигуре круг (находить среди других геометрических фигур);
  • формировать представление, что круги могут быть разного размера;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

07.09.20

2

Количество и счет. Сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки.

Ориентировка во времени. Времена года (осень).

Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

  • учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета;
  • считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов;
  • закреплять знания о времени года (осень);
  • продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

14.09.20

3

Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов.

Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур).

Логическая задача. Развитие внимания.

  • учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
  • закреплять умение считать предметы (в пределах 5);
  • продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи;
  • учить выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку;
  • закрепить знания о геометрической фигуре квадрат;
  • формировать представление, что квадраты могут быть разного размера;
  • развивать зрительное внимание;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

21.09.20

4

Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4-5.

 Ориентировка во времени. Части суток. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

  • продолжать учить считать предметы (в пределах .5);
  • упражнять в сравнении двух групп предметов;
  • учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет;
  • учить устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;
  • закреплять представления о частях суток;
  • продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа);
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

28.09.20

5

Количество и счет. Знакомство с цифрой 1.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате. Логическая задача.

—учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

  • познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1;
    —учить писать цифру 1, используя образец;
  • находить цифру 1 среди множества других цифр;
  • закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);
  • учить понимать последовательность расположения геометрических фигур;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

05.10.20

6

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1.

Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди множества фигур).

  • закрепить знание о цифре 1;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку;
  • закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других;
  • формировать представление, что треугольники могут быть разного размера;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

12.10.20

7

Количество и счет. Знакомство с цифрой 2. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра.

Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше.

  • познакомить с цифрой 2;
  • учить писать цифру 2;
  • учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • учить различать понятия «далеко», «близко»;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

19.10.20

8

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2.

Величина. Короткий, длинный.

Геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур).

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий);
  • закрепить знания о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур;
  • формировать представление, что овалы могут быть разного размера;
  • формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

26.10.20

9

Количество и счет. Знакомство с цифрой 3.  Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Времена года (осень).

  • учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3;
  • учить писать цифру 3 по точкам;
  • находить цифру 3 среди множества других цифр;
  • продолжать учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов;
  • закрепить знания детей о времени года (осень);
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

02.11.20

10

Количество и счет. Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3.

Величина. Высокий, низкий.

Логическая задача. Развитие внимания.

  • закрепить знания о числе и цифре 3;
  • продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • закреплять умение писать цифры 1, 2, 3;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку;
  • развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

09.11.20

11

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4.

Величина. Широкий, узкий.

Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур).

  • учить отгадывать математические загадки;
  • продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • упражнять в сравнении двух групп предметов;
  • развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);
  • закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других;
  • формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера;
  • учить понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

16.11.20

12

Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства.

Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания.

Геометрические фигуры. Круг, овал.

  • учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате);
  • учить отсчитывать предметы по образцу;

— учить устанавливать равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга;

  • продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе;
  • развивать зрительное внимание;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

23.11.20

13

Количество и счет. Знакомство с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький.

Логическая задача. Развитие внимания.

—учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

  • познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4;
  • учить обводить цифру 4 по точкам;
  • находить цифру 4 среди множества других цифр;
  • учить соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький»;
  • способствовать развитию зрительного внимания;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

30.11.20

14

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Логическая задача.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

  • закрепить знания о числе и цифре 4;
  • продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов;
  • закрепить знания о геометрических фигурах треугольник, прямоугольник;
  • учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;
  • учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

07.12.20

15

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Счет по образцу, сравнение чисел 3—4.

Ориентировка в пространстве. Далеко, близко.

  • учить считать по образцу и названному числу;
  • учить понимать отношения между числами (3—4);
  • учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • формировать пространственные представления (далеко, близко);
  • закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник;
  • учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

14.12.20

16

«В гостях у царицы Математики»

Развивать умения детей самостоятельно выполнять математические задания в условиях соревнования.

21.12.20

17

Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов.

Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под.

Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.

Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень).

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине);
  • закреплять знания о геометрических фигурах;
  • закреплять знания о временах года (зима, весна, лето, осень).

11.01.21

18

Количество и счет. Знакомство с цифрой 5.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

Логическая задача.

  • учить отгадывать математические загадки;
  • познакомить с цифрой 5;
  • учить писать цифру 5 по точкам;
  • учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади);
  • закрепить знания о времени года (зима);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

18.01.21

19

Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4—5.

Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.

Ориентировка во времени. Быстро, медленно.

  • закреплять умение считать в пределах 5;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии;
  • учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;
  • раскрыть на конкретном примере понятия «быстро», «медленно»;

25.01.21

20

Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными.

Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.

Геометрические фигуры.

Логическая задача.

  • учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • учить видеть геометрические фигуры в предметах;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самооценки и самоконтроля.

01.02.21

21

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от

пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).

Логическая задача.

  • продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить отгадывать математические загадки;
  • учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
  • учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов;
  • продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

08.02.21

22

Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет.

Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток).

Величина. Закрепление понятий «широкий», «уже», «еще уже» «самый узкий».

учить сравнивать количество предметов;

  • учить понимать независимость числа от величины предметов;
  • закреплять навыки порядкового счета в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить сравнивать предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку;
  • учить решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

15.02.21

23

Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом.

Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.

учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов;

  • упражнять в сравнении двух групп предметов;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами;
  • закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат;
  • познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

22.02.21

24

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

  • продолжать учить порядковому счету (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов;
  • закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

01.03.21

25

Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине);
  • способствовать развитию зрительного внимания;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

15.03.21

26

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

Логическая задача. Установление последовательности событий.

  • закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • продолжать учить различать понятия «влево», «вправо»;
  • учить устанавливать последовательность событий;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

22.03.21

27

Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. 

Величина. Развитие глазомера.

Логическая задача. Развитие внимания.

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;
  • учить отгадывать математические загадки;
  • учить сравнивать предметы разных размеров по величине;
  • учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;
  • учить решать логические задачи на установление закономерностей.

29.03.21

28

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете,

Ориентировка в пространстве. Определять пространственное (расположение предметов по отношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания.

  • закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить решать логическую задачу на установление последовательности событий;
  • закреплять умение обозначать словами положение пред мета по отношению к себе;
  • закреплять умение различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима);

— формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

—формировать навык самооценки и самоконтроля.

05.04.21

29

Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4,5. Соотнесение количества предметов с цифрой.

Логическая задача. Развитие внимания.

  • закреплять умение считать (в пределах 5);
  • закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить сравнивать числа 4 и 5, развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов;
  • учить решать логическую задачу на сравнение;
  • формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

12.04.21

30

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет.

Логическая задача.

Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу.

  • закрепить знания о цифрах от 1 до 5;
  • продолжать учить порядковому счету до 5, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях;
  • закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

19.04.21

31

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу.

Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

Логическая задача. Развитие внимания.

  • закреплять умение относить цифру с количеством предметов;
  • закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела;
  • способствовать развитию зрительного внимания;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навыки самоконтроля и самооценки.      

26.04.21

32

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

Логическая задача. Развитие внимания.

  • продолжать учить соотносить цифру и количество предметов;
  • учить отгадывать математические загадки;
  • продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя;

учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

—формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

17.05.21

33

Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах.

Величина. Широкий, узкий.

Ориентировка во времени. Времена года.

  • продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • продолжать учить отгадывать математические загадки;
  • закреплять умение понимать отношения между числами;

             

  • закрепить па конкретных примерах понятия «быстро»,
    «медленно»;
  • продолжать учить сравнивать предметы по ширине;
  • продолжить учить решать логические задачи

24.05.21

34

Итоговое. Квест-игра «Спасаем страну Математику»

Систематизировать и обобщить знания, полученные за год.

31.05.21

10.Материально-технические условия

В группе созданы условия для реализации программы.

Для проведения используется групповое помещение, оборудованное мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.

В группе имеется информационно-компьютерное оборудование: телевизор, интерактивный комплекс: ноутбук, проектор.

Материал и инструменты:

-Наглядные пособия

 -Рабочие тетради

-Магнитная доска с   комплектом   геометрических фигур

-Предметные картинки.

-Раздаточный и счетный материал.

-Набор цифр.

-Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.

-Арифметическое домино, мозаика, пазлы.

11.Программно-методическое обеспечение

-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

-Колесникова Е.В. «Математические ступеньки»- М.:ТЦ Сфера, 2015

-Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет «Я считаю до 5» - М.: ТЦ Сфера, 2020.

-Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради.

-Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006

Интернет ресурсы:

http://tc-sfera.ru/

http://www.maam.ru/

http://ped-kopilka.ru/

http://nsportal.ru/

Список литературы для родителей

-Гордиенко С. «Большая книга маленького гения. 777 логических игр для детей»

-Колесникова Е. В. «Дорисуй и раскрась.» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет

- Колесникова Е. В. «Математические прописи для детей 4-5 лет»

- Колесникова Е. В. «Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет. Тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребенка»

-Шалаева Г.П. «Иллюстрированные тесты для детей»

12.Приложение

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Основные направления работы:

  1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
  2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
  3. Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
  4. Экспериментирование.

Тема

Методика проведения

Материал для обследования

Память

1.Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2.Д/упр. «Посмотри и запомни!» Фигуры разложены в определенном порядке, ребенок запоминает, закрывает глаза, положение фигур меняется. Затем ребенок открывает глаза, и называет изменения. Точно также можно с цифровым рядом. (Кратковременная память)

3.Хорошо ли ребенок запоминает стихи, загадки, в стихах. (Долговременная память)

Фигуры разного цвета, формы, величины; цифры.

Количество и счет

  1. Выявить умение считать в пределах 5 в прямом порядке, в обратном порядке.
  2. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где

3. Как можно проверить?

4. Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов? Квадратов?

Круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

Величина

1. Д/упр. «Найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой (маленький) гриб».

2. Покажи на рисунке: самый широкий шарф, самый узкий; покажи яблоко, которое белочка сможет занести в дупло.

Полоски разной длины (4-5), полоски

разной ширины (4-5), изображение дерева (выс. – низ.), карандаши разной толщины, картинки ко второму

заданию.

Геометрические фигуры

  1. Д/упр. «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».
  2. Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга?

3.Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения?), построй треугольник, круг. (Можно с группой)

Набор из геометрических фигур,

счетные палочки.

Форма

  1. Найди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной…)

2.Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.

Геометрические фигуры

Ориентировка во времени

  1. Д/игра. «Что сначала, что потом». (Ребенку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).
  2. Беседа «Вчера, сегодня, завтра». (На примере занятий в детском саду).

3.Покажи по картинке «Что раньше? Что потом?»

Картинки на части суток с природными

явлениями и деятельностью людей, картинка к заданию «Что раньше?»

Ориентировка в пространстве

1. Д/упр. «Что где? (Ребенку

предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).

  1. Д/упр. «Пойдешь - найдешь» (ребенку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага вперед, повернись направо. Что ты нашел?)

3.Правильное использование предлогов «над», «под»; слева, справа.

Игрушка, картинка к заданию №3

Логическое мышление

  1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.
  2. Задание на логическое мышление: «Найди лишнюю фигуру». Объясни, почему она лишняя.

3.«Дорисуй!» (Можно с группой)

Листы к заданию «Дорисуй!», простые карандаши.

Фамилия,

имя ребенка

1

2

3

4

5

6

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.

г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Память

Количество и счёт

Величина

Геометрические фигуры

Форма

Ориентировка в          пространстве

Ориентировка во времени

Логическое мышление

Сумма баллов  (фактическое кол-во баллов)

Оценка уровня:

4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием;

3 балла - ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого;

 2 балла - ребенок затрудняется с выполнением задания, даже с дополнительными вопросами взрослого;

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает - 1 балл.

«высокий» уровень - 3,5 - 4  балла    

 «средний» уровень  - 3,4 - 2 балла         

«низкий» уровень – ниже 2 баллов