Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».
рабочая программа по математике на тему
«Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль
|
Математическое развитие детей – это одно из основных направлений подготовки детей к школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представление рабочей программы по всем возрастам в ДОУ по ФЭМП. | 67.01 КБ |
Презентация по работе ФЭМП в разных возрастных группах ДОУ | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 5 Тынденок города Тынды Амурской области.
Выступление на городской математической конференции педагогов.
«Рабочая программа дополнительного образования по формированию
элементарных математических представлений дошкольного возраста».
«Творческая мастерская «Эврика».
Составил и выполнил: воспитатель 1 категории
Заплитная Светлана Лаврентьевна.
Декабрь, г. Тында.
Тема выступления: «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста «Творческая мастерская «Эврика».
Заплитная С. Л.
воспитатель МДОБУ ДС № 5 Тынденок.
Математическое развитие детей – это одно из основных направлений подготовки детей к школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Актуальность темы:
Педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Начиная свою педагогическую работу по данному вопросу с детьми младшего дошкольного возраста, часто сталкивалась с тем, что дети трех лет могли быстро просчитать до 10, но когда просила их дать мне два или три кубика – они терялись и не могли этого сделать. В наше время обилие информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи зачастую дают обратный эффект в развитии дошкольника. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка, но нигде не применяет их на практике и не связывает их в повседневной деятельности. На родительских собраниях говорила о том, что важно не учить, а развивать всесторонне и гармонично с помощью формирования элементарных математических представлений наших детей. Что наши совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы воспитывать у них потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Что важно воспитать и привить интерес к математике. Что принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь малышей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Чтобы не допускать вербализма, формальности в знаниях ребенка. Что должен быть интерес к процессу, к причине, должны быть первые «открытия», желание узнать «еще и еще». Только так мы взрослые можем заложить мотивационную базу дальнейшего развития личности, формировать познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Поэтому в 2015-2016 учебном году в младшей группе № 3 «Почемучки», как альтернативу предложила своим родителям дополнительные занятия с их детьми, так как они считали, что не достаточно занятия по ФЭМП один раз в неделю.
Затем на следующий 2016-2017 учебный год работа в данном направлении продолжилась.
В настоящее время уже в старшей группе на 2017-2018 учебный год с теми же детьми веду дополнительную образовательную деятельность по ФЭМП.
Представление рабочей программы по дополнительному образованию
«Творческая мастерская «Эврика» для детей дошкольного возраста.
Данная рабочая программа дополнительного образования составлена на основе парциальной образовательной программы «Математические ступеньки» автора Колесниковой Елены Владимировны и «Математика в детском саду» Новиковой Валентины Павловны, с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – соответствует ФГОС.
Содержание рабочей программы ориентировано на развитие математических способностей детей 3-7лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- Систематизация и учет математических знаний, полученных из различных источников (дидактические игры, общение, занятия)
- Организация работы с детьми по освоению содержания рабочей программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность педагога и детей в процессе игровых занятий в виде поисково-исследовательской деятельности, дидактических игр и упражнений, общения, самостоятельной деятельности, которые организует педагог, сопровождает и поддерживает.
Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Реализация Программы осуществляется с помощью учебно-методического комплекса, который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.
Для этого использую рабочие тетради Е. В. Колесниковой:
Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. М., 2000-2014 – младшая группа.
Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет. М., 2015 – средняя группа.
Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. М., 2000-2015 – старшая группа.
Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7лет. М., 2000-2015 – подготовительная группа.
Также использую тетради с развивающими заданиями «Математика для малышей» часть 1 и 2 авторов Гаврилова С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Т., Щербинина С. В.
Игровые занимательные задачи для дошкольников Михайлова З. А.
Цель и задачи рабочей программы:
Цель: - Приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 3-7 лет в соответствии с требованиями Стандарта.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей.
- Способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить.
-Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении, в режимных моментах – во время дежурства, на прогулках, в наблюдениях за предметами окружающего мира).
- Формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу.
-Развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию и моделирование).
При разработке рабочей программы использовала следующие принципы:
- развивающего и воспитывающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- активности и самостоятельности;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
-единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
- интеграции образовательных областей;
-ориентации на возрастные и индивидуальные особенности детей;
Свою работу с детьми строю используя следующие принципы обучения:
- Принцип научности – содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.
- Принцип систематичности и последовательности – знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя устанавливать хаотично, в беспорядке. Материал должен даваться в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
- Принцип доступности – учебный процесс теряет смысл, если его содержание недоступно для усвоения.
- Принцип наглядности – чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
- Принцип сознательности и активности учения детей – знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность.
- Принцип прочности обучения – знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне.
- Принцип индивидуализации развития детей в процессе обучения – индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов.
- Принцип научности – научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению.
При перспективном планировании рабочей программы по возрастным группам придерживалась следующих принципов:
- Перспективность – ориентировка на перспективы развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
- Преемственность – определение условий дальнейшего развития детей с учетом достигнутого уровня.
- Конкретность – преобразование общих задач в частные, определение способов их разрешения в конкретных условиях.
- Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех частей педагогического процесса.
В перспективном планировании включены традиционные тематические разделы:
- Количество и счет
- Геометрические фигуры
- Величина
- Ориентировка во времени
- Ориентировка в пространстве.
Планируемые результаты:
Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. В соответствии с целевыми ориентирами после освоения Программы ребенок:
- Проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, на ООД.
- Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми.
-Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
-Обладает элементарными представлениями в области математики.
- Принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Планируемые результаты по каждому возрасту расписаны в планирование каждого возрастного этапа обучения и представляют собой достижения ребенка, которые являются ориентирами в деятельности педагога, направленной на достижение установленной образовательной цели.
Участники: педагоги – воспитатель, дети и родители.
Длительность: В младшей группе – 10 минут, 1 раз в неделю. В средней группе – 15 минут, 1 раз в неделю. В старшей группе 20 минут – 2 раза в неделю. В подготовительной к школе группе 25 минут – 2 раз в неделю.
Работа ведется по подгруппам 5 – 10 человек в зависимости от возраста. Первые четыре занятия посвящаются повторению ранее изученного материала.
Примерная структура занятий:
- Вводная часть.
- Приветствие и эмоциональная минутка (пальчиковая гимнастика, или малоподвижная игра)
- Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
- Основная часть.
- Умная минутка (детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса) – работа в рабочих тетрадях.
- Музыкальная минутка.
- Заключительная часть.
- Любая продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
- Релаксация: вопрос: «Что тебе запомнилось?»; малоподвижная игра и прощание.
Нормативные документы
Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Творческая мастерская «Эврика» разработана в соответствии:
- «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273 -ФЗ);
-"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15.05.2013г. «Об утверждении САНПИН 2.4.1. 3049-13»);
- «Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от «17» октября 2013г. № 1155, Регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г Министерства юстиции РФ).
- Устав утвержден постановлением мэра г. Тынды №. 295 от 12 августа 2014г.; -Лицензия на право осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования выдано Министерством образования и науки Амурской области, регистрационный № ОД 5017 от 17 февраля 2014г.
- Положением о платных дополнительных услугах.
Программное обеспечение
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – 2015г.
- Колесникова Е. В. «Математические ступеньки».
Диагностика.
Диагностика по математике в младшей группе
1. Умение считать в пределах 5 в прямом порядке
2. Умение узнавать цифры в пределах 5
3. Умение сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
4. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб.
5. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
6. Умение различать правую и левую руки.
7. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам)
8. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок не ответил
- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
- 8 – 11 баллов – низкий уровень
- 12 – 18 – средний уровень
- 19 – 24 – высокий уровень
Вторая младшая группа №_______
№ п/п | Ф.И ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итог | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика по математике в средней группе
1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок не ответил
- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
- 9 – 14 баллов – низкий уровень
- 15 – 20 – средний уровень
- 21 – 27 – высокий уровень
Средняя группа №________
№ п/п | Ф.И. ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | итог | ||||||||||
Н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика знаний по математике в старшей группе
1. Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке
2. Умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными
3. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность
4. Умение называть предыдущие и последующие числа в пределах 10
5. Состав числа в пределах 5 на основе предметных действий
6. Умение соотносить цифру с количеством предметов
7. Располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения по высоте, ширине, длине
8. Умение узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал
9. Умение составлять из частей целое
10. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине)
11. Умение называть части суток
12. Умение называть последовательно дни недели
13. Умение последовательно называть месяцы в году
14. Найти сходства и различия предметов
15. Умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок не ответил
- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
- 15 – 22 баллов – низкий уровень
- 23 – 35 – средний уровень
- 36 – 45 – высокий уровень
Старшая группа № ______
№ п/п | Ф.И. ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | итог | ||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика по математике в подготовительной к школе группе
1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности
2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого
3. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =
4. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10
5. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, ─, =.
6. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц
7. Умение наряду с квадратом, кругом, треугольником, овалом узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус
8. Умение по заданному образцу конструировать более сложные формы из простых
9. Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.)
10. Иметь представление об общепринятых единицах измерения величин: сантиметр, литр, килограмм
11. Состав числа в пределах 10
12. Умение решать задачи на сложение, вычитание
13. Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант).
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок не ответил
- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов
- 13 – 19 баллов – низкий уровень
- 20 – 29 – средний уровень
- 30 – 39 – высокий уровень
Подготовительная к школе группа № ______
№ п/п | Ф.И. ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | итог | ||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/kontrol03_1.htm
Диагностика проводится на начало учебного года и в конце. Через наблюдения, беседы, тестовые игровые упражнения и задания.
1. «Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: диагностический журнал/ автор-составитель Н.Б.Вершинина.- Волгоград: Учитель.
2. Е. В. Колесникова предлагает рабочую тетрадь «Диагностика способностей детей 6 – 7 лет» с красочными игровыми заданиями и упражнениями, которые позволяют оценивать математическую подготовку ребенка во время и после усвоения программы и при необходимости восполнить пробелы в знаниях.
Моя работа ведется с 2015 -2016 учебного года, как дополнительное образование, так как детский состав группы практически не изменился и по настоящее время можно просмотреть динамику изменений математического развития в течение нескольких лет.
В 2015 – 2016 учебном году в младшей группе было 15 детей.
Из них на начало занятий: низкий уровень – 33,33% (5детей), средний уровень – 60% (9детей), высокий уровень – 6, 67% (1ребенок).
В конце года (май 2016): низкий уровень – 13,33% (2 ребенка), средний уровень – 40% (6 детей), высокий уровень – 46, 67% (7 детей)
В 2016 – 2017 учебном году в средней группе осталось 13 детей – двое детей переведены в другой детский сад по новому месту жительства родителей.
На сентябрь 2016 года: низкий уровень – 0%, средний уровень – 46,15% (6 детей), высокий уровень – 53, 85% (7детей).
В мае 2017 года: низкий уровень – 0%, средний уровень 38, 46% (5детей), высокий уровень – 61, 54% (8детей).
В настоящем 2017 – 2018 учебном году в старшей группе дополнительную услугу посещают 10 детей – трое детей перешли в другую группу.
На сентябрь 2017 года: низкий уровень – 0%, средний уровень – 40% (4ребенка) и высокий уровень – 60% (6детей).
Приложение.
Перспективное планирование работы в младшей группе.
Месяц | Тема занятия | Игровые упражнения |
Сентябрь | 1.Ориентировка во времени. Утро Величина. Большой и маленький | Игра-наблюдение «Большой – маленький» |
2. Количество и счет. Один и много | Д/и «Один и много» | |
3.Ориентировка во времени. День Геометрические фигуры. Круг. | Игр. упр. «Что сначала, что потом» Игра «Что бывает круглым?» | |
4. Количество и счет. Число 1 | Игровая ситуация «Цыпленок потерялся» | |
Октябрь | 1.Ориентировка во времени. Вечер Величина. Высокий - низкий | Игра «Когда это бывает?» Игр. упр. «Елочки – пенёчки» |
2.Закрепление: Большой и маленький. Количество и счет. Закрепление: один и много | Игр. упр. «Скажи что больше, а что меньше» Под/игра «Медведь и пчелы» | |
3.Количество и счет. Закрепление: число 1. | Игра «Один – много – ни одного» | |
4.Ориентировка во времени. Ночь Геометрические фигуры. Закрепление: круг. | Игра «Когда мы это делаем?» Игр. упр. «Какие предметы похожи на круг?» | |
Ноябрь | 1.Количество и счет. Число 2. | Игровая ситуация «Поможем кукле» |
2.Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под. Величина. Толстый, тонкий. | Игра «Что где находится?» Игра «Толстый – тонкий» | |
3.Количество и счет. Закрепление числа 2. | Игровая ситуация «Упрямые козлята» | |
4.Геометрические фигуры. Треугольник. Ориентировка во времени. Осень. | Игра «Круг – треугольник» | |
Декабрь | 1.Количество и счет. Число 3 Величина. Большая, поменьше, маленькая. | Игр. упр. «Матрешки» |
2.Геометрические фигуры. Треугольник | Игра «Геометрические узоры – треугольники» | |
3.Количество и счет. Закрепление числа 3. Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху. | Игровая ситуация «Три поросенка» Игр. упр. «Где спряталась игрушка?» | |
4.Величина. Закрепление большой, поменьше, маленький | Игр. упр. «Пирамидка» | |
Январь | 1.Количество и счет. Сравнение чисел 2и3. | Игра «Разложи всё поровну» |
2.Величина. Большой, поменьше, маленький Логическая задача | Игр. упр. «Башня» Игра «Угадай, кто спрятался?» | |
3.Количество и счет. Число 4. Геометрические фигуры. Квадрат | Игр. упр. «Продолжи ряд» Игра «Сколько – столько» | |
4.Ориентировка во времени. Зима | Словесная игра «Загадка – отгадка» | |
Февраль | 1.Количество и счет. Закрепление числа 4 | Игра «Больше – меньше, столько – сколько» |
2.Геометрические фигуры. Квадрат Логическая задача | Настольная игра «Геометрические узоры» | |
3.Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4. | Игр. упр. «Спрячь всех зайцев за елочками» | |
4.Геометрические фигуры. Прямоугольник | Игр. упр. «Разложи на группы» | |
Март | 1.Количество и счет. Число 5 | Настольная игра «Сосчитай-ка» |
2. Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький. Ориентировка во времени. Весна. | Игровая ситуация «Скажи, что изменилось» | |
3.Количество и счет. Закрепление числа 5 | Игра «Добавь до пяти» | |
4.Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. | Игра «Что сначала, что потом» | |
Апрель | 1.Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5. | Игр. упр. «Угостим зверят» |
2.Геометрические фигуры. Овал Логическая задача. | Игра «Круг – овал – квадрат» | |
3.Ориентировка во времени времена года. | Игр. упр. «Что мы делаем весной?» | |
4.Геометрические фигуры. Закрепление: овал. Ориентировка в пространстве Закрепление: слева, справа. | Подвижная игра «Найди свой дом» Подвижная игра «Руку правую вперед…» | |
Май | 1.Геометрические формы. Шар, куб, цилиндр. | Игр. упр. «Какой формы твой предмет?» |
2. Количество и счет. Закрепление чисел 1,2, 3, 4, 5. | Настольная игра «Сосчитай-ка» | |
3.Величина. Длинный - короткий | Игр. упр. «Пройди по длинной (короткой) дорожке» | |
4.Логические задачи | Игр. ситуация «Что лежит в подарке (мяч, кубик)?» |
Перспективное планирование в средней группе.
Месяц | Тема ООД | Игровые упражнения |
Сентябрь | Количество и счет. Утро | «Мы считаем до пяти» |
Логическая задача | «Какой формы этот предмет?» | |
Закрепление: большой - маленький | «Найди похожий предмет» величина. | |
Геометрические фигуры | «Геометрическое лото» | |
Октябрь | Количество и счет. Логическая задача | «Скажи, чего не хватает» |
Времена года | «Что сначала, что потом» | |
Ориентировка в пространстве. Высокий низкий | «Ростомер» | |
Количество и счет. | «Матрешки» | |
Ноябрь | Закрепление: геометрические фигуры | «Продолжи ряд» |
Сравнение чисел 4 и 5. Сутки | «Когда это бывает?» | |
Количество и счет. Слева, справа, в середине. | «Три поросенка» | |
Знакомство с цифрой «1» | «Найди цифру 1» | |
Декабрь | Логическая задача | «Продолжи рисунок» |
Закрепление на цифру «1» | «Найди пару» | |
Знакомство с цифрой «2» | «Собираем урожай» | |
Ориентировка в пространстве – близко, далеко | «Найди где меньше (больше)» | |
Январь | Закрепление на цифру «2» Овал, величина | «Сосчитай-ка» |
Знакомство с цифрой «3» Логическая задача. | «Подбери цифру к предметам» | |
Закрепление значения цифры «3» | «Отличия и сходство» | |
Сравнение числа 1-1, 1-2, 2-2, 2-3. | «Широкий, узкий» | |
Февраль | Количество и счёт «4». Слева, Справа | «Кто в теремке живёт» |
Знакомство с цифрой «4», Круг, величина | «Снеговики» | |
Закрепление цифры «4». Логическая задача | «Геометрические узоры» | |
Количество счёт и цифры до «4» | «Чего не хватает» | |
Март | Времена года. Закрепление цифр от «1» до «4» | «Расставь по порядку» |
Знакомство с цифрой «5» Времена года. | «Кто справа от тебя» | |
Соотнесение числа и цифры на «4» и «5» | «Найди похожий предмет» | |
Порядковый счёт. Геометрические фигуры | «Лист бумаги» | |
Апрель | Закрепление: порядковый счёт, цифры 1,2,3,4,5 | «Подбери по величине» |
Соотношения числа предметов и цифры. Длина | «Чей хвостик?» | |
Закрепление: Числа и цифры. Цилиндр, куб | «Строим ворота» | |
Геометрические фигуры. Счёт и цифры до «5» | «Заплатки» | |
Май | Логические задачи. Ориентировка на листе | «Рыбалов» |
Величина. Счёт и цифры до «5» | «Заверши логическую цепочку» | |
Закрепление порядкового счёта до «5» | «Что сначала, а что потом» | |
Соотношение числа и цифры. Ширина | «Точки и фигуры» |
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц | Тема ООД | Игровые упражнения |
Ноябрь | Пн. Число и цифра 1 | «Сосчитай и нарисуй» |
Ср. Осенние месяцы | «Когда это бывает?» | |
Пн. Число и цифра 2, знаки +,=. | «Отгадай загадку» | |
Ср. Геометрические фигуры | «На какую фигуру похож предмет?» | |
Пн. Числа и цифры 1, 2, 3. | Назови число на один больше, меньше. | |
Ср. Работа в тетради в клетку | «Дорисуй недостающие фигуры» | |
Пн. Числа и цифры 1, 2, 3, 4. | «Кто больше?» | |
Ср. Осенние месяцы | «Кто внимательный» | |
Декабрь | Пн. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. | «Расставь по порядку» |
Ср. Сложение числа 5 из двух меньших. Зима. | «Составь задачку» | |
Пн. Пословицы с числами до 5. | «Что перепутал художник» | |
Ср. Число и цифра 6, сложение числа 6 из двух меньших. | «Отгадай загадку» | |
Пн. Понятия длины и ширины | «Подбери пару» | |
Ср. Знаки <, >, =. Числа и цифры до 6. | «Подарки Деда Мороза» | |
Пн. Числа и цифры 4, 5, 6. | «Число, цифра, предмет» | |
Ср. Порядковый счет до 6. | «Что сначала, что потом» | |
Январь | Пн. Знакомство с цифрой 0. | «Найди цифру» |
Ср. Зимние месяцы | «Я начну, а ты продолжи» | |
Пн. Задачи на установление равенства между двумя группами предметов. | «Соедини правильно» | |
Ср. Ориентировка на листе бумаги | «Найти ключик в комнате» | |
Пн. Число и цифра 7, знаки =, +. | «Подбери цифру к предметам» | |
Ср. Деление квадрата на 2, 4 части. | «Сложи квадрат» | |
Февраль | Пн. Сложение числа 7 из двух меньших | «Слушай и считай» |
Ср. Дни недели | «Сегодня, завтра и вчера» | |
Пн. Числа и цифры 1-8, знаки +, -. | «Бусы» | |
Ср. Порядковый счет до 8. | «Сосчитай–ка» | |
Пн. Деление круга на 4 части. | «Геометрическое лото» | |
Ср. Примеры на сложение и вычитание. | «А теперь ты сам считай…» | |
Пн. Работа в тетради в клетку | «Сколько – столько» | |
Ср. Геометрические фигуры, порядковый счет. | «Смотри, считай, записывай» | |
Март | Пн. Числа и цифры 1-9. | «Дни недели» |
Ср. Сравнение смежных чисел | «Назови соседей числа» | |
Пн. Деление квадрата. | «Сложи квадрат» | |
Ср. Число и цифра 10. | «Заверши логическую цепочку» | |
Пн. Счетные палочки и фигуры. | «Заколдованные картинки» | |
Ср. Сложение числа 10 из двух меньших. | «Запиши пропущенную цифру» | |
Пн. Геометрические фигуры | «Продолжи ряд» | |
Ср. Весенние месяцы | «Кто отгадывал загадку?» | |
Апрель | Пн. Работа в тетрадях | «Составь задачу, запиши решение» |
Ср. Задачи на сложение и вычитание. | «Помоги зверюшкам написать знаки» | |
Пн. Работа со счетными палочками. | «Кораблик» | |
Ср. Ориентировка в пространстве | «Где пять?» | |
Пн. Работа в тетради в клетку | «Рисуем машину» | |
Ср. Знаки <, >, =. | «Узнай, какой день недели» | |
Пн. Задачи в стихах | «Считай и рисуй» | |
Ср. Части суток. | «Исправь ошибку художника» | |
Май | Пн. Порядковый счет до 10. | «Кого боится зайка?» |
Ср. Дни недели, времена года. | «Отгадай загадку» | |
Пн. Сложение числа 10 из двух меньших. | «Найди свое место» | |
Ср. Весенние месяцы | «Составь и реши» | |
Пн. Порядковый счет, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку | «Что растет на нашей грядке?» | |
Ср. Геометрические фигуры из счетных палочек | «Кто за кем» | |
Пн. Решение задачи, примеров. | «Считай, записывай» | |
Ср. Закрепление знаний месяцев. | «Кто какой пример решал» |
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе в разработке.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. М., 2003.
- Данилова В. В., Рихтерман Т. Д.. Обучение математике в детском саду. М.., 1998.
- Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М. 1999
- Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера,2016. – 112с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.— 2-е изд., испр. —М.: Просвещение, 1980. — 64 с.
- Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., 2000.
Полезная литература:
Книги для математического развития детей.
- Александр Калманович Звонкин "Малыши и математика":
- Александрова Эм., Левшин В. "В лабиринте чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками"
- Владимир Житомирский и Лев Шеврин "Геометрия для малышей", "Путешествие по стране Геометрии", "Математическая азбука".
- Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. "Энциклопедия развивающих игр: игры и истории на развитие сообразительности для детей 6-8 лет"
- Георгий Юдин "Заниматика": "Занимательная математика для девочек и мальчиков 4-7 лет.
- Ирина Токмакова "Может, ноль не виноват?"
- Константин Шевелев "Ювентик в стране чисел и цифр", "Приключения треугоши: математическая сказка для детей от 2-ух до 4-ех лет"
- Левинова, Сапгир "Кубарик и Томатик или Месёлая математика".
Электронные образовательные ресурсы:
Журнал "Дошкольное воспитание" http://www.dovosp.ru
Сайт "Дошкольное образование" (программы, различные виды планирования, конспекты занятий) http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskii-sad
Детские электронные пособия и клипы http://www.viki.rdf.ru/
Сайт "Детсад" (папки-передвижки, методические наработки, наглядный материал) http://www.detsad-kitty.ru/
Детский развивающий портал http://pochemu4ka.ru/
Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee
Стенгазеты и пожелания к праздникам, флеш-раскраски, игры, ребусворды и др. материалы для развития детей. Детские знакомства. Блоги.
"Detskiy-mir" - детский портал http://www.detskiy-mir.net/
Коллекция флеш-игр. Создание собственного веб-сайта. Загрузка обоев на рабочий стол, аватарок, картинок и другое. "Твиди.ру" - детский развлекательный портал http://www.tvidi.ru/ch/Main/
Мультфильмы, детские рисунки, развивающие и активные игры, тесты
"Теремок" - сайт для детей http://www.teremoc.ru
Онлайн-игры, сказки, песни и др. развлечения для малышей. Статьи о здоровье и воспитании детей. Форум для родителей.
"Тырнет - Детский интернет" - детский портал http://www.tirnet.ru/
Коллекция игр-раскрасок, пазлов для детей. Информация о фестивале рисунков. Галерея детских работ. "Ребзики" - детские раскраски http://www.rebzi.ru/
Детский портал развлечений: разнообразные конкурсы, игры, мультфильмы, онлайн рисование, кроссворды. Библиотека сказок. Галерея рисунков.
"Детский сайт "Интернёнок" http://xn--e1aahkmbbiose4p.xn--p1ai/
Игры онлайн для малышей - Внимание и логика Цвета и фигуры Математика дошкольникам. Учимся читать Часы и время Раскраски Головоломки
"Развивающие игры для детей" http://www.baby-gamer.ru/
Логические игры, раскраски, пазлы, "Найди отличие", лабиринты
"Бесплатные развивающие онлайн игры для детей 3-4-5 лет" http://345-games.ru/
Играем и учимся - картинки, раскраски, развиваем внимание и память, игры для малышей
"Детские развивающие онлайн игры" http://igraem.pro/
Развивающие Flash-игры для детей - учимся владеть мышкой, играем, развиваемся и развлекаемся
«Весёлые обучалки и развивалки» http://www.kindergenii.ru/playonline.htm
Онлайн - сервис дистанционного образования для детей дошкольного возраста. На сайте содержится обучающий контент с огромным количеством упражнений, направленных на формирование и развитие интеллектуальных способностей детей.
"IQша - клуб гармоничного развития ребёнка" http://iqsha.ru/
Трейлеры новых серий. Заметки о персонажах, секреты создания героев. Расписание показов. Заставки для компьютера.
"Смешарики" - детский мультсериал http://www.smeshariki.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
* В течение трех последних лет в нашем детском саду в системе дополнительного образования работает кружок по формированию математических представлений у дошкольников «Творческая мастерская «Эврика», где я являюсь его руководителем. * Социальными заказчиками деятельности кружка являются родители моих воспитанников. * Возраст детей: 3 - 7 лет * Срок реализации: 4 года * Количество детей: 15 – 10 детей * График работы: понедельник (среда)
Пояснительная записка. Рабочая программа по дополнительному образованию «Творческая мастерская «Эврика» составлена на основе парциальной образовательной программы «Математические ступеньки» автора Колесниковой Е. В. и «Математика в детском саду» Новиковой В. П., с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – соответствует ФГОС. Содержание ориентировано на развитие математических способностей детей 3-7лет, которое осуществляется в двух направлениях: Систематизация и учет математических знаний, полученных из различных источников (дидактические игры, общение, занятия) Организация работы с детьми по освоению содержания рабочей программы. В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность педагога и детей в процессе игровых занятий в виде поисково-исследовательской деятельности, дидактических игр и упражнений, общения, самостоятельной деятельности, которые организует педагог, сопровождает и поддерживает.
Целью программы является приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 3 – 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи: Создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей. Способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить. Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении, в режимных моментах). Формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу. Содержание: количество и счет, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.
Методическое обеспечение: * Игры на составление плоскостных изображений предметов. * Обучающие настольно-печатные игры по математике. * Геометрические мозаики и головоломки. * Занимательные книги по математике * Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы * Простой карандаш; набор цветных карандаше * Линейка и шаблон с геометрическими фигурами. * Счетный материал, счетные палочки * Набор цифр * Пособия ( «Палочки Кюизенера », «Блоки Дьешена », «Сложи квадрат») * Головоломки: (кроссворды, задачи в стихах) * Электронные дидактические пособия
При разработке рабочей программы использовала следующие принципы: - развивающего и воспитывающего образования; - научной обоснованности и практической применимости; - активности и самостоятельности; - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; -единства воспитательных, образовательных, развивающих задач; - интеграции образовательных областей; -ориентации на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Занятия проходят в соответствии с перспективным планированием с учетом возраста детей. Игровая форма занятий позволяет ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно. Разнообразность наглядных дидактических и электронных пособий позволяет поддерживать интерес к предмету обучения. Работа в рабочих тетрадях, позволяет закрепить усвоенные знания и развивает мелкую моторику рук. Игровые упражнения поисково-исследовательского характера вызывает у детей естественный интерес и помогает освоению способов познания. Продуктивная деятельность помогает закрепить пройденный материал.
Диагностика Диагностика проводится на начало учебного года и в конце. Через наблюдения, беседы, тестовые игровые упражнения и задания в электронном виде. 1. «Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: диагностический журнал/ автор-составитель Н.Б.Вершинина.- Волгоград: Учитель. 2. Е. В. Колесникова предлагает рабочую тетрадь «Диагностика способностей детей 6 – 7 лет» с красочными игровыми заданиями и упражнениями, которые позволяют оценивать математическую подготовку ребенка во время и после усвоения программы и при необходимости восполнить пробелы в знаниях.
Список использованной и рекомендуемой литературы: 1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. М., 2003. 2. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д.. Обучение математике в детском саду. М.., 1998. 3. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М. 1999 4. Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – 2-е изд., перераб . и доп. – М.: ТЦ Сфера,2016. – 112с. 5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. 6. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.— 2-е изд., испр . —М.: Просвещение, 1980. — 64 с. 7. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., 2000.
Спасибо за Внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»
Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".
Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет
Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...
Образовательная программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Развивайка»
Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — в...
- Мне нравится (1)