Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

 

Данная программа составлена в соответствии с  программой

воспитания и обучения в детском саду.

 Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует

действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа

предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к

содержанию воспитания и обучения.

Основная цель её - развить у детей средствами математики основные

психические процессы, а также расширить представления об окружающем

мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,

всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств. Программа

имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного

материала, его конкретности и доступности, постепенности,, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и

умения.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными

физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления

дошкольников.

Задачи реализации программы:

-  формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной

на активизацию познавательных интересов;

-  обучение математическим представлениям в объеме программы

 Подготовительной группы;

-  развитие речи, введение в активную речь элементарных математических

терминов, активное использование знаний и умений, полученных на

занятиях;

-  развитие первичных приемов логического мышления;

-  воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию,

любознательности, умению подчинять свои интересы определенным

правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок»

      ПРИНЯТО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ:                                                                          

Педагогическим советом        Заведующая МБДОУ детского сада  

МБДОУ № 2 «Светлячок»                                                       № 2 «Светлячок»                                        

Протокол № ______  от _________                                    -----------------С.Б.Перова

                                 Рабочая  программа

                        дополнительного образования

по формированию элементарных   математических представлений  «Математические ступеньки»

                               

      Составитель: Тафинцева Т.М.

Содержание.

1.  Пояснительная записка.

2.  Возраст детей

3.  Продолжительность реализации программы

4.  Формы и методы

5.  Дидактический материал и техническое оснащение занятий

6.  Учебный план кружка

7.  Список детей

8. Задачи программы

9. .Ожидаемые результаты

10.Перспективный план кружка

11. Литература

12. Приложение №1

13.Приложение №2

                                             1. Пояснительная записка.

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Данная программа составлена в соответствии с  программой

воспитания и обучения в детском саду.

 Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует

действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа

предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к

содержанию воспитания и обучения.

Основная цель её - развить у детей средствами математики основные

психические процессы, а также расширить представления об окружающем

мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,

всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств. Программа

имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного

материала, его конкретности и доступности, постепенности,, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и

умения.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными

физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления

дошкольников.

Задачи реализации программы:

-  формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной

на активизацию познавательных интересов;

-  обучение математическим представлениям в объеме программы

 Подготовительной группы;

-  развитие речи, введение в активную речь элементарных математических

терминов, активное использование знаний и умений, полученных на

занятиях;

-  развитие первичных приемов логического мышления;

-  воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию,

любознательности, умению подчинять свои интересы определенным

правилам.

2. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В данном , т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка

3.  Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

4.   Формы и методы

Программа реализуется на занятиях кружка «Математические ступеньки». Занятия кружка проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет 30 минут.

Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.

В процессе нод используются различные формы:

  1. Традиционные
  2. Комбинированные
  3. Практические
  4. Игры, конкурсы

Методы:

  1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

            Формы проведения итогов реализации программы

                        Отчёт воспитателя – руководителя кружка .

5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

- Математические наборы

- Цветные карандаши

- Простые карандаши

- Тетради в клетку

- Линейки

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Дидактические игры

- Стаканчик литровый

- Часы и циферблат

- Набор цифр

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Счетные палочки

6.Учебный план кружка по формированию элементарных математических  представлений «Математические ступеньки»

Кружок «Математические ступеньки» работает с 15 сентября по 31 мая

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

Количество занятий

Время проведения

Ф.И.О.

педагога

Математический кружок «Математические ступеньки»

Подготовительная группа (6-7 лет)

19

36 занятий

15.45.-16.15. - СРЕДА

                                               

7. Список детей, посещающих кружок «Математические ступеньки»

                   1 подгруппа

8.Задачи программы

Количество

  • Продолжать развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями  множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Познакомить со счетом в пределах 20.
  • Познакомить с числами второго десятка.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
  • Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Изучение  состава чисел от 0 до 10.
  • Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
  • Познакомить с понятиями отрезок, прямая, кривая.
  • Познакомить с двузначными и однозначными числами

Величина

  • Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
  • Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Форма

  • Расширить знание о  геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. **2
  • Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух  коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
  • Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве

  •  Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  • Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
  • Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  • Учить детей определять время на часах

9.Ожидаемые результаты: 

Занятия по математике помогут   детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

   К концу обучения по программе формирования элементарных

математических представлений предполагается продвижение детей в

развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них

познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих

способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

1.  Умение сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала

и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Умение

использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

2.  Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе

предметных действий.

3.  Умение записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.

4.  Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и

отсчитывания одной или нескольких единиц.

5.  Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему

(вместимости), площади.

6.  Умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками

(шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах

измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

7.  Умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,

овалом узнавать и называть другие  геометрические

тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в

окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

8.  Умение по заданному образцу конструировать из простых фигур более

сложные фигуры.

9.Умение различать отрезок, кривую, прямую линию

10.Умение называть двузначные и однозначные числа

11.Умение работать с десятками.

12.Умение называть четные и нечетные числа

10. Перспективный план работы математического кружка «Математические ступеньки»

п/п

Тема

Программное содержание

                                          Сентябрь

  1

«Одинаковые и разные по форме»

Продолжать учить детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; формировать умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, понимать слова «до», «между», «перед», «после»; развивать память, мышление.

  2

«Слева и справа, вверху и внизу, левее, правее»

 систематизировать пространственные представления; научить ориентироваться на листе бумаги; находить определенный рисунок на странице тетради. развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление, речь; учить детей писать графический диктант, используя понятия « Слева и справа, вверху и внизу».

                                                           Октябрь

  1.

«Свойство предметов (цвет,

форма,  размер)»

Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.

  2.

«Столько же, больше, меньше, первый, последний»

Формировать умение сравнивать группы предметов путем состыкования пар;закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров, познакомить с понятиями «первый, последний»; развивать память ,логическое мышление.

  3.

«Следующий и предшествующий, один и несколько»

Познакомить детей с понятиями «Следующий и предшествующий, один и несколько»; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

  4.

«Сложение. Название компонентов и результата действия сложения. Знак

«+».»

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов (цвет, величина); развивать интерес к математике.

                                                            Ноябрь

  1

Вычитание. Знак «-».

Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

  2

«Пара предметов»

       Учить детей группировать предметы парами; развивать логическое мышление; закрепить порядковый и количественный счет.

  3

«Точки. Прямые и кривые линии»

Познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости; находить и обозначать точки их пересечения; учить распознавать и строить прямые и кривые линии;уточнить и обобщить геометрические представления детей; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая»; развивать пространственное воображение;

  4

«Отрезки и дуги»

познакомить детей с отрезком, его отличием от прямой линии, обозначением отрезка точками, черточками, другими предметами; ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.

  5

«Закрепление пройденного»

Закрепить знания  детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; умение называть и различать прямые, кривые, отрезки, дуги, а также умение ориентироваться на листе бумаги; развивать память с помощью решения различных заданий: найди отличия, найди короткий путь.

                                                       Декабрь

1

«Знаки больше, меньше и равно»

Учить детей сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения; устанавливать взаимно - однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами; использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <); сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.

2

«Части суток и времена года»

ввести понятия "части суток", "времена года", закреплять привычные временные представления; развивать речевые умения и логическое мышление.

3

«Состав чисел 1,2»

 изучить числа 1 и 2, их состав, написание цифр 1 и  2, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие, взаимопонимание.

4

«Состав числа 3»

 знакомство детей с составом числа три; учить составлять число 3 из двух меньших чисел;

упражнять в прямом, обратном счете;

развивать смекалку, зрительную память, воображение;

способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,

                                                              Январь

1

«Знакомство с часами»

Учить детей показывать на часах время;развивать смекалку, зрительную память, воображение

2

«Состав числа 4»

знакомство детей с составом числа 4; учить составлять число 4 из двух меньших чисел;

упражнять в прямом, обратном счете;

развивать смекалку, зрительную память, воображение;способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи

3

«Состав числа 5»

знакомство детей с составом числа 5; учить составлять число 5 из двух меньших чисел;

упражнять в прямом, обратном счете;

развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи

4

«Состав числа 6»

изучить состав числа 6, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

                                                                 Февраль

1

«Состав числа 7»

изучить состав числа 7, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

2

«Состав числа 8»

изучить состав числа 8, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

3

«Состав числа 9»

изучить состав числа 9, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

4

«Состав числа 10»

изучить состав числа 10, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

                                                      Март

1

«Однозначные и двузначные числа»

Познакомить детей с понятиями  «однозначное число» и «двузначное число»; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; воспитывать интерес к математике через достижения результатов, усидчивость.

2

«Счет десятками»

 Сформировать понятие " круглое число,десяток", способность к счету десятками в прямом и обратном счете  в пределах 100, развивать память, мышление

3

«Измерение длины отрезка. Сантиметр»

Формирование нового понятия «сантиметр»; усвоить с детьми способ измерения длины с помощью линейки: измерить длину отрезка и выразить её в сантиметрах.

4

«Закрепление пройденого»

Закрепить с детьми состав чисел до 10; понятия однозначные и двузначные числа; счет десятками;измерение длины, закрепить умения определять время по часам

                                                              Апрель

1

«Плоские и объемные геометрические фигуры»

Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные  предметы, закрепить умение детей определять время по часам

2

«Измерение объема. Литр.»

Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки  детей  сравнивать  сосуды по объёму  с помощью мерки.  Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета.  Дать представление детям о мере литр  и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.: Формировать у ребёнка познавательные  интересы  и познавательные действия через его  включение в различные виды деятельности.   

3

«Симметричные  фигуры»

формировать представления детей  о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры

4

«Определяем время»

 закрепить умение детей определять время по часам, развивать память, мышление.

                                                             Май

1

«Закрепляем геометрические фигуры»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах: плоских и объемных;закрепить счет десятками  в пределах 100; развивать память.

2

«Закрепляем состав чисел от 1 до 10»

Закрепить состав чисел от 1 до 10; счет до 20; развивать математические способности.

3

«Математические диктанты»

Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги; написание чисел от 1 до 20.

4

«Отрезки, прямые, кривые, дуги»

Закрепление понятия точка, отрезки, прямые, кривые, дуги, продолжать учить детей находить их на рисунке, измерять длину.

5

«Математические головоломки»

Развивать математические способности детей, память , логическое мышление.

11. Литература.

1.  В. Волина. Праздник числа. - М.; Знание, 1993.

2.  Л.Г. Петерсон, Кочемасова Е.Е. Игралочка (2 части). - М.;

издательство «Ювента», 2011.

3.  Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька (2

части). М.; издательство «Ювента», 2011.

4.  Колесникова Е.В. Математика для детей. - М.; ТЦ Сфера, 2007.

5.  Пономарева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию

элементарных математических представлений. -М.; Мозаика-Синтез, 2009.

6.  Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. - М.;

Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.

7.  Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.; Мозаика-Синтез,

2000.

8.  Фалькович Т.А., Барыякина Л.П. Формирование математических

представлений. -М.; Вако, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Математический автобус».

Цель: познакомить с числом 7. Задачи: учить сравнивать стоящие рядом числа 6 и 7;закреплять умение раскладывать 6 и 7 предметов в возрастающем порядке по длине;упражнять в различении пространстве...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений « Математическое кролевство»

-Закрепить умение детей ориентиррваться в пространстве.-Развивать любознательность,доброжелательное отношение друг к  другу взаимопомощь,навыки самооценки-Совершенствовать умение находить место ч...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

наглядное пособие для формирования элементарных математических представлений"Математическое дерево"

Актуальность данного пособия состоит в том, что имеет развивающее,  обучающее и воспитывающие значение, а также развивает и формирует  элементарные математические представления и навык...

Технология формирования элементарных математических представлений «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова

Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно – методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных о...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет

Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...