Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
    рабочая программа (подготовительная группа) на тему

    В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

    Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

     

    Данная программа составлена в соответствии с  программой

    воспитания и обучения в детском саду.

     Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует

    действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа

    предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к

    содержанию воспитания и обучения.

    Основная цель её - развить у детей средствами математики основные

    психические процессы, а также расширить представления об окружающем

    мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

    Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,

    всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств. Программа

    имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного

    материала, его конкретности и доступности, постепенности,, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и

    умения.

    Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными

    физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления

    дошкольников.

    Задачи реализации программы:

    -  формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной

    на активизацию познавательных интересов;

    -  обучение математическим представлениям в объеме программы

     Подготовительной группы;

    -  развитие речи, введение в активную речь элементарных математических

    терминов, активное использование знаний и умений, полученных на

    занятиях;

    -  развитие первичных приемов логического мышления;

    -  воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию,

    любознательности, умению подчинять свои интересы определенным

    правилам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

     УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок»

          ПРИНЯТО:                                                                               УТВЕРЖДАЮ:                                                                          

    Педагогическим советом        Заведующая МБДОУ детского сада  

    МБДОУ № 2 «Светлячок»                                                       № 2 «Светлячок»                                        

    Протокол № ______  от _________                                    -----------------С.Б.Перова

                                     Рабочая  программа

                            дополнительного образования

    по формированию элементарных   математических представлений  «Математические ступеньки»

                                   

          Составитель: Тафинцева Т.М.

    Содержание.

    1.  Пояснительная записка.

    2.  Возраст детей

    3.  Продолжительность реализации программы

    4.  Формы и методы

    5.  Дидактический материал и техническое оснащение занятий

    6.  Учебный план кружка

    7.  Список детей

    8. Задачи программы

    9. .Ожидаемые результаты

    10.Перспективный план кружка

    11. Литература

    12. Приложение №1

    13.Приложение №2

                                                 1. Пояснительная записка.

    В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

    Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    Данная программа составлена в соответствии с  программой

    воспитания и обучения в детском саду.

     Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует

    действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа

    предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к

    содержанию воспитания и обучения.

    Основная цель её - развить у детей средствами математики основные

    психические процессы, а также расширить представления об окружающем

    мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

    Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,

    всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств. Программа

    имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного

    материала, его конкретности и доступности, постепенности,, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и

    умения.

    Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными

    физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления

    дошкольников.

    Задачи реализации программы:

    -  формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной

    на активизацию познавательных интересов;

    -  обучение математическим представлениям в объеме программы

     Подготовительной группы;

    -  развитие речи, введение в активную речь элементарных математических

    терминов, активное использование знаний и умений, полученных на

    занятиях;

    -  развитие первичных приемов логического мышления;

    -  воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию,

    любознательности, умению подчинять свои интересы определенным

    правилам.

    2. Возраст детей

    Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В данном , т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка

    3.  Продолжительность реализации программы

    Продолжительность реализации программы – 1 год.

    4.   Формы и методы

    Программа реализуется на занятиях кружка «Математические ступеньки». Занятия кружка проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет 30 минут.

    Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.

    В процессе нод используются различные формы:

    1. Традиционные
    2. Комбинированные
    3. Практические
    4. Игры, конкурсы

    Методы:

    1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
    2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
    3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
    4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

                Формы проведения итогов реализации программы

                            Отчёт воспитателя – руководителя кружка .

    5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

    - Математические наборы

    - Цветные карандаши

    - Простые карандаши

    - Тетради в клетку

    - Линейки

    - Наборы геометрических фигур

    - Демонстрационный материал

    - Дидактические игры

    - Стаканчик литровый

    - Часы и циферблат

    - Набор цифр

    - Трафареты с геометрическими фигурами

    - Ножницы

    - Цветной и белый картон

    - Счетные палочки

    6.Учебный план кружка по формированию элементарных математических  представлений «Математические ступеньки»

    Кружок «Математические ступеньки» работает с 15 сентября по 31 мая

    Дисциплина

    Возрастная группа

    Количество детей

    Количество занятий

    Время проведения

    Ф.И.О.

    педагога

    Математический кружок «Математические ступеньки»

    Подготовительная группа (6-7 лет)

    19

    36 занятий

    15.45.-16.15. - СРЕДА

                                                   

    7. Список детей, посещающих кружок «Математические ступеньки»

                       1 подгруппа

    8.Задачи программы

    Количество

    • Продолжать развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
    • Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями  множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
    • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
    • Познакомить со счетом в пределах 20.
    • Познакомить с числами второго десятка.
    • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
    • Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
    • Изучение  состава чисел от 0 до 10.
    • Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
    • Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
    • Познакомить с понятиями отрезок, прямая, кривая.
    • Познакомить с двузначными и однозначными числами

    Величина

    • Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
    • Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
    • Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
    • Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
    • Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

    Форма

    • Расширить знание о  геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
    • Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. **2
    • Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
    • Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух  коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
    • Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

    Ориентировка в пространстве

    •  Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
    • Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

    Ориентировка во времени

    • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
    • Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
    • Учить детей определять время на часах

    9.Ожидаемые результаты: 

    Занятия по математике помогут   детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

       К концу обучения по программе формирования элементарных

    математических представлений предполагается продвижение детей в

    развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них

    познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих

    способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

    1.  Умение сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала

    и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Умение

    использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

    2.  Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе

    предметных действий.

    3.  Умение записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.

    4.  Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и

    отсчитывания одной или нескольких единиц.

    5.  Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему

    (вместимости), площади.

    6.  Умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками

    (шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах

    измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

    7.  Умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,

    овалом узнавать и называть другие  геометрические

    тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в

    окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

    8.  Умение по заданному образцу конструировать из простых фигур более

    сложные фигуры.

    9.Умение различать отрезок, кривую, прямую линию

    10.Умение называть двузначные и однозначные числа

    11.Умение работать с десятками.

    12.Умение называть четные и нечетные числа

    10. Перспективный план работы математического кружка «Математические ступеньки»

    п/п

    Тема

    Программное содержание

                                              Сентябрь

      1

    «Одинаковые и разные по форме»

    Продолжать учить детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; формировать умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, понимать слова «до», «между», «перед», «после»; развивать память, мышление.

      2

    «Слева и справа, вверху и внизу, левее, правее»

     систематизировать пространственные представления; научить ориентироваться на листе бумаги; находить определенный рисунок на странице тетради. развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление, речь; учить детей писать графический диктант, используя понятия « Слева и справа, вверху и внизу».

                                                               Октябрь

      1.

    «Свойство предметов (цвет,

    форма,  размер)»

    Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.

      2.

    «Столько же, больше, меньше, первый, последний»

    Формировать умение сравнивать группы предметов путем состыкования пар;закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров, познакомить с понятиями «первый, последний»; развивать память ,логическое мышление.

      3.

    «Следующий и предшествующий, один и несколько»

    Познакомить детей с понятиями «Следующий и предшествующий, один и несколько»; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

      4.

    «Сложение. Название компонентов и результата действия сложения. Знак

    «+».»

    Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов (цвет, величина); развивать интерес к математике.

                                                                Ноябрь

      1

    Вычитание. Знак «-».

    Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

      2

    «Пара предметов»

           Учить детей группировать предметы парами; развивать логическое мышление; закрепить порядковый и количественный счет.

      3

    «Точки. Прямые и кривые линии»

    Познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости; находить и обозначать точки их пересечения; учить распознавать и строить прямые и кривые линии;уточнить и обобщить геометрические представления детей; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая»; развивать пространственное воображение;

      4

    «Отрезки и дуги»

    познакомить детей с отрезком, его отличием от прямой линии, обозначением отрезка точками, черточками, другими предметами; ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.

      5

    «Закрепление пройденного»

    Закрепить знания  детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; умение называть и различать прямые, кривые, отрезки, дуги, а также умение ориентироваться на листе бумаги; развивать память с помощью решения различных заданий: найди отличия, найди короткий путь.

                                                           Декабрь

    1

    «Знаки больше, меньше и равно»

    Учить детей сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения; устанавливать взаимно - однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами; использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <); сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств.

    2

    «Части суток и времена года»

    ввести понятия "части суток", "времена года", закреплять привычные временные представления; развивать речевые умения и логическое мышление.

    3

    «Состав чисел 1,2»

     изучить числа 1 и 2, их состав, написание цифр 1 и  2, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие, взаимопонимание.

    4

    «Состав числа 3»

     знакомство детей с составом числа три; учить составлять число 3 из двух меньших чисел;

    упражнять в прямом, обратном счете;

    развивать смекалку, зрительную память, воображение;

    способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,

                                                                  Январь

    1

    «Знакомство с часами»

    Учить детей показывать на часах время;развивать смекалку, зрительную память, воображение

    2

    «Состав числа 4»

    знакомство детей с составом числа 4; учить составлять число 4 из двух меньших чисел;

    упражнять в прямом, обратном счете;

    развивать смекалку, зрительную память, воображение;способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи

    3

    «Состав числа 5»

    знакомство детей с составом числа 5; учить составлять число 5 из двух меньших чисел;

    упражнять в прямом, обратном счете;

    развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи

    4

    «Состав числа 6»

    изучить состав числа 6, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

                                                                     Февраль

    1

    «Состав числа 7»

    изучить состав числа 7, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

    2

    «Состав числа 8»

    изучить состав числа 8, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

    3

    «Состав числа 9»

    изучить состав числа 9, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

    4

    «Состав числа 10»

    изучить состав числа 10, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие.

                                                          Март

    1

    «Однозначные и двузначные числа»

    Познакомить детей с понятиями  «однозначное число» и «двузначное число»; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; воспитывать интерес к математике через достижения результатов, усидчивость.

    2

    «Счет десятками»

     Сформировать понятие " круглое число,десяток", способность к счету десятками в прямом и обратном счете  в пределах 100, развивать память, мышление

    3

    «Измерение длины отрезка. Сантиметр»

    Формирование нового понятия «сантиметр»; усвоить с детьми способ измерения длины с помощью линейки: измерить длину отрезка и выразить её в сантиметрах.

    4

    «Закрепление пройденого»

    Закрепить с детьми состав чисел до 10; понятия однозначные и двузначные числа; счет десятками;измерение длины, закрепить умения определять время по часам

                                                                  Апрель

    1

    «Плоские и объемные геометрические фигуры»

    Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные  предметы, закрепить умение детей определять время по часам

    2

    «Измерение объема. Литр.»

    Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки  детей  сравнивать  сосуды по объёму  с помощью мерки.  Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета.  Дать представление детям о мере литр  и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.: Формировать у ребёнка познавательные  интересы  и познавательные действия через его  включение в различные виды деятельности.   

    3

    «Симметричные  фигуры»

    формировать представления детей  о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры

    4

    «Определяем время»

     закрепить умение детей определять время по часам, развивать память, мышление.

                                                                 Май

    1

    «Закрепляем геометрические фигуры»

    Закрепить знания детей о геометрических фигурах: плоских и объемных;закрепить счет десятками  в пределах 100; развивать память.

    2

    «Закрепляем состав чисел от 1 до 10»

    Закрепить состав чисел от 1 до 10; счет до 20; развивать математические способности.

    3

    «Математические диктанты»

    Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги; написание чисел от 1 до 20.

    4

    «Отрезки, прямые, кривые, дуги»

    Закрепление понятия точка, отрезки, прямые, кривые, дуги, продолжать учить детей находить их на рисунке, измерять длину.

    5

    «Математические головоломки»

    Развивать математические способности детей, память , логическое мышление.

    11. Литература.

    1.  В. Волина. Праздник числа. - М.; Знание, 1993.

    2.  Л.Г. Петерсон, Кочемасова Е.Е. Игралочка (2 части). - М.;

    издательство «Ювента», 2011.

    3.  Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька (2

    части). М.; издательство «Ювента», 2011.

    4.  Колесникова Е.В. Математика для детей. - М.; ТЦ Сфера, 2007.

    5.  Пономарева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию

    элементарных математических представлений. -М.; Мозаика-Синтез, 2009.

    6.  Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. - М.;

    Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.

    7.  Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.; Мозаика-Синтез,

    2000.

    8.  Фалькович Т.А., Барыякина Л.П. Формирование математических

    представлений. -М.; Вако, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Математический автобус».

    Цель: познакомить с числом 7. Задачи: учить сравнивать стоящие рядом числа 6 и 7;закреплять умение раскладывать 6 и 7 предметов в возрастающем порядке по длине;упражнять в различении пространстве...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений « Математическое кролевство»

    -Закрепить умение детей ориентиррваться в пространстве.-Развивать любознательность,доброжелательное отношение друг к  другу взаимопомощь,навыки самооценки-Совершенствовать умение находить место ч...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

    Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

    Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» во второй младшей группе

    Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»...